Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   49.5 КБ
СКАЧАТЬ

                               БУДДИЗМ

    Сиддхартха Гаутама. Ок. 560-480 г.до н.э.  525 - достижение нирваны.

    Прозвища: Шакьямуни - мудрейший из Шакьев.

    Татхагата - постигший истинную сущность (ушедший).

    Бхагават - господин.

    Отец - Шуддходана. Мать - Майядева.

    Женился на кузине по имени Яшодхара в  возрасте 16 или 19 лет. Сын Рахула.

 

    В возрасте 29 лет ушел из мира.

    Четыре встречи:    Старик    Больной   Похоронная процессия  Аскет

    6 лет  предавался аскетизму,  едва не отправился в страну предков и понял,  что это не лучший путь к спасению.

    Выдвинул концепцию "среднего пути" (золотой середины) между аскетизмом и  вседозволенностью.

    Однажды сидя  под  смоковницей  достиг в состоянии медитации просветления.  Это дерево называется Бодхи (дерево мудрости).

    Открыл 4 великих истины.

    1.Жизнь есть страдание.

    2.Причина страдания - желание.

    3.Существует способ избавиться от страданий.

    4.Этот способ - следование пути Будды.

 

    Восьмеричный путь.

    1.Правильное знание.

    2.Правильное стремление

    3.Правильная речь.

    4.Правильное поведение. (5 запретов для мирян и 5 дополнительных - для монахов).

    5.Правильный образ жизни. (Не быть мясником, работорговцем, сборщиком податей).

    6.Праведная мысль

    7.Надлежащие усилия и стремление к совершенству.

    8.Правильная техника медитации (раджа-йога).

 

Запреты для мирян.

    1.Не убий.

    2.Не воруй.

    3.Не лги.

    4.Не прелюбодей.

    5.Не пьянствуй.

Запреты для монахов.

1.Не спи на широких и удобных постелях.

2.Не пой и не танцуй.

3.Не употребляй вещей, имеющих сильный запах и интенсивный цвет.

4.Не стяжай.

5.Не ешь в неположенное время.

Три убежища:

1.Будда.

2.Дхарма (учение).

3.Сангха (монашеская община).

 

Монах должен брить голову наголо и носить желтый балахон.

 

Монах должен избавиться от:

1)веры в пользу добрых дел;

2)уверенности в себе;

3)желания будущей жизни на небесах;

4)гордости;

5)невежества.

 

В этом случае он становится архатом - святым.

 

265 год - Император Ашока принимает учение Гаутамы.  Буддизм  распространяется по всей  территории Индии и за ее пределами.  Монашеская община - единственная форма церковной организации.  Вход в сангху - при условии,  если желающий  сумеет  выдержать суровые испытания (вплоть до сжигания пальца перед алтарем Будды).  Выход свободный.

 

Священное писание  -  Трипитака  (на языке пали,  близком к санскриту).  Питака - корзина.

Виная-питака - законы монашеской общины.

Сутта-питака - учение Будды.

Абхидхамма-питака - философское истолкование учения Будды.

 

Раскол буддизма  -  рубеж 1 и 2 веков нашей эры.  Произошел на 4 соборе буддистов, собранном правителем североиндийского Кушанского княжества  Канишкой.  Буддизм раскололся на северную и южную ветвь.

 

География буддизма.

Южная ветвь - хинаяана (узкая колесница, узкий путь спасения) - Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Камбоджа. Северная ветвь - Китай, Япония, Корея.

 

Реформы Нагарджуны.

1.Культ грядущего будды - Майтрейя.

2.Концепция ада и рая. Рай создан буддой Амитабой. Это - поля Амитабы, где льется бесконечный свет.  Расположены где-то далеко на Западе.  Тройная система адов: в одном аду  жуткий  холод,  в  другом - безумная жара.  В третьем - оба удовольствия сразу.

Пребывание в раю или аду носит временный характер. Потом душа все равно возвращается в сансару.

3.Идея бодисатвы. Отход от первоначального эгоизма. Альтруистическая тенденция.

 

ВАРДЖАЯНА

Алмазная колесница.  Сформировался в середине 1 тысячелетия в Индии.  Приобретение мудрости (праджни) в процессе личного общения ученика и учителя.  Ритуальное общение полов.

                             

ЛАМАИЗМ

Предыстория.. Начало проникновения в Тибет - в 5 в.  Заметный сдвиг произошел в  7 в. в эпоху правления знаменитого тибетского правителя Сронцзан Гамбо (629-649). У него было 2 главные жены:  непальская и китайская принцессы.  Обе принесли с  собой  буддизм.

Сронцзан Гамбо стал покровителем буддизма.  Потом обе жены были обожествлены,  а сам царь стал рассматриваться в качестве  воплощения  будды  Амитабы.  Ранняя  смерть  царя прервала процесс буддизации.

Столетие спустя в Тибете начинается деятельность известного знатока  буддийского тантризма Падмы  Самбхавы.  Он  реформировал  пришедший  в упадок тибетский буддизм, придав ему сильный оттенок тантризма.  Но это не помогло закреплению буддизма.  Только в середине  11  века очередной выходец из Индии Атиша вновь возродил в Тибете буддизм. Его усилиями было создано несколько крупных монастырей,  возродив традиции   классического буддизма. Реформами Атиши были недовольны последователи Падмы Самбхавы. Сконцентрировавшись вокруг влиятельного монастыря  Саскья  (Сачжа),  они  выступили  против нововведений,  заложив  тем самым основу противоборства красношапочников и желтошапочников.  (Красная одежда - у сторонников Падмы Самбхавы,  желтая - у последователей классического  буддизма).  В период монгольского нашествия в фаворе были красношапочники,  отменившие безбрачие для духовенства.  С падением династии  Юань в Китае ситуация изменилась.

     Ламаизм образован путем слияния буддизма,  традиционных  тибетских  верований  и тантризма. Основатель - Цзонхава (1357 - 1419).

     Реформы Цзонхавы.

     1.Восстановил суровые нормы древнего буддизма,  в частности безбрачие для  монахов и суровую дисциплину.

     2.Перевел тантристские обряды в символический план.

     3.Утвердил ту истину, что только монашеское состояние гарантирует спасение. Авторитет монахов возрос.

     4.Разработал торию хубилганов.  Хубилган - воплощение того или иного бодисатвы, святого или деятелей буддизма, а также будд.

 

    Порядок наследования высших ламских должностей.

Цзонхава сам назначил двух своих учеников на высшие ламские должности. По смерти (через  9  месяцев  их души вселяются в младенцев мужского пола,  которых надлежало избрать после строгой проверки.  В частности,  ребенок должен  признать  какую-либо  из личных вещей  умершего,  потянувшись  к ней.  Старший из них - далай-лама (величайший).

Он является воплощением бодисатвы Авалокитешвары.  Младший - панчен-лама. Он является воплощением  будды  Амитабы.  Столица ламаизма - Лхасса.  Она выполняет также роль столицы буддизма.

 

Священное писание

Ганджур - 108 томов. Комментарии - Данджур - 225 томов.

 

Мифология ламаизма.

Высший будда - Адибудда, владыка всех миров.

Главный его атрибут - шуньята - пустота.  Она пронизывает всю природу, каждый человек несет в себе ее частицу. Надо усиливать ее за счет праведной веры  с помощью ламы.

 

Молитва.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Ом - священное слово.  Одна из интерпретаций:  мани  -  мистические  драгоценные камни.  Падме - цветок лотоса. Хум - воистину. Есть и другие интерпретации. Мани - воплощение мужского начала, падме - женского.

 

Культ.

15 и  30  числа  - службы (хуралы) в храмах каждый день.  Играет оркестр из труд и морских раковин.  Молельные барабаны. Докшиты в позах 1)богатырских, 2)устрашающих, 3)сладострастных.

 

Буддийская космология.

Существует шесть сфер кармического мира:  две - под землей,  (сфера обитателей ада и сфера прожорливых духов-претов),  две - на земле (животные и люди),  две - на небесах (сфера демонов-асуров и сфера богов).  Земной мир устроен таким образом. Мир - плоский  диск.  В  центре - гора Меру,  опоясанная четырьмя (по другим сведениям семью) кольцевыми хребтами.  4 континента.  Миров так же много,  как песчинок в Ганге. Мир существует на протяжении махакальпы. Кальпы делятся на буддоносные и не очень. Появляется 1008 будд в течение одной кальпы.

Вот другой вариант.

31 сфера бытия,  расположенные друг над другом. Они делятся на три разряда: кармалока, рупалока и арупалока.

В кармалоке 11 ступеней или, что то же самое, 11 уровней сознания.

В рупалоке - расположены ступени бытия с 12 по 27-ой.

Арупалока - с 28 по 31.

Все начинается с подземных существ и завершается мистическими абстракциями. Рядовому буддисты все эти вещи непонятны, а зачастую и просто неизвестны.

 

Буддийская философия.

Феноменальный мир - иллюзия. Человек воспринимает мир сквозь призму своих ощущений, а  эти  ощущения - результат волнения дхарм,  частиц мироздания.  Дхармы бывают разные: элементы чистого сознания, элементы чувственные (рупа), дхармы эмоций и некоторые другие.  Всего дхарм в человеке разные школы буддизма насчитывают 75-100,  а то  и больше.  Все живущее в этом мире состоит из живых движущихся дхарм.  Жизнь есть вечное волнение дхарм.  Надо понять это и успокоить свои волнующиеся дхармы - тогда достигаешь нирваны.

 Жизнь есть бесконечная цепь перерождений.  Все начинается  с  первого  ключевого звена - авидьи,  т.е.  незнания, затемняющего разум. Авидья влечет за собой поступки, вызванные невежеством,  поступки порождают привычные стереотипы  поведения.  Стереотипы формируют  определенное сознание,  в соответствии с которым создаются формы и категории наименования,  становящиеся объектами восприятия органов чувств. Между органами чувств и формами-категориями возникают устойчивые контакты, вследствие чего появляются чувства,  затем желания, страсти, жажда жизни. Вот эта-то жажда жизни и ведет ко все новым  перерождениям,  следствием которых неизбежно являются старость и смерть всего родившегося.  Таким образом,  круговорот жизни  начинается  с  невежества  и  кончается смертью.  Определяется он неизменным волнением дхарм.  Успокоить волнующиеся дхармы может лишь тот, кто преодолеет авидью.

 

 Буддизм в Китае.

 Начало проникновения - 2 в. н.э. В форме махаяны. В буддийские монастыри шли люди,  скрываясь от притеснений.  Они становятся силой, их поддержки стали искать императоры. Буддизм стал китаизироваться. Начало этому процессу положил Дао-ань; он основал культу грядущего будды Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие китайские буддисты связывали надежды на лучшее будущее.  Другой видный буддист Хуэй-юань установил культ Амитабы.  В народном сознании буддийские святыни сливались с  даосскими.  Особую популярность получил бодисатва Авалокитешвара.  Он поменял пол, превратившись в богиню Гуань-инь. Она была богиней милосердия и добродетели, покровительницей страждущих и несчастных.  Она приобрела также функции покровительницы женщин и детей, материнства,  богини-подательницу детей.  Образованные верхи,  пренебрегая обрядовой стороной, погружались в изучение философских тайн буддизма.  На этой основе возник чань-буддизм. Основой послужила древняя буддийская секта дхиана.  Она учила отрешению,  сосредоточению и уходу в бескрайние глубины сущего и таинственного.

 Собственно чань начинается с творчества монаха  по  имени  Хуэй- эн.  Он  изобрел идею  о  том,  что погружение в эти глубины происходит не постепенно,  а внезапно,  в результате интуитивного толчка,  озарения.  Не надо стремиться к нирване.  Будда  и  Истина всегда с тобой, они - везде и во всем. Надо освободиться от обязанностей и привязанностей и посвятить всего себя искусству жить - жить ради себя.  Найдены методы  стимулирования внезапного прозрения:  резкие окрики,  толчки,  удары.  Другой метод - коана. "Удар двумя руками - хлопок, а что такое хлопок одной ладонью?" Третий прием - обмен репликами между учителем и учеником, внешне лишенными смысла.

 Золотой век китайского буддизма - эпоха  Тан.(7-10  вв.).  Монастыри  процветали, прежние  строгости  монашеской  жизни  ушли в прошлое.  Монастыри приобрели немалое экономическое влияние.  За этими процессами с ревностью наблюдали конфуцианцы.  Император У-цзун выпустил в 842-845 гг.  ряд декретов,  резко ограничивавших влияние монастырей.  4600 монастырей было закрыто.  40 тысяч кумирен разрушено.  Но потом  буддизм влился в гигантскую систему китайского религиозного синкретизма.

 Буддизм оказал огромное влияние на китайскую культуру.

 

 Буддизм в Японии.

 Начало проникновения - 6 в.  Буддизм использовался в борьбе кланов.  Победил клан, исповедовавший буддизм.  Быстро стало расти число храмов.  В 9 веке он превращается в государственную  религию.  К концу жизни регенты и все видные чиновники становились монахами. Монастыри превратились в центры административного управления. В конце 12 века начинают править сегуны, т.е. военные диктаторы.

Изменился и буддизм. На смену старым сектам пришли новые. Во-первых, секта Дзедо. В ней буддизм был упрощен и введена заимствованная из китайского буддизма практика бесчисленного повторения слова "Амида",  что должно  принести  спасение.  Другая  секта Дзедо-син превратила в такую магическую формулу фразу "Нами Амида Буцу".  (О,  будда Амитаба). Повторялась эта фраза до 70 тысяч раз.В 13  веке  была  создана секта Нитирэн,  названная по имени основателя.  В центре поклонения о оказался сам великий Будда.

На рубеже 12-13 века возник дзэн-буддизм из китайского чань. В отличие от первоисточника, не отвергает авторитет учителя.

Оказал наибольшее воздействие на японскую культуру.  Сформировал кодекс воинской чести бусидо.

Оказал огромное влияние на воспитание чувства прекрасного.

12-16 века - государственная религия,  влиятельная политическая сила. Затем - объединение  Японии и борьба с буддизмом как оплотом феодальной раздробленности.  После этого - синтез буддизма и синтоизма при гегемонии первого.

1868 год - реставрация Мэйдзи. Буддизм отходит на второй план.

 

Буддизм в России.

Занесен на территорию Забайкалье в 17 веке. В настоящее время исповедуется калмыками,  бурятами  и  тувинцами.  В  настоящее время глава буддистов носит титул бандидо-хамбо-ламы. Центр - Иволгинский дацан в Бурятии.

 

Необуддизм.

Блаватская Елена  Петровна  (1831-1891)  -  создательница  труда  под  названием "Тайная доктрина". Проповедь всемирного братства и религиозной терпимости.

В 1879 г. группа членов "Нью-Йоркского теософского общества" предприняла поездку на Цейлон с тем, чтобы вступив контакт с близкими по духу деятелями основать вместе с ними   религию   эзотерического   буддизма.   К  тому  времени  там  была  готова  книга Чао-Фиа-Типакона, названная "Книга,  объясняющая многое".  Г.Олкот  также  составил  и согласовал с  видным буддийским деятелем Катехизис буддизма.  В нем есть попытка очистить буддизм от того,  что не нравится  интеллектуалу.  Отрицаются  чудеса.  Отрицается, что Будда  был  богом.  Отрицается  существование сверхъестественных сил.  Отрицается бессмертие души.  Но только на словах.  На деле все это признается.  Буддизм сводится к этике.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика