Antoshka

Путь к Файлу: /Они / ОНИ УМК / Лекции по ОНИ / Лекция №1.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   28.10.2014
Размер:   60.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция 1

Тема: Предмет и задачи курса. Роль науки в возрождении перерабатывающих отраслей России.

Вопросы:

Введение

1 .Из истории развития курса и науки

2.Цель и задачи курса.

3.Современное состояние перерабатывающих отраслей АПК страны и роль науки в его возрождении.

Введение

В современных условиях развития (НТП) научно-технического прогресса новые промышленные изделия и технологии становятся более наукоемкими, а фундаментальная наука все более непосредственно связана с наиболее значительными практическими задачами отраслей промышленности, отсюда следует что наука и специалисты это звенья одной цепи НТП, который требует от выпускников вуза не только глубоких теоретических знаний, но и самостоятельности в принятии научных, инженерных, технологических и организационных решений.

Выпускник обязан отлично знать оборудование, технологию и организацию производства и, кроме того, должен быть носителем лучших мыслительных, творческих способностей своего народа и эталоном его нравственности и культуры, что невозможно без глубокого понимания роли науки в формировании гармонично развитой личности будущего специалиста.

В связи с этим в учебный план факультета перерабатывающих технологий включена дисциплина «Основы научных исследований».

1.Из истории развития курса и науки.

Еще со времен Платона существовали две теории относительно знания. Авторы первой теории Сократ и Платон считали, что главная функция знания — самопознание, которое обуславливает интеллектуальный, моральный и духовный рост человека — путь к просветлению и мудрости.

Протагор — крупнейший философ античности придерживался другого мнения. По его мнению, цель знания состоит в том, чтобы человека сделать эффективным, знающим что сказать и как сказать и должно включать логику, грамматику, риторику и давать путь к земному познанию.

Подходы к пониманию функции знания у философов были различны, но в одном они были едины — в том, что знание не означало возможность практического использования. То что можно было использовать на практике не считалось знанием, а считалось навыком и обозначалось греческим словом Techne и научиться ему, можно было посредством ученичества и опыта. Поэтому в Европе до 1700 г господствовало понимание опытного знания, как таинство ремесла. Но, начиная с 1700 за 50 лет, была изобретена технология и совершен переход от навыка к технологии. В самом слове технология отразился синтез знания и навыка: «Techne»+ «logas»в результате чего таинство владения ремеслом соединяется с организованным, систематическим, целенаправленным знанием, В этот период происходит единение знаний по механике со строительными и техническими навыками и возникает прикладная механика.

Вслед за этим единением потребовались учебные заведения, которые готовили бы уже к овладению не ремеслом, а специальностью. Первая из них - это специальность инженера. В 1774 г во Франции открывается первая инженерная школа по строительству мостов и дорог. А в 1794 основан первый технический университет - знаменитой французской политехнической школы.

В это же время с 1750 по I8ООгг. Великобритания перешла к патентам, гарантировавшим поощрение и опубликование изобретений в сфере технологий. Это ознаменовало век бурного технологического изобретательства и положило конец таинственности ремесла.

Соединение навыка и знаний происходило и в других отраслях. В 1770 году основана первая школа сельского хозяйства в Германии, с 1820 г на технологическую основу перешла медицинская практика, и возникло медицинское образование

Сегодня же в ХХI веке наука определяет целую отрасль человеческой деятельности, соединяющую навыки с систематическими знаниями. Научно- исследовательская работа предполагает творческий подход и полна неожиданных находок и открытий. Однако все это имеет место тогда, когда исследователь вооружен знаниями методик, процедур и всего остального. Что составляет технологию исследовательской работы, так как в наше время наука — это не любительское занятия, а сфера высокопрофессиональной деятельности, где есть общие правила и требования.

В любом научном исследовании требуется четко сформулировать суть исследовательской проблемы, представить методику ее решения и изложить результаты.

Одним из важнейших критериев научности является математика. «В каждой науке столько науки, сколько в ней математики» писал И.Кант

В современной исследовательской работе используется аппарат математической статистики, которая синтезирована достижениями высшей алгебры и теории вероятности для решения прикладных, практических задач. «Математика и опыт — вот подлинные основания достоверного, естественного, разумного живого познания»,- говорил Спиноза.

2.Основная цель дисциплины «Основы научных технологических исследований»— это формирование знания и приобретения специальных навыков для самостоятельной постановки новых производственных технологических задач. Проведение научных экспериментов и поиска их оптимальных решений на основе знания основных методов научных исследований, математического моделирования с применением статистических методов анализа опытных данных и принципом создания современных безотходных технологий.

В связи с этим задачами дисциплины являются изучение:

1) технологии научно-исследовательской деятельности;

2) методов технологических исследований;

3) планирование и проведение научных экспериментов;

4) применение статистических методов анализа в технологических исследованиях.

3. Современное состояние перерабатывающих отраслей АПК страны и роль науки в его возрождении.

АПК страны на современном этапе включает в себя пищевые и перерабатывающие отросли народного хозяйства, которые пережили вместе с ней периоды бурного подъема и спада, организационных и экономических «перестроек» и ломок.

Непродуманные методы перестройки хозяйственного механизма и внедрения рыночных отношений отрицательно отразилось на развитии плодоовощной промышленности. В 1991 году начался обвальный спад производства. К 1995 г. выработка плодоовощных консервов в Российской Федерации сократилось по сравнению с 1990 г на 75%, сушеных овощей и картофеля на 84%, консервов для детского питания в 1 .9раза.

Начиная с 1996, отмечен некоторый рост производства, однако он происходит, в основном благодаря использованию закупаемых по импорту консервированных фруктовых соков, сухого картофельного пюре для выработки чипсов, сушеного горошка для выработки консервов «Зеленый горошек».

В процессе приватизации произошел практически повсеместный разрыв хозяйственных связей в системе производства сельхоз сырья — переработка - реализация.

В России общее потребление плодоовощных консервов должно составлять около 14 млрд. усл. банок в год, исходя из нормы потребления, установленной в соответствии с требованиями Института питания РАМН - 104 усл. банки в год. Однако, даже в наиболее благоприятные годы до резкого снижения производства отрасль выпускала в 3 - 4 раза меньше продукции.

Если в 1991 г. плодоовощной отраслью было произведено 2974,9 млн. усл. банок консервов, то в 2005 г. около 800 млн. усл. банок, при этом темп снижения выпуска овощных консервов за эти годы составил до 42%, фруктовых - до 12%, сушеных овощей  - до 26%.

Основная задача, которая стоит перед плодоовощной отраслью на современном этапе — коренная реконструкция промышленности, которая предполагает создание предприятий нового типа. Это означает применение безотходных и малоотходных технологий переработки сельскохозяйственного сырья, основанных на применении передовых технических и технологических решений, имеющихся в мировой практике, а также за счет организации отечественных научных исследований по новым перспективным направлениям.

За годы перестройки произошел спад и крахмалопаточного производства. Производство патоки сократилось на половину, крахмала на 80%., ликвидировано производство глюкозы кристаллической, и что нетерпимо - прекращена переработка традиционного местного сырья картофеля и выработка картофельного крахмала

Мощность предприятий лишь частично (на 60%) может обеспечить потребителей крахмалопродуктами. Очень низок уровень удовлетворения потребностей населения и предприятий пищевой промышленности сахаристыми веществами из крахмала, модифицированными крахмалами и другими продуктами, производимыми на базе использования крахмала и крахмалсодержащего сырья. Все это усугубляется снижением общего объема производства крахмалопродуктов по сравнению с 1990 г. более чем на 60%. Так в 2005 г. крахмальной патоки выработано 30 тыс. тонн, сухого крахмала 11 тыс. тонн.

Анализ обеспечения предприятий промышленности сырьем дает основание считать, что для устойчивого роста производства крахмалопродуктов необходимо использовать новые виды крахмалосодержащего сырья. При этом должны быть решены проблемы, которые обеспечат получение высокого выхода крахмала и полную утилизацию других компонентов сырья. Большое внимание должно быть уделено получению разнообразных по назначению модифицированных крахмалов, в том числе для кровезаменителей, новых видов сахаристых веществ, продуктов детского и лечебного питания.

Предприятия масложировой отрасли производят растительные масла, саломасы, маргариновую продукцию (маргарин), майонезы, кулинарный, кондитерский и другие жиры. В структуре отраслей, перерабатывающих растительное сырье, эта промышленность занимает одно из ведущих мест. Удельный вес продукции, используемой на питание населения, превышает 45%.

В переходный период в отрасли наметилась негативная тенденция к снижению объемов производства. Так, объем выработки растительного  масла упал и составил 74,9% от уровня 1991г., маргариновой продукции — 34,3%. При создавшемся положении потребительский рынок России захватывается иностранными производителями. Зарубежные фирмы предлагают масложировую продукцию хорошего качества, в прекрасных упаковочных материалах, в частности разнообразные растительные масла, маргарины и майонезы специального назначения.

Безотрадное положение за последние 10 лет сложилось и в мукомольной и в хлебопекарной промышленности.

Известно, что о качестве хлеба можно говорить задолго до его выпечки — оно закладывается еще при выращивании зерна, а потом и при выработке муки.

К сожалению, в этом деле позиции сильно ослабли, особенно за последние 10 лет — резко сократилось производство сильной и ценной пшеницы, даже рожь закупаем за рубежом.

В настоящее время на хлебопекарных предприятиях перерабатывают до8О% муки не стандартного качества, с пониженным качеством клейковины, с примесью в помольных партиях зерна, с повышенной или пониженной ферментативной активностью, повышенной кислотностью.

В настоящее время производство муки с пониженными свойствами рекомендуется техническими условиями, которыми допускается использование в хлебопечение, например, муки 1 сорта, содержащей 23% клейковины, что на 20% меньше, чем предусмотрено требованиями ГОСТА (28%).

Для переработки муки с пониженным свойствами ученые ГОСНИИХП создают комплексные улучшители многофункционального действия, и по сей день является приоритетным направлением работ ГОСНИИХП, пока не будут увязаны требования к качеству муки с требования стандартов на хлеб.

Одним из главных факторов производства продукции улучшенного качества являются технологии. В последние годы ведутся разработки технологии хлеба с увеличенными сроками хранения; технологии диетических хлебобулочных изделий, для профилактического и лечебного питания.

Внедрение в производство результатов научных исследований осуществляется совместно с Российским союзом пекарей. Научные исследования пропагандируются на научных конференциях, семинарах, выставках.

Проблема качества хлеба общая проблема зерновиков, мукомолов, хлебопеков и ее необходимо решать на всех стадиях производства, включая направленную селекцию, агротехнику, хранение и переработку зерна, выпечку хлеба.

Как свидетельствует мировая практика, для каждого продукта — будь то крупа или комбикорм, пиво или спирт, хлеб или макароны — должны быть свое зерно, свои показатели его качества.

К сожалению, у нас сейчас все наоборот — ведется очень активная работа по вовлечению в ресурсы продовольственного зерна фуражной пшеницы, даже утверждается, что в хлебопечении можно использовать любую муку, практически из какого угодно зерна. для этой цели пшеница IУ класса с содержанием клейковины 18% отнесена продовольственной. И даже появилась публикация о возможности использовать для нужд хлебопечения муку из зерна пшеницы У класса — без какого-либо ограничения содержания клейковины - все это носит характер отступления от стандартов. В критические моменты, допускалась переработка муки с пониженными свойствами, но это была вынужденная мера, осуществляемая с разрешения директивных органов. Она сопровождалась обязательным снижением требований к качеству хлеба и разъяснениями ситуации. Теперь этого не происходит.

Поэтому, вероятно на заседании 19 апреля 2001 г президиум Российской академии сельхоз наук - главный научный центр отрасли агропромышленного комплекса, рассмотрел проблему повышения качества хлеба и пути научного обеспечения работы по устранению недостатков в этом важном для государства вопросе и поручил отделениям академии разработать «научно-техническую программу развития хлебопродуктового комплекса России на 2001-2005г» предусмотрев в ней селекцию новых высоко продуктовых сортов зерна с оптимальными технологическими, мукомольными и хлебопекарными свойствами повышенной безопасности; создание методов улучшения хлебопекарных свойств зерна и муки на всех стадиях производства, новых и усовершенствование существующих методов оценки качества зерна, муки и хлебобулочных изделий, взаимосвязанных стандартов на зерно, муку и хлеб.

Институтам ВНИИЗ и ГОСНИИХП предложено расширить масштабы исследований способствующих повышению качества зерна, муки и хлеба.

В настоящее время сахарная отрасль Российской Федерации обеспечивает население сахаром лишь на 40% необходимой потребности (7,5 млн т). Недостающее количество сахара закупают за рубежом. Такое критическое положение в отрасли объясняется, во-первых, уменьшением площади посева сахарной свеклы, низкой урожайностью, большими потерями сырья при уборке, во-вторых, слабой материально-технической базой, использованием устаревшего оборудования, небольшим коэффициентом извлечения сахара.

Состояние сырьевой, производственной базы, а также научно-технического обеспечения отечественной сахарной отрасли значительно уступает показателям зарубежных сахаропроизводящих стран. На важнейших этапах технологического процесса сахарного производства существуют определенные резервы.

Так, системный анализ отечественного свеклосахарного комплекса показывает, что даже в благоприятные годы потери сахара составляют примерно 30% , в том числе при уборке - 10%, хранении - 10%, из-за удлинения сроков переработки - 10%. Снижение этих потерь - один из важнейших резервов увеличения выхода сахара.

По энергоемкости и стоимости теплоэнергетического комплекса сахарное производство занимает одно из первых мест в промышленности. Среднее удельное потребление условного топлива по России на переработку свеклы составляет около 6,5% к массе, что примерно в два раза больше, чем на зарубежных заводах.

На протяжении последних 10 лет выход сахара в среднем остался на уровне 10,0 - 10,5% к массе свеклы, а с 1 га – не  превышает 2 т. В то же время на зарубежных заводах выход сахара составляет 14% к массе свеклы, а с 1 га - 6-8 тонн сахара.

На заводах России коэффициент извлечения сахара 70%  в то время как на заводах Западной Европы и США - 85%. Достижение этого показателя на отечественных заводах позволит дополнительно получить 0,4 — 0,5 млн т сахара.

На европейских сахарных заводах потери сахара в производстве составляют 0,5 - 0,6%, а в мелассе - 1,9 - 2,0%, на отечественных предприятиях - соответственно 1,0 - 1,2 и 2,5 -3%.

На переработку 1 тыс. т свеклы в мире затрачивается 1,9-2,0 чел./дня, в России — 10. Низкая производительность труда в сахарной промышленности обусловлена ее невысоким техническим уровнем.

При переходе к рынку, на предприятиях винодельческой, ликероводочной, дрожжевой промышленности также практически прекратилось обновление и внедрение новой техники и прогрессивных технологий.

А такое перспективное направление, как пектиновое производства было полностью свернуто, и сегодня Россия не имеет ни одного пектинового производства и вынуждена закупать пектин за рубежом в Дании и Германии.

Печальный опыт последних лет показывает, что без технического и технологического перевооружения производства предприятия России просто не смогут работать в рыночных условиях и выпускать конкурентно способную продукцию, И для решения этих задач ХХI века необходимо, во-первых: высшее образование для подготовки квалифицированных специалистов, без которых невозможен ни экономический, ни социальный, ни культурный, ни политический прогресс никакой нации.

Во-вторых развитие науки и финансовая поддержка государства

Главными научными центрами отраслей АПК — являются российская академия сельхоз наук, куда относится и наш аграрный университет. ВНИИЗ. ГОСНИИХП, ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. В нашем городе ВНИИМК, КНИИСХ, ВНИИСиВ. И в третьих интеграция науки и производства.

Наука становится реальной производительной силой тогда, когда она воплощается в средствах и предметах труда, технологиях, совокупной рабочей силе, организации производства.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика