Antoshka

Путь к Файлу: /История религий / Религии Иранского культурного ареала.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   59.5 КБ
СКАЧАТЬ

 

РЕЛИГИИ ИРАНСКОГО КУЛЬТУРНОГО АРЕАЛА

 

 

1.Митраизм

2.Зороастризм

3.Манихейство

 

1.Митраизм

Древнеиранская религия – идея противостояния Ахура-Мазды и Ангро-Майнью. Боги одной группы дайвы, другой – асуры.

На рубеже 1 в.н.э.на первый план выходит культ бога Митры (авест. договор, согласие, который считался одни из ближайших помощников Ахура-Мазды. Он почитался в обширном регионе – от Средней Азии и Северной Индии до Атлантического океана.  Долг человека – помогать Ахура-Мазде и Митре в борьбе со злом.  Степени нравственного совершенства: 1)воины – те, кто вступают в борьбу со злом, 2) львы и гиены – те, кто уже начал борьбу с коварным и злым духом злобы, 3)вороны- те, кто жаждет и предчувствует смерть злого начала, 4)золотые или железные – те, кто закалился в борьбе со злом и несет в себе несокрушимую надежду на победу, 5)победоносный Митра – тот, кто победит зло. Митра имеет тысячу ушей и глаз, его коней никто не может догнать, он поражает всех клятвопреступников, устрояет землю, упорядочивает жизнь, устанавливает согласие между людьми, охраняет страну от внутренних раздоров, наказывает врагов. Митра определяет нравственные нормы, следит за всем, что создал Ахура-Мазда. По одному из мифов, Митра рожден от брака Ахура-Мазды и богини Армайти (благочестие). Митру сопровождает Рашну – бог правосудия, его атрибут – золотые весы. Митра действует вместе ос Сраоши – богом религиозного послушания и порядка. Митра, Рашну и Сраоши выступают в роли судей на судейском мосту Чинват. Если благие дела, слова и мысли перевешивают злые, то тогда душа устремляется в рай, в светлую обитель Ахура-Мазды. Если нет – низвергается в преисподнюю, где подвергается мучениям в обществе дэвов и Ангро-Майнью. Суд происходит в первые три дня после смерти.

Митра разъезжает по нему на колеснице, запряженной четырьмя белыми конями Колесницей Митры правит Аши – персонификация удачи, счастья, блага и изобилия. Прокладывает путь колеснице Даэна – олицетворение учености и благочестивой приверженности зороастризму и митраизму. Даэна  является праведнику после смертив облике прекрасной юной девы и сопровождает его в Дом Хвалы. Дом хвалы – царство бесконечного света, место пребывания праведных душ. Душа праведника проходит по пути в Дом Хвалы сферу звезд, Луны и Солнца. Грешника Даэна встречает в облике отвратительной старухи у моста Чинват и низвергает в преисподнюю, дужахве – царство бесконечного мрака, где обитает Ангро-Майнью.

Ритуалы и праздники.

Митре в жертву приносят белое животное, дикий рис, кипяеное молоко, мясо, сваренное на пару. Собственно митраическим жертвенным животным был петух – символ утренней зари и солнца, небесного огня. Напиток богов – хаома. Оно гарантирует бессмертие для верующих, устойчивый порядок в обществе и в космосе. Молитвы в честь Митры читались от зари до полудня. Главный праздник в честь Митры справлялся 25 декабря. В этот день все 7 родом митраического жречества совершали богослужение, во время которого изображалось таинство космогонического рождения Солнца. Второе важнейшее празднество справлялось в день весеннего равноденствия. В этот день Митру оплакивали как покойника, а ночью его изваяние клали в каменный гроб. Утром вынимали из гроба и пели прославляющие его гимны. Митра изображался в виде человека с головой льва или человека, убивающего быка. Митриасты считали священным животным собаку. Другие священные животные: еж, ящерица, лиса, выдра. (Еж ест мышей, ящерица – муравьев, лиса – грызунов, выдра – лягушек). Святилища находились в подземельях, пещерах. В каждом была лестница в семь ступеней. В митраизме существовали сложные мистерии, в ходе которых испытуемых подвергали суровым испытаниям. Существовало и крещение.

Первый уровень жречества – Ворон. Свидетельствовал о солнце всем, кто находился вне храма. Второй – Молодожен. Символизировал мистическое бракосочетание душ людей, входящих в храмовый притор с Митрой. Третий – Воин, олицетворение тягот посвящаемого, дисциплины адептов Солнца. Четвертый – Лев. Огненный, очищающий. Пятый 0 Перс, держащий в руках серп и косу, один из судей загробного мира. Шестой – Гелиодром, посланнике солнца, возница в ореоле из солнечных лучей с факелом. Седьмой – Отец – земное воплощение верховного божества. Лицезрение его равносильно лицезрению Митры. Он имел серп Сатурна, фригийский колпак, посох и перстень – тайные символы высшей мудрости.

 

2.Зороастризм

В начале 3тыс. до н.э. протоиндоиранцы разделились на индоарийцев и древнеиранцев. Индоарийцы заселили Индостан, а древние иранцы – Иранское нагорье и примыкающие к нему районы. Был культ вечного огня. Поклонялись ахурам и дэвам. Светлые божества – Мазда (мудрость, правда, и Митра(договор, согласие, союз). Богиня воды Ардвисура Анахита. Жрецы пили хаому. Поклонялись абстрактным богам Аирйаман (дружба, Аршат (справедливость, Хамварэти ) доблесть, Сраоша (послушание), Вэрэтрагна (победа. Последний представлялся в виде кабана.

Заратуштра жил не позднее 7 в.до н.э. Был он профессиональным жрецом и певцом. На родине подвергался преследованиям, отчего бежал к князю Виштаспе, который взял его под свое покровительство. Владения князя находились где-то на востоке Ирана.

Текст Авесты был зафиксирован не ранее 3 и не позже 4 в. до н.э. Большая часть из 21 книг Авесты не сохранилась. В 4-6 веках Авеста редактировалась и снабжалась комментариями. Гимны, обрядовые предписания, пророчества и т.п. Заратуштра призывает к ниспровержению ложных богов и их почитателей. Заратуштра выступил как пророк Ахура-Мазды. Этот бог – бог добра. Он существовал предвечно и создал мир. Ангро-Майнью тоже существовал предвечно. Человек создан Ахурой-Маздой, но свободен в выборе между добром и злом. Само имя Заратуштры переводится как «обладающий желтым верблюдом» или «верблюжий погонщик».  Призывал покровительствовать скотоводству как залогу процветания. Сила, способная избавить общество от набегов и грабежей, - власть земных владык. Его проповедь воспринималась как злободневный политический памфлет. Добился признания в возрасте 42 года при дворе Виштаспы. Но княжество Виштаспы было подчинено Арджатаспой, самого же Заратуштру в возрасте 77 лет убил некий кочевник.

В первом крупном иранском государстве древности – Мидийской державе – зороастризм получил большое распространение, возможно, даже стал официальной религией.

В середине 6 в. до н.э. к власти в Иране приходит персидский род Ахеменидов. Они создают крупную мировую империю, существовавшую до 4 в. до н.э. В ней господствовал маздеизм. Отправление культа монополизировали жрецы из рода магу.  

Зороастризм сосуществовал с маздеизмом. В 4 веке началась доктринальная обработка зороастрийского учения о борьбе добра и зла. При этом сложилась доктрина зерванизма, согласно которой добрый дух Ахура-Мазда и злой дух Ангро-Майнью являются сыновьями-близнецами бога времени Зервана. Каждый из этих духов правит по 3 тысячи лет, после чего в течение следующих трех тысяч лет между ними будет происходить борьба.

Зороастрийские жрецы разработали эсхатологическую доктрину, согласно которой мировая история будет длиться 12 тысяч лет. Первые три тысячи лет – золотой век. Ни холода, ни зноя, ни болезней, ни старости, не смерти. Земля обильна и плодородна. То был период господства Ахура-Мазды. Потом наступил век Ангро-Майнью, появились голод, болезнь, смерть. Но в мир придет спаситель из рода Заратуштры, и в конечном счет добро одержит победу над злом, возникнет вечное царство справедливости, и Ахура-Мазда станет господином вселенной.

У Заратуштры Ахура-Мазда существо бестелесное. При Ахеменидах возник элемент антропоморфизма.

В 323 году Александр Македонский захватил империю Ахеменидов. Начались междоусобицы Они закончились формированием эллинистической державы Селевкидов. Зороастризм утратил положение государственной религии, хотя традиция сохранилась и получила развитие. Так продолжалось до середины 3 века до н. э., когда к власти пришла местная династия Аршакидов. Она просуществовала до начала 3 века н.э. Это государство называется Парфией.

В 224 году до н.э. на смену Аршакидам пришли Сасаниды, происходившие, как и их далеки предшественники, из Парса. Они считали себя законными наследниками древнеперсидских царей и покровительствовали возрождению иранских традиций. При них зороастризм стал государственной религией. Верховный жрец стал вторым лицом в государстве.

В 642 г. Н.э. Сасанидский Иран был завоеван мусульманами. При Омейядах (661-750) и при Аббасидах (с 750) отношение зорастрийцам было вполне терпимым. В середине 9 века начались притеснения. Часть зороастрийцев переместилась в Индию, где их стали называть парсами. Обосновались в Гуджарате. В конце 16-17 вв. обосновались в торговых городах Бомбее и Сурате. В самом Иране их преследовали, запретили заниматься многими видами ремесел, связанных с изготовлением тканей.  Во время правления династии Пехлеви (1925-1979) была утверждена новая государственная идеология Ирана. Подданные династии Пехлеви должны были считать себя представителями народа, создавшего в древности великие империи.  Исламская революция 1978 года с этим покончила.

Этика. Главный принцип – сохранение жизни и борьба со злом. Самые почитаемые виды деятельности – скотоводство и земледелие, борьба со злом – борьба с демонами.

Обряды. В 7 лет (в Индии) и в 10 лет (в Иране) – инициация. Ребенок получает рубаху и пояс, который должен носить всю жизнь. Перед священным огнем совершается обряд жертвоприношения (ясна). При этом используется священный эликсир (хаома). Читаются тексты из Авесты. Огонь в храме подпитывают пять раз в день. Погребение в Башне молчания. Площадка в виде трех концентрических кругов: для женщин, мужчин, детей. Самый торжественный и радостный праздник – Ноуруз – Новый год.

Парсизм. Расселились на западном побережье Индии более тысячи лет назад несколько сотен зороастрийцев. В индийское общество вошли на правах автономной касты. Преследований не испытывали. Часть занялась торговлей. В 18-нач. 19 века были заложены основы благосостояния ведущих и сейчас семей парсийской буржуазии. Парсийская интеллигенция занялась приведением в порядок религиозной литературы. Произошло сближение и индуизмом. Особую роль стал играть принцип ритуальной чистоты, важный и в индуизме.

Урбанизация привела к падению рождаемости и снижению религиозного рвения. В Индии парсов 80-100 тысяч, в Иране гебров около 20 тысяч. Небольшая диаспора есть в Пакистане, Шри-Ланке и в англо-саксонских странах.

Стержень религиозной жизни – обязательная ежедневная пятикратная молитва и семь древних календарных праздников. Молитва звучит так: «Наилучший владыка, судия истинно избираемый! Утверждай силу действия – результат жизни с благим помыслом – ради   Мазды – владыки, пастыря смиренных!»

Новый год (Ноуруз) отмечается в день весеннего равноденствия. Остальные шесть праздников – в честь Амеша-Спенты. Богослужение – коллективное священнодействие, повторение за жрецом слов молитвы и его жестов. Во время инициации на пояс девочки и мальчика надевают священный шнур – кушти, а мальцикам еще и рубахи (судра).

Страх перед осквернением породил множество запретов, касающиеся питания, общения, обращения с мусором и нечистотами. Трупы выносят специальные носильщики, которых сторонятся все. В наши дни в Иране хоронят в земле, точнее, в цементе. На четвертые сутки.

 

3.Манихейство

Мани (216-277). Родился в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец вступил в секту иудео-христианскую элхаисов (по имени основателя Элхаса). В возрасте 12 или 13 лет начал полемизировать с единоверцами, а возрасте 24 года выступил с проповедью новой религии. Был избит пресвитерами. Тогда вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми учениками, покинул общину. В течение двух последующих лет объездил несколько стран, проповедуя свое учение в иудео-христианских общинах. Вернувшись в Иран, появился при дворе персидского шахиншаха Шапура 1, перед которым выступил с проповедью. Проповедь шаху понравилась, Мани получил право проповедовать новую религию. Но потом под влиянием зороастрийского жречества охладел к манихейству. Мани отправился в очередное путешествие вместе со своими учениками. Проповедовали в Центральной Азии, Римской империи, Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 году после смерти Шапура 1 Мани появился при дворе его сына Ормизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам 1. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло и извращении истинной веры.  Мани был заточен в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви, 12 учителей и 72 епископа. Примерно через месяц заключенный в колодки Мани умер (по легенде был казнен через распятие). Манихейский канон был создан самим основателем религии и состоял из семи книг, написанных на арамейском языке. Отобрал материал из вавилонско-персидской мифологии, буддизма, гностицизма, христианства положения, призванную в своей совокупности обосновать религиозно-теологическую систему дуализма. Из зороастризма заимствованы имена божеств и эсхатология. Из буддизма  - пессимизм, представление о земле как месте неизбывных страданий. Из него же идею метемпсихоза. Резко критическое отношение к Ветхому завету. Гностицизм обогати манихейство учением об избранных духовных личностях, посланных Богом людям и несущих особое знание – гнозис. Согласно Мани, наличие множества религий есть свидетельство искажения ими первоначальной истинной веры. В период, когда апостолы уходят из мира, церковники искажают их учение. Своими предшественниками в деле постижения истины Мани считал Будду, Заратустру и Иисуса Христа.

Манихейство производило впечатление неисчерпаемой глубины. Минус – отрицание земных ценностей. Манихеев жестоко преследовали. А во времена Юстиниана (483-565) их физически истребляли. Казнили и тех, кто давал им убежище. В 527 многие манихеи были сожжены.

Крайний дуализм. Древо Жизни против Древа Смерти. Свет против мрака. Пространство света разделено на эоны. Царству света присущи гармония, мир, покой, мудрость, благость, истина, красота, бессмертие его творений. Царству мрака свойственны дисгармония, хаос, раздоры, зло, безобразие, смерть. Свет выступает в образе верховного божества Отца Величия, а его светоносные эманации – в виде светлых божеств. Мрак персонифицирован в материи, которая, будучи творческой силой мрака, создает существа, предназначенные для войны со Светом. Эта война обусловлена самой природой Материи – агрессивной и жадной. В царстве свет пять стихий: ветер, огонь, вода, свет, воздух. В царстве мрака стихии вихрь, тина (яд), пожирающее пламя, удушливый туман (дым). Эпоха абсолютной разделенности царств подходит к концу. Второй период в эволюции мира характеризуется катастрофическим смешением двух первоначал, вызванных вторжением царства Мрака в область Света. Задача человека – содействовать приближению заключительной эпохи, когда произойдет разделение хаотично смешанных начал, полное освобождение Света от Мрака, восстановление нарушенного равновесия. Земной мир сотворен эманацией Света, благим демиургом, а человечество создано силами Тьмы, стремящиеся этой акцией удержать частицы света в своем царстве. В человеке три субстанции: тело, светлая душа и темное начало. Тело смертно, а две души бессмертны. Главная задача человека – очистить душу от оков материи, освободить светоносные частицы от оболочек тьмы. Тем самым человек выполнит космическую функцию: поможет царству Света забрать из мрака все светоносные частицы, очистить Свет от смешения с материей и приблизить время победы Свет над Мраком, время полного отделения Света от Мрака, Добра от Зла, обретения мира, утраченного было дуалистическим равновесием. Завершение эпохи смешения Света и Мрака рисуется трагичным. Перед концом мира в великой борьбе временно победят силы мрака. Но потом посланный божеством Помысел пошлет на землю огонь, который спалит все дотла. Затем наступит время Страшного суда; чистые светоносные души вознесутся в царство Света, в новый построенный для них эон, где и будут блаженствовать, а души грешников пойдут в царство Мрака.

Аскетизм. Люди делятся на 3 категории: избранников (совершенных, святых), слушателей (мирян), иноверцев. Первые две категории – среди манихеев. Избранники должны вести аскетический образ жизни, а миряне им прислуживать. Ели один раз в день, два дня в неделю постились. Строгое вегетарианство, трезвенность. От «слушателей» требовалось не лгать, не воровать, не пить вина, не увлекаться мирскими благами, соблюдать религиозные обычаи и праздники. Культ несложен. Изображения бога не было. Богослужение сводилось к чтению молитв и псалмов. Большое значение придавалось постам. Манихейство как самостоятельная религия исчерпала себя уже в 9-10 вв. Однако оно оказало большое влияние на другие религии.

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика