Antoshka

Путь к Файлу: /История философии / Русская философия.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   66.0 КБ
СКАЧАТЬ

                     ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

1.Предыстория русской философии.

2.Русская философия XIX века.

    а)западничество и славянофильство;

    б)философия русских революционных демократов;

    в)философская мысль народников;

    г)философия В.С.Соловьева.

3.Русская философия XX века.

    а)религиозная философия;

    б)русский космизм;

    в)марксистская философия.

 

1.Предыстория русской философии

Становление русской философии.

Киевская Русь  -  процветающее  государство  раннего  средневековья.  Деградация вследствие татаро-монгольского нашествия. Не до философии. Изолированность Московской России от передовых европейских центров культуры.  Отсюда 1)невычлененность философии из религии. 2)незрелость философской мысли, ее провинциализм.

Первый идеологический спор - между иосифлянами и нестяжателями.  Рубеж 15 и 16 веков. Нил Сорский - один из «заволжских старцев».  Сторонник благочестия,  созерцания, молитвы и  аскезы.  Иосиф Волоцкий - настоятель Волоколамского монастыря.  Сторонник благолепия и строгой дисциплины. У монастырей должно быть имущество.  Победа иосифлян.

Русская философия XVIII века.

Ломоносов (1711-1765).  Механистический материализм и деизм.  Бог - «архитектор мира».  В теории познания -  эмпирик-сенсуалист  и  рационалист.  Связывал  прогресс исключительно с развитием образования, просвещения и ремесел.

Радищев А.Н.  (1749-1802).  Учился в Лейпцигском университете. Дал революционную интерпретацию теории естественного права.  Осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние».  За «Путешествие из  Петербурга  в  Москву» (1790) был  приговорен к смертной казни,  замененной десятью годами каторги.  В 1796 г Павел 1 возвращает ему свободу. В оде «Вольность» воспевал Кромвеля, казнившего короля.  Воспевал  также  вооруженную борьбу американских колонистов за свободу.  Написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», в котором столкнул воззрения французских и   английских  материалистов  и  немецких  идеалистов.  Выступал  за  подчинение страстей разуму, но против всякого аскетизма. Испытал разочарование результатами Великой Французской революции. Покончил с собой.

 

2.Русская философия XIX века

Чаадаев П.Я. (1794-1856). Проделал освободительный поход против Наполеона. Во время  путешествия в Европу в 1823-26 гг.  познакомился с Шеллингом,  философия которого оказала на него большое влияние.  Написал «Письма о философии истории», за которыми укрепилось название «Философические письма». Первое было опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп».  «Прошлое России пусто,  настоящее - невыносимо,  а будущего у нее нет».  «В крови русских есть нечто враждебное истинному прогрессу».  «Мы – пробел в нравственном миропорядке». Если Бог создал  Россию,  то  как  пример,  как  не  должно быть. «Чтобы  дать миру какой-нибудь важный урок».  В 1837 г.  - «Апология сумасшедшего», не увидевшая света при жизни автора. В конце жизни перешел на позиции мессианства.

Пушкин о Чаадаеве: «Он вышней волею небес...»

а)западничество и славянофильство.

Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский - западники-революционные демократы.

Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев - западники-либералы.

Впоследствии их пути разошлись.

Славянофилы.

А.С.Хомяков,  К.С.Аксаков,  П.В. Киреевский. Идея самобытного пути России. В России отсутствуют классовая борьба,  существует община и утвердилась  истинная  религия.

Выступали против  усвоения форм западноевропейской политической жизни.  Считали необходимым развитие торговли,  железных дорог и применение машин на селе. За отмену крепостного права  сверху.  Поддерживали  идею  созыва Земского Собора из представителей всех слоев общества, но возражали против ограничения монархии.

Критика западного рационализма как односторонней рассудочности. Идея «живознания» (Хомяков).   Идеализация допетровской  Руси.  Петр произвольно нарушил органическую целостность русской жизни.

б)философия русских революционных демократов

Герцен А.И. (1812-1870). В 1834 году выслан за участие в университетском кружке революционного направления в ссылку (Пермь,  Вятка, Владимир). В 1841 году за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в ссылку в Новгород. С 1847 года - в эмиграции. Был свидетелем  революции во Франции и ее поражения.  В эмиграции издавал радикальный журнал «Колокол».

Стремился в философии создать метод, адекватный действительности, соединяющий в себе достоинства опыта и умозрения, «эмпирии» и «спекуляции». Основываясь на  диалектике  как  «алгебре революции» пытался обосновать идею закономерного наступления эпохи отсутствия антагонизмов.  Этот грядущий мир воплотит  в себе рациональные  моменты предшествующей истории:  реалистическое поклонение перед природой, свойственное античности,  и принцип суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Это и есть социализм. (Дилетантизм в науке).

В «Письмах об изучении природы» (1845-46) развил идею противоположности преимущественно в  методологическом  аспекте.  Ратовал  за  преодоление  созерцательности старого материализма и научное переосмысление принципов активности познания.

Под влиянием поражения революции во Франции пересмотрел ряд позиций. (Идея разумности истории, неодолимости прогресса; поставил под сомнение способность человека верно отразить и предвидеть направление исторического движения).  Попытка преодоления этого пессимизма - теория крестьянского социализма.

Чернышевский Н.Г. (1828-1889). Родился в семье протоиерея. В 1855 г. защищает магистерскую диссертацию «эстетические отношения  искусства  к  действительности», написанную с  позиций фейербахианства.  Вел линию на создание широкого антикрепостнического фронта.  В 1862 году арестован за так и не доказанную причастность к написанию прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».  В тюрьме пишет роман «Что делать?»  7 лет в Нерчинске на каторге.  Потом - Вилюйск. В 1883 - Астрахань и Саратов. Большинство  произведений  уничтожено.  Из  сохранившихся наибольшую ценность представляет «Пролог»,  посвященный осмыслению итогов эпохи 1861 года.  Был последователем Фейербаха.  Но  не  отрицает  и  заслуг  Гегеля  и  Шеллинга в «раскрытии общих форм, по которым двигался процесс  развития».  Природа  человека  фиксируется  уже  не только в  биологических,  но  и  в социальных категориях.  Природа человека находится не только внутри индивида как такового,  а в его единстве с природными и социальными силами. Главный вопрос - о том,  чтобы устроить общественные отношения сообразно потребностям человеческой натуры.

Критик капитализма.  Развитие  идеи Смита о труде как единственном источнике богатства приводит его к выводу о том,  что произведение должно  принадлежать  тому,  кто произвел.

В философии истории подчеркивал значение материальных факторов. Идея «Громадной силы зла».  Классовый подход к истории. Результатом борьбы будет социалистическое общественное  устройство- «союзное производство и потребление».

Идея цикличности  исторического  процесса:  смена  восходящей и нисходящей фаз развития в революциях нового времени.

Белинский В.Г. (1811-1842). Резко критическое отношение к мистицизму, иррационализму. Главное - идея безграничного прогресса. (Неравномерность развития, правомерность  борьбы против отживающих общественных порядков,  защита интересов и активной роли народных масс,  утверждение единства национального и общечеловеческого). Критиковал  славянофилов  за  консервативный романтизм.  Признавал историческую прогрессивность капитализма.  Идеал общественного устройства - общество без неравенства и  эксплуатации.

Писарев Д.И.  (1840-1868).  В 1862-66 г. сидел в тюрьме за выступления в защиту Герцена. Социалист.  Считал  более  предпочтительным освобождение народа через постепенный прогресс:  просвещение, рост производительности труда, улучшение условий жизни трудящихся масс. Главная сила движущая сила прогресса - наука, знание. Анализировал общество через призму отношений «верхов и низов».

Резко критиковал  мистицизм  и  религию.  Противовес им видел естественнонаучном материализме Фохта Молешотта. Утилитарист в эстетике.

в)философская мысль народников

Народничество - идеология и движение разночинной  интеллигенции,  господствовавшие на  буржуазно-демократическом  этапе освободительного движения в России и объективно отражающие антифеодальные интересы крестьянства.

Выступало одновременно и против пережитков крепостничества,  и против буржуазного развития страны.

В основе - теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через коллективистские традиции народа. В общем виде эта идея сформулирована Герценом и Чернышевским.

Всех мыслителей народничества объединяло  стремление  теоретически  обосновать право личности  на социальную активность,  а также утвердить ведущую роль социального идеала в построении учения об общественном развитии (теории развития). Наиболее показательна в этом отношении «субъективная социология» Михайловского.

Различные фракции народничества объединял лозунг «Земля и воля». Путь к достижению этой  цели  мыслился  по-разному.  Лавров:  пропаганда.  Крестьянский бунт - Бакунин. Усилия «революционного меньшинства» (Ткачев).

В 80-е - 90-е годы возобладала теория «малых дел» (Я.В. Абрамов, С.Н. Кривенко).      Бакунин М.А. (1814-1876). Главный труд - «Государственность и анархия» (1873).

История -  эволюционный  процесс,  шествие  из  человечества  из «царства животности» в «царство свободы».  Атрибуты низшей ступени - религия и государство. Будущее общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития его способностей. Революционарист. Надежды возлагал на люмпен-пролетариат, крестьянство, ремесленные слои города.

Лавров Петр Лаврович (1823-1900).  «Практическая философия  Гегеля»,  (1859) «Механическая   теория   мира»   (1859),  «Очерки  вопросов  практической  философии» (1860). Выступал с позиция антропологизма с критикой религиозной идеологии  и  мистических форм идеализма как «патологических элементов» сознания. Сущность истории - в переработке культуры  -  традиционных,  склонных  к  застою общественных форм, в цивилизацию - сознательное историческое движение, осуществляемое «критической мыслью».  Главная движущая сила истории - «критически  мыслящие  личности». Критерий  общественного прогресса - все более полное воплощение в человеческом общежитии идей равенства и справедливости.

Михайловский Николай  Константинович (1842-1904).  Истина не есть воспроизведение объективных качеств вещи,  она существует лишь «для человека» и есть удовлетворение его  познавательной  способности.  Но способности не всякого,  а лишь «нормального» человека.  Мерило прогресса - развитие  личности,  индивидуальности.  Идеал  - всесторонне развитая личность.  До сих пор развитие личности шло в русле специализации. Это преодолевается в социализме,  который есть «торжество личного начали при посредстве начала общинного».

Субъективизм социологической концепции Михайловского  заключался  в  априорном конструировании идеального  общества  при игнорировании или недооценке тенденций общественного развития. Много писал о «героях» и «толпе».

г)философия В.С. Соловьева

Соловьев (1853-1900).  Попытка  объединить  в  «великом  синтезе»  христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм.  Соловьев связывал теоретические поиски с позитивным решением вопроса «быть или не быть правде на земле». Под правдой понимал реализацию христианского идеала.  Умеренно-реформистские политические взгляды  сочетались  с мистико-максималистской проповедью «теургического делания», призванного к «избавлению материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию  его в «нетленный космос красоты».Ставил «вселенскую задачу» совокупного спасения человечества через христианский «богочеловеческий процесс».

Союз римского папы и русского царя - правовая гарантия «богочеловеческого дела».

Совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие.

Религиозно-поэтическое учение о Софии. Критикует западную философию за отвлеченную рассудочность.  Противопоставляет  ей  интуитивно образно-символическое постижение мира,  основанное  на  нравственном  усилии  личности.  Всеединство  романтически представало перед ним в лице Софии - вечной женственности.

 

Русская философия XX века

а)религиозная философия

Бердяев Н.А.  (1874-1848).  Строил свою философию как совокупность независимых идейных комплексов,  каждый из которых вырастает из определенной первичной интуиции: идея свободы,  определяющая всю его онтологию;  идея  творчества  и  объективации; идея личности, лежащая в основе антропологии, социальной философии и этики; идея «метаисторического» эсхатологического смысла  истории.  Общей  основой  всех  этих  идей служит дуалистическая  картина  реальности,  в которой взаимно противопоставляются два ряда начал:  свобода,  дух (бог), ноумен, субъект (личность, Я), с одной стороны. Необходимость, мир,  феномен,  объект  - с другой.  Оба ряда характеризуют два различных рода реальности, взаимодействуют между собой.

Мир объектов  лишен духовности и свободы,  его закон - страдание,  рабство,  зло, коренящееся в объективации;  ей противостоит в мире творчество,  преодолевающее  отчуждение и внеположенность объектов человеку:  творящий субъект включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь,  открытую для свободы и тем самым преображает его. И хотя результаты творческого акта впоследствии окажутся в сфере объективации,  сам он есть акт свободы, как бы прорыв духа в объектный феноменальный мир. Смысл истории - в избавлении от объективации, которая связана, однако, с неустранимыми свойствами здешнего бытия.  Поэтому достижение этого смысла мыслится лишь как конец истории,  как радикально иной мир, эон за пределами исторического времени, отождествляемый с евангельским царством божиим.

Булгаков С.Н.  (1871-1944).Начинал как легальный марксист. Центральная задача - обоснование целостного христианского мировоззрения. Все социальные отношения и культура должны быть перестроены на религиозных началах. Пытался дать религиозное обоснование взаимоотношений человека и мира как деятельности.  Внутренняя связь  мира  и  бога мыслится им  как  София  - премудрость божия,  которая проявляется в мире и в человеке, делая их причастными богу.  Митрополит Сергий объявил в 1935 году софиологию ересью, подменяющей церковное учение гностическими рассуждениями.

Франк С.Л.  (1877-1950). Основной мотив - примирение рациональной мысли и религиозной веры. В «онтологической гносеологии», которую он строит в духе интуитивизма, рациональное знание восполняется в религиозном «знании-жизни» как некоей  форме  цельного существования  человека,  так  что  подлинная «реальность» и «глубина» бытия непосредственно открываются человеку изнутри лишь в меру достижения им  единства  личности. Познание осуществляется  не через активность познающего субъекта,  а в акте самоуглубления - через активность направленной на субъект реальности, т.е. абсолютного (абсолютно-непостижимого). С позиций своего «сверхрационализма» резко выступал против социализма как крайней степени «морально-общественного рационализма».

б)русский космизм

Вернадский В.И.  (1863-1945).  Биосфера  переходит  в  ноосферу.  Естественно-историческая, природная (в широком смысле - космическая) и социально-гуманитарная, человеческая тенденция развития науки гармонически сливаются в единое целое.

Циолковский К.Э. (1857-1935). Разрабатывал философию монистическую философию космизма, противостоящую религиозному дуализму духа и тела, с одной стороны, и «пессимистическому материализму» - с другой.  Материализм пессимистичен,  потому  что он не отвечает на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относительной жизненной чувствительности и одушевленности  всех  форм  и  ступеней  материи,  строил свою монистическую  доктрину  вокруг  идеи  «атома»  - бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы,  путешествуя из одного конгломерата  к другому. Отсюда вытекает «космическая этика»:  обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа во вселенной к нравственной круговой поруке и заботе о мировом  целом, где атомы рассеиваются и курсируют после гибели их обладателя.  Объективным добром космическая этика признает  процессы  усложнения  и  стратификации  во  Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует о торжестве творческих,  антиэнтропийных сил жизни и разума над уравнительными, энтропийными тенденциями. Космологический процесс - ряд циклических усовершенствований  бытия.  Разумные  существа,  населяющие вселенную,  давно наладили благополучный ход космической эволюции, а Земля с ее муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна.

Человечество расселится в Космосе. Произойдет полная биохимическая перестройка обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию.

 

в)русский марксизм

Плеханов В.Г. (1856-1918). Один из руководителей революционной народнической группы «Черный передел».  С 1980 г.  - в эмиграции.  В 1883 г.  создает в  Женеве  группу «Освобождение труда».  Основные труды: «Наши разногласия», «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю».  Воинствующий  материализм диалектик.  Творческая  трактовка  роли  личности  и  народных масс в истории. Подверг критике биологические концепции происхождения искусства.

Ленин В.И.

Советская марксистская философия.

Механисты: Л.И. Аксельрод-Ортодокс,  А.И. Варьяш,  В.М. Сарабьянов.  Подмена диалектики теорией равновесия и сведение высших форм движения к низшим.     Диалектики: Деборин,  Дынник. Деборин наделял материю творческим потенциалом, а Дынник настаивал на способности материи мыслить. Сталин сначала  разгромил  механицистов как на ликвидаторов революционного духа в философии,  а затем на деборинцев как на  сторонников  «меньшевиствующего  идеализма». Они  «игнорируют  ленинское наследие» и ведут полемику в слишком академических тонах, забывая о том, что философия есть арена беспощадной классовой борьбы.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика