Antoshka

Путь к Файлу: /Они / ОНИ УМК / Лекции по ОНИ / Лекиця №5.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   2
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   28.10.2014
Размер:   43.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция №5

«Сбор и накопление научной информации»

 

1. Схема научных исследований

2. Научные документы и издания

3. Способы накопления и обработки научной информации

1. Научное исследование начинается с постановки проблемы, выбора темы и информационного поиска, в процессе которых:

1 формируется главная задача;

2 определяется количество и содержание вспомогательных задач, необходимых для решения главной;

3 составляется технологическая схема и план-программа для каждой вспомогательной задачи;

4 осуществляется их решение.

Структурная схема научных исследований

Лекиця №5 

 

 

 


Исследование начинается с информационного поиска. Потом приступают к научному поиску, который предполагает выработку гипотезы, предварительный анализ путей решения задачи, собственно решение, оформление результатов, формулирование научного результата и его внедрение.

Лекиця №5Технологическая схема научных исследований

запрос практики

 

 

              Вспомогательные задачи

 

 

Научные результаты

 
 


Сначала приступают к решению вспомогательных задач, затем, используя результаты, полученные при исследованиях вспомогательных задач, приступают к исследованию главной задачи, которое заканчивается формулированием научного положения.

2. После выбора темы исследователь приступает к тщательному изучению научно-технической информации с целью уточнения темы и обоснования цели и задачи научного исследования, т.е. научному поиску.

Научный поиск – извлечение несущих информацию символов из мест хранения в ответ на требование потребителя.

Эффективными формами, содействующими получению научно-технической информации являются:

1 семинары

2 симпозиумы

3 конференции

4 научные школы

Информация передается во времени и пространстве. Ее источниками может быть любой объект. Человек перерабатывает биологическую (организм как биологическая система) интеллектуальную (мозг как информационная система) информацию. Одной из основных форм интеллектуальной информации является документальная.

3. Научный документ – материальный объект, содержащий научно-техническую  документацию и предназначенный для её хранения и использования.

В зависимости от способа представления информации различают документы:

1 текстовые – книги, журналы и др.

2 графические – чертежи, схемы, диаграммы;

3 аудиовизуальные – звукозаписи, кино- и видеофильмы;

4 машиночитаемые – базы данных на электронных носителях.

Документы подразделяют на первичные и вторичные.

Первичные документы, содержащие непосредственные результаты научных исследований и разработок.

Вторичные – результаты преобразования информации на основании изучения содержания первичных документов.

Документы подразделяются на опубликованные (типографский способ) и неопубликованные (рукопись).

Первично опубликованные документы делят на :

1 непериодические

2 периодические

3 продолжающиеся

К непериодическим изданиям относят книги, брошюры, монографии. Книги – непериодические текстовые издания объемом свыше 48 страниц.

По читательскому назначению непериодические издания делят на шесть условных типов:

1 научная литература (предназначенная для высококвалифицированных специалистов);

2 научно-популярная литература, цель которой – распространение знаний среди большого числа читателей (неспециалистов);

3 производственно-техническая

4 учебные пособия

5 литература справочно-энциклопедического характера

6 официально-документальная литература (собрание законов государства; постановление правительства и т.д.).

К периодическим относят журналы, газеты. Главное достоинство – актуальность, оперативность, конкретная тематическая направленность.

Журналы как и книги бывают:

1. научные

2. научно-популярные

3. производственно-технические

4. массовые

Продолжающиеся – издания, выходящие через неопределенный промежуток времени, по мере накопления материала. Обычно это сборники научных трудов институтов, ВУЗов, публикуемые без строгой периодичности под общим заглавием «Труды» и др.

3. В нашей стране существует государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) в которую входят институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ), которые охватывают все отрасли народного хозяйства.

Состоит ГСНТИ из четырех уровней

Первый уровень – обработка информации и подготовка информации по естественным и техническим наукам.

Второй уровень – центральные отраслевые центры информации. Они проводят исследования технико-экономические по проблемам отрасли и исследования, связанные с дальнейшим развитием отрасли.

Третий уровень – территориальные органы, расположенные в краях и областях, межотраслевые группы НТИ, в частности Краснодарский центр.

Четвертый уровень – органы научно-технической информации на предприятиях и организациях. Здесь же формируются библиотеки. Важнейшие источники НТИ – первичные и вторичные документы.

Вторичная информация – результат аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов, отражающих как бы в свернутом виде их содержания. Примером такой информации являются картотеки и каталоги.

Существует три основных вида каталогов:

Алфавитный – сведения о литературе расположены  в алфавитном порядке авторов;

Систематический – составляются по отраслям науки, техники и др. дисциплинам;

Предметный – отражает более частные вопросы и группируется наименованиям предметов в алфавитном порядке.

Информационный поиск – это часть сложной системы связи между автором, информационным материалом и потребителем. Организация передачи информации осуществляется при помощи информационно-поисковых систем (ИПС).

Проработка информации сводится к ее изучению и запоминанию. Наиболее эффективными способами запоминания являются повторение и запись. Поэтому исследователь должен правильно и четко делать выписки, аннотации, конспекты, рефераты.

Выписки – отличаются краткостью и позволяют в малом объеме накопить большое количество информации.

Аннотации – это краткое содержание первоисточника.

Конспект – подробное изложение содержания информации с выделением рационального зерна применительно к прорабатываемой проблеме.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика