Antoshka

Путь к Файлу: /Логика / Программа по логике Александровой.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   68.0 КБ
СКАЧАТЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКО    Й ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Комсомольский-на-Амуре

государственный педагогический

университет

 

 

 

 

 

 

ЛОГИКА

 

 

 

 

Программа учебного курса для студентов философского отделения.

 

 

 

Составил: Александрова Л.М.

кандидат философских наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2002

 

 

 

Курс логики является одним из основных курсов в системе философской подготовки студентов педагогического университета философского отделения. Изучение логики необходимо не только для формирования культуры мышления, но и для развития той части философии, которую называют теорией познания (или эпистемологией).

Формы и процедуры, а также общие закономерности процессов познания, которые выявляет логика, представляют собой основной «инструментарий» абстрактного мышления, составляющего существенный аспект теории научного познания.

Преподавание логики должно учитывать следующие особенности: а) последовательный характер формирования интеллекта и его операциональный характер; б) вероятностный, информационный и поведенческий аспекты, совершаемых человеком интеллектуальных действий; в) дополнение символической логики, основанной в основном на дедукции, недедуктивными рассуждениями, т.е. введение элементов практической логики.

Таким образом, контуры новой парадигмы преподавания логики включают в себя традиционную логику, символическую логику и практическую логику.

Целью данного курса является выработка единой техники анализа информации, исходных данных (посылок), позволяющих решать дедуктивные и недедуктивные задачи.

Предлагаемая программа расчитана на 150 учебных часов, из которых74 часа отводится на лекции, 76 на семинарные занятия и предполагает возможное изменение в соотношении лекционных и семинарских занятий, изменения в объеме и содержании отдельных тем.

Однако, как программа, так и список литературы ориентируют и преподавателя, и студента на самостоятельность и разумную инициативу в поиске того или иного варианта.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план лекций и семинарских занятий по курсу  «Л О Г И К А».

 

разд.

 

Название разделов и тем

Кол-во часов

лекции

семин.

Всего

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

4

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

ЯЗЫК И АППАРАТ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИКИ.

 

Тема 1. Общая характеристика логики.

 

ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

Тема 2. Табличное построение логики высказываний.

Тема 3. Алгебра логики.

Тема 4. Аксиоматическое исчисление.

Тема 5. Секвенциальное исчисление.

 

ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ.

Тема 6. Предикаты и кванторы.

Тема 7. Силлогистика и логика предикатов.

Тема 8. Неклассические логики.

 

 

 

 

 

4

 

 

6

6

6

2

 

 

6

6

4

 

 

 

 

2

 

 

6

6

8

2

 

 

14

12

2

 

 

 

 

6

 

 

12

12

14

4

 

 

20

18

6

40

52

92

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

ЛОГИКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАНИЯ.

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВ НАУКИ.

Тема 1. Логические характеристики языка.

Тема 2. Теория понятий.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ.

Тема 3. Классификация и определение.

Тема 4. Индукция и аналогия.

Тема 5. Установление истинности суждений об отношениях.

Тема 6. Теория и некоторые метода теоретического познания.

 

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Тема 7. Логика и интуиция.

Тема 8. Доказательство, аргументация, полемика.

Тема 9. Соотношение формальной и неформальной логики.

 

 

 

 

 

6

8

 

 

4

4

2

 

2

 

 

 

2

4

2

 

 

 

 

 

2

6

 

 

4

2

4

 

2

 

 

 

-

4

-

 

 

 

 

8

14

 

 

8

6

6

 

4

 

 

 

2

8

2

34

24

58

74

76

150

 

 

 

 

 

         Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ ЛОГИКИ.

            Определение предмета логики. Основные характеристики познания. Логика как наука. Соотношение и взаимодействие логики и конкретных наук.

            Понятие Логической формы и логическое содержание мысли.

Общая характеристика основных законов логики (закона тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания). Законы логики и принципы правильного мышления.

            История логики. Логические учения античности. Элементы логики у Парменида, Гераклита, Зенона. Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Логика стоиков, эпикурейцев и скептиков.

Средневековая логика (Фома Аквинский, Дунс Скот, Уильям Оккам).

Логика эпохи Возрождения и Нового времени. (Пьер Рамэ, Рене Декарт, Порт-Рояль). Логические идеи Г. Лейбница. Трансцендентальная логика И. Канта. Диалектическая логика Гегеля.

            Значение логики как науки.

 

            Тема 2. ТАБЛИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

            Язык, логика и исчисление высказываний.

Язык логики высказываний (синтаксис и семантика языка). Понятие логического следования и логического закона.

Высказывание, суждение, предложение. Истинность и ложность – логические характеристики высказываний. Элементарное и сложное высказывание. Связки (союзы) таблицы истинности.

Законы логики высказываний. Общие принципы построения истинностных таблиц для вычисления истинностных формул. Исчисление высказываний. Взаимоопределимость связок  логики высказываний. Минимизация числа связок Штрих Шеффера, стрелка Пирса. Проблемы функциональной полноты.

Тавтология, выполнимая и невыполнимая формула. Проблемы разрешения и следования в табличном построении логики высказываний.

 

 

 

 

 

 

Тема 3. АЛГЕБРА ЛОГИКИ . ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (АЛГЕБРАИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ).

Законы алгебры логики. Тождественные преобразования формул.

Понятие нормальной формы. Конъюнктивная нормальная форма. Дизъюнктивная нормальная форма. Совершенные нормальные формы. Сокращенные нормальные формы. Постановка и решение проблем разрешения и следования в алгебраическом построении алгебры высказываний.

 

Тема 4. АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ.

Язык и логика теории. Правильно построенная формула. Дескриптивная и логическая части теории. Аксиомы и правила вывода.

Формальное доказательство. Формальный вывод. Производные правила вывода.

Теорема о дедукции. Приемы и поиски доказательств.

Непротиворечивость аксиоматического исчисления логики высказываний. Полнота теория и идея ее доказательства. Проблема независимости системы аксиом.

 

Тема 5. СЕКВЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ.

Поиск доказательства и его анализ. Идея натуральных исчислений (исчисление естественного вывода). Разрешимость и следование в секвенциальном исчислении.

 

Тема 6. ПРЕДИКАТЫ И КВАНТОРЫ.

Функции. Логические функции. Пропозициональная функция. Субъект и предикат высказывания. Местность предиката. Свободные и связные переменные, константы. Кванторы.

Способы понижения предиката. Высказывание –О-местный предикат. Запись выражений на языке логики предикатов.

Естественный язык и язык логики предикатов. Прямой и обратный перевод выражений.

Семантика логики предикатов. Интерпретация переменных и кванторов.

Обобщение законов алгебры логики в логике предикатов. Секвенциальное построение логики предикатов.

 

 

 

 

Тема 7. СИЛЛОГИСТИКА И ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ.

Аристотелевская силлогистика в современной логике. Традиционная теория суждений. Простые атрибутивные суждения и их классификация и выражение в языке логики предикатов структура суждений об отношениях. Свойства бинарных отношений. Типы отношений.

Непосредственные умозаключения и их виды. Обращение. Превращение. Различные варианты противопоставлений. Умозаключения по логическому квадрату.

Структура простого категорического силлогизма. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила и круговые схемы – два способа установления следования в случае простого категорического силлогизма. Учение об антимемах и соритах.

Расширение и обогащение силлогистики. Силлогистика с сложными и негативными терминами. Гамильтонова силлогистика. Модусы с квантором «большинство».

Формализация простого категорического силлогизма в логике предикатов. Формализация как процесс и метод. Этапы формализации.

 

Тема 8. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ.

Основные абстракции классической логики (двузначность, категоричность, дескриптивность…). Деление суждений по модальности. Конструктивная и классическая логики.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

ЛОГИКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ.

 

Тема 1. ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯЗЫКА.

Мышление, логика, язык. Опыт и рассуждение в науке. Мышление как предмет изучения теоретической логики. Язык и мышление. Естественные и искусственные языки. Основные семантические и синтаксические категории языковых выражений. Роль языка в мыслительных и речевых актах.

 

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Три аспекта семиотики (синтактика, прагматика, семантика).

Семантика, логическая семантика. Языковое моделирование реальности. Структура мышления, языка, реальности. Гипотеза Сепира-Уорфа и ее философский анализ.

Имена, предикаторы, предложения. Принципы отношения именования. Парадоксы именования.

Семантический треугольник. Смысл и значение языковых выражений. Язык и мета-язык. Экстенсиональные и интенсиональные контексты. Основные принципы построения теории смысла. Логическая семантика и теория познания.

 

Тема 2. ТЕОРИЯ ПОНЯТИЙ.

Понятие как форма мышления. Представление и понятие. Способы образования понятий. Языковые формы выражения понятий. Объем и содержание понятий.

Виды понятий. Класс, элемент класса. Общие, единичные и пустые понятия. Универсум. Диаграммы Венна, круговые схемы. Признаки понятий. Абстрактные и конкретные понятия, собирательные и разделительные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные.

Совместимость понятий по объему. Сравнимость и совместимость понятий. Виды совместимости и несовместимости.

Операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Закон обратного отношения объема и содержания понятий. Операции с классами (пересечение, объединение, дополнение). Алгебра понятий.

 

II. ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ.

Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Место и роль классификации в процессе познания. Деление понятий. Правила и ошибки в процессе деления понятий. Естественная и вспомогательная классификации. Виды и правила классификации. Типологизация, классификация, систематизация.

Познавательные функции определений. Термин, понятие, образ. Определение понятия  и локализация образа (представления). Виды определений. Правила и ошибки определений. Формы локализации образа (остения, операциональные определения и т.д.).

Условия и принципы локализации.

Взаимодействие определений понятий и локализация образа в процессе познания.

 

Тема 4. ИНДУКЦИЯ И АНАЛОГИЯ.

Классификация умозаключений по:

            а) логической форме посылок и выводов;

            б) степени достоверности выводов. Общая характеристика правдоподобных умозаключений.

Индукция и ее роль в познавательном процессе. Логическая форма законов науки. Виды индуктивных рассуждений.

Способы повышения достоверности выводов по индукции. Математическая индукция. Анализ и критика индуктивистской модели развития научного знания.

Взаимодействие дедукции и индукции в науке.

Аналогия как умозаключение. Способы повышения достоверности выводов по аналогии. Аналогия и моделирование. Роль аналогии в процессе познания и в творческой деятельности.

 

Тема 5. УСТАНОВЛЕНИЕ ИСТИННОСТИ СУЖДЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИЯХ.

Отношения, бинарные отношения, свойства бинарных отношений. Формы аналогии отношений. Логический анализ причинности. Миллевские методы установления причинных связей. Иные возможности установления причинных связей (с помощью дедукции и аналогии).

            Дедукция, индукция, аналогия при установлении истинности суждений об отношениях типа равенства. Способы обоснования отношений других типов.

 

Тема 6. ТЕОРИЯ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

Проблема и проблемная ситуация. Проблема и вопрос. Этапы формирования гипотезы. Методы подтверждения и опровержения гипотез. Альтернативные и конкурирующие гипотезы.

Гипотеза как форма становления знания. Гипотеза и теория.

Теория как форма и система знаний. Состав теорий. Истинность теорий. Виды теорий научное объяснение. Вопрос и гипотеза как формы познания, их методологическое значение.

Логические отношения между теориями. Сравнение теории с помощью определений.

 

III. ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Тема 7. ЛОГИКА И ИНТУИЦИЯ.

Логика и интуиция как средства интеллектуального освоения информации, как две взаимодействующие способности человеческого разума. Соавторство логики и интуиции в процессе познания научного творчества. Интуиция и эвристика. Логические исчисления и эвристические принципы.

 

 

 

 

Тема 8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, АРГУМЕНТАЦИЯ, ПОЛЕМИКА.

Формальное и неформальное доказательство. Структура доказательства. Виды аргументов, логические требования к фактам как основаниям доказательства.

Виды доказательства. Правила доказательства. Доказательство и опровержение. Структура, правила и ошибки опровержения.

Опровержение и критика.

Практическая логика.

Аргументация, аргументативный процесс и аргументирование. Основные понятия теории аргументации. Модели аргументации и уровни анализа аргументации. Практика аргументации.

Полемика. Виды полемики и ее роль в познании и общении. Структурные компоненты полемики, цели, причины, манеры ведения. Стратегия и тактика полемика. Правила и принципы полемики, лояльные и нелояльные приемы ведения.

Диалектика, эвристика, софистика.

Правила и возможные ошибки в процедурах обоснования.

 

Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ.

Теоретическая и практическая логика. Образы логики в истории философии и культуры. Логика в контексте философии XX века.

Неформальная логика: история появления, философские предпосылки и основные характеристики.

Сравнительный анализ формальной и неформальной логики на основе классической фундаменталистской гносеологии и неклассическом идеале рациональности.

Практическая логика как органон познания, поведения и общения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:     

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991

2. Асмус В.Ф. Логика М, 2001

3. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981

4. Блинов А.Л., Петров В.В Элементы логики действий. М., 1991

5. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984

6. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984

7. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация Л., 1988

8. Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. М., 1993

9. Войшвилло Е.К. Филос.-методологические аспекты релевантной логики. М., 1988.

10. Войшвилло Е.К Символическая логика: классическая и релевантная. М., 1989

11. Войшвилло Е.К, Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001

12. Гетманова А.Д. Логика. М., 1995

13. Гильберт Д., Аккерман В. Основы теоретической логики. М., 1947

14. Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. М., 1998

15. Гжегорчик А. Популярная логика. М., 1979

16. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. М., 1991

17. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989

18. Дюбуа Ж. Общая риторика. М. 1986

18. Жюль К.К. Логика в лицах и символах. М., 1993

19. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985

20. Зиновьев А.А. Комплексная логика. М., 1970

21. Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1970

22. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983

23. Ивлев Ю.В. Содержательная семантика модальной логики. М., 1985

24. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1998

25. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993

26. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971

27. Карри С. Основания математической логики. М., 1969

28. Кирилов В.И., Старченко А.А. Логика. М,, 1995

29. Клини С. Математическая логика. М., 1973

30. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1976

31. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991

32. Котарбиньский Т. Избранные произведения. М., 1963

33. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1973

34. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994

35. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на-Дону, 2001

36. Курбатов В.И. Искусство управлять общением Ростов-на-Дону, 1997

37. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры Ростов-на-Дону, 1997

38. Курбатов В.И. Как развить свое логическое мышление. Ростов-на-Дону., М., 1997

39. Луканин Р.Я. «Органон» Аристотеля. М., 1984

40. Логика научного познания. М., 1987

41. Логический подход к искусственному интеллекту. М., 1990

42. Логика и системные методы анализа научного знания. М., 1986.

43. Логика: Наука или искусство. М., 1993

44. Маковельский А.О. История логики. М.,1967

45. Математическая логика и ее применение. М., 1965

46. Мендельсон Э. Введение в математическую логику. М., 1971

47. Методы логического анализа. М., 1971

48. Поварнин С.Т. Спор. О теории и практике спора. Псков, 1994

49. Попа К. Теория определения. М., 1976

50. Попов П.С. Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974

51. Представление и использование знаний. М., 1989

52. Приобретение знаний. М., 1990

53. Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983

54. Светлов В.А. Практическая логика. Санкт-Петербург., 1997

55. Свинцов В.И. Логика. М., 1987

56. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного знания. М., 1987

57. Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М., 1990

58. Соколов А.Н. Проблема научной дискуссии. Л., 1980

59. Столл Р. Множество. Логика. Аксиоматические теории. М., 1968

60. Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1980

61. Слинин Я.А. Современная модальная логика. Л., 1976

62. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980

63. Фейс Р. Модальная логика. М., 1974

64. Философия и логика. М., 1974

65. Чень Ч., Ли Р Математическая логика и автоматическое доказательство теорем. М., 1983

66. Шенфилд Дж. Математическая логика. М., 1975

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика