Antoshka

Путь к Файлу: /История религий / Религии Древней Греции и Рима.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   56.0 КБ
СКАЧАТЬ

 

 

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

 

 

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

1 этап.  Крито-микенская культура.  Греки выделяются из индоевропейского конгломерата на рубеже 4-3 тысячелетий до нашей эры. В конце 3 тысячелетия до н.э. - формирование островных царств, объединившихся вокруг Крита, 17 век – прибрежные государства материковой Эллады (минойская цивилизация). С 15 в. До н.э. Микены превращаются в один из крупнейших центров «эгейских» обществ (микенская цивилизация). Эгейские общества были в своей основе аграрными, поэтому в религиозной жизни определяющую роль играли культы плодородия. Над ними надстраиваются культы предков, отправлявшиеся социальными верхами.

В конце 2 тысячелетия крито-микенские общества пережили глубокий кризис, последствия которого были усугублены вторжением дорийцев. Наступил период деградации. С 12 по 9 век – темные века греческой истории. Дорийцы были греками, стоявшими на более низкой ступени развития. Религия дорийцев – религия родового общества, живущего военным трудом. Будучи родственной религии ахейских низов, она в течение темных веков срослась с ней.

9-8 века – «гомеровский век». 8 век – Великая колонизация. Тесные связи с хеттами, вавилонянами, персами и египтянами.

Таким образом, 11- 5 века  - период архаической религии. За 6 веков религия прошла путь от примитивных культов разрозненных племен воинов-земледельцев до претендующих на общегреческий масштаб религиозных учений и первых опытов религиозно-философских спекуляций.

За многовековую историю религия древних греков переработала великом множество образов и понятий. Часть образов восходит к общеиндоевропейскому наследию, часть – продукт собственно греческого мышления, часть – результат усвоения восточных мифологем и учений.

Наиболее характерная черта – вера в судьбу. Она принимала образ божественных прях, прядущих нить человеческой судьбы. Богини судьбы – мойры, они являются дочерьми богини Ананке, которая олицетворяет необходимость, неизбежность. В «Илиаде» Зевс взвешивает «керы», жребий смерти Ахиллеса и Гектора. Эдип – пример веры в судьбу.

Религиозная картина мира определяется противопоставлением земного и небесного, земного и подземного.

Святость – опорное понятие.

Святое – сильное, исполненное жизненности, могущества.

Святое – принадлежащее богам, установленное богами. Святы предметы ритуального назначения. Свято жречество.

Святой – чистый, незапятнанный.

Святой – неприкосновенный.

Святой – предписанное богами в сфере человеческих отношений.

Противоположность святости – скверна, физическая и моральная нечистота. Святотатец подлежал преследованию.

ПАНТЕОН.

Высшие существа – боги. Бессмертны и обладают сверхчеловеческой силой. Люди могут обрести бессмертие по воле богов. Так, бессмертными стали Геракл и Ариадна. Геракл вообще герой, полубог. Герои рождены от брака богов с людьми. Боги имеют антропоморфный облик, но иногда в них проявляются черты зооморфности (совиные глаза у Афины). Существовали три категории богов: уранистические (небесные) (Зевс, Афина), хтонические (подземные) (Аид, Деметра, Эринии), ойкуменические (Гестия, богиня домашнего очага, и др.).

В микенской религии первоначально главенствовала Великая богиня, Владычица – женское божество плодородия. Большое распространение имел образ божественного быка.

Зевс – исконно греческий бог. Афина имела, возможно негреческое происхождение. Архаическое божество – Гера (охранительница, госпожа). Гермес изначально – покровитель путников. Посейдон в островной Греции бог моря, в материковой – бог коней и землетрясений. Артемида – богиня охоты, владычица диких зверей. Во второй половине 2 тыс. усиливаются монархические формы  правления, на первый план выходит Зевс. Постепенно преображаются старые боги и внедряются новые. Таков культ Диониса, фракийский и фригийский бог растительности и виноделия.

В гомеровский век Зевс и Гера образуют божественную пару. Рядом с ними другая пара – Посейдон и Деметра. Младшее поколение сыновей (Аполлон, Гефест, Арес) и дочерей (Афина, Артемида, Афродита) получает во власть часть мироустройства.

Отношения внутри божественного сообщества далеки от гармонии.

Олимпийские боги – боги-победители. Они одержали победу над богами первого поколения (Ураном, Кроносом, титанами). Побежденные пребывают в заточении и угрожают существующему миропорядку.

В эллинистический период почитание Зевса принимает такие масштабы, что можно говорить о тенденции к политеизму. В классический период получают распространение культы абстрактных божеств: Ники (Победы), Демократии, Мира и др. Эти боги принимают чувственно-конкретный образ.

Греческая демонология.

Демоны – боги низшего порядка. Обладают бессмертием и силой.

Гесиод утверждает, что демоны – люди золотого поколения, жившие в эпоху Кроноса и волею Зевса получившие более высокое, царственное положение.

Демон – не обязательно разрушительная сила, но непременно загадочная и роковая.

Народная мифология строилась на почитании второстепенных богов и духов. Нимфы – покровительницы рощ, пещер, ручьев. Силены – духи плодородия, входят в свиту Дионисия.  С ними сходны сатиры.  Некоторым существам придавали зооморфные черты.

Различали «высокую религию» и суеверие: подлинной набожности и суемудрого магизма.

Развитой культ предков. Умершие переходят в разряд духов. Добрые – добрых, злые – злых. Большое значение похоронного обряда. Если не похоронить должным образом, мертвец будет скитаться по земле.

В вопросе о том, где душа пребывает после смерти, среди греков не было никогда единения. Одна версия – Аид, другая – «острова блаженных». Была идея метемпсихоза. Аид – место последнего успокоения души. Связь между умершим и его родственниками не прерывается.

Ритуалы. Государственные культы обращены к богам-покровителям полиса. Ритуалы приурочены к сельскохозяйственному циклу. В 6 в. до н.э. при тиране Писистрате были установлены Великие Панафинеи – грандиозные празднества, отмечавшиеся раз в четыре года. Сначала – торжественное шествие, потом – гекатомба, принесение в жертву ста быков.  Вторым по значимости был праздник Великие Дионисии. В жертву приносился козел. Пели хором гимны,  посвященные  богам. Возносили молитвы.

Жертвоприношения всех видов: человеческие, быками, бескровные.

Мистерии – тайные сокровенные ритуалы. Были мистерии в г. Элевсин, неподалеку от Афин. В основе – земледельческий культ.

Мистерии в честь Диониса. Шествие Диониса сопровождалось менадами (женщинами, впавшими в безумие).

В Дельфах осуществлялось прорицание. Знаки судьбы, полученные в акте дивинации, назывались оракулами.

В эпоху эллинизма появляется культ Исиды, а остальные культы начинают испытывать восточное влияние. С Александра Македонского начинают почитать царей как богов.

Религиозные общины. Жречество не было поначалу выделенной группой. Обряды мог выполнять любой. Потом возникла специализация.

В 6-5 вв. до н.э. формируются общины типа пифагорейской.

 

            РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Потомки индоевропейцев. В конце 2- начале 1 тыс. до н.э. италики заселяют Аппенинский полуостров. Среди них латины, оски, умбры. Латины заняли земли в нижнем течении рек Тибр. Соединившись с сабинянами, они формируют население первоначального Рима. Со всех сторон влияли другие народы: греки, этруски, кельты (галлы).

Уже в дореспубликанский период религия отличалась этатизмом и политической ангажированностью.

Второй царь Рима Нума Помпилий, выходец из сабинян, учредил общий пантеон главных богов. Он учредил храм Весты – покровительницы всего римского народа. Сервий Туллий, родом этруск, учреждает Компиталии – религиозные праздники соседей. Он построил храм Диане, чтобы теснее сплотить вокруг Рима все племена.

В 6 в до н.э закладываются основы «римского мифа». Он является обоснованием права Рима на политическую гегемонию. Эней, сын троянца Анхиса и богини Афродиты, является основателем Рима. Он принес из Трои священные залоги римской славной судьбы. Ромул и Рем – сыновья бога Марса, вскормленные волчицей. Божественный покровитель – Юпитер. В его честь в 6 в до н.э. на Капитолийском холме возводится храм.

В то же время существовали и семейные и местные культы.

В республиканский период содержание жизни определялось борьбой патрициев и плебеев. Плебс требовал равного участия в церемониях. И постепенно этого добился, разрушив монополию патрициев на занятие жреческих должностей.

Расширение территории сопровождалось усилением религиозного влияния покоренных народов. В Рим свозили чужих богов и их почитали.

Особенно сильно было влияние греков. В 20 годы 5 века в Риме строится храм Аполлона. Потом строится храм Асклепия (Эскулапа), Диониса, которому дают имя Вакха или, иначе, Бахуса. Из Малой Азии пришел культ Кибелы.

В императорский период (31-476 гг. появляется культ императора. Начиная с Августа, он становится стержнем римской религии. 

Представления и понятия.

Рождается понятие religio. Изначально – протест против небрежного исполнения обрядов и норм благочестия. Наряду с этим понятием использовали понятие colero deos (почитание богов), cultum deorum (культ богов), caeremonia (религиозный обряд). В них развивается представление о строгом, благоговейном почитании богов.

Различали fas (божественное право, выражающее волю богов) и ius (клятвенно закрепленные нормы). Первые нормы не были предметом общественной санкции, т.к. за их соблюдение следили сами боги, вторые – были.

Вырабатываютcя понятия mirum (необыкновенный) и (miraclum) – чудо, диво.  Чудо понималось как знак, ниспосланный богами. Огромное значение придавалось обрядам дивинации.

Понятия fides и pietas. Первое – «кредит доверия» богам, второе – верность богам. Первое было персонифицировано в образе богини Фидес. В 3 веке до н.э. в ее честь в Риме был построен храм. Был также храм в честь мужской ипостаси Фидес – Диус Фидиус.  Пиетас – благочестие. Римляне очень гордились своим благочестием.

Удача, сила, процветание выражалось категорией felicitas. Во 2 веке до н.э. в ее честь был возведен храм.

Nefas – греховное, нечестивое деяние.

Понятию religio было противопоставлено понятие superstitio – суеверие. Это верование, достойное презрения. Это практика пустая и простонародная, недостойная рассудительного ума.

Sacer – изъятое из обыденного употребления в пользу богов. Возврату не подлежит.  

Augustus – возвышенное, благородное, чтимое.

Profanus – несвятое. Поначалу считалось, что это то, что расположено вне священного места. Есть мнение, что это действие изгнания из храма. Поэтому profanes – уже не святой.  Со временем его стали толковать как обозначение собственно человеческого удела, отдаленности от божественного, непосвященности, непричастности божественному.

Пантеон.

Верховный бог –Юпитер. Великое множество функций.  Покровитель Рима, олицетворение его могущества. Символы – молния, кремень и скипетр. В триаду входили также Марс и Квирин. Атрибут Марса – копье. Квирин – первоначально бог сабинян. Потом  мирный бог,  покровитель мирного труда. В конце царского периода стал отходить на задний план. Последний царь Тарквиний, согласно преданию, реформировал религию. В Риме было построено три храма: в честь Юпитера, Минервы и Юноны. Юнона – покровительница супружества, богиня женщин.

Единой доктрины выдвинуто не было, пантеон не был упорядочен.

Наряду с триадой патрициев была триада плебеев: Церера, Либер и Либера. В 5 в до н.э. им был посвящен особый храм, а котором хранилась казна и архив плебса. Церера – женское хтоническое божество, Либер и Либера – хтонические божества земледелия и виноградарства. Боги покоренных городов включались в римский пантеон. Боги делились на три категории: небесные, земные и подземные.

Из Сицилии пришел культ Венеры. Из Ирана – культ Митры.

Происходит обожествление общих понятий: Конкордия, Клементия (кротость), Виктория, Либертас (свобода).                                                                                                                                                                                                      Обожествляли императоров. Уподобляли богам триумфаторов. Умершие родители переходили в разряд богов. Многие знатные римляне выводили свою генеалогию из браков людей с богами.

Демонология.

Пенаты – домашние боги, охранительницы домашнего очага.

Лары – еще более архаические семейные  боги, которые охраняли рабов от чрезмерной жестокости хозяев.

Гении – боги рода.

Ларвы и лемуры – злонамеренные существа. Лемурами становились после смерти нечестивцы, злодеи или люди, лишенные правильного погребения.

Исключительная религиозная предусмотрительность. Боги действовали в каждом локусе пространства. Богиня сточных каналов Клоакина, гении бань, боги рождения человека, лежания в колыбели, первого крика, первого произнесенного слова, его еды и питья, первого выхода на улицу, хождения по улице, возвращения домой.

Обряды.

В первый день каждого месяца по лунному календарю (календы)  верховный понтифик (распорядитель культа) торжественно обращался к богам с молитвой о благоденствии Рима. В середине месяца (иды) он же осуществлял жертвоприношение богам-покровителям римского народа.

В храме Весты горел неугасимый священный огонь. Занимались поддержанием огня весталки. Окказиональные обряды – люстрации – очистительные обряды и лектистернии – ритуальные пиры для богов.

К богам обращались только с покрытой головой.

Ауспиции (птицегадание) играли исключительную роль. Без них не начинали ни одного серьезного дела. Ими занимались авгуры и магистраты. Должность авгура была почетной и пожизненной.

Гадания по внутренностям животных. Ими занимались гаруспики. Официального статуса мантика гаруспиков не имела.

В храме Юпитера хранились Сивиллины книги - пророчества.

Луперкалии – весенние пастушеские праздники. Молодые нагие жрецы 15 февраля бежали и хлестали встречных ремнями из козлиных шкур. Считалось, что это повышает детородную силу женщин.

Всякий род крепко держался своих богов. Похороны осуществлялись очень пышно. Власти вынуждены были принять закон, ограничивающий расходы на похороны.

Были мистериальные культы, власти к ним относились настороженно.

Религиозная община. Была община всего римского народа, а были и отдельных его частей (по признаку пола, благородства, профессии).

Римское жречество представляло собой сложную по структуре корпорацию. Были жреческие коллегии, каждая специализировалась в своем деле. На вершине – коллегия понтификов. Она занималась составлением календаря, толкованием знамений и контролем за другими коллегиями. Были коллегии, обслуживающие определенного бога (фламины), коллегия фециалов отправляла культы, связанные с объявлением войны и заключением мира.  Авгуры ведали ауспициями. Особую коллегию образовывали толкователи Сивиллиных книг. И.т.д.

Жречество было влиятельно и пользовалось почетом, но никогда не превращалось в замкнутое сообщество.

К 1 в н.э. в Римском государстве возникло религиозное пространство, где каждый народ и каждый общественный слой был причастен к религиозной жизни. В республиканский период возникли предпосылки для мировой религии. (были отменены различия между религиями патрициев и плебеев, своих и чужих богов).

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика