Antoshka

Путь к Файлу: /Наука в системе культуры / Лекция 5 Реформация и ее влияние на науку.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   36.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция 5.

 

Реформация и ее влияние на науку

1.Исторические предпосылки Реформации и ее суть

2.Идеология реформации как предпосылка формирования механической картины мира

 

1. Исторические предпосылки Реформации и ее суть

 

Человек в средневековом обществе должен был быть пассивным. Духовно он был подчинен приходскому священнику и трепетал перед традицией. Мыслители Возрождения являлись полной противоположностью людям такого типа. Деятельные, энергичные, полагающиеся только на собственные силы и разум. Но эти мыслители составляли ничтожное меньшинство общества. Реформация разбудила в массах дух сопротивления. Это было сделано Лютером (1483-1516), Цвингли 1484-1531), Кальвином (1509-1564). Успех человека в нравственных усилиях по искуплению своего первородного греха является условием освобождения от «муки» всего творения в целом. Католицизм – «религия личных отношений». На смену ей приходит «религия вещных отношений – протестантизм).

И лютеранство, и кальвинизм нацеливали человека на принципиальное одиночество в мире. Человек XVI века болезненно переживал потерю кровных связей со своим микросоциумом. Идеологи протестантизма стали утверждать, что эти связи только мешают спасению. Они оправдывали складывающиеся отношения и одновременно делали их нормой, вызывая атомизацию общества.

Реформация человека просто раздавила. (В противоположность Возрождению). Человек – ничто, прах перед лицом бога. Поскольку человек поврежден весь, и в высших, и в низших сферах его природы, постольку занятия, связанные с этими высшими сферами, не имеют большой ценности по сравнению с низшими видами деятельности. Идея равенства всех видов труда становится достоянием всех слоев общества. То есть Лютер и остальные реформаторы лишают идею неравенства людей и сфер деятельности религиозной санкции, статуса «подлинности», «истинности». Соответственно и в глазах общества меняется оценка занятий «механическими искусствами» (все виды производства материальных благ) на позитивную. Столь же значимой стала идея реформаторов о том, что человек должен работать над собой, заниматься преображением своего «поврежденного» естества, заниматься самовоспитанием. И этим должны заниматься не отдельные представители элиты, а все. Так реформаторы пришли к идее аскетизма. Чувственная, гедонистическая культура Возрождения была объявлена подлежащим сокрушению идолом. Наиболее радикальные секты отвергали католическую обрядность. Методисты получили свое название за то, что требовали методического, правильного возделывании души.

Труд (рабочего, ремесленника, монаха) приобретал смысл служения богу и становился путем к спасению. Логика такая: если человек сознательно преображает свою жизнь, то нет смысла рассуждать о почетности, престижности того или иного труда. Важен лишь внутренний мотив и обусловленная этим мотивом степень упорства и прилежания. (Лютер).

Кальвинизм вел к отрицанию сословных перегородок, к отрицанию любого корпоративизма.  Он обращался к человеку вообще, а не к купцу, члену клана, дворянину.

 

2.Идеология реформации как предпосылка формирования механической картины мира

 

Революция в теологии.

Бог и человек. В католицизме – это разум, логос,  придающий мирозданию гармонию и порядок. В протестантизме – воля, поддерживающая мир в его упорядоченности. Протестантизм продолжает номиналистски-волюнтаристскую традицию (Августин, Оккам, Жак Буридан, Н. Орезм). 

Иначе трактуется Троица. Святому духу приписывается полная личная божественность. Творение из ничего есть в такой же мере работа Святого духа, как и Отца.  Оно предполагает, что человек остается духовным существом, которое, несмотря на дуализм влечений (души и тела), всегда ответственно за свои действия и за свои знания. За действия – благодаря добродетели сознания, за знания – благодаря добродетели мудрости. Творение есть объективированное откровение бога даже в том случае, если человек может оказаться не в состоянии воспринять «публикации» откровений бога. Человек как существо сотворенное ориентирован на истину. Эта ориентация внутренне присуща религиозной жизни человека.

Внутренняя установка человека на истину есть основание новой познавательной позиции. По закону творения человек неразрывно связан с творцом, а в силу этого он, по мандату всевышнего, властвует над миром и ответствен за него. Иными словами, на уровне психологических установок познавательные ориентации суть формы «благочестия», диктующего способы отношения человека к творению – способы познания.

Этика. В ответ на заботу о Бога о человеке последний должен должен отвечать аскетически-дисциплинированной профессиональной деятельностью, упорным трудом. Лютер считал, что этой деятельностью он должен заниматься в той социально-профессиональной нише, в которую попал благодаря обстоятельствам или случайности рождения. Кальвин же полагал, что человек вправе выйти за пределы этой ниши. Кальвин, таким образом, предоставляет немыслимую в католицизме свободу мирской деятельности.  К светской учености Кальвин относился с крайним подозрением и говорил, что предпочел бы истребить все науки, если бы они явились причиной охлаждения христианского благочестия.

 

Мир и природа. Идея тварного ничтожества в свете могущественности божественной воли распространяется реформаторами и на понимание природы. Если мир предоставить самому себе, лишив его поддержки бога, то он неизбежно придет в упадок, не просуществует и мгновения. Главным в поддержании стабильности природы и отдельных творений является творческое слово бога. И повторяющиеся год от года явления, и чудеса всецело зависят от этого слова. Таким образом, природа сама по себе – косная, пассивная исполнительница живого Слова божия. В античности природа понимается как организм. Здесь же мы видим понимание природы как чего-то мертвого. Признание за природой схоластических субстанциальных качеств, их относительной самостоятельности умаляет могущество бога. Перед мощью кальвинистского бога все тварные различия, все иерархические ранги бытия оказываются бессмысленными. Творение не несет в себе «самозаконности», оно целиком и полностью зависит от воли творца. Поэтому все, что происходит в природе, есть чудо. Мир в целом не больше застрахован от неприятностей и перемен, чем жизнь индивида от исторических бед.

Католицизм: мир иерархичен. Связь человека с богом через ряд промежуточных ступеней, разум выше воли.

Кальвин: иерархии в мире нет. Человек связан с богом без посредников, воля и разум равноправны.  (Ангелы и люди – существа одного порядка).  

Творец непосредственно контактирует с творением. Все открыто непосредственному выявлению мощи творца, все зависит от действенной божественной воли. Понятие чудесного совпадает с понятием сотворенного. Великое чудо сотворенной нормы бытия должно занимать ум христианина. (Кальвин в этом пункте близок к Августину).

 

Так были заложены предпосылки механистического мировоззрения. Все элементы сотворенной природы оказываются равными между собой. Рассматриваемое отдельно от творца, творение в целом приобретает черты единства, однородности, единства, унифицированности. Представленный таким образом мир может быть измерен и исчислен.

Реформаторы полностью «растворили» грань, отделяющую обычные явления от необычных, чудесных. Соответственно, в их картине мира нет специальных «сакральных» точек ни во времени, ни в пространстве, ибо все священно. В этой картине нет более благородных сфер или менее благородных, презренных низов бытия. С точки зрения Кальвина, в выделениях организма запечатлено Творцом не меньше истины, чем в Писании.

Если Возрождение делало упор на антропоцентризм в понимании природы, одушевляло ее, то реформаторы полностью устраняют все человеческое в понимании и истолковании природы. Иными словами, не человек, а Бог является мерой всех вещей. Грань между законами движения небесных тел оказывается иллюзорной. И если у схоластов тела наделялись внутренней жизнью, стремлением, целеполаганием, то это неприемлемо для реформаторов, природа у них «девитализируется».

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика