Antoshka

Путь к Файлу: /Наука в системе культуры / Лекция 3. Наука в Средние века.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   46.5 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция 3.

 

Наука в Средние века

 

1.Периодизация средневековья

 

1.Ранее средневековье (VI-IX вв.). Общее одичание, упадок образования, словом, темные века.

2.Средний период (X-XI вв.). Оживление интеллектуальной жизни, введение в обиход античных классиков, преобразование городских школ в первые университеты;

3.Зрелое средневековье (XII-XIV вв.) – высокий уровень образования, расцвет искусства и науки, что позволяет назвать этот период проторенессансом (Б.Г.Кузнецов).

Это историческая классификация. Культурно-историческая классификация выглядит иначе: патристика (учение отцов церкви, начиная с Августина Блаженного как рационализация и формализация религии), синтез аристотелизма и христианства, осуществленный Фомой Аквинским и канонзированный в 1277 г. с попутным осуждением Сигера Брабантского: период распада теологической мысли на три теологических течения: томистское (последователи Фомы, официальная линия), номиналистски-волюнтаристское (Оккам, Буридан, Орезм и примкнувшие к нему в Новое время Ф. Бэкон, Р. Бойл, И. Ньютон) и герметическое (от Парацельса и его ученика Ван Гельмонта до Лейбница в Новое время). И хотя распад произошел в XIV-XV вв, мышление Европы пребывало в теологических путах до конца XVIII века, когда бог в науке мог быть принят на правах гипотезы).

 

2.Постулаты средневекового мышления

 

Креационизм.

Начиная с Аристотеля, вера христианского мира в творение придавала жизни Запада интеллектуальную и культурную форму. Творение – «великая цепь бытия». Набор постулатов, выражающих эту веру, был незыблемым и играл роль интеллектуального каркаса всего европейского мышления. Вера в бога-творца, акт или отношение боожественного творения, некий порядок творения и человека как особого творения Бога, разделялась всеми серьезными западными мыслителями. В качестве предметного интегратора выступает понятие «сотворенной природы», по отношению к которому позникают спектры религиозно-теологических (Бог-природа) и познавательно-научных (человек-природа) отношений.

Символизм.

Главная формула понимания природы в средневековом миросозерцании лапидарно выражена Г. Эйкеном: «Для античности природа была действительностью, для средних веков она была символом божества».

Христианство изменило онтологический статус природы, создало новую космологическую модель и заменило греческий взгляд на тождество макрокосма и микрокосма. В интеллектуальном пространстве это означало отход от онтологизированного мышления греков (логики, облеченной в бытие Космоса) к теологизированному мышлению средневековья (логос как порядок божественного творения).

Эсхатологизм.

На смену пониманию мира как Космоса приходит эсхатологическое его истолкование. Динамика мира понимается как «вместилище необратимых событий».  Природа предстает как реликварий Бога, связи вещей между собой, уяснение места и роли вещи в мире производится по их отношению к Богу.

Иерархизм.

Положение о том, что порядок познания следует порядку бытия (творения) считалось фундаментальным. И традиция Августина и Фомы предполагает рациональное устройство бытия. Начиная с Фомы, естественная философия Аристотеля получила теологическую санкцию и была разработана в весьма сложную систему с различением целей, движений, элементов, интеллигенций (ангелов), имманентных законов естественного мира. В целом признавалось, что бытие носит иерархический характер и включает в себя различные степени и виды, типы и архетипы. Теологическая модель мира представляет собой вытянутую вверх иерархически-символическую картину: топографический верх означает и моральную высоту.

Примат веры над истиной.

Творения отцов церкви, канонизированные сочинения и, главным образом, Священное писание, оказываются не только содержанием интеллектуальной деятельности, ее границей, но и самой истиной и критерием истины. Это означает примат веры над истиной.  Главными реалиями для познания выступают не природные тела в их чувственной данности и конкретности (тварности), а тексты религии и теологии.

 

3.Специфика средневекового мировидения

 

В соответствии с указанными выше постулатами основными способами рассмотрения природных явлений были символизм, аллегоризм и мистицизм.

Любое явление (и, прежде всего, отраженное в текстах) может восприниматься только в этих смыслах. Сам строй трактатов, правил чтения, аллегорические фигуры и символы, присутствующие в «суммах», «лапидариях», «бестиариях» и т.п., были призваны следить за читателем и направлять его чтение в нужном направлении. Свобода в систематизации, классификаторстве и комментаторстве (глоссарии) выражалась в комбинировании общих принципов, объединявших разрозненные тексты в одно целое. Начиная с V-VI вв., средствами такой работы служили этимология и аналогия.

Средневековая мысль ставила свой целью создание в рамках теологии всеобъемлющей умозрительной системы знаний о духовном, материальном а, зачастую, и астральном мирах. Если Писание и литургика относились к духовному знанию, то остатки семи свободных искусств (тривиум и квадривиум), астрология и алхимия должны были давать знания об остальных мирах.

 

(«Семь свободных искусств» (лат. «septem artes liberales»), учебные предметы («науки») средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium — трёхпутие) — грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (лат. quadrivium — четырёхпутие) — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период. В средние века разнообразное и богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церковных книг, риторика — как пособие для составления церковных проповедей, астрономия — для вычисления пасхалий, диалектика — для споров с еретиками, занятия арифметикой в значительной степени сводились к мистическому толкованию чисел). В конце средневековья и особенно в эпоху Возрождения «С. с. и.» в средних школах и на «артистических» факультетах университетов стали приобретать светский характер. Систему «С. с. и.» сменила система классических гимназий). Справка из БСЭ.)

 

Теологический примат религиозно-нравственной сферы (Бог, душа, откровение, благодать и т.д., эмоционально-личностное переживание свяызи человека с Богом, предопределило новое понимание человека и его познавательных притязаний. Прежде всего, человек (как образ и подобие Бога) выносится за рамки природы и провозглашается ее господином. Но сам человек противоречив: наделенность его душой возносит человека над всем остальным миром, но его плоть, с атрибутами греховности твоарности, предопределяет познавательную неполноценность человека. Радость открытия сущностных оснований мира, первопринципов и певоначал, которая воодушевляла древних греков, была недоступна для средневекового интеллектуала. Главное понимание человека в средневековье состоит в том, что воля оказывается тесно связанной с верой: вера выступает как вектор воли, и предмет веры определяется волей.  Особенно широко распространилась полемика по вопросам соотношения веры и разума, знания и воли в XIII веке.

Спор об универсалиях.

Собственно познавательная деятельность развивалась в русле попыток иного, чем у греков, решения вопроса о соотношении чувственного и логического постижения мира. Античность оставила в наследство схоластике сереьзную теоретическую проблему  - проблему реальности общих, или универсальных, идей. Три позиции: номинализм, реализм, концептуализм.

Номинализм: действительны только чувственно воспринимаемые вещи, а универсалии – имена для их групп.

Реализм: дело обстоит прямо противоположным образом. Вещи – воплощенные идеи.

 

4.Становление науки как социального института в Средние века

Два типа ученых: схоластик-книжник и маг-алхимик. Схоластик обладает энциклопедическими познаниями. Он занимается компиляцией, систематизаторством, классификаторством и комментаторством. (Классический случай – Исидор Севильский).

Пример классификации наук Иоанна Дамаскина. Он выделял теоретическую философию, богословие (теология, ангелология, изучение души), физиологию (изучение животных, растений, камней), математику (арифметика, музыкуа геометрия, астрономию), практическую философию (этика, экономика, политика). Принцип классификации – нисхождение от божественного к сугубо практическому и человеческому).

В Средние века человека с энциклопедическими познаниями можно было встретить во всех странах Европы. Теолог одновременно мог и должен был быть физиком, математиком, грамматиком, музыкантом. Между теологами устраивались диспуты по богословским и естественнонаучным вопросам, оттачивалась логическая техника аргументации, вырабатывались нормы полемики.

Христианская культура выдвигает новый идеал: достигшая просветляя и одухотворяя ее. В эмоционально-религиозной форме этот идеал выражен в образе Бога-отца, способного по слову из ничего вызвать к жизни единую материальную Вселенную и управлять ею в качестве творца и законодателя. Личный бог предполагает и личное к себе отношение. Отсюда коренные изменения во внутренней жизни человека, осознание значимости индивидуальной нравственной религиозной сферы. Постижение ее глубин объявляется первостепенным делом для христианина, ибо это непосредственно связано со спасением. Поэтому интеллектуальной заслугой средневековья в формировании субъекта научного познания следует признать выработку того внутреннего интерьера духовной работы, который во многом был заимствован последующими поколениями. Самопознание, самонаблюдение, методики аскезы и медитации широко входят в обиход. Основным интеллектуальным средством познания становится не объяснение, а понимание, интерпретация. Источниками познания  признаются откровение, вера и разум. Постепенно в теории познания все более заявляет о себе принцип субъективной достоверности. Намечается и осуществляется деонтологизация мышления. Так, объективированные в античной философии и науке понятия пространства и времени укореняются в субъективной сфере человека.

Большое влияние на европейскую мысль оказала арабская философия и алхимия. Труды великих арабских натурфилософов (Ал-Кинди, ал-Хизена, ал-Фараби, Ибн-Рушда, Ибн Сины и др.) становятся достоянием схоластической элиты. Влияние арабов находит свое отражение в критике господствующей аристотелевско-томистской линии в Оксфорде XIV  века.  (У. Оккам,  Томас Брадвардин). (Оккам жил в 1285-1349 гг.). и в Париже (Ж.Буридан, Н. Орезм). Под влиянием арабов были созданы университеты, копирующие арабские высшие школы. Влияние арабов проявилось и в том, что по Европе ходили толпы странствующих алхимиков и астрологов.

Алхимия содержала в себе рациональное зерно, ибо в ней разрабатывалась осмысленная технология. Она была скрыта от непосвященных благодаря языку символов.

В первой половине XI возникает университет в Салерно, в 1119 г. в Болонье, затем подряд в Неаполе, Париже, Оксфорде, Кембридже, Риме. В 1348 году возникает Пражский университет в Германии, в 1365 – Венский, в 1368 – Гейдельбергский. Три обязательных факультета: теологический, медицинский, юридический. Первый этап – двухлетнее обучение «семи свободным искусствам: грамматика, риторика, диалектика (тривиум)  плюс арифметика, геометрия, астрономия, музыка (квадриум). Так была задана единая культурно-интеллектуальная традиция. Возникали многообразные формы научной коммуникации.

Концепция двойственной истины способствовала отделению натурфилософской картины мира от теологической.

Происходит обращение к методологическим проблемам. Оккам сформулировал свою знаменитую «бритву». Р. Гроссетест выдвинул идею о том, что надо переходить от понятий «форма», «натура», «сущность» к понятию «закон».

Герметическая теология содержала мистическую компоненту – установку на поиски скрытых от непосредственного видения и в силу этого таинственных явлений. Герметическая теология стимулировала исследования в области алхимии, электричества и магнетизма.

Был выработан коллегиальный (корпоративный) принцип организации профессиональной деятельности. (Подготовка кадров, экзамены на звания, иерархия присуждаемых степеней, организация диспутов и публикация в рукописных журналах). Все это впоследствии было институализировано в науке.

В науке стали применятся инструменты: линзы, весы, часы.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика