Antoshka

Путь к Файлу: /Наука в системе культуры / Лекция 2. Проблема происхождения науки.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   46.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция 2.

 

Проблема происхождения науки

 

1.Основные подходы

2.Протонаучные знания догреческих цивилизаций

3.Зарождение науки в Древней Греции

 

1.Основные подходы

 

Существует 4 варианта датировки возникновения науки:

1.В традиционных культурах Вавилона и Египта.

При этом наука отождествляется со знанием и рассматривается как экстраполяция здравого смысла на новую область объектов. Дальнейшее развитие науки мыслится как плавное эволюционное изменение от древних знаний к современным.

2. В античности.  Критерий – переход к теоретизации в отличие от рецептурного знания египтян и халдеев.  Кто первый ученый? Платон, поскольку он создал «идеи» (Гуссерль). Аристотель, потому что он создал физику (Кассирер).

К. Поппер связывает возникновение науки с появлением космологии и логики.

В отечественной науке зарождение науки связывают с античностью А.В. Ахутин, Г.Н. Волков, П.П. Гайденко, Ф.Х. Кессиди, С.Я. Луртье, И.Д. Рожанский, Н.И. Родный, М.Г. Ярошевский.

3.Позднее европейское средневековье (XIII – XIV вв.). Именно в это время возникают Парижский и Оксфордский университеты. (П.Дюгем, А. Кромби, Г. Лефф, Е. Грант).

Критерий – возникновение эксперимента.

4.XVI-XVII вв. (Кедров, Косарева, Огурцов, И.Н. Лосева). У зарубежных авторов – Б.Рассел.

На первых порах исследования истории науки упорядочивался эмпирический материал. На втором этапе происходил поиск моделей структуры научного знания и моделей его роста. Культурно-психологические факторы при этом игнорировались. В настоящее время они принимаются в внимание. Вызрело понимание того, что наука есть вид человеческой деятельности, поэтому надо пытаться понять ее в единстве объективных и субъективных характеристик.

 

2.Протонаучные знания  догреческих цивилизаций

 

Древний Египет, Шумер. Вавилон, Персия, Китай. Знание функционирует внутри религиозного мировоззрения, разворачивается внутри религиозного отношения к миру, составляет неотъемлемую черту культурно-религиозных комплексов. Для них характерна духовно-практическая целостность. Эти духовно-практические целостности объединяют в неразличимое целое символически обрядовую, ритуальную деятельность и ее ментальное содержание.

Сакрально-когнитивные комплексы (Огурцов) организованы вокруг некоторого сакрального ядра, подчиняющего себе все остальные элементы и пронизывающего их. Центр – вера в запредельное. На периферии – рациональные и эмпирические знания. Постепенно корпус рационального и эмпирического знания вытесняет ядро, что ведет к разрушению сакрально-когнитивных комплексов. Знание из средства, обеспечивающего реализацию сакрально-религиозных целей, превращается в цель. Альфа и омега этого типа сознания – ритуал. Каждое событие и процедура ритуала имеет двоякую размерность – человеческую и вместе с тем надчеловеческую. Оно происходит одновременно в конкретном социуме и внутри сакрального, неподвижного, тождественного бытия.

Сквозь его призму рассматривается и природа, и социальное бытие, оцениваются те или иные объекты, а также поступки и действия людей. В этом бытии нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

Организация событий в таком бытии не связана с вычленением причинно-следственных связей. Любое событие или действие оценивается с точки зрения соответствия его ритуальному архетипу. Тем самым ритуал оказывается способом опосредования связи между сакральным и профанным. Ритуал ориентирован на традицию. Жизнь людей целиком и полностью зависит от тех структур, которые созданы их предками.

У СКК (сакрально-когнитивных комплексов) две функции: объяснение мира и нормативная регуляция поведения человека. Морально обязательные нормы обосновывались космологически; само строение космоса допускало и санкционировало одни действия и запрещало другие. Отклоняющееся поведение членов общины могло привести к космическим катастрофам.

СКК комплексы всегда носили закрытый характер и постепенно превращались в профессиональное занятие касты. Знание, функционирующее внутри сакрального комплекса, оказывается не описанием, а наставлением, рецептом того, как надо сделать что-то ради желаемого блага.

Обретение знание понимается как некое таинство, приобщение к тайной мудрости и тем самым к сакральным силам. Так, в книгах Тота – бога Луны, счета, письма и медицины есть сведения по измерению земли, сооружению храмов, географии, астрономии, арифметике, музыке. Социальный опыт кодируется именно-профессиональным образом, а в Греции – универсально-понятийным.

Все когнитивные достижения внутри религиозно-сакральных культур традиционных обществ были подчинены внепознавательным целям – ритуалу, обретению бессмертия, избавлению от страданий, достижению блаженства, воздействию на космические силы.  Т.е. СКК  живут в контексте ритуальной реальности. Когнитивные элементы представляют собой не систематизированное учение, которое необходимо понять и усвоить, а компонент символического ритуала, требующего от участников интенсивного внутреннего ментального усилия, чтобы воспроизвести все необходимые замещения и отождествления. Сакральные мифологемы принципиально отличны от понятийных конструкций (на которых только и возможна наука).

Для формирования науки нужна автономность знания от мифа и сакрально-религиозной культуры.

 

3.Зарождение науки в Древней Греции

 

Цель общественного производства и его базис – полис. Две задачи: обеспечение сохранности союза граждан внутри и вовне. Главная социальная задача – производство граждан общины с определенными качествами, обеспечивающими успешное решение этих задач.

Догомеровская Греция пережила период упадка. Была утрачена письменность и потеряна профессия писца. Произошел переход от царств к карликовым домам-государствам.

Морской тип греческой социальности вызвал необходимость того, чтобы подготовить каждого свободного грека к трем специальностям: писаря, воина, гражданина. Каждую из этих профессий он должен уметь выполнять по выбору или по жребию. Следовательно, возникает идея единого человеческого основания, равенства людей по этому основанию  и их причастности к нему. Так возникает новый европейский социокод. В нем постоянно присутствует группа универсальных навыков, которые в традиционном обществе были профессиональными и транслировались через семейный контакт поколений.

Здесь бездумный повтор, репродукция либо вообще невозможны (например, в научной деятельности) , либо опасны. Европейская социальность санкционировала отклонение от нормы как таковой.

Европейский социокод является универсально-понятийным, потому что здесь существует постоянное стремление к универсалиям любой природы, прежде всего, к категориальным потенциалам языков. В первых попытках построить социокод древние греки замыкались на универсалии мифа (из двух противоположных по полу – третье), на универсалии «почти» товарно-математического обмена, на «всеобщий эквиваленто» (Гераклит), на натуральный ряд числе (пифагорейцы), на «среднее» (Аристотель), на притяжение-эманацию (Плато и платоники). Но всего охотнее европейцы замыкались на языковые структуры. Так, античные мыслители замыкались на флексивные структуры греческого языка (Гераклит, Праменид, Зенон, Демокрит, софисты, Платон, Аристотель), в результате чего появилась «логосная» идея субстанциальности и образцовости творения мира по слову-логосу.

Этапы:

Исходный (крито-микенский).

Первоначальный (гомеровский).

Классический.

Эллинистический.

Римский.

Христианско-богословский (книжный).

Христианско-схоластический (естественно-теологический, сакрализационный).

Реформационно-возрожденческий.

В VI  в. до н.э. греки сделали важнейший шаг в развитии общественных отношений: переход от регуляции общественной жизни обычаями, запретами и традицией к регуляции правовыми и гражданскими нормами (законами), обязательными для каждого члена полиса. Поэтому категориальный аппарат греческой культуры формируется путем рефлексии над жизнью полиса и над средствами общения (языком и его грамматическим строем). Здесь впервые произошло полное обособление умственного труда от физического. Отсюда – культ диспута, соревновательности; отсюда приобщение к истине не как к тайне, а как к накопленному опыту.

Иерархия уровней бытия: судьба – боги – космос – полис – человек (как представитель полиса). Была осознана самоценность мышления самого по себе, а не в качестве придатка управленческих и жреческих функций. Так возникла не известная прежним эпохам установка на познание сущности.

Определенное влияние оказали такие факторы, как ведение судебных дел, заключение и юридическое оформление торговых сделок, политические дискуссии. Большое значение имеет письменность, которая переводит общение в безличностный регистр. Так возникает мысль о превосходстве эпистемы (теоретической мысли) над доксой (мнением).

Вначале теоретическое знание разворачивалось как спекулятивное, как поиски единого основания мира (вода, воздух и т.п.). Вселенная мыслилась как упорядоченная, статичная, законосообразная система, подчиненная вечному объективному порядку (логосу). Идея космической гармонии является исходной предпосылкой всех теоретических построений.

Общая установка – созерцательная, но признавалась и возможность использовать знания на практике (Архимед).

Аристотель первым понял, что конструирование спекулятивных моделей мира не может быть задачей науки. Он видел задачу в объяснении и понимании движения и изменения путем устранения ошибок опыта через наблюдение.

Три великих открытия греков.

Первое – открытие возможности доказать отношения между формальными структурами.

Второе – принцип дедуктивного умозаключения.

Третье – открытие расхождения между сущностью и видимостью.

Высшие достижения – абстрактно-онтологические схемы категориального осмысления мира и выработка понятия закона.  Первое позволило превратить знание в предмет преподавания и широкой трансляции в античную культуру. Возникли методы оценки знания как истинного и ложного. 

Сформировался субъект научного познания. Основной метод получения знаний – логика, а не опыт.

Аристотель раздел сущность, род и вид. Он построил причинную концепцию вещей.

Был построен первый исторический вариант систематизации и кодификации чувственного материала, позволяющий получить выводное знание об объекте с помощью конечного числа логических операций. Такой способ представления реальности оказался возможным благодаря выделению целой сети категорий мышления как некоего логического структурного инварианта, обеспечивающего познание космоса, человека в их существенных связях.

Созерцательность, недостаточность эмпирических знаний, восполняемых силой воображения, синкретизм истины, добра и красоты – также реальные черты греческого стиля мышления. И хотя сильные мифологизм, антропоморфизм, социоморфизм, телеологизм, это был генетически первичный научный стиль мышления.

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика