Antoshka

Путь к Файлу: /История философии / Эллинистическая философия.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   45.0 КБ
СКАЧАТЬ

                ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ И РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

1.Общая характеристика эллинистической и римской философии

2.Кинизм

3.Эпикуреизм

4.Стоицизм

5.Скептицизм

6.Неоплатонизм

 

Хронологические рамки эллинистического периода - от начала походов  Александра

Македонского  до овладения римлянами Египтом.  Правление Македонского - 314 - 323 гг. до н. э. 146 г. - Карфаген разрушен римлянам и превращен в римскую провинцию.

Походы Македонского  ознаменовались  упадком полиса и вместе с ним гражданских добродетелей.  На место граждан приходят подданные. Но эти подданные уже не замкнуты в узком круге полиса. Космополитизм решительно вытесняет патриотизм.

В эллинистических монархиях связь между  человеком  и  государством  ослабевает. Потерпел  крушение  миф о превосходстве эллинов перед варварами.  Эллинская культура, ассимилировав культуру других народов, превратилась в эллинистическую, потеряв в глубине и чистоте.

 Каждый человек оказывается перед необходимостью создания  своего  собственного мира.  Поэтому в философии наблюдается дрейф в сторону индивидуализма,  скептицизма, этизирования, морализирования. Затем приходит время мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии.

Школы: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

 

                               Кинизм.

 

Основатель -  Антисфен (444 - 368 до н.э.).  Отказ от потребностей,  возврат к естественной простоте,  воспитатель сильного характера. Мудрец - это не гражданин определенного государства, а гражданин всего мира.

Символ школы - Диоген Синопский (412 - 323  до  н.  э.).  Радикализировал  кинизм. Анекдоты о нем:  жил в бочке.  Попросил Александра Македонского не заслонять Солнца в ответ на выраженную готовность со стороны завоевателя выполнить любую просьбу  философа. С фонарем среди бела дня искал человека. Свободен тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.  Презрение к наслаждениям.  Тренировка тела,  чтобы противостоять невзгодам стихии и витальным влечениям.  «Автаркия» (самодостаточность), апатия и безразличие ко всему. Диоген называл себя собакой, это имя обозначало для него того, кто «торжественно приветствует дающего,  лает на тех, кто не дает, и кусает тех, кто отбирает».

 Ученик Диогена - Кратет.  Все свое имущество продал, деньги раздал согражданам. Последний грош бросил в море.  Абсолютный космополитизм.  «Любая точка  универсума  - мой дом,  мой город». Женился на Гиппархии и вместе с ней апробировал кинический образ жизни.

 В последние  два  века  перед  началом  христианства  кинизм  теряет свои позиции. Практичным римлянам все эти экстравагантности претили.

 Значение кинизма  состоит в отвержении всяких иллюзий:  погони за удовольствиями, очарованности богатством, страстного желания власти, жажды славы, блеска и успеха.

 Причина его  заката  -  в анархизме,  экстремизме и,  как следствии,  духовном убожестве. Человек сводится к животному началу, никакой позитивной программы не предлагалось.

 

                              Эпикуреизм

 

 Первая из эллинистических школ. Возникла в конце 4 века до нашей эры.

 Эпикур (341/342  - 271/270).  Предложил для своих лишенных укорененности современников новый идеал, противоположный классическому.  Не общественная,  гражданская жизнь,  а частная, исполненная тихих и простых радостей. Основал Сад (Kepos) на окраине Афин, а впоследствии практиковал Колофоне, Митилене, Лампсаке, что само по себе было вызовом традиции. Жутко плодовит. Автор более 300 произведений, известных нам только по отрывкам.

 Основные положения философии Эпикура:

1.Реальность познаваема.

2.В мире есть место для счастья.

3.Счастье есть вытеснение страдания и беспокойства.

4.Для достижения счастья человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя.

5.Для этого излишни государство,  социальные  институты,  знатность,  богатство  и даже боги.

 

Три раздела философии:  физика, логика и этика. (Деление идет от Ксенократа, самого талантливого, не считая Аристотеля, ученика Платона).

Физика. Мир бесконечен и вечен.  Он состоит из атомов и пустоты.  Ничто не рождается из ничего.  Атомы движутся,  в процессе их движения возникает отклонение  (clinamen)  от прямой.  Благодаря этому атомы образуют реальные тела.  Вещь - комплекс атомов.  Распадение комплекса - прекращение существования вещи.  Душа -  тоже  комплекс атомов.  Смерть - распадение атомов души.  Боги существуют в междумириях и не оказывают никакого влияния на земные дела.

Логика. Сенсуализм. Чувства сообщают нам истину. Надо доверять ощущениям, онидоставляют непосредственные и достоверные знания.  Истинны те  мнения,  которые  подтверждаются опытом и не опровергаются им.

Этика. Никакой бессмертной души нет, следовательно надо стремиться к наслаждению,  но не к грубому чувственному удовольствию,  а к утонченным духовным переживаниям. Истинное удовольствие заключается в отсутствии телесного страдания (aponia) и невозмутимости души (ataraxia).  Следует различать три вида удовольствия:  1)естественные и необходимые,  2)естественные,  не необходимые, 3)неестественные и ненеобходимые. Желания  первой  группы  имеют естественный предел,  второй группы не имеют такого предела. Желания третьей группы подвергают душу опасным волнениям.  Политическая жизнь принципиально  неестественна,  государство - не венец всего,  а договорный институт,  имеющий целью охрану витальных влечений людей.  Справедливость  подчинена  полезности.  Высшая ценность - дружба.  Не следует бояться богов, ибо им нет дела до людей. Не надо бояться смерти,  так как со смертью прекращаются страдания. Не надо бояться зла, ибо оно кратковременно и легко переносимо.

Судьба эпикуреизма.  В начале 1 века до нашей эры Филодем организовал  в  Италии близ  Геркуланума  кружок  эпикурейского типа.  Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (96 до н. э. - 55 г. до н. э.). Покончил с собой.

 

 

                              Стоицизм.

 

Основатель - Зенон (ок.336 - 264 до н. э.). Уроженец Крита. Поселился в Афинах в 311 г.  Основал школу.  Не будучи гражданином Афин, не имел права аренды целого помещения. Поэтому снял портик (по гречески - стоя).

3 периода в развитии Стои.

1.Античная  Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп). 4-3 вв. до н.э.

2.Средняя  Стоя (2-1 в. до н. э.).

3.Римская  Стоя.

Зенон принимает деление на физику, логику и этику.

Физика -  пантеистический  материализм.  2  принципа бытия:  пассивный и активный. Пассивный - субстанция,  активный - формообразующий  принцип.  В  качестве  последнего выступает Логос, понимаемый как творящий огонь, огненное дыхание. Концепция «разумных семян». Логос - семя всех вещей. Все вещи суть продукты божественного начала, поэтому все необходимо и совершенно. Случайности нет. Мир конечен. В конце времен – всеобщее уничтожение в огне. Затем - новое возрождение и повторение сначала.

В логике - размежевание с Эпикуром. Истинность ощущения зависит от нашего отношения к нему. Истинно то ощущение, которое мы согласны принять в качестве такового. (Каталепсия).

Этика. Цель жизни - достижение счастья.  Но счастье не в апонии а атараксии,  а  в том,  чтобы следовать природе.  Природе и как телесному началу в человеке и как человеческой социальности.

Вне человека  нет  добра или зла.  Вещи в моральном плане индифферентны.  Добро или зло - результат нашего отношения к вещам.

Смысл жизни состоит в следовании долгу. (Катекон).

Природа повелевает человеку сохранять и любить себя. Но это повеление относится не только к индивиду, но и к его детям. Человек - «общительное животное». Страсти - результат неспособности разума принять вещи такими,  каковы они есть. Нужно стремиться к апатии - бесстрастию. Мудрец никому не сочувствует и никого не осуждает.

 

«Медиостоицизм» Панэций  (185  -  129  до  н.э.).  Посидоний (140/130 - 51 г.  до н. э.).

Римский стоицизм - Сенека (ок.4 г.до н.э.,  - 65 н.э.).,  Эпиктет, (ок.50 н.э. - 138). Марк Аврелий Антонин (121 - 180).

 

                             Скептицизм.

 

Основатель - Пиррон (ок.  360 - 275/270 до н.э.). Не написал ни слова. Его учение записал ученик Тимон.  Новизна его учения заключается в убеждении, что можно жить в отсутствие истины и ценностей, по крайней мере, таких, как прежде.

3 истины:

1.Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны.

2.К ним нельзя питать ни малейшего доверия, но нужно жить без сомнений, ни к чему не склоняясь и ни от чего не отвращаясь.

3.Человек должен пребывать в состоянии непоколебимости и апатии.

 

Аркесилай (315 - 240 г.  до н.э.). Использовал иронический метод Сократа для критики стоиков. Пункт атаки - представление об истине. Если истина зависит от отношения к вещам,  значит,  она результат согласия,  а это значит,  что философ не знает истины, ему ведомы лишь мнения. Истинный мудрец воздерживается от суждения (эпохэ).

Карнеад (214 - 129 до н.э.). Тоже ничего не писал. Основная идея: никакого критерия истины не существует. Поэтому приходится довольствоваться лишь «похожим на истину» (пифанон) знанием. Степень его вероятности тем выше, чем больше связаны между собой его фрагменты.

 

                     Неоплатоническая философия.

 

Основатель Аммоний (175 - 242).  Ничего не написал.  Его идеи воспринял и  развил Плотин  (205 - 270 гг.).  Основное сочинение - Эннеады.  Шедевр античной философии.  9 книг по 6 частей в каждой.

Основное понятие - Единое.  Определения апофатические. Единое - Абсолют. Оно - большее благо,  причина всего, самопорождающая активность. Из Единого иррадиирующими кругами изливается свет. Единое имеет три ипостаси: Единое, Нус и Душу. Нус (Дух) рождается так:  активность,  исходящая из Единого - сила неоформленная. Чтобы оформиться, она  должна обернуться для «созерцания» своего первоначала,  напитаться и наполниться им и затем вернуться к самой себе и наполниться собой.  Если Единое - потенция всех вещей, то Нус становится всем,  обнимая все идеальным образом.  Душа проистекает их Нуса таким же образом,  как он из Единого.  (Дух как потенциальная активность разворачивается к созерцанию  самого себя).  Душа - последняя умопостигаемая реальность.  Она граничит с чувственным. Душа иерархична.

Чувственная материя  проистекает  из своего источника как последняя возможность. Она есть конечный этап процесса,  где продуцирующая сила истощается до  изнеможения. Поэтому материя есть зло,  есть небытие.  Материя произведена активность созерцающей силы, ослабевающей настолько, что уже не может обратиться к источнику, ее породившему,  чтобы  его созерцать.  Поэтому материя нуждается в Душе,  которая ее формирует и связывает с бытием.

Человек рождается  не  тогда,  когда он появляется в физическом мире,  но предсуществует в состоянии чистой души.  На вопрос о причинах вселения  души  в  тело  дается два ответа.  Первый:  такова онтологическая необходимость. Второй это результат «вины» души.  Вина заключается в исключительной заботе души о своем теле. Чувствования низшей души схватывает чувственные формы как иррадиирующие,  отраженным светом, исходящим от первоисточника - Идеи высшей души. Память, чувства, страсти, волнения - все это проявления активности души.

Судьба души состоит в то том,  чтобы достичь божественного.  Путей к возврату  к Абсолюту несколько: а)добродетель, платоновская эротика, диалектика. Плотин добавляет еще один путь:  опрощение,  воссоединение с Единым, мистический экстаз. «Сбрось с себя все».  Отрицание всего земного.  Жизнь человека - «бег одинокого к одному». (В заключении Эннеад).

Последователи Плотина - Амелий и Порфирий (233 - 305).

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика