Antoshka

Путь к Файлу: /История религий / Евангелия Общая характеристика.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   43.0 КБ
СКАЧАТЬ

ЕВАНГЕЛИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Новый Завет: 27 книг.

Самое первое – послание ап.Павла фессалоникийцам (50 г.)

Самое последнее, вероятно, Ев.от Иоанна (120 г.)

Первые христиане – люди некнижные. Ждали напряженным ожиданием пришествия Иисуса.

Община назореев Иерусалиме. Возглавлял до 62 г. Иаков. Был казнен (побит каменьями) по приговору первосвященника Анании в 62 г. После него общину возглавил Симон, сын  Клеофаса,  который был братом Иосифа, отца Иисуса. (Иисусу приходился дядей). Был распят при императоре Траяне (96-117 гг.). После него общину возглавили внуки брата Иисуса – Иуды (Иаков и Соккер).

Община прекратила свое существование в 142 году в результате восстания Бар-Кохбы.

 

МАТФЕЙ. «Проходя, увидел он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй зв мною. И он, встав, последовал за ним» (Мк., 2:14).

Аргументы за: 1)хорошее знание иудаизма, 2)хорошее знание судебной системы, 3)хорошее знание денежных отношений (в ходу были римский динарий, греческая драхма и еврейский сикл), 4)хорошее знание географии Палестины.

Аргументы против: 1)не только Матфей все это знал, 2)цитаты приведены с Септуагинты, а не с арамейского, 3)отсутствие живых подробностей, 4)рабская зависимость от чужих текстов. (436 стихов свои, 600 – от Марка и 550 – из других источников).

Дважды повторяются чудеса с кормлением, дважды рассказывается история о том, Иисус изгоняет злого духа из бесноватых, дважды фарисеи обвиняют его в том, что он прибегает к помощи Вельзевула.

Разные доктрины. Оказывает помощь язычнику (8:5-10), а позже на просьбу женщины нанеянки в окрестностях Тира и Сидона (15:21-28) исцелить ее бесноватую дочь отвечает: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Потом исцеляет.

То говорит своим апостолам проповедовать всем народам, то только евреям.

Искусная литературная форма. Пять комплексов бесед на темы морали, заканичающиеся почти идентичными формулировками. (7:28, 11:1), 13:53), 19:1, 26:1).

Мытарь не мог обладать такими литературными талантами.

Евангелие написано после разрушения Иерусалимского храма, т.е. после 70 года. Более точно, между 85 и 110 годами.

Где написано? Скорее всего, в Антиохии, вероятно также, что в Эдисса, Апамея, Александрия.

Изображает события жизни Иисуса как осуществление пророчеств Ветхого Завета.

«Сын человеческий идет, как написано о нем …» (26:24).

Эсхатология. «Тогда явится знамение сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (24:30).

Образ Иисуса смягчен. Обойдены молчанием те сцены из Марка, где Иисус проявляет гнев или говорить резко. (Мф.16:5, Мк:8-14).

 

МАРК. Версия богословов. Иоанн Марк (римское имя Маркус) – молодой человек из состоятельной римской семьи, хорошо образованный им владеющий греческими римским языками. Его мать Мария имела большой дом, в котором останавливался Иисус со всей своей ватагой.

Из ДА узнаем, что Марк был близким родственником Варнавы, того самого эллиниста с Кипра, который вместе с ап.Павлом совершил несколько миссионерских путешествий. В Памфилии Марк поссорился с Павлом, внезапно прервал путешествие и вернулся в Иерусалим.

Десять лет спустя во время правления Нерона (58-64) Петр и Марк вновь встретились в Риме. Петр не знал иностранных языков, Марк предложил ему услуги в качестве переводчика. Так гласит церковная традиция, начиная со 2-3 веков.

Евангелие написано между 50 и 70 годами в Риме. Встречающие в тексте арамейские выражения переведены на греческий. Это говорит о том, что работа предназначена для прозелитов из неевреев. Много латинизмов, что говорит о том, что евангелие написано в Риме. Мало ссылок на библейские авторитеты и пророчества. Оно и понятно: для римлян они не авторитеты.

Аргументы против. 1)текст компилятивен, 2)автор плохо знаком с образом мыслей Петра, который был строго привержен идеям иудео-христианства, 3)резкая характеристика апостолов. Ученики ничего не знают о том, что Иисус – мессия, не присутствуют при его казни. Это люди ограниченные и малодушные. Нет рассказа о рождении Иисуса. Язык прост, композиция не продумана. Автор просто склеил ряд ни с чем не связанных эпизодов. Треть повествования посвящена последней недели жизни Иисуса.

 

ЛУКА

Грек, гражданин Антиохии, имя Лукиос. Друзья звали его Лукас. По профессии врач, занимался живописью и разбирался в юриспруденции. В Антиохии приезжал Павел из Тарса, он увлек Лукаса. Лука участвовал во многих миссионерских путешествиях Павла.

Написано после разрушения храма, но нет ни слова о посланиях Павла, которые стали известны в 95 году. Есть намеки на преседование христиан при Доминициане (81-96 гг). Стало быть, написано где-то в 90-м году. Лука был тогда очень пожилым человеком. Цель – доказать, что христиане вовсе не такие плохие люди, чтобы их преследовать. Поэтому христианство – не замкнутая иудейская секта, оно носит универсальный характер. Иисус – врач и учитель, который пылает любовью ко всему роду человеческому. Родословную выводит от Адама. Иисус воскреснет для блага всех народов мира (13:29, 24:47). Царство божие внутри нас (17:20-21). Тем самым отвергаются обвинения христиан в стремлении свергнуть власть императора. Симпатии к бедным, обездоленным, женщинам, детям. Предостережение богатым. Лука включает в повествование слухи о чудесах, которыми сопровождалось рождение Иисуса, хотя он самый образованный из евангелистов. Он не был наивным человеком, но хорошо знал, что такое пропаганда. Включил почти все евангелии от Мрка, но подверг его литературной обработке. Опустил эпизод со смоковницей, чтобы не выпячивать гневливость Иисуса. Высокое литературное мастерство. Старается поместить повествование в исторический контекст. Единственный упоминает о переписи населения Иудеи по указу Квириния. Называет римских императоров по именам. (Начало третьей главы.)

Что показывает филологический анализ текста.

1.Автор – грек. Автор – врач. В тексте множество медицинских терминов. Арамейские термины в тексте не используются вовсе.

2. Автор целиком зависит от чужих источников и не пренебрегает вымыслом. Так, в евангелии появился эпизод с детством Иисуса. Вероятно, эпизод навеян рассказом Иосифа Флавия из книги «Жизнь». В нем написано: «Когда мне было 14 лет, я пользовался всеобщим уважением по причине моей любви к науке, и уважение это достигало такой степени, что самые почтенные священники и ученые города Иерусалима приходили ко мне, чтобы посоветоваться по различным правовым проблемам». В общем, типичная беллетризация. О переписи Лука написал, чтобы мотивировать переезд семейства в Вифлеем.

 

ИОАНН

У синоптиков Иисус нигде не говорит, что он – сын божий. У Иоанна он тверт об этом постоянно. С историческими фактами Иоанн не считается. Цель его – доказать, что Иисус – сын божий.

 В его трактовке это образ почти нематериалный, скрытый таинственной завесой мистики. «Я есмь пастырь добрый», «Я – истинная виноградная лоза», «Я – дверь овцам». Всего 120 таких формул.

Эпизоды – только предлоги для высказывания теологических идей. Собрание аллегория, притч. Он выгнал менял из храма. На вопрос о том, имел ли он право это делать, он отвечает: «Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его». Евреи слушают это с недоверием: «Этот храм строился 46 лет, и ты в три дня воздвигнешь его». Автор берет слово и говорит: «А он говорил о храме тела своего». У синоптиков  Иисус – добрый колдун. У Иоанна чудеса – единственное проявление божественности». 8 чудес. Хождение по воде и кормление пяти тысяч известны и синоптикам.  6 чудес – личное изобретение Иоанна. Чудо в Кане Галилейской и воскрешение Лазаря.

Иоанн обходит молчанием вопрос о рождении Иисуса. Иисус Иоанна не подвергается обряду крещения. Иоанн Креститель приветствует его: «Се – ангел божий». Отсутствует сцена искушения в пустыне. Перед казнью ведет себя спокойно, не нервничает.

Евангелие создавалось в Эфесе, где когда-то творил Гераклит с его учением о логосе. Он был национальным героем Эфеса. Похоронен на центральной площида города, его изображения чеканились на монетах еще несколько столетий подряд.

Влияние Филона. Трактовал Библию аллегорически. Адам – земной ум, Ева – чувственные ощущения, Иаков – аскетизм, Авраам – наука, Исаак – благодать.                                                                        Бог – трансценденция творца, бесконечно далекого от видимого мира. Всякая материя – зло, поэтому связь всевышнего с миром может осуществлять только через посредника.

С середины 2 века утвердилось мнение, что автором евангелия является апостол Иоанн, галилеянин, промышлявший вместе с братьями рыбной ловлей на Тивериадском озере.

Аргументы за: 1)Иисус дал Иоанну и его старшему брату Иакову имя «сыны громовы» (Марк, 3:17) в связи с их вспыльчивостью и способностью увлекаться. Легенда говорит, что он проповедывал, путешествуя из города в город, пока, наконец, не осел в Эфесе. Приступая с составлению мемуаров, он был очень пожилым человеком.

2)текст свидетельствует о том, что автор был евреем. Некоторые связанные с иудаизмом формулировки он приводит в их подлинном арамейском звучании.

3)апостолы изображены реалистично, что говорит о личном знакомстве автора с ними.

Аргументация против. 1)евангелие создано в 95-100 гг., т.е. спустя 65-70 лет после описываемых событий. Автору должно было быть тогда 90-95 лет.

2)Апостол Иоанн был из Галилеи. Но из текста ясно, что автор хорошо знает окрестности Иерусалима и совершенно не знает Галилеи.

3)Автор обнаруживает основательное знакомство с эллинистической философией, что невозможно для простого рыбака.

В связи с этим авторство пытаются приписать другому Иоанну. Речь идет о не названном по имени ученике Иисуса, который прильнул к груди Иисуса во время последней вечери. Ему, умирая, Иисус поручил заботу о своей матери. Этот ученик был богатым жителем Иерусалима, будучи знакомым с первосвященником, он сумел ввести к нему во двор Петра, которого привратник раньше отказывался впустить. В главе 21 сказано, что автор именно этот любимый ученик и «истинно свидетельство его». Однако позднее было доказано, что 21 – более поздняя вставка.

Евангелия носит явные следы компиляции. Это объясняет, почему в одних местах там антисемитизм, в других – филосемитизм. Ряд сцен и образов говорит о том, что к общим сказаниям добавлены местные легенды (встреча с блудницей, омовение ног, воскрешение Лазаря). Одним из таких компонентов является последняя глава, бывшая когда-то самостоятельным произведением. Пролог также отличается стилем и языком и  представляет собой гимн Иисусу.

Так что вопрос об авторстве является тайной, которую никогда не удастся разрешить.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика