Antoshka

Путь к Файлу: /История философии / Философия Нового времени.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   74.0 КБ
СКАЧАТЬ

                    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

1.Специфика философии Нового времени.

2.Бэкон и Декарт.

3.Рационалистическая метафизика в 17 веке.

4.Английский эмпиризм и его эволюция.

5.Европейское Просвещение.

 

1.Специфика философии Нового времени.

17 и  18  века  -  время становления капитализма.  Отличительные черты капитализма 1)практичность, 2)отсутствие отношений личной зависимости. В это время начинается развитие промышленности и вместе с нею опытного естествознания.  Влияние религии и церкви соответственно падает.  Религия перестает быть господствующей формой общественного сознания, а церковь - господствующим социальным институтом.

Эти черты определяют особенности философии Нового времени.

1.Происходит секуляризация.   Если  философы  Ренессанса  аргументировали  свои безбожные идеи ссылками на бога, то в философии Нового времени такой способ аргументации не является основным. Философия совершенно отделяется от религии.

2.В центре размышлений философов - не бог, как в средневековье, и не человек как божье творение,  подобно ренессансной философии, а суверенный индивид. Этот суверенный индивид черпает познания не из священных книг, а из природы. Он опирается не на церковный авторитет, а на собственный суверенный, хоть и конечный, разум.

3.В соответствии с уровнем развития естествознания природа трактуется  как  пассивный  объект познания,  а человек - как активный субъект.  Проблема субъекта и объекта познания приобретает характер стержневой проблемы, вокруг различных аспектов  которой разворачиваются философские дискуссии.

А именно:

1)дискуссия между рационалистами и сенсуалистами;

2)дискуссия по проблеме метода познания.

 

2.Бэкон и Декарт.

Ф.Бэкон  (1561-1626). Происходит из высшего общества Англии (сын лорда-хранителя печати).  Жизнь и деятельность приходятся на период невиданного роста экономического могущества и культурного расцвета Англии.  80-е годы провел во Франции,  где насмотрелся, как гугеноты режут католиков, а католики - гугенотов. Занимал высшие государственные посты.  Был лордом-хранителем большой печати и даже лордом-канцлером. Обвинен в интригах и взяточничестве. Осужден и прощен (1621). Последние 5 лет жизни посвятил целиком научной работе.

Основные труды: "Новый Органон" и "Новая Атлантида".

Исходная посылка - эмпиризм,  т.е. доверие к чувствам и опыту. "Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах". В "Новом Органоне" выявил препятствия для правильного познания:

1)идолы рода;

2)идолы пещеры;

3)идолы рынка;

4)идолы театра.

Идолы рода - естественные и врожденные особенности человеческого  разума.  "Человеческий разум как неровное зеркало,  которое, отражая вещи, смешивает свою природу и природу вещей и тем самым искажает и нарушает ее".

Идолы пещеры  - идолы человека как индивида.  Каждый человек имеет свою индивидуальную пещеру,  или логово. (Каждый читал разные книги, встречался с разными людьми и т.п.).

Идолы рынка - те,  что возникают путем взаимного общения.  Люди употребляют  при общении слова, а они имеют различное значение и по-разному понимаются людьми.

Идолы театра - те,  которые переселились в человеческие мысли из различных философских учений.  Называю их идолами театра,  ибо все традиционные и до сих пор изобретенные философские системы являются, по моему мнению, как будто театральными играми, которые создали миры, вымышленные будто в театре".

Что же в позитиве?

Индукция. Под индукцией понимается "форма доказательства, которая присматривается к чувствам,  стремится постичь естественный характер вещей,  стремится к  делам  и почти с ними сливается".

Предлагает четыре таблицы:  таблица позитивных инстанций, таблица негативных инстанций, таблица степеней (или сравнений) и таблица прерогативных инстанций. Первая таблица - обзор случае, когда некоторое свойство присутствует, вторая - когда оно отсутствует,  третья - сравнение первого со вторым, четвертая - обзор гипотез, объясняющих все случаи.

Новая Атлантида - консервативная утопия.  На острове Бенсалеме все, как в современной Бэкону Англии,  но только лучше.  Главное отличие - дом Соломона,  где работают ученые.

В Атлантиде есть рудники, высокие башни до полумили в высоту, искусственные озера и колодцы,  специальные комнаты здоровья с целебным воздухом,  обширные и разнообразные сады.  "Нам известны способы получать различные  виды,  отчего  получилось  много новых пород,  и притом небесплодных,  как принято думать.  Из гнили выводим мы различные породы змей,  мух и рыб,  а из них некоторые преобразуем затем в более высокие виды живых существ, каковы звери и птицы"... "Есть у нас суда и лодки для плавания под водой".

Декарт (1596-1650). Окончил иезуитский коллеж Ла Флеш. Был на военной службе. В возрасте 25 лет уходит с нее и путешествует.  Долго жил в Голландии (1629-1644). По приглашению шведской королевы Кристины едет в Стокгольм, где скоро умирает от простуды.

Основные труды:  "Правила для руководства разума" (1628-29), Рассуждение о методе (1637), "Размышления о первой философии" (1640), "Начала философии"(1643).  Первый принцип:  во  всем  следует  сомневаться.  Сомнение - не цель,  но средство достижения достоверного знания.  Чувства иногда обманывают,  они - ненадежные свидетели. На авторитеты нельзя положиться, ибо неясно, на чем основана достоверность авторитетов.  Единственное,  что вполне достоверно,  - факт мышления. Воспроизводит аргумент Августина  против скептиков:  нельзя сомневаться в существовании самого сомневающегося.  Восходит к идее Платона  о  превосходстве  умопостигаемого  мира  над  чувственным. Кроме того, ощущается влияние христианской традиции с ее признанием ценности индивидуального самосознания. Cogito ergo sum.

Различает две  субстанции:  субстанция  мыслящая  и  субстанция распространенная. Они друг от друга независимы. Дуализм. Движение и распространенность вполне характеризуют материальный мир.  Механицизм. Отрицание атомизма и пустоты. Принцип непроницаемости.

Критерий истины  - достоверность сомневающегося сознания.  Достоверность - ясность и отчетливость знания. Субъективизация в понимании истинности сознания.

Метод рациональной дедукции.

Правила метода:

- не принимать никогда любую вещь за истинную,  если ты не познал ее как истинную с очевидностью;  избегать всякой поспешности и заинтересованности;  не включать в  свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;

- разделить  каждый  из  вопросов,  которые  следует  изучить,  на  столько  частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

- свои  идеи  располагать  в надлежащей последовательности,  начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых,  продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень,  к знанию наиболее сложных,  предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;

- совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ты ничего не обошел.

Взаимоотношения с богом.  Бог - совершенная субстанция, ибо не нуждается в причине для своего существования. Познание, которое человек считает достоверным, возможно, является таковым лишь по видимости. Поэтому только бог является гарантом истинности достоверных фактов.

Ну а  откуда у человека берутся идеи субстанции и идея бога?  Они врождены.  Ну а раз так,  то и бог существует. Круг в рассуждении. Доказательство бога основано на очевидности разума, а очевидность гарантирована богом. Источник заблуждений - свобода воли человека.

Огромное влияние на всю европейскую культуру, не только на философию.

 

3.Рационалистическая метафизика 17 в.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677).  Родился в Амстердаме в еврейской семье,  которая  укрывалась  от религиозных преследований в относительно терпимой Голландии.  В 1656 г.  изгнан из еврейской общины за свои идеи.  Всю жизнь прожил в Голландии, зарабатывая на хлеб шлифовкой стекол. Поддерживал активную переписку с Бойлем, Лейбницем, Гоббсом. При жизни был малоизвестен.

Основные труды:  "О  боге  и  человеке и его счастье",  (1658-1660),  "Теологическо-политический  трактат"  (1670),  "Этика,  изложенная  геометрическим   методом", "Трактат об усовершенствовании разума" (1662) и "Политический трактат".

В "Этике" пять частей: 1) О боге, 2)О природе и происхождении мысли, 3)О происхождении и аффекте,  4)О человеческой несвободе, или о силе аффектов, 5)О силе разума или о человеческой свободе.

Испытал сильное  влияние  Декарта,  отчего  изложение  построено как дедуктивная система: дефиниции, аксиомы, утверждения, к коим присововкуплено доказательство. Преодолевает  дуализм  Декарта.  Субстанций  не две,  а одна.  "Истинной является лишь одна субстанция,  атрибутами которой являются мышление и распространенность,  или природа. Субстанция отождествляется с богом. Бог не над природой, он и есть природа. Отвергает личного бога.  Бог рассматривается как универсальная причина мира. Субстанция есть причина самой себя.  Она вечна и бесконечна.  Все отдельные вещи - модусы субстанции.  Они конечны во времени и пространстве.  Но как происходит переход от  субстанции  к  модусам? На этот вопрос ответа, в сущности, нет.

Рационалист. Выделяет три ступени познания: 1)наивысшая ступень - непосредственное созерцание истины,  2)рассуждения разума, 3)знания, которые опираются на представления, имеющие свою основу в чувственном восприятии окружающего мира.  Сторонник жесткого детерминизма, что для того времени неудивительно. Распространяет детерминизм на область человеческого поведения,  ибо человек - тоже модус субстанции.  Но  это модус особого вида,  ибо в нем соединены распространенность и мышление.  Человек находится во власти аффектов,  каковы радость,  печаль и влечение. До тех, пока человек им подчиняется, он несвободен. Свобода состоит в освобождении от аффектов.

В области  социально-политической - сторонник демократии.  "Государство,  которое стремится лишь к тому,  чтобы его граждане жили в постоянном страхе, будет скорее безошибочным,  чем добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы им представлялось, что они не ведомы,  но живут по своей воле и что  решают  свои  дела  совсем  свободно; чтобы были удерживаемы в узде лишь любовью к свободе,  стремлением увеличить имение и надеждой, что достигнут почетных мест в государственных делах". В 80-е годы 17 столетия философия Спинозы встретила восторженный прием в Германии и подготовила почву для философии Шеллинга и Гегеля.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716).  Родился в Лейпциге.  Жил и  умер  в Ганновере.  Много  путешествовал.  Занимался  практическими делами:  разработал проект Прусской академии наук, создал проект осушения долины в Гарце. Создал дифференциальное и интегральное исчисление (независимо от Ньютона).  Занимался также юриспруденцией, языкознанием и физикой. Основные труды: "Рассуждения о метафизике" (1685), "Новая система  природы"  (1695),  "Новые опыты о человеческом разуме",  (1704),  "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714).

Стремился синтезировать все рациональное в предшествующей философии с новейшим научным знание на основе предложенной им методологии.  Она включала в себя требование  универсальности  и строгости философских рассуждений,  которые обеспечиваются 1)непротиворечивостью всякого возможного,  или мыслимого бытия  (закон  противоречия), 2)логическим  приматом  возможного  перед  действительным;  возможностью бесчисленного множества непротиворечивых "миров", 3)достаточной обоснованностью тот факта, что существует  именно  данный мир,  а не какой-либо другой из возможных (закон достаточного основания),  4)оптимальностью (совершенством данного мира как достаточным  условием  его   существования.

Монадология - учение о монадах.  Полемизируя со Спинозой,  утверждал, что не существует единой субстанции,  а есть бесчисленное множество субстанций. Каждая называется монадой. Монада проста и неделима. Монады бывают трех видов: 1)способные к перцепции (пассивному восприятию),  из них образуются тела неживой природы; 2)способные к апперцепции,  из них возникают живые организмы, это монады-души и 3)способные к сознанию,  это монады-духи. в человеке преобладают монады третьего вида. Монады развиваются.  Причины развития двоякие:  действующие (те,  что вызывают развитие в соединении монад)  и  финальные  (те,  что  вызывают развитие в самих монадах.  Развитие универсально. Между монадами существует отношение гармонии.  Эту гармонию устанавливает, конечно, бог. Этот мир - наисовершеннейший из всех возможных миров. Отдельные недостатки есть условие гармонии мира в целом.

 

4.Английский эмпиризм и его эволюция.

Джон Локк (1632-1704).  Принимал участие  в политической жизни.  Был секретарем лорда-канцлера  Эшли.  Вынужден  был  бежать с ним в Голландию (1682).  После "славной революции" 1688 г.,  в результате которой английское дворянство и буржуазия  пришли  к компромиссу,  возвратился  на  родину  и  мог  принимать участи в политической жизни,  но предпочел занятия наукой.

Основной труд "Опыт о человеческом разуме" (1690).    Учение Локка прямо направлено против рационализма Декарта.  Отрицает  врожденные идеи.  Душа - чистая доска.  Человек обретает внешний опыт при восприятии внешнего мира и внутренний опыт при работе мысли.  Первый опыт  дает  чувственные  восприятия,  а второй - рефлексии.  Однако опыт (и внешний,  и внутренний) ведет лишь к возникновению простых идей.  Чтобы получить общие идеи,  необходимо размышлять.  Размышление - процесс,  в  котором  на основе элементарных идей возникают новые идеи,  которые не могут появиться на основе чувств и рефлексии.  Сюда относятся такие идеи,  как  пространство, время, субстанция.

Различает первичные и вторичные качества. Первичные относятся к идеям, полученным на  основе  внешнего  опыта.  Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств,  принадлежащих объектам внешнего мира. (Пространственные свойства,  масса,  движение и т.д.). Возникновение вторичных качеств связано со спецификой наших органов чувств.  К ним относятся запах, цвет, вкус и т.д. Эти свойства существуют только для нашего сознания.

Теоретик либерализма.  Обосновывает либерализм следующим образом:  естественном состоянии все равны и имеют естественные права.  А это значит,  что "никто не имеет права ограничивать другого в его жизни,  здоровье,  свободе или имуществе".  Поэтому  и власть  правителя,  основанная  на договоре,  путем отречения подданных от естественных прав, не может быть абсолютной. Она всегда ограничена естественным законом. Выдвигает идею разделения власти на законодательную и исполнительную.

Джордж Беркли (1685-1753). Ирландец. Учился в Дублине. Был учителем теологии, много путешествовал, в последние годы - епископ в родном городе Дублине. Основные труды:  "Опыт новой теории зрения", "Трактат о принципах человеческого знания" (1710),  "Три разговора между Гиласом и Филонусом"  (1713)",  "Алсифрон,  или или Мелкий философ" (1732), "Сейрис" (1744).

Основная тенденция - апологетическая.  "Ретроградный новатор" (Нарский). Исходный  пункт - различение первичных и вторичных качеств Локком.  Никаких первичных качеств нет,  все качества вторичны. Все качества существуют только в ощущении. est est perсipi. Никакой  материи  не  существует.  Старается  избежать солипсизма.  Трактует объективность как общезначимость,  а общезначимость рассматривает как результат божественного воздействия.

Давид Юм  (1711-1776).  Родился и умер в Эдинбурге. Был библиотекарем, некоторое время находился на дипломатической службе,  в последние годы - профессор  университета.  Основные труды: "Трактат о человеческой природе" (1738), "Исследование человеческого разума" (1751). Отвергает как  Локка,  так  и Беркли.  Существует ли внешний мир - доказать мы не можем.  Есть лишь душевные восприятия, которые различаются по степени силы и живости. Сильные и живые восприятия - впечатления,  слабые - идеи. "Все наши идеи или менее сильные восприятия являются копиями впечатлений  или  более  живых  восприятий". Существуют три способа отношения между идеями и впечатлениями: отношения сходства, временного и пространственного сосуществования и причинность. "Тезис, что солнце завтра не взойдет, представляется не менее понятным и содержит не более противоречия,  чем утверждение, что оно не взойдет". Невозможно познать самые глубокие принципы бытия, они надежно  скрыты  от  человеческого любопытства.  Индетерминизм.  Нет причинной связи,  а есть лишь временная последовательность. Нет никакой единой субстанции.  Различает философский и обыденный подход к пониманию вещей.

 

5.Европейское Просвещение.

Широкое течение  мысли  в  18 веке,  объединенное протестом против деспотизма и оптимистической верой в возможность переустройство мира на разумных началах.  Наиболее яркое  воплощение  нашло  во  французском  Просвещении,  и  в  первую очередь – во взглядах Вольтера и Руссо.

Франсуа Мари  Аруэ  Вольтер (1694  -1778).  Резкая антиклерикальная направленность. Сторонник свободы и равенства, понимаемого как юридическое равенство.     

Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Автор множества работ самого разного характера. Генеральная идея - равенство.  Сторонник не только юридического, но и фактического равенства. Главное зло - частная собственность. Назад, к золотому веку. Идея народного суверенитета и общественного договора. Право народа на низвержение тирана. Материалистическая струя в философии Просвещения:

Дени Дидро  (1713-1784).

Жан Батист Даламбер (1717-1783).

Жюльен Офрен Ламетри (1709-1751).

Поль Анри Гольбах (1723-1789).

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771).

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика