Antoshka

Путь к Файлу: /История религий / Религии индо-буддийского ареала.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   55.0 КБ
СКАЧАТЬ

 

РЕЛИГИИ ИНДО-БУДИИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО АРЕАЛА      

 

1.Религия протоиндийской цивилизации

2.Ведийская религия

3.Брахманизм

4.Индуизм

а)Кришнаизм

б)Шиваизм

в)Шактизм

            5.Джайнизм

            6.Сикхизм

 

 

1.Религия протоиндийской цивилизации

Расцвет – в 4-3 тыс. до н.э. Потом – упадок. Основные центры Мохенджо-Доро и Хараппа. Отчетливый акцент на идее плодородия. Большое количество женских фигурок с выпячиванием на первый план детородной функции. Масса статуэток быков и баранов – символов мужской сексуальности. Откопан храм с местом для омовения. Несосненны и жертвоприношения. Верховный бог – владыка мира – изображался с головой буйвола. У бога была супруга.

 

2.Ведийская религия

Арии принесли с собой Веды. Дьус – бог неба, Притхви – богиня земли. Сурья, Свитар, Пушан, Вивасван – солнечные боги. Ушас – богиня утренней зари. Рудра – бог грозы. Ваю – бог ветра, Маруты – бог бури, Агни – бог огня. Арьяман – гостеприимство, Бхага – часть, Амша – доля, Шраддха – вера, Вач – речь. Сома – бог жертвенного напитка. Брихаспати – бог-жрец. Большая часть гимнов Ригведы посвящена Индре, богом-громовержцем, богом грозы и дождя. Основное событие – победа над Вритрой, огромным змеем, олицетворяющим безжизненный первоначальный хаос. Это акт творения мира.

Варуна – доведийский бог, царь подземного мира, водной стихии, ночной стихии, хранитель риты, добытого Индрой космического порядка. Митра – светлый бог, тоже следивший за порядком, но гораздо более благожелательный.

Один из главных ритуалов – возлияние сомы. Сок, выдавленный из растения сомы, смешивался с водой и молоком и приносился в жертву богам. Сому пили и участники ритуала. Поначалу арии вели кочевой образ жизни и потому не имели храмов. Сначал приносили кровавые жертвы, потом отказались от них. Многие ритуалы были связаны с царем. Приносили в жертву коня ради обретения царем статуса могущественного правителя. Господствовала вера в предков, идея метемпсихоза еще отсутствовала.

 

3.Брахманизм

Заключенная в ритуале сила, соединяющая его к космическими процессами, получила название брахман (от санскр. Корня брах – «расти, расширяться). Так стали именовать и текст, способный оказать действие на богов. Потом это название получили и знатоков и исполнителей священных текстов.

Брахманы создали араньяки и упанишады. В араньяках развивается идея аскезы как важного элемента жертвоприношения. В упанишадах Брахман приобретает вид космической силы. Атман – индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Атман – внетелесная, безличная сущность, тождественная Брахману. Идея тождества Атмана и Брахмана – центральная в упанишадах. В них же возникает представление о сансаре, о превращениях Атмана во все новых и новых телесных оболочках. Рождение зависит от кармы.

Брахманизм закрепляет деление индийского общества на 4 варны. Члены первых трех Варн должны были по достижении совершеннолетия проходить обряд посвящения. Потому-то они «дваждырожденные». Тогда-то и формулируется концепция Варна-ашрама-дхарма. 4 периода в жизни: детство, зрелость (вступление в брак и рождение детей), уединенная жизнь в лесу, жизнь бродячего аскета.

4.Индуизм

Огромная система, охватывающая 700-800 млн человек: Непал, Шри-Ланка, Бангладеш, Малайзия, Индонезия, Сингапур. Большое количество ветвей и школ, толков. Нет основателя религии, нет единого священного писания, общепризнанной доктрины, церковной организации. Удивительная многоликость!

Самое универсальное понятия – дхарма. Это 1)комплекс этических ценностей: стремление к истине, правильное поведение, добросовестность, незлобивость, 2)нормы и правила, которые должен соблюдать человек, принадлежащий к определенной Варне, 3)определенный период в индивидуальной жизни человека, 4)мировой закон, которому подчиняются индивид и человеческое общество, и боги. Конечная цель – осовобождение от сансары, что означает соединение Атмана с Брахманом и достижение вчшего блаженства. Путь к этому: путь карма-марга (путь деяний), джияна-марга (путь знания), бхакти-марга (путь преданности). Жизнь индуиста опутана великим множеством ритуалов.

Триада богов. Вишну – ведийский бог. Функция – охрана мира, поддержание порядка и справедливости. Красивый юноша с глазами, подобными лотосу. Цвет кожи – темный с отливом в синеву. На груди – крупный сапфир Каустбука, на голове – диадема. Цвет одежд желтый. Четыре руки, возлежит на кольцах змея, плавающих в мировом океане. Когда Вишну спит, вселенная пребывает в нем, когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. Ездовое животное – мифический орел Гаруда. 10 аватар. Матасья (рыба), Курма (черепаха), Вараха ( вепрь), Нарасимха (человеко-лев), Вамана (карлик), Парашурама (Рама с топором), Рама, Кришна, Будда, Калкин (будущее воплощение в виде всадника с мечом). Супруга Лакшми. Богиня удачи и процветания. Универсальная мантра «Ом намо нараяна» (Ом, слава Нараяне).

4.1.Кришнаизм

Ветвь вишнуизма. В древности Кришна – почитался среди пастушеских племен как Якша (полудемоническое существо). Жизнеописание Кришны содержится в 10 главе «Бхагаватпураны» (9-10 н.э.). Царю племени ячдавов Кансе в Матхуре предсказана гибель от восьмого сына его двоюродной стестры Дэваки. Он убивает шестерых ее детей, но следующих Балараму и Кришну, удается спасти, переправив их в одно пастушеское селение, где они становятся приемными детьми местного царя Нанды и его жены Яшоды. Великий шалун и спаситель пастухов от демонов. Любимая пастушка Радха. Женой же становится Рукмини, дочь царя Видарбхи. (Это уже после того, как Кришна побеждает Кансу и садится на трон в Матхуре). Кришну случайно убивает охотник, приняв его за медведя. Главное – идея любви к богу. Она получила художественное воплощение в стихах и песнях и стала популярна в народе. Чайтанья (1486-1533) создал общину «пушти-марг». В современном обществе «МОСК» является культовой фигурой.

4.2.Шиваизм

Ведийский прообраз Шивы – Рудра. Исключительно многолик. Развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганг, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, лобный глаз. До 10 рук. В руках топор. Трезубец, маленький барабанчик и антилопа. Один из важнейших атрибутов – лингам. В храмах число каменных лингамов исчисляется сотнями. Главная мантра «Ом намах шивая» («Ом, слава Шиве»).  Жена – Парвати – дочь Царя Гималаев. Дети Ганеша с головой слона и Сканда – юный предводитель войска богов. Ездовое животное – бык Нандин.

4.3.Шактизм

Ветвь шиваизма. В основе – почитание обожествленной женской энергии. Почитается богиня Дэви, которая предстает под разными именами (Дурга, Кали, Чамунда, Мариямма и др.). Описывается как типичная демоница. Чернокожая, с клыками красными от крови губами и языком, с ожерельями из отрубленных голов и рук. Иногда Дурга и Кали рассматриваются как супруги Шивы. Идея превосходства женской энергии над шакти над любой другой энергией. Другая идея состоит в том, что Шива в качестве высшей реальности проявляет себя только через шакти, а это означает, что только через шакти он может быть познан.

 

5.Джайнизм

Основатель кшатрий Вардхамана, живший в 6 в до н.э. на территории современного индийского штата Бихар. До 30 лет вел жизнь мирянина, женился, имел дочь, но затем, раздарив все сове имущество, ушел из мира и странствовал. Через 12 лет подвижник и аскет стал Джиной – «победителем» (титул, присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям. Еще три десятка лет Джина, он же Махавира («великий герой»), в странствиях проповедовал свою веру и, наконец, достиг «конечного освобождения, нирваны. 24 тиртханкар. Первым же, согласно легенде,  был Ришабха, который жил еще в те времена, когда люди не умели считать, писать, готовить пищу. Такие претензии на древность джайнизма необоснованны, т.к. дальше непосредственного предшественника Вардхаманы Паршвантхи история не прослеживается. Паршвантхи был 23 тиртханкаром. Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45 сочинений, приписываются самому Вардхаману.  При попытка создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти в джайнской общине в нескольких поколениях, произошел ее раскол на два направления: шветамбары и дигамбары.

Вероучение. Добиться нирваны может только аскет. На вершине джайнской иерархии 24 тиртханкара. Джива присутствует в каждом растении, в любой вещи. Центральный принцип - ахимса. Достижение идеала происходит через «три драгоценности»: совершенное воззрение, совершенное знание, совершенное поведение. Пять принципов: не причинять зла живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым в речах. Дигамабары укрепились на юге, шветамбары – на западе. Многие члены общины занимались торговыми и финансовыми операциями. Долгое время общины джайнов были средоточием средневековой учености и культуры.

 

6.Сикхизм

Эпоха Делийского султаната (1206-1526) подходила к концу. На его месте сложилась с центров в Дели империя Великих Моголов (1526-1707). В 15 веке в северной Индии недолгое время правили последние династии султаната – тюрок-Сайидов (1414-1451), а затем афганцев-Лоди (1451-1526). Водоворот кровопролитных междоусобиц, разруха и экономический упадок. В рамках индуизма набирает силу бхактизм. Основная идея – беззаветная, экстатическая любовь к богу, выходящая за пределы кастовых и имущественных рамок. Ислам был представлен в основном суфизмом, который проповедовал бедность как праведный образ жизни.

Нанак (1469-1538) вырос в индуистской семье и получил прекрасное образование. Знал персидский и арабский языки и немало времени посвятил изучению основополагающих идей многих религий. Много путешествовал по Индии. Проведя в странствиях почти 30 лет, вернулся в Пенджаб, где сменил одежду паломника на одежду крестьянина, трудясь на земле и проповедуя свое учение. В Пенджабе обосновал Картарпур (крепость Всевышнего).

Учение. Строгий монотеизм. Первая, главная мантра, которой открывается священная книга сикхов Ади Грантх, говорит: «Бог един и вечен. Он имманентно присутствует всюду и одновременно является творцом всего сущего. Он имманентен в своем создании. Он лишен страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне смерти и рождения. Он познается милостью гуру». Бог не персонифицирован, он не имеет антропоморфного облика, невидим. Невозможно поклоняться его изображению и бессмысленно воздвигать храмы. Пусть спасения – любовь к богу, познание его и слияние с ним, достижение такого состояния, когда божественная сущность и собственная сущность становятся единым целым. Не нужен ни уход от мирских дел, ни отшельничество, ни аскетизм. Надо избавляться от пяти пороков: гнев, гордыня, алчность, страсть, и привязанность к земным благам. Отрицание кастовой системы.

При Нанаке вместе исполняли гимны. При третьем гуру Амур Дасе (1552-1574) была введена практика проведения совместных трапез  с испитием воды из общей чаши. Это означало демонстративный разрыв с нормами индуизма, который считал воду наиболее легко оскверняемым объектом.

В начале эпохи Великих Моголов сикхи не отличались воинственностью и не вызывали беспокойства у власти. Правитель Акбар (1556-1605) создал синтетическую религию и заимствовал у сикхов принцип безусловной покорности гуру. Третий гуру Амур Дас получил от Акбара право на пользование своими земельными владениями в Амртисаре на правах вакфа. Вскоре Амритсар стал главным религиозным центром сикхов. При Аммар Дасе и его преемнике Рам Дасе (1574-1581) там был вырыт священный водое м началось строительство Золотого храма, которое завершил пятый гуру Арджун (1581-1606). Он стал местом паломничества сикхов, вопреки ясно выраженному учению Нанака. По приказу Арджуна была составлена священная книга. Ее названия: Ади-Грантх (изначальная книга), Гуру-Грантх (книга-гуру), Грантх-Сахиь («Книга-Господин»). В нее вошли стихи и гимны первых пяти гуру, а потом и всех остальных. Кроме того, туда включены произведения многих идеологов бхакти и суфизма. Книга написана на панджаби со вставками на маратхи, раджастхани и других индийских языках. Постепенно произошло расслоение сикхской общины. У пятого гуру были свои гвардия и двор, не уступавший по пышности дворам мусульманских правителей. Были у него и обширные земли. Был введен обязательный налог на сикхов. При Арджуне усилилась тенденция к обожествлению гуру. Пи нем должность гуру стала наследственной. Постепенно отношения с правителями империи стали рушиться. Шестой гуру Хар Гобинд (1605-1638 или 1645) имел при себе два меча – один для защиты сикхской веры, другой – для борьбы с Моголами. Незивисимое и вызывающее поведение сикхов вызвало недовольство правителей. По приказу императора Джахангира (160-1627) Хаар Гобинд был заточен в крепость, где провел 12 лет. Последний из Великих Моглов Аурангзеб был фанатиком и люто ненавидел сикхов. Пенджаб во второй половине 17-начале  18 века оказался охваченным антимогольским движением. Во главе стояла общинная верхушка сикхов, возжелавшая иметь собственное государство. Отлично вооруженные войска девятого гуру (1644-1675) совершали нападения на могольские отряды, грабили пенджабских богачей-мусульман. По приказу Аурангзеба Тег Бахадур был жестоко казнен в Дели вместе с пятью своими соратниками, что вызвало мощную волну народного протеста. Десятый гуру Гобинд Сингх (1675-1708) провозгласил, что отныне власть переходит от гуру к хальсе. Был избран совет общины из пяти наиболее преданных Гобинду Синху сикхов. И тогда же был ликвидирован ненавистный всем институт масандов (сборщиков податей). Все это произошло в 1699 году. Пять обычаев. 1)Не стричь волосы и бороду (кеч), 2)носить кортокие кожаные шаровары (качха), 3)волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кнгха), 4)иметь при себе меч (кирпан), 5)иметь железный браслет (кара). Книга Ади-грантх была канонизирована, ее копии стали появляться в сикхских храмах. В течение дня ее обмахивают опахалом, торжественно выносят во главе праздничных процессий, специальные лица читают из нее тексты.

Весь 18 век Пенджаб находился в состоянии войны с правителями. Был отражен натиск афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани (1721-1723 гг.). В 1756 г. Сикхи объявили независимость Пенджаба.

В религиозном отношении происходил отход от принципов раннего сикхизма.

В 1845-1846 гг. и 1848-1849 гг. были две англо-сикхские войны. Пенджаб был аннексирован англичанами.

1926 год – образование партии Акали Дал (Орден бессмертного бога). 1984 год – штурм «Золотого храма». Осень 1984 – убийство Индиры Ганди. 1985 год – убийство лидера партии Дала Лонговала экстремистами за недостаточный радикализм требований (автономия, а не суверенитет). Действия фанатиков оттолкнули от себя значительную часть сикхов. Требование автономии Акали Дал не сняла. 70 процентов сикхов проживает в Пенджабе.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика