Скачиваний:   3
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   172.5 КБ
СКАЧАТЬ

Логика как наука, ее значение для педагогики.

 От слова "логос" (мысль,  слово,  разум,  закономерность). Основные смыслы:

1.Закономерности объективной  действительности  (логика классовой борьбы).

2.Совокупность правил мышления.

3.Наука о правильном мышлении.

 

Понятие истины. Формы абстрактного мышления.

 

Естественные и искусственные языки: определение, виды, функции.

Знаковая информационная система. Функции 1)выражение, 2)коммуникация.

 

Язык логики: постоянные и переменные.

 

Семантические категории

 

Предложения

 

 1.Повествовательные

 2.Вопросительные

 3.Побудительные

 

Выражения, играющие определенную роль в составе предложения

 

1а)Дескриптивные термины

1.Имена предметов.  (Простые:  стол,  сложные: самый северный город в мире, собственные: Амур, общие: стол"). (Последнее означает класс предметов). (Деление нестрогое).

 2.Функциональные знаки - выражения,  означающие предметные функции  (например,  тангенс или знак корня).

 3.Предикаторы - выражения,  обозначающие свойства или отношения,  наличие которых  у соответствующих предметов утверждается или отрицается в суждениях (талантливый, горький, большой). Одноместные предикаторы выражают свойства, а многоместные отношения:

Сергей - брат Василия (двухместный). Тверь - между Питером и Москвой (трехместный).

 

1б)Логические термины

1.Конъюнкция

2.Дизъюнкция (двух видов)

3.Кванторы (существования и общности)

4.Импликация

5.Отрицание

6.Эквиваленция

 

Логическая константа - функтор,  сохраняющий свое значение в любом рассуждении. В качестве логических констант выступают слова "все",  "некоторые", "суть", "и", "или", "если, то" и.т.д.

 

Индивидные переменные - x, y, z.

Пропозициональные переменные - p, q, r.

Предикатные переменные - P, Q, R.

 

Если данный стержень является железным или медным,  то он хороший  проводник  тепла  и электричества.

 

p >q

(r v s) >(t и u)

((x есть P) v (х есть Q)) > ((х есть R) и (х есть S))

 

 Три формы записи этой мысли.

 

История логики. Формальная и символическая логика.

 

Первые учения  возникли  в  древней  Индии,  но  современная логика опирается на труды Аристотеля. Он отделил форму речи от содержания, открыл атрибутивную форму высказываний, описал основные виды атрибутивных суждений и правильных способов их обращения, создал законченную теорию категорических силлогизмов.  Его ученики Теофраст  и  Эвдем (мегарская школа) сделали то же самое в отношении условных и разделительных силлогиз-

мов. Стоики (в первую очередь Хрисипп) разработали теорию  доказательств.  Эпикурейцы заложили основы  индуктивного  метода.  В сочинениях Цицерона принята латинизированная терминология. В средние века занимались в основном комментированием. В эпоху Возрождения дедукция отвергается в пользу индукции. Галилей (17 век) восстанавливает дедукцию в правах и вводит понятие гипотетико-дедуктивного метода.  В том  же  направлении  шла

мысль Декарта и Лейбница.  Индуктивный метод стал развивать Ф.Бэкон. За ним последовал Милль. Г.Фреге в 1789 г. создает исчисление высказываний в строго математической форме.

   Формальная логика -  наука  о  закономерностях  правильного  мышления,  т.е.  такого мышления, при  котором достигается переход от ранее установленных положений к новому знанию на основе мыслительных схем,  сложившихся в результате многократного  повторения в процессе постижения истины.

 

25.Понятие о формах и законах мышления.

 

Логическая форма мысли - ее строение. Выражается с помощью символов. Все S есть Р или "Если S есть P,  то S есть P_41_0. Логическая форма - та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации), которая не зависит от содержания данного рассуждения. Закон логики - необходимая,  повторяющаяся,  устойчивая связь  между  мыслями. Основные законы: тождества,   непротиворечия,   исключенного  третьего,  достаточного  основания. Первые три закона открыты Аристотелем.  Кроме основных,  существует множество неосновных формально-логических  законов.  В  математической  логике  закон  - тождественно-истинная формула.

 

26.Закон тождества, его роль в познании и педагогике.

 

В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. При нарушении этого закона возникает ошибка подмены понятий или подмены тезиса. Закон придает мышлению ясность и определенность. Выражается формулой а  >a (в логике высказываний) или А >А (в логике классов).  В обучении - избегать омонимии и использования синонимов без соответствующих пояснений.

 

27.Закон непротиворечия, его роль в познании и педагогике.

 

"Невозможно что-либо вместе утверждать или отрицать" (Ленин). Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же  время  в  одном  и том же отношении".  (Е и А; А и О; Е и I). Предохраняет против путаницы.

Используется для дихотомического деления понятий.

 

28.Закон исключенного третьего.

 

Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

(Е и I; А и О). Единичные суждения типа "Это S  есть P и Это S не есть P..

Действует только в отношении контрадикторных суждений. В аристотелевой логике законы исключенного третьего и непротиворечия друг из друга невыводимы.  К высказываниям о будущем данный закон может быть применен лишь в отдельных  случаях  (когда  возможность предсказать  будущее событие имеется).  В противном случае суждения оказываются неопределенными.  Степень неопределенности выражается через понятие  вероятности.  Данный

закон применяется тогда, когда познание имеет дело с жесткой ситуацией.

 

29.Закон достаточного основания, его роль в познании и педагогике.

 

Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.  (Аристотель этим  законом не занимался). Формального выражения закон не имеет.

 

     Реальность идет  от  причин к следствиям,  в мышлении причина выявляется на основе анализа следствий.

 

210.Понятие как форма мышления. Понятие и слово. Логические приемы формирования понятий в мышлении.

 

Понятие - форма мышления, в которой выделяются и обобщаются предметы того или иного класса по  существенным  отличительным  признакам.  Признаки  -  это то,  в чем предметы сходны друг с другом или различны между собой.  Существенным называется признак, определяющий качественную специфику предметов. Отличительный признак - тот, что присущ только данному предмету или классу предметов.  (Меркурий - самая близкая к Солнцу планета).

     Языковые формы выражения понятий - слова или словосочетания.

     Основные логические приемы формирования понятия - анализ,  синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

     Сравнение -  мысленное  установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

     Абстрагирование -  мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.

     Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некоторые понятия.

 

211.Содержание и  объем понятий.  Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

 

Содержание - совокупность основных существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия "ромб" является совокупность двух существенных признаков:  "быть параллелограммом" и "иметь равные стороны". Объем  понятия - класс обобщаемых в нем предметов.  Множество состоит из элементов, множества бывают конечные и бесконечные.

     Чем шире объем понятия,  тем уже его содержание.  В этом законе речь о понятиях, находящихся в отношении рода и вида.

 

_212.Виды понятий. Классификация понятий по объему и логические операции с понятиями.

 

По объему:  единичные (один элемент),  общие (более одного элемента), пустые (нуль элементов). В  общих понятиях выделяются универсальные.  В объем таких понятий входят все предметы, рассматриваемые в данной области  знания  (натуральные  числа  в  арифметике, растения - в ботанике).

 

По степени абстрактности:  конкретные и абстрактные. В конкретных отражаются отдельные предметы или классы предметов,  в абстрактных - признак или признаки, взятые отдельно от  самого  предмета  (белизна,  справедливость).  Абстрактные  понятия отражают как свойства, так и отношения.

 

Относительные и безотносительные.  Относительные - такие понятия,  в которых  мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого.  (Дети  - родители,  ученик - учитель). Безотносительные - понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно (дом, человек, деревня).

Положительные и отрицательные понятия.  Положительные - такие, в которых характеризуется наличие в предмете какого-либо качества (алчный,  грамотность,  отстающий ученик).

Если слово  начинается  с "не" или "без",  слившимися с ним и иначе не употребляется,  то понятия, выраженные в этих словах,  называются положительными (ненастье, неряха, безупречность). Отрицательными являются понятия, указывающие на отсутствие какого-либо качества. (Безграмотность, некрасивый поступок).

 

Собирательные и несобирательные. Собирательным является понятие, в котором группа однородных предметов мыслится как целое.  (Полк,  созвездие, стадо). Такие понятия бывают общими (стадо) и единичными (полк номер такой-то). Содержание несобирательного понятия может быть отнесено к каждому предмету данного класса (авторучка, звезда, солдат). В суждениях (высказываниях общие и единичные понятия могут употребляться как в несоби-

рательном, так и в собирательном смысле.

     Пример: Студенты этой группы успешно сдали экзамен по логике.  Смысл  несобирательный, так  как  каждый студент сдал экзамен.  Студенты этой группы провели собрание.

Смысл собирательный, так как провели все вместе.

В формальной  логике  противоречие - это утверждение двух противоположных (как контрарных, так и контрадикторных)

     Коллектив - общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.

     Недобросовестность - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.

    Стихотворение - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

 

_213.Отношения между понятиями по объему и логические операции с понятиями.

 

По содержанию: сравнимые и несравнимые. (Справедливость и тепловоз). По объему: совместимые и несовместимые.

 

Совместимые: тождество, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида).

 

Лев Толстой. Автор романа "Война и мир". Тождество. Схема - один круг. Студент. Блондин. Перекрещивание. Схема - пересекающиеся круги. Дерево. Береза. Род и вид. Схема - малый круг в большом.

Несовместимые: соподчиненные, противоположные, противоречащие.

 

Дерево. Береза.  Сосна. Соподчинение. В большом круге два непересекающихся.  Блондин.Брюнет. Противоположность.  Две вертикали в круге.  Есть  зона посреди. Справедливость. Несправедливость. Круг, разделенный линией.

 

Логические операции:

Ограничение - переход от родовых понятий к видовым путем  прибавления  к  содержанию родового  понятия видообразущего признака.  (Прибор + измеряющий температуру = термометр.  Предел ограничения - единичное понятие.

Обобщение -  переход от видовых понятий к родовым путем изъятия из содержания видового понятия видообразущего признака.  Изъяв из понятия "квадрат" признак "иметь равные  стороны",  получаем понятие "прямоугольник".  Предел обобщения - философские категории.

 

214.Логическая операция определения понятий.  Виды и правила определений.  Роль и значение определений в науке, образовании, воспитании.

 

Определение - раскрытие содержания понятия либо установление значения термина.

Дефиниендум  (Dfd) - определяемый предмет или термин. Дефиниенс (Dfn) - определяющий.

 

Реальное определение - определение предмета.

Номинальное определение - определение термина.  В  номинальных  определениях  обычно встречается слово "называется".

 

Определения делятся на явные и неявные. В явных Dfd и Dfn даны.

Явные определения.

Наиболее распространенные явные определения - через род и видовое отличие.

Правила определения:

1.Определение должно быть соразмерным,  т.е.  объем  определяющего  понятия  должен быть равен объему определяемого.

Ошибки:

1)чрезмерно узкое;

2)чрезмерно широкое;

3)узкое в одном отношении и широкое в другом.  (Учитель - человек,  обучаю-

щий детей).

 

2.Определение не должно содержать круга. Химия - наука о химических элементах.

3.Определение должно быть четким, ясным.

 

 

Неявные определения

1.Контекстуальное определение.

2.Индуктивные определения.

3.Определение через аксиомы.

 

Приемы, сходные с определением

1.Описание.

2.Характеристика.

3.Сочетание характеристики и описания.

4.Разъяснения посредством примера. (Указание, остенсивное определение).

5.Сравнение.

6.Различение. (Истерия - не болезнь, а характер, главная черта этого характера - внушаемость.

 

_215.Логическая операция деления понятий. Виды и правила деления понятий.

 

1Деление _0объема понятия - раскрытие родового понятия путем перечисления  всех  его  видов с учетом какого-либо признака.  Деление бывает двух видов:  дихотомическое и по видоизменению признака.  Сущность деления по видоизменению признака состоит в  том,  что каждый из  видов,  полученных в результате деления,  обнаруживает один и тот же признак, но у каждого из них он находит специфическое проявление.  Например,  признак "обладать тягой" присущ  всем локомотивам,  но у каждого из них он находит специфическое проявление. Паровоз имеет паровую тягу,  тепловоз -  тепловую,  электровоз  -  электрическую. Локомотивы по характеру тяги делятся на тепловозы, паровозы и электровозы.

Сущность дихотомического деления состоит в в выделении интересующего нас вида из объема родового понятия и образования дополнения к этому виду. Например, "Животные делятся на млекопитающих и немлекопитающих".

     Правила деления.

1.Деление должно быть соразмерным,  т.е. объем делимого понятия должен быть равен сумме объема членов деления. Ошибки: неполное деление, деление с лишними членами.

2.Деление должно производиться по одному основанию. Ошибка: подмена основания.

3.Деление должно быть последовательным,  т.е.  члены деления должны быть однопорядковыми по отношению к делимому понятию видами.  Ошибка:  скачок в делении. Пример:

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и кражи.

4.Члены деления должны исключать друг друга,  т.е.  их объемы  не  должны  пересекаться. Пример:  деление стран на восточные и западные является правильным, а деление на восточные, западные, северные и южные - неправильным.

 

216.Суждение как форма мышления.  Суждение и предложение.  Виды и  структура  простых суждений.

 

Суждение -  форма  мышления,  в  которой  что-либо  утверждается или отрицается о существовании предметов,  связях между предметом и его  свойствами  или  об  отношениях между предметами.

                               

В простом суждении имеются субъект, предикат, связка и квантор.

Некоторые млекопитающие являются сумчатыми.

Некоторые - квантор. Млекопитающие - субъект. Являются - связка. Сумчатые - предикат.

Квантор может быть не выражен словом, как и связка.

Такого рода простые суждения называются ассерторическими.

Суждения выражаются  простыми  повествовательными  предложениями.   Вопросительные суждения не содержат в себе суждения. (Исключение - риторические вопросы).

Побудительные предложения не содержат суждений.  Команды содержат  суждения,  но  не ассерторические, а модальные.  Односоставные безличные предложения и назывные предложения могут содержать суждения, но тут нужно анализировать контекст.

Грамматическая и  логическая  структура предложения могут совпадать,  но могут и различаться. "Злая собака выбежала мне навстречу". Субъект - злая собака предикат - "выбежала мне навстречу".

    Виды простых суждений:

     1.Суждения свойства (атрибутивные). В традиционной логике их называют категорическими. "У розы приятный запах".

     2.Суждения с отношениями. "Комсомольск расположен к северо-западу от Владивостока"

     3.Суждения существования (экзистенциальные).

 

_217.Классификация категорических суждений по количеству и качеству.

 

По качеству связки: утвердительные и отрицательные.

По количеству предметов: общие, частные, единичные. Среди общих суждений имеются выделяющие суждения, в которых есть квантор "только". Среди общих суждений есть также исключающие суждения,  например,  "Все студенты нашей группы,  за исключением больных, пришли на субботник". Частные суждения имеют структуру "Некоторые S есть (не есть) P.

Единичные суждения имеют структуру "Это S есть (не есть) P".

 

     А - общеутвердительное.

     Е - общеотрицательное.

     I - частноутвердительное.

     O - частноотрицательное.

 

_218.Распределенность терминов в атрибутивных суждениях.

 

Термин распределен, если его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается.

Термин не распределен,  если его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.

 

A - S и P распределены.  Два случая:  а)включение "Все караси - рыбы". б)полное совпадение: "Все равносторонние прямоугольники - квадраты".  Во  втором  случае  распределены оба термина. В первом субъект распределен, а предикат - нет.

 

I - два случая.  Первый случай - пересечение.  "Некоторые студенты -  блондины".

Термины не распределены.  Второй случай - включение. "Некоторые  студенты  -  учащиеся

педагогических вузов". Субъект не распределен, а предикат - распределен.

 

Е - субъект и предикат распределены.

 

О -  Некоторые учащиеся не являются спортсменами.  Пересекающиеся круги.  Субъект не распределен, а предикат - распределен.

 

Субъект распределен в общих суждениях и  не  распределен  в  частных.  Предикат  всегда распределен в отрицательных суждениях,  в утвердительных суждениях он распределен тогда, когда предикат по объему меньше или равен субъекту.

 

 

219.Виды и структура сложных суждений, их строение и условия истинности.

 

--------------------------------------!--------------------!

а       b       a & b     a v b     a v b      a >b    a=b !

-----------------------------------------------------------!

и       и         и          и        л          и      и  !

и       л         л          и        и          л      л  !

л       и         л          и        и          и      л  !

л       л         л          л        л          и      и  !

-----------------------------------------------------------!

 

Конъюнкция а & b истинна только тогда, когда об простых суждения истинны.

Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда только одно простое суждение истинно.

Нестрогая дизъюнкция истинна тогда, когда хотя бы одно простое суждение истинно.

Импликация истинна всегда,  кроме того случая, когда первое суждение - истина, а второе - ложь.

Эквиваленция истинна тогда, когда оба суждения либо истинны, либо ложны.

 

  а   не-а

  и    л

  л    и

 

Отрицание истины дает ложь и наоборот.

 

Отрицающие (противоречащие) - суждения,  которые не могут быть одновременно  истинными. Если одно из них истинно, другое - обязательно ложно.

Отрицающие суждения А - О, Все S есть P. и Некоторые S не есть P.

                    E - I, Ни одно S не есть P. Некоторые S есть P.

Операцию отрицания в виде образования нового суждения следует отличать от  отрицания, входящего в состав отрицательных суждений. Существует два вида отрицания: внутреннее и внешнее.  Внутреннее указывает на несоответствие предиката субъекту (связка выражена словами "не есть", "не суть", "не является". Например, "Некоторые люди не имеют высшего образования". Внешнее отрицание означает отрицание всего суждения. Например, "Неверно, что в Москве протекает Нева".

 

220.Понятие о модальности суждений.  Виды модальности.  Роль и значение модальных суждений в педагогической практике.

В простых ассерторических суждениях сообщается нечто о субъекте,  но не раскрывается характер связи между субъектом и предикатом. Характер связи между субъектом и предикатом, а  также между простыми суждениями раскрывается в модальном суждении.  Например, "Несомненно,  что все школьники - учащиеся.  Или: "Вероятно, что если будет плохая погода, мы  не  поедем  на  рыбалку".  В  модальных суждениях дается оценка связи между субъектом и предикатом с какой-то точки зрения.  Примеры: "Доказано, что.." Сомнительно, чтобы..."  "Несомненно,  что...",  "Необходимо,  чтобы"...  "Запрещено..." "Обязаны" и т.п. В модальном суждении  ассерторическому  суждению  приписывается  какой-либо  модальный оператор.  Структура простых модальных суждений M (S есть Р) или М (S не есть Р).  М - модальный оператор.

     Модальными могут быть не только простые, но и сложные суждения.

     Модальными простыми суждениями называются простые суждения, выражающие связь между субъектом и предикатом с помощью модальных операторов (модальных понятий).

     Модальными сложными суждениями называются сложные суждения, выражающие связь между субъектом и предикатом с помощью модальных операторов (модальных понятий).

 

-----------------------------------------------------------------------------------------!-

 Логические  Онтологич.      Эпистемические       Деонтич.      Аксиологич.  Временные  модальности

 

                                знание убеждение                  абсолют.срав. абс. ср.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Логич.необх.  Онт.необх.  Доказуемо Полагает Обязательно Хорошо Лучше Всегда Раньше

Логич.случ.   Онт.случ.   Неразреш. Сомнение Безразличн. Безраз.Равноц.Иногда Одноврем.

Логич.невозм. Онт.невозм. Опроверж. Опроверг.Запрещено   Плохо  Хуже   Никогда Позже

-----------------------------------------------------------------------------------------

Логич.возм. Онт. возм. ************* Допускает Разрешено *******************************

------------------------------------------------------------------------------------------

 

Логические и  онтологические  модальности  объединяются  в общий вид - алетические модальности.

Роль модальных  суждений  в  педагогич.  практике  заключается  в том,  что они позволяют

1)выявить оттенки смысла  изучаемых  положений,  2)дают  возможность  оценить  степень достоверности наших знаний.

 

221.Логическая структура вопроса. Логика вопросов и ответов.

 

Вопрос - логическая форма, включающая исходную, или базисную информацию, с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде  ответа.

     Вопрос формируется в вопросительном предложении,  которое не выражает суждения, следовательно, он не истинно и не ложно.

     Вопрос заключает в себе:

     - информацию о мире;

     - указание на ее недостаточность.

 

Различают два вида вида (типа) вопросов.

1 - _1уточняющие, прямые или ли-вопросы_0.

     Правда ли,  что Хабаровск южнее Комсомольска?  Уточняющие вопросы могут  быть простыми или сложными. простые вопросы делятся на условные и безусловные.

     "Верно ли, что космонавты побывали на Луне?" - простой безусловный вопрос.

     "Верно ли, что если он сдаст экзамен на "отлично", то получит повышенную стипендию? - простой условный вопрос.

     Сложные вопросы делятся на конъюнктивные и дизъюнктивные.  Каждый сложный вопрос можно разбить на несколько простых.

     "Занимает ли СССР первое место в мире по объему добычи железной руды и нефти?

     Вы пойдете в кино или не пойдете?

     Вопросы типа:  "Если  будет хорошая погода,  мы пойдем на экскурсию?" – простые вопросы, так как их нельзя разбить на несколько.

 - _восполняющие (неопределенные, непрямые, К-вопросы).

     Эти вопросы  включают  в  себя вопросительные слова:  "Где?",  Когда?" и т.д.  Эти вопросы также делятся на простые и сложные. Какой напиток вы предпочитаете? – простой вопрос. Сложными называются вопросы,  которые можно разбить на несколько;  К примеру, Кто написал роман в стихах "Евгений Онегин" и поэму "Руслан и Людмила"?

 

     Предпосылка вопросов - содержащееся в вопросе исходное знание,  неполноту  или неопределенность которого надо устранить.

     Вопросы делятся на логически корректные (правильно поставленные), т.е. такие, базисы которых являются истинными суждениями,  и на логически некорректные,  предпосылки которых - ложные или неопределенные (по смыслу) суждения. Сознательная постановка некорректных вопросов - софистический прием.

 

Правила постановки простых и сложных вопросов.

 

     1.Корректная постановка вопросов.

     2.Предусмотренные альтернативности ответа "да" или "нет" на уточняющие вопросы.

     3.Краткость и ясность формулировки вопроса.

     4.Простота вопроса.

     5.В сложных  разделительных вопросах необходимость перечисления всех альтернатив. "Первой,  второй или третьей премии  достойна  данная  научная  работа  Смирнова?" Здесь нет четвертой альтернативы - что работа не достойна никакой премии.

     6.Необходимость отличать обычный вопрос от риторического.

 

Логическая структура и виды ответов.

 

     1.Ответы на простые вопросы.  Ответ на ли-вопрос предполагает  "да"  или  "нет".

Ответ на К-вопрос требует привлечения точной, исчерпывающей информации.

     2.Ответы на сложные вопросы.  Ответ на конъюнктивный вопрос требует  ответа  на все простые вопросы,  входящие в сложный.  Ответ на дизъюнктивный вопрос предполагает выбор одной альтернативы.

 

222.Логика вопросов и ответов в педагогической практике.

 

В процессе обучения используются вопросы прямые,  на которые можно  дать  однозначный ответ, прямые,  на  которые  нельзя  дать  однозначного ответа,  и полупрямые,  в которых спрашивается, какое из двух (или большего числа) суждений истинно.  В последнем  случае сложный вопрос приходится разбивать на несколько простых.

     Надо добиваться анализа постановки вопросов.

     Проблемный метод обучения.

 

223.Умозаключение как форма мышления, его виды: дедуктивные, индуктивные, аналогия.

 

Форма мышления,  в которой из одного или нескольких  истинных  суждений

на основании определенных правил получается новое суждение.

      вида умозаключений:

      1.Дедуктивные,

      2.Индуктивные

      3.Умозаключения по аналогии.

 

   Дедуктивные умозаключения - такое, в котором заключение необходимо следует из посылок. При этом в посылках содержится знание большей степени общности, чем в заключении.

      Условия истинности заключения:

      1.Истинны посылки

      2.Соблюдены правила вывода.

 

      Требования к правилам вывода:

      1.Из истинных посылок должны следовать истинные заключения.

      2.Непротиворечивость (совместимость).

      3.Полнота.

 

      2 типа правил вывода:  правила прямого вывода и правила  непрямого  (косвенного)

вывода.

      Дедуктивные умозаключения построены на основе правил прямого вывода. Они делятся на:

      1.Выводы, зависящие от субъектно-предикатной структуры суждений.

      2.Выводы, основанные  на  логических  связях между суждениями (выводы логики высказываний).

 

     Выводы, основанные на субъектно-предикатной структуре суждений.

      1.Выводы посредством преобразования суждений.

      2.Категорический силлогизм, сокращенный силлогизм (энтимема), сложные силлогизмы (полисиллогизмы), сложносокращенные полисиллогизмы (сориты и эпихейрема).

 

ИНДУКЦИЯ.

     Три вида: полная, неполная, математическая

 

     Полная -  такая,  в которой общее заключение о некотором классе предметов делается на основании изучения всех предметов этого класса.

     Условия истинности индуктивного умозаключения:

     1.Точно известно число предметов.

     2.Каждый предмет обладает определенным признаком.

     3.Число элементов класса невелико.  (В связи с  компьютеризацией  это  требование устаревает).

 

Математическая индукция  -  определенный  метод  доказательства в математике.  Пусть свойство А имеет место при n=1. Из предположения, что свойством А обладает какое-либо натуральное число n, следует, что этим свойством А обладает и число n+1. Тогда делаем вывод, что свойством А обладает любое натуральное число.

 Неполная индукция подразделяется на следующие виды:

1.Популярная  индукция (индукция через неполное перечисление).

2.Индукция через анализ и отбор фактов.

3.Научная индукция на основе установления причинной связи. Умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса.

 

     Понятие вероятности.

 Объективная вероятность - количественная мера возможности проявления  некоторого события при определенных условиях.  В наиболее чистом виде проявляется в массовых процессах. (Например, на 106 мальчиков рождается 100 девочек).

Субъективная вероятность -  мера  субъективной уверенности в наступлении того  или иного события.

 

     Чтобы повысить степень точности предсказаний (т.е. приблизить субъективную вероятность к объективной), необходимо добиваться того, чтобы выборка была репрезентативной. Это предполагает соблюдение следующих требований.

     1.Охвачено достаточно большое число объектов.

     2.Представленные в выборке объекты отобраны планомерно и  достаточно  разнообразны.

     3.Изучаемый признак,  по которому классифицируются объекты,  должен быть типичным для предметов рассматриваемого класса.

     4.Изучаемый признак должен быть существенным  для  предметов  рассматриваемого  класса.

      Задача для размышления: как проверить эффективность лекарства?

      Задача для анализа: имеет ли смысл покупать лекарства для профилактики рака?

 

1Методы установления причинной связи.

Метод сходства.  В одном случае событию а предшествовали события ABC, во втором ADE, в третьем AFG. Вывод: вероятно, причиной события а является фактор А.

     Метод различия.  Событие а в одном случае отсутствует,  в  другом  присутствует.

Ищем факторы,  которые предшествовали событиям.  В комплексе событий,  обусловивших а, находим ABCD.  В комплексе событий,  предшествовавших b,  находим BCD. Заключаем, что фактор А есть,  вероятно,  причина события а.  В основе научного эксперимента лежит как раз этот метод.

Метод сопутствующих изменений. Если при изменении предшествующего обстоятельства А изменяется и изучаемое нами явление а, а все остальные предшествующие обстоятельства (например, B, C, D, E) остаются неизменными, то А является причиной а.

Метод остатков.  Пусть изучаемое явление К распадается на несколько однородных частей: а,  b, c, d. Установлено, что ему предшествуют обстоятельства: А, B, C. При этом известно, что А есть причина а,  В есть причина b,  С - причина с.  Должно быть сходное  с  А, B,  С обстоятельство D, которое является причиной оставшегося необъясненным явления

     Пример - открытие планеты Нептун.  Планета открыта Адамсом и Леверье. Ее нашел в 1846 году на предсказанном месте немецкий астроном Иоганн Галле.

 

АНАЛОГИЯ.

 

 Заключение об одном предмете на основании знания о другом. Например, заключение о свойствах теплоты на основании знания гидростатики.  Историческая аналогия – полезная вещь для познания текущей ситуации.

 

224.Понятие и виды непосредственных умозаключений:  превращения,  обращения,  противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

 

Выводы из категорических суждений посредством их преобразования

      1.Превращение

      2.Обращение

      3.Противопоставление предикату

      4.Умозаключения по логическому квадрату.

 

      Превращение -  непосредственное  умозаключение,  в  котором изменяется качество посылки без изменения ее количества.  При этом частноутвердительное  суждение  превращается  в частноотрицательное и наоборот,  а общеутвердительное - в общеотрицательное и наоборот.

      Строится двумя способами:

      а)путем двойного отрицания, которое ставится перед связкой и перед предикатом.

      S есть P  S не есть не-P

      Все студенты - учащиеся. Ни один студент не являются не учащимися.

 

      б)отрицание может переноситься из предиката в связку

      S есть не-P  S не есть P

      Все растения не есть животные. Ни одно растение не животное.

 

     AE

      Все S есть P  Ни одно S есть не-P (См. выше)

     EA

      Ни одно S не есть P  Все S есть не-P

      Ни одна рыба не имеет легких. Все рыбы не имеют легких.

 

     IO

      Некоторые S есть P  Некоторые S не есть не-P

      Некоторые студенты - блондины. Некоторые студенты не являются не блондинами.

 

     OI

      Некоторые S не есть P  Некоторые S есть не-P

      Некоторые люди не являются вспыльчивыми. Некоторые люди являются       невспыльчивыми.

 

     Обращение -  непосредственное  умозаключение,  в  котором происходит перемена  мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения.  Обращение бывает  чистое (без ограничения) и с ограничением.  Первое имеет место тогда,  когда в исходном суждении субъект и предикат либо оба распределены, либо оба не распределены. Второе – когда в исходном суждении распределен либо только субъект, либо только предикат.

     Общеутвердительное суждение обращается в общеутвердительное,  либо в частноутвердительное.

     Общеотрицательное суждение  дает  только  общеотрицательное.

     Частноутвердительное суждение  обращается либо в частноутвердительное,  либо в общеутвердительное.

     Частноотрицательное суждение не обращается.

 

      Примеры:

 

     Все рыбы дышат жабрами.       А

     Некоторые существа, которые дышат жабрами, являются рыбами. I

 

     Все студенты - учащиеся высших учебных заведений. А

     Все учащиеся высших учебных заведений - студенты. А

 

     Ни один металл не является изолятором. E

     Ни один изолятор - не металл.  E

 

     Некоторые ученые увлекаются рыбалкой.  О

     Некоторые увлекающиеся рыбалкой - ученые. О

 

     Некоторые рыбы дышат жабрами.    I

     Все дышащие жабрами - рыбы.      А

 

     Противопоставление предикату  -  то  такое непосредственное умозаключение,  при котором в новом суждении (т.е.  в заключении) субъектом является  понятие,  противостоящее  предикату исходного суждения,  а предикатом является субъект исходного суждения;

вместе с этим связка меняется на противоположную.

     Иными словами,  мы делаем таким образом:  1)вместо Р берем не-Р; 2) меняем местами S и не-Р; 3)связку меняем на противоположную.

 

                    ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДИКАТУ

 

1Общеутвердительное суждение дает общеотрицательное А Е

 

Все S есть P Ни одно не-P не есть S

 

|Все львы - хищные животные. А

Ни одно нехищное животное не является львом. Е

 

 

1Общеотрицательное дает частноутвердительное E_0 I

 

Ни одно S не есть P Некоторые не-P есть S. I

 

Ни один кит не является рыбой. Е

Некоторые существа, не являющиеся китами, являются рыбами. I

 

Частноотрицательное суждение дает частноутвердительное_0 O I

 

Некоторые S не есть P Некоторые не-Р есть S

 

Некоторые писатели не являются шахматистами O

Некоторые нешахматисты являются писателями I

 

     Упражнение.

 

     Сделать превращение, обращение и противопоставление предиката для следующего  суждения: "Все грибы - растения".

 

     Превращение.  Ни один гриб не является нерастением.

     Обращение. Некоторые растения - грибы.

 

      Противопоставление предикату Ни одно не-растение не является грибом.                

 

 

противоположность (контрарность)

 

                 А                           Е

 

 

 

 

 

 

 

 

                 I                           O

 

               частичная совместимость (субконтрарность)

 

     Противоположные (контрарные) суждения не могут быть вместе истинными, но могут быть одновременно ложными.  Субконтрарные суждения не могут быть одновременно  ложными,  но  могут  быть одновременно истинными.  Контрадикторные суждения не могут быть одновременно истинными и ложными.  Из подчиняющего суждения логически следует  подчинение. Из А следует I; из Е следует О. Но из ложности А не следует ложность I, равно как из ложности Е не следует ложность О.  В то же время из истинности I не вытекает  истинность А, а из истинности О - истинность Е.

 

     Пример.

   А Все грибы растения И

   Е Ни один гриб - не растение Л

   I Некоторые грибы - растения И

   О Некоторые грибы - не-растения Л

 

_225.Простой категорический силлогизм, его структура, правила терминов и посылок.

 

      Простой категорический  силлогизм_0 - вид дедуктивного умозаключения,  в котором из двух истинных категорических суждений,  связанных средним термином,  при соблюдении правил необходимо следует заключение.  Первая посылка содержит субъект заключения, вторая - предикат заключения.

 

                          Аксиома силлогизма

 

Все, что утверждается о роде (или классе) необходимо утверждается или отрицается о виде (или о члене данного класса) принадлежащем данному роду.

 

     Фигуры силлогизма

 

 

     M----------P       P---------M                 M----------P

 

     S----------M       S---------M                 M----------S

 

     Все люди смертны.   Все честные люди трудятся   Все планеты светят отраженным светом

     Сократ - человек   Иванов не трудится          Все планеты имеют низкую температуру

     ----------------   -------------------------   поверхности

     Сократ смертен     Иванов не честен            ------------------------------------

             Все светящиеся  отраженным светом тела имеют низкую  температуру поверхности

 

 

              P-----------M      Все киты - млекопитающие

              Ни одно млекопитающее не есть рыба

     M-----------S      ----------------------------------

             Ни одна рыба не есть кит

 

 

             Особые правила фигур

 

      1 фигура. Большая посылка должна быть общей, меньшая - утвердительной.

      2 фигура. Большая посылка общая и одна из посылок,  а также заключение - отрицательные.

      3 фигура. Меньшая посылка должна быть утвердительной, заключение - частное.

      4 фигура.  Общеутвердительных суждений не дает. Если большая посылка утвердительная, то меньшая должна быть общей. Если одна из посылок отрицательная, то большая посылка должна быть общей.

 

                       Правила терминов

 

     1.В каждом силлогизме должно быть только три термина.

     2.Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.

 

         Некоторые растения твердоствольные

         Лишайники - растения

         ----------------------------------

         Лишайники - твердоствольные

 

    3.Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении.

 

         Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи

         Питер не находится за полярным кругом

         ----------------------------------------------------

         В Питере не бывает белых ночей

 

     Предикат вывода в заключении распределен, а в посылках он не распределен.

 

 

                           Правила посылок

 

     1.Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого заключения.

     2.Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным.

     3.Из двух частных посылок нельзя сделать заключения.

     4.Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным.

 

               Модусы первой фигуры силлогизма    AAA, EAE, AII, EIO

               Модусы второй фигуры силлогизма    EAE, AEE, EIO, AOO

               Модусы третьей фигуры силлогизма   AAI, IAI, AII, EAO, OAO, EIO

               Модусы четвертой фигуры силлогизма AAI, AEE, IAI, EAO, EIO

 

Наиболее распространенные  ошибки  - 1)заключение делается по 1 фигуре с меньшей отрицательной посылкой;  2)заключение делается по второй фигуре с двумя  отрицательными или двумя отрицательными посылками.

 

226.Первая фигура категорического силлогизма, его структура, правила терминов и посылок.

 

Большая посылка должна быть общей, меньшая - утвердительной.

 

 

Все металлы (М) - химические элементы (Р)

Олово (S) - металл (М)

------------------------------------

Олово - химический элемент

 

227.Вторая фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

 

     2 фигура. Большая посылка общая и одна из посылок,  а также заключение - отрицательные.

 

     Ни одна книга (P) не является периодическим изданием (М)

     Журнал (S) - периодическое издание  (М)

     -------------------------------

     Журнал (S) не является книгой (S)

 

228.Третья фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

 

3 фигура. Меньшая посылка должна быть утвердительной, заключение - частное.

 

     Электрон (М)  имеет отрицательный заряд (Р)

     Электрон (М) - элементарная частица (S)

     ---------------------------------

     Некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд

 

229.Условно-категорическое умозаключение, его правильные модусы.

 

    Такое умозаключение,  в  котором  одна из посылок - условное суждение,  а вторая - простое категорическое суждение.

 

        Два правильных модуса: modus ponens  и modus tollens

 

        Modus ponens  (утверждающий модус)

        Если а, то b

             а

        ------------

             b

 

        Modus tollens  (отрицающий модус)

        Если а, то b

           не-b

        ------------

           не-а

        Условно-категорическое умозаключение может давать не  только  достоверное,  но и вероятное знание.

       Первый вероятный модус

  Если а, то b     Если прикоснуться к электрическим проводам, то получишь ожог

       b           У Иванова ожог

  ------------     ------------------------------------------------------------

   вероятно, а     Вероятно, имело место прикосновение к электрическим проводам

        Второй вероятный модус

  Если а, то b     Если прикоснуться к электрическим проводам, то получишь ожог

      не-а         Смирнов не прикасался к электрическим проводам

  ------------     ------------------------------------------------------------

  вероятно, не-b   Вероятно, Смирнов не имеет ожога

 

230.Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы.

 

        Такое умозаключение, в котором одна из посылок - разделительное суждение, а другая - простое категорическое суждение.

        Разделительным является суждение, в котором предикаты соединены дизъюнкцией.

        Существуют также чисто разделительные умозаключения.

        Имеется два правильных модуса разделительно-категорических умозаключения.

        1 модус - _утверждающе-отрицающий (modus ponendo tollens)

               а v b, а             а v b, b

               --------   или       --------

                 не-b                 не-а

 

        Стиль текста  может быть возвышенным, нейтральным или сниженным

        Данный текст выдержан в возвышенном стиле

        ---------------------------------------------------------------

        Данный текст не выдержан ни в деловом, ни в нейтральном стиле

 

      Дизъюнкция должна быть строгой, иначе - ошибка.

     Пример.

     Карась может клевать на червя или на хлеб или на тесто.

     Карась клюет на червя.

      ------------------------------------------------------

      Карась не клюет ни на хлеб, ни на тесто.

 

       модус - отрицающе-утверждающий (modus tollendo ponens)

 

        a v b, не-а  a v b, не-b    a v b, не-а   a v b, не-b

        -----------  -----------    -----------   -----------

            b             a                    b             a

 

     Обязательное условие - полнота деления. Если оно не соблюдено, ошибка неизбежна.

 

231.Индуктивные умозаключения, их роль в познании и педагогической практике.

 

Три вида: полная, неполная, математическая

 

     Полная -  такая,  в которой общее заключение о некотором классе предметов делается на основании изучения всех предметов этого класса.

     Условия истинности индуктивного умозаключения:

     1.Точно известно число предметов.

     2.Каждый предмет обладает определенным признаком.

     3.Число элементов класса невелико.  (В связи с  компьютеризацией  это  требование устаревает).

 

     Математическая индукция  -  определенный  метод  доказательства в математике.

Пусть свойство А имеет место при n=1. Из предположения, что свойством А обладает ка-

кое-либо натуральное число n, следует, что этим свойством А обладает и число n+1. Тогда делаем вывод, что свойством А обладает любое натуральное число.

 

     Неполная индукция подразделяется на следующие виды:

1.Популярная  индукция (индукция через неполное перечисление).

2. Индукция через анализ и отбор фактов.

3.Научная индукция на основе установления причинной связи. Умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса.

 

     Понятие вероятности.

     Объективная вероятность - количественная мера возможности проявления  некоторого события при определенных условиях.  В наиболее чистом виде проявляется в массовых процессах. (Например, на 106 мальчиков рождается 100 девочек).

     Субъективная вероятность  -  мера  субъективной уверенности в наступлении того или иного события.

 

     Чтобы повысить степень точности предсказаний (т.е. приблизить субъективную вероятность к объективной), необходимо добиваться того, чтобы выборка была репрезентативной.

     Это предполагает соблюдение следующих требований.

     1.Охвачено достаточно большое число объектов.

     2.Представленные в выборке объекты отобраны планомерно и  достаточно  разнообразны.

     3.Изучаемый признак,  по которому классифицируются объекты,  должен быть типичным для предметов рассматриваемого класса.

     4.Изучаемый признак должен быть существенным  для  предметов  рассматриваемого класса.

      Задача для размышления: как проверить эффективность лекарства?

      Задача для анализа: имеет ли смысл покупать лекарства для профилактики рака?

 

232.Понятие и методы научной индукции Бэкона-Милля.

 

 Метод сходства.  В одном случае событию а предшествовали события ABC, во втором ADE, в третьем AFG. Вывод: вероятно, причиной события а является фактор А.

     Метод различия.  Событие а в одном случае отсутствует,  в  другом  присутствует. Ищем факторы,  которые предшествовали событиям.  В комплексе событий,  обусловивших а, находим ABCD.  В комплексе событий,  предшествовавших b,  находим BCD. Заключаем, что фактор А есть,  вероятно,  причина события а.  В основе научного эксперимента лежит как раз этот метод.

     Метод сопутствующих изменений.

Если при изменении предшествующего обстоятельства А изменяется и изучаемое нами явление а, а все остальные предшествующие обстоятельства (например, B, C, D, E) остаются неизменными, то А является причиной а.      Метод остатков. 

Пусть изучаемое явление К распадается на несколько однородных частей: а,  b, c, d. Установлено, что ему предшествуют обстоятельства: А, B, C. При этом известно, что А есть причина а,  В есть причина b,  С - причина с.  Должно быть сходное  с А, B,  С обстоятельство D, которое является причиной оставшегося необъясненным явления

     Пример - открытие планеты Нептун.  Планета открыта Адамсом и Леверье. Ее нашев 1846 году на предсказанном месте немецкий астроном Иоганн Галле.

 

_233.Умозаключения по аналогии, их структура и виды.

 

Вероятностное умозаключение, в котором заключение о наличии у предмета определенного признака делается на основании сходства этого предмета с другим в ряде известных  признаков.

 

     А обладает признаками  а, b, с, d

     В обладает свойствами  а, b, c

     ---------------------------------

     В также обладает признаком D

 

     По характеру переносимого признака выделяют аналогию свойств и аналогию  отношений.

     Степень вероятности заключений  по  аналогии  повышается,  если  а)больше  общих признаков у  сравниваемых  предметов;  б)общие  признаки  имеют  разнородный характер, в)общие признаки являются существенными для данных предметов; г)между общими и переносимыми признаками имеется закономерная связь.

 

 

234.Логическая структура доказательства. Способы и логические приемы построения прямого и косвенного доказательства.

                               

     В общении постоянно возникает необходимость добиться того, чтобы другой участник коммуникации разделял твои взгляды, признавал твою правоту. Иначе говоря, существует потребность убедить другого человека в истинности твоих воззрений по тому или иному вопросу.

 

     Это достигается с помощью:

     а)внушения (иногда называемого убеждением).  При внушении неважно, что говорится, существенно лишь как это говорится. Чтобы добиться своего, необходимо три фактора 1)субъективная взволнованность, 2)красноречие, 3)многократное повторение.

     б)доказательство.

    1Доказательство - совокупность логических  приемов  обоснования  истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

     При доказательстве существенно не то, как говорится, а что именно и в какой последовательности говорится.

 

     Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

     Тезис - суждение, истинность которого обосновывается.

 

     Аргументы - истинные положения,  которые используются при доказательстве тезиса.

     Демонстрация - способ логической связи между тезисом и аргументами.

 

     Виды аргументов:

     1.Бесспорные факты.

     2.Доказанные наукой законы. (В математике - аксиомы и теоремы).

 

     Виды доказательств: прямое и косвенное.

 

     Прямое - доказательство выдвинутого тезиса.

     Косвенное - доказательство ложности антитезиса.  Используется в том случае, если нет аргументов в пользу тезиса.

     Антитезис может быть выражен в одной из двух форм.

     Форма 1. не-а

     Тезис: Разведывательная деятельность нравственно оправданна. Антитезис: Разведывательная деятельность безнравственна.

     Форма 2.  Возьмем  суждение  а  v  b v с.  (Строгая дизъюнкция).  Антитезис не-b и не-с. Тезис: преступление совершил X. Антитезис: преступление совершили Y или Z.

     Соответственно две формы косвенного доказательства.

     1.Апагогическое (от противного).  Без разведки  государство  слепо,  политическое руководство не может принимать решения со знанием дела,  следовательно, не может эффективно управлять страной.  Все,  что приносит благо стране и  народу,  не  может  быть безнравственным.  Следовательно,  неверно,  что разведывательная деятельность безнравственна. Следовательно, она нравственно оправданна. 2.Разделительное (методом исключения). Доказывается, что преступление не совершил ни Y, ни Z.

 

235.Логическая структура опровержения. Способы и логические приемы построения прямого и косвенного опровержения.

 

     Общение связано также с необходимостью разубеждения другого участника  коммуникации в его неправоте. Это достигается двумя способами.

     Способ первый - огульное отрицание.  Это отрицательная  разновидность  внушения. Аргументы при этом не приводятся,  силы тратятся на то,  чтобы оценить взгляды несогласного человека как можно более резко:  чепуха,  ерунда, глупость и т.п. Здесь вместо аргументов применяется брань.

     Способ второй - опровержение.  Это логическая операция,  направленная на  разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

 

     Структура опровержения:

     Опровергаемый тезис.

     Аргументы опровержения.  Это те суждения,  с помощью которых опровергается  тезис.

 

     Способы опровержения:

     1.Опровержение тезиса (прямое и косвенное).

     2.Критика аргументов.

     3.Выявление несостоятельности демонстрации.

 

     Опровержение тезиса (прямое и косвенное)

     1.Опровержение фактами.  Например,  утверждение о том, что в стране достигнута экономическая стабилизация опровергается данными статистики.

     2.Установление ложности  или противоречивости следствий,  вытекающих из тезиса.

("Естествознание в миру духов" Энгельса).

      "А что сказать о физиологии этих одаренных телом духов!  Они дышат, у них есть пульс,  значит,  они обладают легкими и кровеносной системой,  а следовательно и в отношении остальных органов тела они одарены по меньше мере столь же богато,  как  и  наш брат. Ведь для дыхания необходимы углеводы, сжигаемые в легких, а они могут доставляться только извне.  Итак,  духи имеют желудок,  кишечник, со всем сюда относящимся, а раз все  это  констатировано,  то и остальное получается без всяких трудностей.  <...> А так

как большинство этих духов удивительно прекрасные молодые дамы, которые ничем, решительно-таки ничем не отличаются от земных женщин, разве только своей сверхземной красотой,  то долго ли придется ждать до тех пор, когда они предстанут перед "мужами, которые  чувствуют любовь".(Слова из дуэта Памины и Папагено из оперы Моцарта "Волшебная флейта". КМФЭ, Избр.соч., Т.5, С.408.

     Использовано также для  доказательства  несуществования  инопланетян.  (Аргумент от "инопланетенка".

     3.Опровержение тезиса через доказательство антитезиса.

 

     Критика аргументов.

     Подвергаются критике аргументы,  которые были выдвинуты оппонентом в обоснование  его тезиса. Ложность аргументов сама по себе не означает ложности тезиса.

                  если а, то b, не-а

                  Вероятно, b

Нельзя достоверно заключить от отрицания основания к отрицанию следствия.

Но достаточно бывает показать, что тезис не доказан. Говорится, что в стране достигнута экономическая стабилизация и в качестве аргумента ссылаются на рост ВВП на 1,3 %.  Однако эта цифра находится в пределах погрешности измерений.

     Данным способом не опровергается сам тезис, но доказывается, что он не доказан.

 

     Выявление несостоятельности демонстрации.

     Показываются ошибки в форме доказательства.  Доказывается не ложность критикуемого тезиса,  но ошибочность его доказательства.  Например,  Мухин,  пытаясь доказать, что можно передать власть народу,  не беря ее,  утверждает,  что сотворить  такое  чудо можно  через  референдум.  При  этом он не рассматривает вопросы о том,  как 1)можно обеспечить успех на таком референдуме, 2)как провести его решение в жизнь.

 

236.Теория и практика спора. Виды спора.

 

     Спор - разновидность коммуникации. Специфическое отличие спора как вида коммуникации  -  столкновение позиций сторон.  Целью спора является убедить оппонента в том, что он заблуждается,  и доказать,  что верна иная точка зрения.  Любой реальный спор  содержит  в себе массу случайных моментов.  Теория спора выявляет сущность данного вида коммуникации в чистом виде.

Спор всегда имеет определенный предмет.  Этот предмет может обладать реальным смыслом,  а может и не обладать.  В последнем случае спор носит схоластический  характер. (Сколько чертей может поместиться на острие иглы? Может ли бог создать такой камень, который не может поднять? Как Мария ухитрилась остаться девственницей?)

     Спор по вопросу,  имеющему реальный смысл, протекает как выдвижение аргументов и контраргументов.  При этом предмет каждый раз освещается с иной стороны. Спор редко  заканчивается  полной  победой одной стороны.  Чаще всего участники спора остаются при своем мнении,  но это мнение становится несколько иным, учитывающим контраргументы оппонента.

     Виды спора связаны с видом деятельности.

     Бытовой спор.

     Спор в суде.

     Научный спор.

     Во всех случаях требуется соблюдать этику и логику спора.  Это значит 1)не задевать личных качеств оппонента, 2)не подменять предмет спора, 3)не делать намеренных логических ошибок в ходе опровержения своей точки зрения аргументации своей собственной.

237.Правила и ошибки спора по отношению к тезису, аргументам, демонстрации.

     Правила по отношению к тезису

     1.Тезис должен быть логически определенным,  ясным и точным.  (На защите диссертации это очень важно). Поэтому самый трудный научный жанр - автореферат.

     2.Тезис должен оставаться тождественным на протяжении всего доказательства или опровержения.

 

     Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса.

     1.Подмена тезиса. Была выдвинута идея перейти к одноступенчатой системе научной квалификации.  А потому автор предложения стал доказывать,  что нужно повысить требования к оценке докторских диссертаций.

     2.Argumentum ad hominem.  Свидетель лжет, так как он судим. (Вариант "От авторитета").  Земля  должна  быть  в частной собственности,  потому что так считал академик Сахаров.  Но писатель Толстой считал иначе. Авторитету всегда можно противопоставить  другой авторитет.

     3."Переход в другой род".

     а)Кто слишком много доказывает,  тот ничего не доказывает.  Например, утверждается, что обвиняемый является агентом одновременно трех разведок. (Многовато).

     б)Кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает. Доказывают, что подозреваемый не был на месте преступления, хотя там остались его следы. Надо же доказывать его невиновность.

 

     Правила по отношению к аргументам.

     1.Аргументы, приводимые в подтверждение тезиса, должны быть истинными и не противоречащими друг другу.

     2.Аргументы должны быть достаточным основанием для подтверждения тезиса.

     3.Аргументы должны быть суждениями,  истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

 

     Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства

     1.Ложность оснований (Основное заблуждение).  Например, в подтверждение тезиса о том,  человек произошел именно из обезьяны,  приводят ламаркистский аргумент об  "упражнении органов".

     2."Предвосхищение оснований".  Это ошибка совершается тогда,  когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают, а только предвосхищают  его.

     "Уровень жизни советских людей был очень низок". Тезис.

     Один автомобиль приходился на 12 семей. Аргумент.

     В чем логическая уязвимость такого аргумента?  Он исходит из того, что критерием уровня жизни является количество автомобилей на семью.  Тем самым этот аргумент  предвосхищает тезис, подлежащий доказательству.

     3.Порочный круг. Тезис обосновывается аргументами,  а аргументы обосновываются этим  же тезисом.  Существование четвертого измерения обосновывается существованием духов, а существование духов - наличием четвертого измерения.

 

     Правило  к форме обоснования тезиса (демонстрации)

     Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами  косвенного  доказательства.

 

     Ошибки в форме доказательства

     1.Мнимое следование. Ошибка, которая заключается в том, что в обоснование тезиса приводят аргументы,  которые этот тезис не доказывают.  К примеру,  в доказательство того, что советское общество было тоталитарным, приводится тезис о том, что государство активно регулировало общественную жизнь.  Но такого государства, которое бы этим не занималось, в природе не существует.

     2.От сказанного  с  условием  к сказанному безусловно.  Аргумент,  приводимый без учета конкретных обстоятельств.  Например,  выдвигается тезис о  том,  что  Ленину  была свойственна жестокость. В качестве доказательства приводятся документы, относящиеся к 1919 году, когда была гражданская война.

 

    Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии)

    1.Ошибки в дедуктивных умозаключениях. Например, общий вывод, когда одна из посылок частная.  Учетверение терминов.

     2.Ошибки в   индуктивных   умозаключениях. Самая   распространенная  -  поспешное обобщение по принципу "после этого значит по причине этого". Суеверия.

     3.Ошибки в умозаключениях по аналогии.  Это возможно в том случае, если аналогия неверна. Аргумент в пользу рынка "Нельзя быть немножко беременной". (В социальном организме,  в  отличие  от  индивидуального,  совмещаются и уживаются самые разные и даже противоположные принципы).

 

238.Понятие о софизмах и логических парадоксах.

 

     Непреднамеренная ошибка - паралогизм. Преднамеренная ошибка - софизм.

     К примеру, Дюринг аргументирует от единственности мира к его единству.

     Софизмами являются все доказательства бытия бога.

     Парадокс -  рассуждение,  в  котором  доказывается  одновременно  как некоторое суждение, так и его отрицание.

     Есть два типа парадоксов.

     Первый - парадоксы, проистекающие из трудности "схватывания" четкой грани, разделяющей явления. Таковы парадоксы "куча" и "лысый".

     Второй -  парадоксы,  связанные  со  сложностью  структуры  языка.   "Брадобрей", "Лжец".

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика