Antoshka

Путь к Файлу: /Пищевая химия для заочного / методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   4
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   28.10.2014
Размер:   12.7 МБ
СКАЧАТЬ

 

 
ФГОУ ВПО

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра технологии хранения и переработки

растениеводческой продукции

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к лабораторно - практическим занятиям по дисциплине

«Пищевая химия»

 

по теме: «  Цветные реакции на аминокислоты и белки »

 

для студентов, обучающихся

по специальности 110305.65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2007


 

 

 
 

 

 

 

 

 

 


методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07Одобрены на заседании методической комиссии факультета перерабатывающих технологий (протокол №  от «___» ________ 2007 г.)

 

Методические указания подготовили:    доцент, к.т.н. Щербакова Е.В.

         доцент, к.т.н. Кондратенко В.В.

         ассистент Кондратенко Т.Ю.

         соискатель Чубит Л.Ю.

        

 

 

 

Рецензент – профессор, д.т.н. Донченко Л.В.


ВВЕДЕНИЕ

 

 
 


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

1 этап – предварительная подготовка к проведению эксперимента. Предварительная подготовка заключается в изучении теории явления, которое исследуется в лабораторной работе, в изучении метода. Результатом предварительной подготовки является письменный отчёт, вносимый в рабочую тетрадь в виде короткого, но ясного изложения. Отчёт о лабораторной работе начинает составляться до проведения эксперимента. Без предварительной подготовки к лабораторной работе студент не допускается  к выполнению эксперимента.

2 этап – проведение эксперимента. До начала выполнения эксперимента следует найти на лабораторном столе все принадлежности, необходимые для выполнения работы. Результаты эксперимента надо аккуратно вносить в таблицу, форма которой должна быть заранее продумана. После проведения эксперимента необходимо тут же в лаборатории подсчитать окончательный результат; в случае неудовлетворительного результата измерения необходимо провести вновь.

3 этап - сдача предварительного зачёта по выполненной лабораторной работе. При сдаче зачёта представляется законченный письменный отчёт о выполненной лабораторной работе, в котором помимо данных предварительной подготовки приведены как первичные результаты эксперимента, так и окончательная  обработка результатов эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

В БИОХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

 

Общие положения

1. Студентам категорически запрещается работать в лаборатории одним без присмотра преподавателя или лаборанта, а также проводить работы не связанные непосредственно с полученным заданием.

2. Работу в лаборатории необходимо выполнять в специальных халатах из хлопчатобумажной ткани.

3. Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, не загромождать его посторонними предметами и личными вещами.

4. Нельзя брать принадлежности с другого стола, бросать в раковины бумагу, вату, выливать химические реактивы.

5. Запрещается пить в лаборатории воду и принимать пищу.

6. По окончании пользования водой и источниками энергии необходимо закрывать краны и выключать электроприборы.

7. Не приступайте к работе до полного уяснения всей техники её выполнения.

8. При замеченных неисправностях электрической проводки, водопроводной сети, лабораторной аппаратуры, вытяжного шкафа, приборов и т.п. немедленно сообщайте дежурному лаборанту или преподавателю.

9. После выполнения работы и одобрения полученных результатов преподавателем рабочее место приведите в состояние, которое оно имело к  моменту начала работы.

10. Дежурный студент сдаёт лабораторию лаборанту и покидает её последним.

11. После ознакомления с правилами техники безопасности студент ставит свою подпись в журнале учёта.

12. В случае нарушения правил техники безопасности студент отстраняется от дальнейших занятий в лаборатории.

Правила работы со стеклянной посудой и оборудованием

Категорически запрещено работать с грязной и поврежденной химической посудой и оборудованием (пробирки с трещинами, ртутные термометры, спиртовки). При перемешивании стеклянной палочкой нужно избегать ударов по стенкам посуды. Кроме того, нельзя нагревать химическую стеклянную посуду на огне без  асбестовой сетки, а также наливать горячую жидкость без предварительного ополаскивания ею стенок и дна сосуда. При нагревании пробирок с растворами их  следует держать специальными держателями открытым концом от себя и от стоящих рядом людей.

 

Правила работы с реактивами

Все опыты с концентрированными кислотами, щелочами и органическими растворителями (спиртом, ацетоном, петролейным эфиром, этанолом и т.д.) производить только под тягой (при проведении данной работы голова и корпус тела должны оставаться  вне вытяжного шкафа, а наблюдение за  работой производится через стекло опущенной  створки).

На всех склянках с реактивами должны быть этикетки с обозначением (название реактива, дата изготовления, титр). При работе с концентрированными реактивами и другими растворами следует пользоваться резиновой грушей или специальными градуированными шприцами и бюретками.

Запрещается пробовать химические вещества на вкус и выливать в раковину (их собирают в специальные сосуды).

При разбавлении или переливании концентрированных кислот и щелочей необходимо пользоваться толстостенной посудой и вливать кислоту при помощи стеклянной палочки в воду, а не наоборот.

Разлитые кислоты и щёлочи необходимо нейтрализовать, а затем тщательно промыть водой (при попадании на кожу щёлочи обожжённое место обильно промывают проточной водой, а затем протирают 2%-ным раствором уксусной или борной кислоты; в случаях попадания на кожу кислоты обожжённое место обильно промывают проточной водой, а затем протирают 2%-ным раствором аммиака или соды). При сильных термических ожогах кожу смачивают крепким раствором перманганата калия или спиртовым раствором танина, спиртом или жировой эмульсией.

 

Правила работы с электрическими приборами

Прежде чем пользоваться прибором, изучите его устройство и правила пользования.

Не пробуйте самостоятельно исправлять неисправные приборы, а незамедлительно сообщайте преподавателю или лаборанту. Не прикасайтесь к нагревательным элементам нагревательных приборов.

 

 

 

 

 

 


ЦВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ И АМИНОКИСЛОТЫ

Актуальность темы: Одной из главных задач специалистов пищевой отрасли является определение наличия и количество белков и аминокислот в пищевом продукте или сырье для его производства.

Белки и аминокислоты можно обнаружить по ряду характерных реакций, которые основаны на физико-химических свойствах белков. Эти качественные реакции получили название «цветные реакции на белки», так как дают окрашенные соединения (рисунок 6).

1. Нингидриновая реакция характерна для a-аминокислот (аминокислот, у которых аминогруппа присоединяется к первому – a-атому углерода, идущему после карбоксильной группы).

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

1 этап: присоединение к молекуле нингидрина молекулы аминокислоты по двойной связи с отщеплением молекулы воды (рисунок 1)

2 этап: водород карбоксильной группы уходит к двойной связи N и нингидрина и разрывает её, присоединяясь к углероду в пятичленном кольце. В результате образуется двойная связь между азотом и углеродом в остатке аминокислоты, а карбоксильная группа в виде углекислого газа (СО2) отщепляется и улетучивается (рисунок 2).

 

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

3 этап: в присутствии воды идёт расщепление образовавшейся двойной связи, водород воды присоединяется к азоту, а кислород к углероду, образуя молекулу альдегида, которая уходит в окружающий раствор. В итоге, от исходной аминокислоты в соединении остался один азот (рисунок 3).

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

4 этап: к образовавшемуся соединению через азот присоединяется вторая молекула нингидрина, по тому же механизму, что и на первом этапе, происходит отщепление воды и образуется сложное соединение с азотом по середине.

5 этап: водород при углероде отщепляется и присоединяется к кислороду, расщепляя двойную связь.

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

В результате двойная связь образуется в пятичленном кольце, а образовавшаяся ОН-группа диссоциирует, и катион водорода уходит в раствор, в результате чего кислород пятичленного кольца приобретает отрицательный заряд, а реакция среды становится более кислой. В этих условиях двойная связь при полностью замещённом третичном азоте приводит к окрашиванию (рисунок 5).

Все эти этапы проходят очень быстро, сменяя друг друга при кипении. В итоге, в ходе реакции аминокислоты окисляются и распадаются, образуя СО2, соответствующий альдегид, и образуется всегда один и тот же пигмент.

Интенсивность окраски зависит от количества аминокислот в соответствующих растворах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 
методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

Рисунок 6 – Классификация основных качественных реакций на белки и аминокислоты

 
 



2. 

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

Биуретовая – реакция обнаружения пептидной связи. Эту реакцию дают все белки, продукты их неполного гидролиза (пептоны, пептиды), а также некоторые небелковые вещества (биурет, оксамид) и некоторые свободные аминокислоты (гистидин, серин) – рисунок 7.

 

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

1 этап: В щелочной среде каждая пептидная связь переходит в енольную форму (т.е. атом водорода уходит от азота в пептидной связи, разрывая двойную связь между углеродом и кислородом, и присоединяется к кислороду, образуя спиртовую ОН-группу), из-за чего полипептид относится к категориям спиртов (рисунок 8).

В результате между углеродом и азотом образуется двойная связь, из-за которой полипептид начинает относиться к неароматическим углеродсодержащим соединениям с двойной связью – алкенам, из-за чего входит в группу еновых соединений. Вместе со свойством спиртов (ольных соединений) данная форма пептидной связи становится енольной.

В результате азот в такой связи является третичным, полностью замещённым с двойной связью. При таком азоте имеется неподелённая электронная пара, благодаря которой он может вступать в донорно-акцепторное взаимодействие, что и происходит при наличии в растворе ионов двухвалентной меди.

2 этап: в растворе енольная форма полипептида (спиртовые группы этой формы диссоциируют, что приводит к образованию отрицательных зарядов С-О, которые при наличии в растворе ионов 2х валентной меди вступают с ними в солевое взаимодействие). При этом не обязательно участвуют соседние спиртовые группы, в солевом взаимодействии могут участвовать диссоциированные спиртовые группы из разных участков молекулы, что приводит к её изгибу, она охватывает ион меди как бы в клещи (хелаты).

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

Прочности белково-медного комплекса способствует также координационная донорно-акцепторная связь между уже связанным по солевому механизму ионом меди и неподелённой электронной парой третичного азота. Такой комплекс имеет фиолетово-синий цвет (рисунок 9).

3. Ксантопротеиновая реакция обнаруживает в белке ароматические аминокислоты (фенилаланин, тирозин, триптофан).

Большинство белков при нагревании с концентрированной азотной кислотой даёт жёлтое окрашивание. Реакция обусловлена нитрованием фенильного кольца ароматических аминокислот с образованием нитросоединений жёлтого цвета (рисунок 10).

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

При осторожном прибавлении к реакционной смеси аммиака или другой щёлочи появляется  красно-оранжевая окраска, обусловленная образованием нитроновых кислот.

4. Реакция на триптофан (реакция Адамкевича-Гопкинса, 1874 г)

Реакция обнаруживает в белке аминокислоту триптофан. При добавлении к раствору белка незначительных количеств глиоксиловой кислоты в присутствии крепкой серной кислоты получается триптофана в кислой среде вступать в реакцию с альдегидами, образуя при этом окрашенные продукты конденсации. В этой реакции из глиоксиловой кислоты под действием концентрированной серной кислоты сначала получается формальдегид (рисунок 11).

Образовавшийся формальдегид затем конденсируется с триптофаном. Продукт конденсации окисляется до бис-2-триптофанилкарбинола, который в присутствии минеральных кислот образует соли, окрашенные в сине-фиолетовый цвет (рисунок 12).

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

5. 
Реакция на серосодержащие аминокислоты (реакция Фоля)

Реакция Фоля открывает в белке серосодержащие аминокислоты цистин и цистеин. Метионин этой реакции не даёт, поскольку сера в нём связана прочно. При добавлении к раствору белка крепкой щелочи, уксуснокислого свинца и последующем кипячении раствор начинает темнеть.

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07
Реакция обусловлена тем, что цистин и цистеин при нагревании с крепкой щелочью разрушаются, образуя сульфид натрия, который затем, при взаимодействии со свинцовокислым натрием, трансформируется в сульфид свинца, окрашивающий раствор в тёмный цвет (рисунок 13).

6. Реакция Миллона – реакция на аминокислоту тирозин.

Реактив Миллона (раствор HgNO3 и Hg(NO2)2 в разбавленной HNO3, содержащей примесь HNO2) взаимодействует с тирозином с образованием ртутной соли нитропроизводного тирозина (рисунок 14), окрашенной в розовато-красный цвет:

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

7. Реакция Сакагучи – реакция на аргинин

Белки, содержащие аргинин, в присутствии щёлочи дают красное окрашивание с гипобромитом и a-нафтолом.

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07
Гуанидиновая группа аргинина окисляется гипобромитом, и окисленный аргинин при взаимодействии с a-нафтолом образует продукт конденсации красного цвета (рисунок 15).

8. Реакция Ваузена – реакция на триптофан

Белки, содержащие триптофан, дают в кислой среде в присутствии нитрита натрия и формальдегида сине-фиолетовое окрашивание. В этой реакции триптофан взаимодействует с формальдегидом с образованием продукта конденсации (бис-2-триптофанилметана), который окисляется нитритом натрия до бис-2-триптофанилкарбинола.

Химизм реакции в целом подобен химизму реакции Адамкевича-Гопкинса (рисунки 11, 12), но только формальдегид образуется не в присутствии серной, а в присутствии соляной кислоты, а окисление продуктов конденсации осуществляется нитритом натрия.

 

9. Реакция Гопкинса-Коле – реакция на триптофан

Ещё одна цветная реакция, обнаруживающая в составе белка аминокислоту триптофан. Химизм её в целом подобен химизму реакции Адамкевича-Гопкинса (рисунок 12), отличаясь лишь ходом проведения. Цвет продуктов реакции тот же.

 

10. Реакция Паули (диазореакция Паули)

Данная реакция позволяет обнаружить в белке аминокислоты гистидин и тирозин. Реакция проходит в два последовательных быстро сменяющих друг друга этапа.

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

На первом этапе, при взаимодействии сульфаниловой кислоты с нитритом натрия (или калия) в кислой среде, образуется диазобензолсульфоновая кислота (рисунок 15).

методичка по цветным реакциям и белкам-12.05.07

На втором этапе, при взаимодействии образовавшейся n-диазобензолсульфоновой кислоты с гистидином или тирозином, в реакции диазотирования, образуются комплексные соединения вишнёво-красного цвета (рисунок 16).

 

11. Реакция Мак-Карти и Салливана

Это реакция на аминокислоту метионин.

 

 

 

 

 

 

 


ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА  № 1

 

Тема: «Цветные реакции на аминокислоты и белки»

 

Цель занятия: Изучить и освоить методы качественного и количественного определения аминокислот и белков.

Реактивы и оборудование: 1%-ный раствор яичного белка; 1%-ный раствор желатина; 0,1%-ные растворы тирозина, триптофана и цистеина; 1%-ные растворы глицина и α-аланина; 0,5%-ный раствор нингидрина в 95%-ном ацетоне; 10%-ный едкий натр; 1%-ный раствор сульфата меди; концентрированная азотная кислота; реактив Милона; концентрированная серная кислота; 30%-ный раствор едкого натра; 5%-ный раствор уксуснокислого свинца; пробирки; пипетки на 1 мл; водяная баня; спиртовки; держатели для пробирок; штативы для пробирок.

 

Нингидриновая реакция

Ход работы:

1. В одну пробирку вносят 1 мл 1%-ного раствора яичного белка, во вторую 1 мл 1%-ного раствора глицина и в третью 1 мл 1%-ного раствора α-аланина.

2. В каждую пробирку добавляют по 3 капли 0,5 %-ного раствора нингидрина и нагревают до кипения.

Через 2…3 мин в пробирках наблюдают появление окрашивания и объясняют разницу окрашивания в трёх пробирках.

 

Биуретовая реакция

Ход работы:

1. В пробирку наливают 1 мл 1%-ного раствора яичного белка.

2. Добавляют 2 мл 10%-ного раствора едкого натра и 1…2 капли 1%-ного раствора сульфата меди.

В пробирке появляется сине-фиолетовое окрашивание.

Ксантопротеиновая реакция

Ход работы:

1. В одну пробирку вносят 1 мл 1%-ного раствора яичного белка, во вторую – 1 мл 1%-ного раствора желатина, в третью пробирку вносят 1 мл 1%-ного раствора триптофана.

2. В каждую пробирку вносят по 3 капли концентрированной азотной кислоты, нагревают, затем охлаждают и добавляют несколько капель 30%-ного раствора NаОН.

Наблюдают появление окрашивания и объясняют разницу в окраске растворов в трёх пробирках.

 

Реакция Адамкевича – Гопкинса (1874)

Ход работы:

1. В одну пробирку вносят 1 мл 1%-ного раствора яичного белка, во вторую – 1 мл 1%-ного раствора желатина, в третью – 1 мл 0,1%-ного раствора триптофана.

2. В каждую пробирку добавляют в качестве источника глиоксиловой кислоты по 1…2 мл концентрированной уксусной кислоты (глиоксиловая кислота всегда присутствует в небольших количествах в ледяной уксусной кислоте).

3. Растворы нагревают, затем охлаждают и по стенке пробирок осторожно, не допуская смешивания жидкостей, приливают по 2 мл концентрированной серной кислоты.

При стоянии в пробирке с яичным белком, на границе двух слоёв жидкости наблюдается сине-фиолетовое окрашивание в виде кольца. Появление окраски можно ускорить, поместив пробирку в кипящую водяную баню на 3 минуты. Объясняют разницу в окраске растворов в трёх пробирках.

 

 

 

Реакция Фоля

Ход работы:

1. В одну пробирку наливают 1 мл 1%-ного раствора яичного белка, во вторую – 1 мл 1%-ного раствора желатина.

2. В каждую пробирку добавляют по 1 мл 30%-ного раствора едкого натра и 1 мл 5%-ного раствора уксуснокислого свинца.

3. Содержимое пробирок доводят до интенсивного кипения.

Жидкость в пробирке с яичным белком темнеет, образуя чёрный осадок сульфида свинца. В пробирке с желатином осадка не образуется. Объясняют разницу в окраске растворов.

 

Реакция Миллона

Ход работы:

1. В пробирку наливают 2 мл концентрированного раствора тирозина

2. Прибавляют ~1 мл реактива Миллона, встряхивают и осторожно нагревают пробирки на пламени спиртовки.

Образуется красное окрашивание

 

Реакция Сакагучи

Ход работы:

1. В пробирку наливают 0,5 мл 1%-ного раствора белка (яичного белка, желатина).

2. Добавляют 0,5 мл 10%-ного раствора щёлочи и 3 капли 0,1%-го спиртового раствора α-нафтола, после чего получившуюся смесь встряхивают для перемешивания.

3. Приливают 2…3 капли 2%-ного раствора гипобромита натрия.

Появляется красное окрашивание.

 

 

 

Реакция Ваузена

Ход работы:

1. В пробирку наливают 2 мл 1%-ного раствора яичного белка и добавляют 1 каплю 2,5%-ного раствора формальдегида.

2. К полученной смеси, тщательно перемешивая, добавляют осторожно по каплям 6 мл концентрированной серной кислоты, охлаждая пробирку в ванночке со льдом.

3. Через 10 минут добавляют, при постоянном перемешивании, 10 капель 0,5%-ного раствора нитрита натрия.

Появляется сине-фиолетовая окраска.

 

Реакция Паули

Ход работы:

1. В пробирку наливают 1 мл 1%-ного раствора сульфаниловой кислоты (готовится на 5%-ном растворе соляной кислоты), прибавляют 2 мл 0,5%-ного раствора нитрита натрия и тщательно перемешивают.

2. К полученной смеси добавляют 2 мл 1%-ного раствора яичного белка и после перемешивания приливают 6 мл 10%-ного раствора карбоната натрия. Смесь тщательно перемешивают.

После перемешивания смесь окрашивается в вишнёво-красный цвет.

Проделывают эту же реакцию с 0,1%-ным раствором гистидина, сравнивают полученные результаты и делают вывод.

 

Реакция Гопкинса-Коле

Ход работы:

1. В пробирку наливают 1 мл 0,005%-ного раствора триптофана, затем добавляют 1 мл глиоксиловой кислоты.

2. Смесь тщательно перемешивают, после чего прибавляют 10 капель 0,04 М раствора сульфата меди (II).

3. Затем небольшими порциями (по несколько капель) добавляют 2…3 мл концентрированной серной кислоты, охлаждая пробирку после приливания очередной порции кислоты в токе холодной воды (или в ванночке со льдом).

4. Полученную смесь оставляют на 10 мин при комнатной температуре, после чего ставят на 5 мин в кипящую водяную баню.

Наблюдается образование сине-фиолетового окрашивания.

Приготовление глиоксиловой кислоты: К 2 г порошка магния (слегка увлажненного) прилить при охлаждении 50 мл (заранее охлажденного до 0 °С) насыщенного раствора щавелевой кислоты.

Полученный осадок оксалата магния отфильтровывают и декантируют небольшим количеством воды.

Фильтрат подкисляют уксусной кислотой и доводят до объема 200 мл (полученный раствор хранить в холодильнике).

 

Реакция Мак-Карти и Салливана

Ход работы:

1. В пробирку наливают 5 мл 0,02н раствора метионина.

2. При непрерывном перемешивании прибавляют сначала 1 мл 14,3н раствора гидроксида натрия, а затем 0,3 мл свежеприготовленного 10%-го раствора нитропруссида натрия.

3. Смесь нагревают в течение 10 минут на водяной бане при температуре 35…40 °С., затем в течение 2 минут охлаждают в ледяной воде.

4. К смеси при помешивании добавляют 5 мл смеси соляной и фосфорной кислот. Полученный раствор взбалтывают 1 минуту, после чего охлаждают водой комнатной температуры в течение 10 минут.

Образуется яркая красно-фиолетовая окраска.

 

 

 

 

Оформление работы

Результаты работы оформить в виде таблицы.

 

п.п.

Название

реакции

Материал

исследования

Употребляемые

реактивы

Окраска

продукта

Чем обусловлена реакция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:   

        

        

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Назовите универсальные реакции на белки

2. Укажите специфические реакции на белки и аминокислоты.

3. Какая химическая группа в белках и аминокислотах обусловливает нингидриновую реакцию?

4. Какой химической группировкой обусловлена биуретовая реакция?

5. Какую аминокислоту в белке открывают реакцией Милона?

6. Какие химические превращения протекают в процессе ксантопротеиновой реакции?

7. Какие вещества дают окрашенные продукты при взаимодействии с триптофаном в кислой среде?

8. Какие химические превращения происходят при кипячении цистина и цистеина в щелочной среде?

 

Для полного усвоения темы необходимо повторить:

ü аминокислотный состав белков;

ü строение аминокислот, их номенклатуру;

ü классификацию и общие свойства аминокислот;

ü классификацию и функции белков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ермаков А.Н, Арасимович В.В, Смирнова – Иконникова М.И, Мири И.К. Методы биохимического исследования растений. М,1952, с.-

2. Полянская А.С, Шевелева А.О. Методическая разработка по лабораторным работам «Аминокислоты и белки», Л.,1976. с-

3. Филлипович Ю.Б, Егорова Т.А, Севастьянова Г.А. Практикум по общей биохимии. М., 1982. с-.

4. Т.Т Березов, В.Ф. Коровкин. Биологическая химия. М.: Медицина ,1990. с-28-37.

5. Э.Г. Розанцев., Л.Е. Цупак., Е.И. Симбирева., М.П. Макарова, Т.И. Чернышёва, В.В. Бойко, Л.И. Брусникина. Методические указания. Пищевая химия. М.,1993. с.-3-9.

6. М.Н. Яковлева, В.В. Осташкова. «Биохимия белков». Методические указания к лабораторным занятиям по биологической химии. г. Петрозаводск. 1999г. с.-

7. Л.М. Пустовалова. Практические работы по биохимии. М, Издательство «Феникс»1999. с-34-36

8. А.А. Чиркин. Практикум по биохимии. М, Издательство «Новое знание». 2002. с-27-30

9. Гамаюрова, Л.Э Ржечицкая. Пищевая химия: Лабораторный практикум 2006.

 

 

 

 

 

 
 


 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика