Antoshka

Путь к Файлу: /История религий / Ислам в средние века.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   38.5 КБ
СКАЧАТЬ

ИСЛАМ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

В начале 8 века ислам занимал наибольшую в своей истории территорию: от Инда до Атлантического океана, от Каспийского моря до Нила.

 

739-740 гг. восстание берберов Северной Африки против Дамасского халифата Омейядов.

В 747 г., когда восстание берберов еще не было подавлено, на востоке империи началось восстание перса Абу Мислима, бывшего раба. Он требовал возведения на престол вместо халифа Мервана 2 Аббасидов. Омейяды происходили не из рода Мухаммеда, а были потомками Абу Сафьяна, который долго сопротивлялся проповеди ислама. А жившие в то время представителя Аббасидов Абу Джафар и Абуль-Аббас происходили от Аббаса – родного дяди пророка. Всех Омейядов коварно уничтожили (пригласили на пир). Халифом стал Абуль-Аббас, вошедший в историю как Аль-Саффах, что означает «кровопроливец». Абу Мислима пришлось убрать, т.к. он был популярен в народе. Один из Омейядов – Абд Ар-Рахман – ускользнул от врагов и создал мусульманское государство в Кордове. Потом, в 929 году, оно было объявлено халифатом.

Аббасиды перенесли столицу в Багдад. Халифат медленно распадался. Тому способствовала система откупов.

В 945 году глава воинственных племен горцев с южного побережья Каспийского моря из династии Бувейхидов или Буидов захватил Багдад и установил там свое господство. Аббасидам осталась функция духовного руководства. Бувейхиды распались на ряд враждующих группировок. Но тут во второй четверти 11 века из степей Средней Азии двинулись на запад воинственные кочевые туркмены под командованием бека Сельджука. В 1055 году они захватили Багдад.  В 1258 году один из военачальников монголов Хулагу овладел Багдадом, положив конец династии Аббасидов. Один из немногих Аббасидов был привезен в Каир и торжественно возведен в звание халифа. Новый Аббасидский халифат просуществовал до начала 16 века, когда завоевание Египта османами привело его к гибели. Монголы господствовали в Азии два с лишним века. Сначала они в религиозном отношении отличались пестротой, потом постепенно перешли в ислам.

 

Религиозная борьба в халифате Аббасидов.

 

776 год – восстание против Аббасидов. Некий иранец объявил себя воплощением Абу-Мислима. Вождь прятал свое лицо, поэтому получил наименование «аль-Муканна», т.е. «укрытый».

В 815-837 гг. хурремитское восстание. (Этимология  неясна). Возглавлял восстание Бабек. Религиозная оболочка очень туманная. Смесь зороастризма и ислама. Полное поражение после ряда побед.

60-е-80-е годы – движение зинджей. Этим именем именовались негры-рабы, систематически доставлявшиеся с невольничьих рынков Занзибара и Восточной Африки. Успешную пропаганду развернул Али ибн Мухаммед, объявивший себя пророком и потомком Али. Полное поражение.

В 783 г. халиф Махди установил своего рода инквизицию против зендиков – еретиков. Объявить еретиком можно было любого.

Шла борьба между джабаритами и кадариты. Джабар – божественная воля. Абсолютный фатализм. Кадар – возможность, способность. Допущение некоторой свободы воли.

Мутазилиты – сторонники рационалистического толкования религии. Отказывались трактовать Аллаха как антропоморфное существо. При Омейядах мутазилитство преследовалось. При Аббасидах, напротив, стало ортодоксальным течением. Естественно, признавали свободу воли. Аллегорическое толкование Корана. Отвергли догмат о несотворенности Корана. Халиф Мамун (813-833) возвел мутазилитство в ранг официального правоверия. Халиф Мутаваккиль (847-861) счел целесообразным вернуться к ортодоксальному суннизму. Чтобы не вводить людей в соблазн, он вообще запретил обсуждать богословские вопросы.

Исламское богословие появилось еще при Омейядах. Называлось оно калам – «слово». После падения мутазилитства начался поиск ответов на вопросы веры. Основателем нового калама является Ашари (873/74 – 935 или 941). Ашари дал компромиссные ответы на все вопросы. Ортодоксы обрушились на калам и мутакаллимов.

Еще в 8 веке на территории Ирака и Сирии возник суфизм. Потом он широко распространился по территории ислама. Отказ от выполнения пятикратного намаза и других форм традиционной обрядности и замена их зикром – собственной формой культа. Места проживания суфиев – монастыри, а организационная форма – дервишские ордена. Развернули свою деятельность, начиная с 12 века. С 13 века появляются и женские монастыри. Монастыри вели свое хозяйство. Послушники – мюриды. Глава ордена – муршид. Постепенная эволюция в сторону ортодоксии.

Особенно большое значение имеет творчество аль-Газали (1058-1111). Он обосновал ислам на принципе единения души верующего с богом. В центр ислама поставил внутреннее переживание верующего. Аль-Газали был признан святым, суфизм был легализован, а его ордена и учреждения превратились в институты господствующей религии.

 

Секты в шиизме. Исмаилизм и его ответвления.

Шииты верили в то, что в будущем должен явиться один из ранее живших имамов и восстановит попранную суннитами справедливость.  Мир ислама возглавить один из потомков Али. Все ждали появления махди-имама. Но кто именно? Основное направление шиитства стояло на том, что спасителем выступит двенадцатый имам – Мухаммед абуль-Касым, родившийся в 873 г. в Багдаде, а потом исчезнувший в 12-летнем возрасте. Верующие в двенадцатого имама носят название двунадесятников.

Другие – пятиричники. Они верят в пятого имама – Зейда ибн Али. Это внук шиитского мученика – имама Хуссейна. Зейд в 740 г. возглавил восстание против Омейядского халифата и погиб. Зейдиты не проявляют воинствующей непримиримости к суннитам. Зейдиты раскололись на ряд течений.

Почти одновременно возникло движение исмаилитов. Повод для возникновения – тот факт, что около 760 г. шиитский шестой имам Джафар Садык лишил своего старшего сына Исмаила права наследовать имамат, передав это права младшему брату. Формальная причина – пристрастие Исмаила к спиртному. На самом деле причина в том, что Исмаил был недоволен умеренной линией своего отца в отношении суннитов. Исмаил умер раньше отца, но движение уже началось. Одни объявили Исмаила мертвым лишь по видимости, другие сочли, что он мертв в действительности, но его сын Мухаммед – это седьмой имам. Он и явится в роли махди. Других имамов после него не будет. Исмаилиты разработали собственное вероучение и свой культ. Бог последовательно эманировал свою сущность в мир, воплощаясь в пророков (натиков). Их всего семь: Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус, Мухаммед и второй Мухаммед – сын Исмаила. В перерывах между натиками божественную сущность воплощают имамы – тоже по семь в каждом интервале. Приход второго Мухаммеда будет завершением всемирной истории. Посвящение в тайны учения происходило постепенно, через ряд ступеней.

В конце 9 века возникает течение внутри исмаилитства, последователей которого именуют карматами. (По прозвищу одного из основателей движения Хамдана). Кармат – изуродованный. Движение началось в 890 г. с проповеди Хамдана на территории Месопотамии. В 930 г. карматы захватили Мекку, выломали из Каабы знаменитый черный камень и увезли с собой. Обряды ислама не выполнялись. Ждали махди. Таким считали основателя династии султанов Бахрейна – Абу Саида. Карматы создали в начале 10 века свое теократическое государство, столицей которого стал город Ал-Ахса.  Народ там жил богато и свободно. Но только не рабы. Это было грабительское государство. Просуществовало до 1029 года, когда было разрушено правителем Газневидского царства на Среднем Востоке Махмудом Газневи.

Другое течение внутри исмаилизма – секта друзов. Основатель – фатимидский халиф Египта Хаким (996-1021). Название по имени приближенного Дарази. Хаким был, вероятно, психически больным. Приказывал вести торговлю только по ночам, не изготовлять женской обуви. Своих приближенных без видимых причин подвергал увечащим наказаниям, потом их щедро одаривал. Казнил за свое правление около 18 тысяч человек. В конце жизни решил, что ему надлежит быть седьмым имамом и натиком. Его поддержал поселившийся в Каире турецкий исмаилит Дарази. Он в 1017 году огласил в большой мечети свое сочинение, в котором утверждал, что в халифе Хакиме воплотилась душа Адама, являющаяся продуктом мирового разума. Дарази едва не растерзали, он бежал в Сирию, где и организовал новое движение.

Тем временем Хаким исчез. Ночью отправился на прогулку верхом на осле, но с нее не вернулся. Возможно, убили. Возможно, скрылся. Так он стал «скрытым» имамом.

Движение ассасинов. Фатимидский халиф Египта Мустансир лишил своего старшего сына Низара права на наследование престола и передал это право младшему – Мустали. Вскоре Низар был убит. Его имя стало знаменем борьбы оппозиционных элементов халифата. Название производится от слова «хашшашин» - потребители гашиша. Основной метод религиозной и политической борьбы – убийство. (Отсюда и европейское название секты).

В 1090 г. бежавший из Египта вождь низаритской партии Хасан ибн Саббах появился в горах южнее Каспийского моря и стал вербовать всех недовольных под знамя «скрытого имама» из династии Назаритов. Вскоре он овладел горной крепостью Аламут, которую превратил в базу всего движения. Постепенно на северо-западе Ирана возникла целая система таких неприступных горных гнезд, из которых Хасан рассылал убийц по всему государству Сельджукидов. Эту линию продолжали его преемники – «горные шейхи». Потом образовалась относительно самостоятельная сирийская  ветвь ассасинов  с центром в крепости Масияф. Строгая иерархия. В 50-х годах 13 века нашествие Хулагу привело к гибели горных гнезд в Иране, а в 1273 году египетский султан Бейбарс уничтожил его последнее прибежище в Сирии.

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика