Antoshka

Путь к Файлу: /Они / ОНИ УМК / Лекции по ОНИ / Лекция №2.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   28.10.2014
Размер:   46.5 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция 2

Тема: Организация научных исследований

Вопросы:

1.Основные положения и понятия о науке и научном исследовании.

2. Организационная структура науки.

3.Понятия — научный потенциал и научно-технический прогресс.

 

1. Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышление, об объективных законах их развития. Она является результатом многовекового развития познавательной деятельности человечества, преобразующего мир в своих интересах.

Предмет науки — различные формы движущейся материи, а также формы их отражения в сознании человека.

Благодаря науке можно найти объяснение действительным фактам, выяснить их происхождение и развитие, раскрыть существенные связи между явлениями.

Современное общество во всех его элементах и во всех видах его деятельности пронизано влиянием науки и техники. Все формы физического и умственного труда, будь то медицина, транспорт, связь, хранение продукции, переработка, другие отрасли ЛИК, быт современного человека — испытывают на себе действие НТП.

По целевому назначению научные исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные исследования.

Фундаментальные исследования бывают — свободные и целенаправленные.

Свободные фундаментальные исследования представляют собой «чистую науку» и носят разведочный характер, требуют индивидуальной работы для познания еще неизвестных законов природы и общества.

Целенаправленные фундаментальные исследования направлены на решение определенных проблем при помощи научных методов.

Прикладные исследования заключаются в разработке техники и новых технологий на основе научных знаний.

Общая классификация современных наук — основана на взаимосвязи трех главных разделов научного знания естествознания, общественных (социальных) наук и философии. Каждый из них представляет комплекс наук.

Науку можно рассматривать в пяти аспектах.

1. Специфическая форма общественного сознания, на основе системы знаний

2. Процесс познания закономерностей объективного мира

Наука             3. Определенный вид общественного разделения труда

                        4. Важнейший фактор общественного развития

5. Процесс производства новых знаний и их использование

Рис.1 Основные аспекты науки

Главной же функцией и целью науки является познание объективного мира.

Наука развивается на базе знаний накопленных предыдущими поколения ми и имеет закономерности в своем развитии. (Рис.2)

                                               1. Преемственность

                                               2. Взаимодействие отраслей

Закономерности в развитии науки

                                               3. Дифференциация и специализация науки

                                               4. Связь науки с производством

Рис 2 Закономерности в развитии науки

Преемственность — важный фактор и закономерность в развитии Науки. Последующие поколения овладевают всей совокупностью накопленных знаний. Для этого они используют материалы, в которых научные данные обработаны и систематизированы. Поэтому для развития науки каждое поколение ученых должно не только получать новые данные, но и проводить огромную работу по систематизации всей суммы знаний своего и всех предшествующих поколений.

Другая важная закономерность развития науки — взаимодействие отдельных отраслей, на основе которого возникают и развиваются новые науки. Примером может служить генная инженерия, биотехнология, физическая химия, биологическая химия. Взаимодействие различных отраслей в перерабатывающей промышленности влечет за собой новые технологии.

Неизбежно наступает момент, когда ученый выбирает какой-то определенный участок исследования и превращается в еще более «узкого» специалиста. Таким образом, дифференциации и специализация науки есть следствие и в то же время непременное условие ее развитие.

Дифференциация и специализация науки — это объективно действующая закономерность, имеющая и отрицательную сторону — рост обособленности ученых.

Научная деятельность — это получение знаний, организация взаимодействия между различными их областями и отраслями, хранение и распространение научных данных.

Научная деятельность включает в себя несколько видов:

· научно-техническую, направленную на комплексное решение проблем;

· изобретательскую — творческую, ориентированную на создание техники и технологии, отвечающих мировым стандартом;

· инженерную, задача которой — применение научных знаний для раз работки новой техники и управления процессом ее изготовления и эксплуатации.

Т.е. организация цикла «наука — техника—производство»

В современных условиях научная, научно-техническая, изобретательская, инженерная деятельность и др. виды творческого труда часто переходят один в другой, особенно в технологии, биотехнологии, генной инженерии и прочих наукоемких отраслях производства.

Социально-экономическая значимость науки определяется, прежде всего эффектом, который приносит ее конечный продукт — нововнедение.

Нововнедение (инновация) — это разработка, создание и распространение новых изделий, технологий, форм и результатов организации производства, труда и управления, которые дают научно-технический, экономический и социальный эффект.

Предмет труда в науке - информация, созданная предшествующими поколениями исследователей и воплощающая общественные затраты на развитие смежных отраслей науки и образования. Трудовой процесс в науке связан с использованием специфичных, более или менее стандартных приемов и методов получения, обработки и оценки информации. для научных работников характерны индивидуальные способности, не воспроизводимые в массовом масштабе и прямо не зависящие от длительности обучения.

2 Основным органом современной России — является Министерство науки высшей школы и технической политики России, которой в настоящее время определяет государственную политику роста научного потенциала и развития страны, формирует планы и программы исследований и разработок.

Значительная роль в государственном руководстве наукой принадлежит также министерствам, а также Российской академии наук — высшему учреждению страны.

Задачи Российской академии наук:

· развитие фундаментальных исследований по ведущим направлениям естественных наук;

· проведение прикладных исследований в приоритетных областях,

· выявление возможностей кардинального ускорения научно-технического прогресса и подготовка рекомендаций по использованию его результатов;

· изучение и обобщение достижений мировой науки.

Общественное разделение труда выделило пять взаимосвязанных научных сфер по подчиненности:

— академическая

— вузовская

— отраслевая

— производственная

— вневедомственная

В академических и вузовских структурах проводят, прежде всего фундаментальные исследования по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для разработки новых видов техники и технологии, и кроме этого выполняют поисковые и высокоэффективные прикладные опытно-конструкторские работы отраслевого и межотраслевого характера.

К отраслевым научным учреждениям относят головные научно- исследовательские институты, конструкторские организации, опытные производства и станции, подчиняющиеся непосредственно министерствам и ведомствам, научно-технические комплексы, научно-производственные объединения, селекционные центры, зональные с/х станции и др. Эти учреждения определяют научно-технический уровень производства в отрасли, создают в кратчайшие сроки машины, оборудование, приборы и материалы, разрабатывают технологические процессы, получают новые сорта и тд.

Производственная наука развивается в центральных заводских лабораториях, опытно-конструкторских бюро, отделах главного конструктора, экспериментальных и опытных цехах.

Цели производственной науки — повышать технический уровень и улучшать организацию производства, совершенствовать технологию, получать продукцию высокого качества, обеспечивать ее конкурентоспособность и своевременно обновлять.

В последние годы получает развитие вневедомственная наука. Она реализует в преимущественно малых формах: консультативных структурах, научно технических организациях научных и инженерных обществ, научных кооперативах, центрах экспертизы, научно-технического творчества молодежи и др.

Важнейшая задача интенсификации науки — внедрение результатов исследований и разработок в народное хозяйство.

3 Научный потенциал. Научно-технический прогресс.

Научный потенциал — это совокупность ресурсов, определяющих возможности развития науки и использования ее достижений.

Составляющие НП —

• научно-производственный персонал (кадры);

• научно-производственные фонды (материально-техническая составляющая);

• научно-технические идеи и система их распространения (научная информация)

Объем и структура затрат на ускорение научно-технического прогресса дают финансовую характеристику научного потенциала.

Научно-технический потенциал научной организации — это способность определить важнейшие проблемы в закрепленной за ней области науки и техники и обеспечить их эффективное решение и, так же как и НП, включает в себя кадровую, материально-техническую, научно-информационную составляющую.

Научный потенциал в значительной мере определяют научные кадры — его активная развивающая часть.

Под научно-техническим прогрессом понимают исторически обусловленный процесс получения и реализации новых знаний, совершенствования средств и предметов труда, технологических методов и форм организации труда и использования достижений науки.

Это процесс накопления знаний и развития производительных сил.

Научно-техническая революция - составная часть научно-технического прогресса, его высший этап. Процесс под действием, которого достигается более высокая ступень развития производства. НТР характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением науки, техники, производства и дает возможность создавать принципиально новые, высоко эффективные орудия и предметы труда, преобразовывать технологию производства, его организацию и управление.

Роль науки составляет одно из обязательных условий быстрого роста эффективности производства.

Научно-технический прогресс в перерабатывающей отрасли определяется развитием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика