Antoshka

Путь к Файлу: /История религий / Официальная программа по ИР для педфака.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   79.0 КБ
СКАЧАТЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

Культурологии

на Совете

филологического факультета

Протокол №______________

Протокол №______________

От________________________

От_______________________

Зав.кафедрой

Председатель Совета

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

 

Специальность 030900 «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

 

По историческим меркам,  секуляризация - явление очень позднее. На протяжении веков и тысячелетий вся культура формировалась и развивалась в религиозной оболочке,  все события воспринимались в русле религиозного мировоззрения,  вся социальная, политическая и художественная практика человечества осмысливалась через призму религиозных категорий (грех и добродетель,  наказание свыше и божественная награда, спасение и погибель и т.д.). Светская культура, светское мышление, свободный от религиозных ассоциаций менталитет насчитывают в мировой истории от силы триста лет,  а в российской - и того меньше.  Отсюда  вытекает,  что  весь  фундамент культуры, ее  основной массив несет на себе отпечаток воздействия религии. Вполне правомерно говорить о христианском мире,  исламском мире, мире иудаизма и конфуцианства.

Российская культура - это, без сомнения, христианская по типу культура  (если не считать небольших анклавов ислама и крошечных очагов буддизма).  Следовательно,  изучение  истории  религий призвано способствовать  пониманию  глубинных  основ культуры,  в особенности - отечественной культуры.

          Отсюда следует, что главная цель курса истории религий – расширение культурного горизонта личности, приобщение ее к тем смыслам и ценностям, которые составляют почву национальной культуры. Эта цель реализуется через решение ряда задач:

1)уяснение студентами основных понятий религиоведения: понятия религии, ее структуры, социальных функций, исторических форм;

2)знакомства с основными этапами эволюции религии;

4)рассмотрения наиболее значимых национальных религий;

5)изучения истории мировых религий. 

 

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения курса истории религий студенты должны иметь понятие о существующих в религиоведении подходах к определению религии, о специфике религиозного мировоззрения.  Им необходимо твердо усвоить вопрос о структуре религиозного комплекса, о специфике каждого его элемента. Студенты должны ясно различать уровни религиозного сознания и знать отличительные особенности основных форм религиозных организаций (церквей и сект).  В результате изучения курса студенты обязаны знать, в чем состоит сущность таких ранних форм религии, как анимизм, фетишизм и магия;  каковы формы религиозной жизни в доклассовом обществе; в чем состоит специфика национальных религий, каковы отличительные черты поздних национальных религий в сравнении с ранними.  Студенты должны уяснить вопрос о различии мировых и национальных религий и знать, каковы ареалы распространения первых и вторых. 

Основные характеристики национальных религий, существовавших в древнейших цивилизациях (в Месопотамии, Египте, на территории современного Ирана) должны быть усвоены на уровне общих сведений. Значительно более конкретное знание материала  требуется при изучении национальных религий Индии и Китая.  Еще более основательные познания студенты должны почерпнуть при изучении иудаизма. Студенты должны иметь конкретное представление о специфике иудаизма, основных этапах его эволюции, роли в истории евреев, священном писании иудаизма; студенты должны понимать причины, обусловившие сохранение данной религии в качестве национальной, а также факторы, сделавшие возможным формирование на почве иудаизма мировой религии. При изучении буддизма студент должен усвоить вопрос о специфике учения Гаутамы, понимать причины успеха его проповеди, знать основные этапы эволюции буддийского вероучения и культа, понимать различие махаяны и хинаяны.  Студент должен иметь конкретные знания о возникновении ламаизма, его организации, вероучении и культе.

Изучая историю христианства, студент должен усвоить вопрос об идейных и социально-экономических предпосылках этой религии, ясно различать иудеохристианство и собственно христианство, понимать причины, приведшие к успеху новой религии, знать об основных решениях первых соборов. От студента требуется четкое понимание причин расколов в христианстве и знание специфических особенностей его основных направлений. Студент должен иметь общее понятие о специфике основных протестантских конфессий.  Что касается истории русской православной церкви, то студент обязан знать о начале христианизации Руси, о становлении автокефальной Русской православной церкви, о введении патриаршества, о церковном расколе 17 века, о церковных реформах Петра I, о роли церкви в дореволюционном обществе, о перипетиях взаимоотношений РПЦ и советской власти, о роли РПЦ в современном российском обществе.

В ходе изучения  ислама студент должен усвоить вопрос об идейных истоках и социально-экономических предпосылках возникновения последнего. Он должен также знать основные вехи истории раннего ислама, в особенности относящиеся к деятельности Мухаммеда.  От студента требуется знание основных элементов мусульманского вероучения и культа, пяти столпов веры. Обязательным является знание различий между шиизмом и суннизмом. Студент должен также иметь представление о структуре Корана, его содержании и роли в мусульманстве. Необходимо также основательное знание вопроса о роли ислама в современном мире. 

 

1. ОБЪЕМ КУРСА ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр

 

 

 

 

Общая трудоемкость дисциплины

108

9

10

 

 

Аудиторные занятия

54

 

 

 

 

Лекции

28

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

26

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

И (или) другие виды аудиторных занятий

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

54

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

И (или) другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

 

 

Экзамен

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

 

2.1  Тематический план

 

Название темы

Количество часов

Лекции

Семинары

1. Религия  как  социальное явление

4

4

2. Исторические  формы религии

2

2

3. Мертвые религии древности

2

2

4. Национальные религии Индии.

2

2

5. Национальные религии Китая.

2

2

6. Буддизм

4

2

7. Иудаизм

2

2

8. Христианство

6

6

9. Ислам

4

4

Итого:

28

26

 

2.2   Содержание разделов дисциплины.

 

Тема 1. Религия как социальное явление

 

Предмет курса.  История религий и религиоведение. Религиоведение и философия религий. Гражданская история и история религий. Соотношение культуры и религии.  Объективность и ангажированность в исследованиях по истории религии.

Религия как социальное явление.  Определение  религии.  Трудности определения религии. Определения религии, даваемые в рамках религиозного мировоззрения.  Концепция Шлейермахера.  Социологическая трактовка религии Э.Дюркгеймом.  Концепция М.Вебера. Марксистское определение религии.  Удвоение мира как специфический признак религиозного мировоззрения.  Мир  горний  и  мир  дольний.  Понятие сверхъестественного. Чудо как обнаружение потустороннего  мира  в посюстороннем.

Структура религиозного комплекса.  Религиозные представления, чувства, действия и организации.  Факультативный характер религиозных организаций как элемента религиозного комплекса.  Неразрывность основных элементов комплекса.

Уровни религиозного сознания.  Религиозные представления,  их специфика. Образы  сверхъестественного  в  религии  и  искусстве.

Уровни религиозных представлений. Теоретическое и обыденное религиозное сознание.  Эклектический характер обыденного религиозного сознания. Теология как высший уровень теоретического религиозного сознания. Догматический характер теологии. Специфика догмы.

Религиозные чувства.  Характер религиозных чувств.  Надежда  и вера в религиозном сознании. Религиозная любовь.

Религиозные организации, их типология. Определение религиозных организаций. Церкви и секты, их специфические отличия.

Социальные функции религии.  Этиологическая  функция  религии.

Специфика проявления  этиологической функции в различных социальных слоях.  Универсальность религиозного объяснения. Аллегорическое толкование  истин религии как способ приспособления религии к интеллектуальным запросам  образованных   людей.   Компенсаторная функция религии.  Специфика религиозной компенсации.  Религиозное утешение и реальная жизнь.  Коммуникативная функция религии.  Интегративная функция. Религия как регулятор общественных отношений на уровне макросоциума и внутри религиозного сообщества.

 

Тема 2. Исторические формы религии.

 

Возникновение религии. Проблема  дорелигиозного периода в истории человечества.  Причины возникновения религии. Земные корни религиозных верований.     Эволюция религиозного сознания.  Ранние формы религии:  анимизм фетишизм,  магия.  Специфика первобытного анимизма. Эволюция идеи духа в истории религии.  Политеизм.  Супремотеизм. Монотеизм.

Сущность фетишизма.  Проявления фетишизма в зрелых религиозных системах.

Определение магии.  Классификация  видов магии по видам деятельности и по  способам  совершения.  Инициальная,  парциальная, имитативная,  симпатическая и контагиозная магия.  Магия в современных религиях.

Родоплеменные религии:  культ предков,  культ вождей,  тотемизм.  Сущность и проявления культа предков.  Культ  вождей,  его разновидности.  Сущность тотемизма.  Проблема происхождения тотемизма. Роль тотемизма в становлении человеческого рода.

Религии классового общества. Национальные религии. Понятие о национальных религиях, исторические этапы их развития. Ранние национальные религии, их специфика. Поздние национальные религии.

Мировые религии. Космополитический характер мировых религий. Время  возникновения и географическое распространение мировых религий.

 

Тема 3. Мертвые религии древности.

Время и место возникновения древнейших цивилизаций.  Религиозный  комплекс  Древней  Месопотамии.

Пантеон  в религиозной системе Двуречья.  Миф об Иштар (Инанне) и Таммузе (Думузи).

Религиозный комплекс Древнего Египта.  Древнеегипетский пантеон. Миф об Осирисе и Исиде.  Зооморфный характер древнеегипетской религии.  Представления о душе.  Забота о судьбе  души  после смерти.

Зороастризм. Верования древних иранцев. Сущность религиозной реформы Заратуштры. Идея страшного суда и загробного воздаяния.

 

Тема 4. Национальные религии Индии.

 

Особенности социальной структуры Древней  Индии.  Брахманизм и его эволюция.  Ведический комплекс.

Учение о нирване и сансаре. Учение о метепсихозе. Карма и дхарма.

Кризис брахманизма в 6 веке до н. э.

Индуизм. Тримурти.  Вишнуизм и шиваизм. Особенности вероучения и культа.

Джайнизм. Джина Мохавира и его учение. Дигамбары и шветамбары. Космография джайнов. Вклад джайнов в индийскую культуру.

Сикхизм. Нанак и его учение.  Хальса.  Культ священной книги «Грантх Сахиб». Сикхи в современной Индии.

 

Тема 5. Национальные религии Китая.

 

Конфуцианство. Жизнь  и  учение  Конфуция.  Основные понятия конфуцианской доктрины:  цзюнь-цзы, жэнь, и, ли. Превращение конфуцианства в религию.  Специфика конфуцианства как религии.  Роль конфуцианства в истории Китая.

Даосизм. Лао-цзы  и  его  трактат  «Дао  дэ  цзин».  Понятие «увэй». Культ естественности и простоты. Даосские науки в Древнем Китае.  Пантеон даосизма.  Идея бессмертия. Особенности даосского культа.

Религиозный синкретизм в Китае.  Официальный характер конфуцианства. Близость даосизма простому народу. Место буддизма в духовной жизни китайского народа.

 

 

Тема 6. Буддизм.

 

Возникновение буддизма.  Сиддхатартха Гаутама,  его жизнь и проповедь. «Четыре великих истины» и «восьмеричный путь к спасению». Заповеди для мирян и правила для монахов.

Вероучение буддизма.  Палийский канон Трипитаки.  Космология буддизма.

Основные направления в буддизме.  Реформы Нагарджуны. Раскол буддизма на махаяну и хинаяну.  Распространение махаяны и хинаяны в современном мире. Варджаяна.

Реформы Цзонхавы. Источники ламаизма. Формирование ламаизма. Вероучение и культ в ламаизме. Культ хубилганов. Порядок наследования высших ламских должностей. Буддизм в России.

Буддизм в Китае и Японии. Секта дзэн (чань).

Необуддизм (теософия Е.Блаватской).

 

Тема 7 Иудаизм.

 

Формирование иудаизма.  Легендарное и достоверное в  истории древних евреев. Авраам и Моисей. Утверждение культа Яхве. Исторически первая форма монотеизма.  Допленная эпоха. Послепленная история Иудеи.

Особенности иудейского вероучения и культа.  Запреты и предписания иудаизма.  Идея богоизбранности еврейского народа. Мессианский комплекс.

Роль иудаизма в истории евреев. Ликвидация государственности древних евреев.  Синагогальная организация евреев диаспоры. Иудаизм в современном Израиле.

 

Тема 8. Христианство.

 

Исторические и  идейные  предпосылки формирования христианства. Общественно-политическая обстановка в Римской  империи  в I веке нашей эры.  Формирование иудео-христианства.  Сенека и Филон как идейные предшественники христианства.  Паулинизм и петринизм.

Преследования христиан в 1-4 веках.  Миланский эдикт Константина. Соборы в Никее (325 г.) и Константинополе (351 г.). Символ веры.

Основные расколы  в  истории христианства.  Христологические споры. Несторианство,  арианство, монофиситство. Халкидонский собор (451 г.) и его последствия. Древние восточные церкви. Расхождение исторических путей восточной и западной ветви христианства.

Церковный раскол  1054 г.  Кризис католицизма в 16 веке.  Реформы Лютера и Кальвина.  Новая трактовка проблемы спасения души. Индивидуалистическая сущность протестантской идеологии.

Основные направления христианства.

Католицизм. Особенности  католического  культа и вероучения. Распространение католицизма в современном мире, его роль.

Православие. Формирование  православия.  Современные православные церкви. Специфика культа и вероучения.

Русское православие.  Принятие  православия  Киевской Русью. Историческое значение  «крещения  Руси».  Основные  вехи  истории Русской  православной церкви.  Реформы Никона и церковный раскол. Роль православия в формировании русской культуры.

Протестантизм. Идея  оправдания верой.  Упрощенность культа. Основные течения протестантизма.

Христианство и  европейская  цивилизация.  Роль христианства в формировании европейской культуры.  Две ветви европейской цивилизации.

 

Тема 9. Ислам.

 

Возникновение ислама.  Исторические и идейные предпосылки формирования  ислама.  Жизнь и проповедь пророка Мохаммеда. Хиджра. Первые мусульманские завоевания. Образование халифата.

Вероучение и культ в исламе.  Коран,  история его создания и содержание. Пять столпов веры. Фатализм. Учение об аде и рае. Монотеизм ислама.

Основные направления ислама. Коран и Сунна. Шиизм и суннизм: основные различия.

Ислам в современном мире. Распространение ислама в современном мире.  Ислам как государственная идеология и принцип социальной организации масс на мусульманском Востоке.  Растущая роль ислама.

Ислам в России: история и современность.

 

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

3.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

Библия.

Коран.

Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1988.

Гордиенко Н.С.  Основы научного атеизма. М., 1988.

Елисеев А. История религий. М., «Дрофа», 1997.

Классики мирового религиоведения. М.,1996.

Крывелев И.А.  История религий: в 2-х т. - Т.1. М.,1988; Т.2 М.,

  1988.

Кулаков А.Е. Религии мира. Учебное пособие для общеобразовательных школ. М., 1998.

Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

Поликарпов В.С. История религии. Лекции и хрестоматия. М., «Гардарика», 1997.

Религии мира. Под ред. Н. Шабурова. М., 1997.

Религиозные традиции мира. Т.1,2. М., 1996.

 

б) дополнительная литература:

Буддизм. Словарь. М., 1992.

Гараджа В.И. Протестантизм. М.,1971.

Донини А. У истоков христианства. М.,1989.

Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., «Республика», 1996.

Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991.

Ислам: Краткий справочник. М.,1983.

Ислам. Словарь атеиста. М., 1988.

Ислам: происхождение, история и современность. М.,1984.

Карташев А.В.  Очерки по истории русской церкви.  В 2-х тт.  Т.1.  М.,1992; Т.2. М.,1993.

Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.,1988.

Крывелев И.А. Христос: миф или реальность. М.,1987.

Курбатов Г.Л.,  Фролов Э.Д.,  Фроянов И.Я.  Христианство:  античность, Византия, Древняя Русь. Л.,1988.

Легенды о Кришне: жизнь и учение. М., 1995.

Массэ А. Ислам: очерк истории. М.,1982.

Миловидов В.Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. М.,1983.

Митрохин Л.Н. Философия религии. М.,1993.

Мифы народов мира:  Энциклопедия.  В 2-х т. - Т.1. М., 1980; Т.2.  М.,1982.

Мчедлов М.П. Католицизм. М.,1984.

Мчедлов М.П. Религия и современность. М.,1982.

Никольский Н.М. История русской церкви. М.,1983.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.,1991.

Рижский М.Н.  Библейские пророки и библейские пророчества.

Русское православие: вехи истории. М.,1989.

Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М.,1985.

Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М.,1980.

Телушкин Д. Еврейский мир. М., 1992.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии.  М., 1982.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.,1980.  М.,1987.

Христианство. Энциклопедический словарь (в 3 т.). М., 1993-95.

Христианство. Словарь. М., 1994.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М.,1987.

Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси. М., 1989.

 

3.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Общие средства обеспечения учебного процесса. Специального оборудования не требуется.

 

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специальной техники не требуется.

 

5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При изучении данной дисциплины самое существенное значение имеет освоение терминологии. Поэтому необходимо требовать ведение специального словаря для записи терминов. На семинарских занятиях следует регулярно проверять ведение словаря и усвоение терминов, а на итоговом экзамене

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности  030900 «Дошкольная педагогика и психология».

 

 

Программу составил:

 

Лившиц Рудольф Львович,

профессор Комсомольского-на-Амуре

государственного педагогического университета

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика