Antoshka

Путь к Файлу: /Наука в системе культуры / Лекция 1. Феномен науки.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   37.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция 1.

 

Феномен науки и особенности его анализа

 

1.Философские подходы к анализу феномена науки

2.Теоретические и методологические трудности анализа языка науки

3.Социкультурные основания науки

4.Сущностные параметры науки

5.Принципы соотнесения науки и культуры

 

 

1.Философские подходы к анализу феномена науки.

 

Впервые феномен науки был осмыслен в системах классического эмпиризма и рационализма. Наука понималась как система истинных знаний. 

Эмпиристы: все знание из опыта.

Рационалисты: все знание из разума. (А врожденные идеи от бога).

Кант попытался преодолеть крайности обоих взглядов.

В 40 г. XIX века философия  ставит науку на первое место в культуре.

Такова позиция позитивизма, марксизма, неокантианства Марбургской школы, прагматизма.

Особенно отчетливо это проявилось в позитивизме. Гносеологический анализ знания постепенно подменялся логико-методологическими исследованиями эмпирических и теоретических процедур научного исследования. Физико-математическое знание трактуется как идеал научного знания. Во второй половине XX  века появляется социология науки.

Полторы сотни лет развивалась история науки.

В последнее время на первый план выходит проблема человеческой размерности науки.

Проекции науки разные, совместить их не удается. Однако есть общие моменты понимания.

1.Наука – знание объектное.

2.Ей свойственно стремление к новым результатам.

3.Функции науки – объяснение, описание и предсказание.

4.Науке свойственна рациональность.

5.Субъект науки – не носитель здравого смысла, а подготовленный специалист.

6.Наука изъясняется на специальном языке.

 

2.Теоретические и методологические трудности анализа языка науки

 

Наука обычно отожествляется с естествознанием, а последнее – с физикой. Причины для этого есть.

1.Физика онтологически универсальна.

2.Физика выработала наиболее богатый и точный язык для описания всех миров (микро, марок и мегамира).

3.Физика имеет огромное количество методов познания, значительно превосходящее все остальные науки.

4.Физика в наибольшей степени математизирована.

Претензии физики на роль интеллектуального и духовного лидера были идеологически оформлены позитивизмом классического типа. Успехи физики способствовали представлению о науке как об  автономной и самодостаточной системы знаний и деятельности. Социальная среда рассматривалась как внешнее окружение, которое не может изменить содержание развития науки. Ученый воспринимался как творец, живущий в башне из слоновой кости.

Риккерт рассек единое тело науки на два сегмента. Это разделение углубила герменевтика. Она исходит из того, что в гуманитарном познании имеет место субъект-субъектное, а не субъект-объектное отношение.

Это рассечение надо преодолеть, для чего требуется выработать целостное представление о сущности науки.

 

3.Социокультурные основания науки

 

Западная культура трактует человека как деятельное существо, способное менять схемы и средства своей жизнедеятельности.

В языке зафиксированы наиболее общие параметры мира: пространство, время, причинность.

В дописьменных культурах наука возникнуть не может. Но не всякий язык благоприятен для возникновения науки. М.К. Петров считает, что наиболее благоприятные лингвистические условия для возникновения науки предоставлял древнегреческий язык. Становление классической науки он связывает с особенностями  новоанглийского языка.

К социальным условиям относятся свобода, критичность ума, способность к решению нестандартных практических и познавательных задача.

В каждой культуре имеются наиболее общие представления о месте человека в мире, о социальной жизни и социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов. Их именуют универсалиями культуры.

До XIX века философия выполняла роль всеобщего интегратора культуры. Позитивисты на эту роль определили науку. Но наука с этой задачей не справляется, место науки стремятся занять здравый смысл и религия.

 

4.Сущностные параметры науки

 

Основные ипостаси науки: система знаний и деятельности, социальный институт, форма общественного сознания, способ духовного производства.

Наука – результат всеобщего труда. Субъект науки – самотрансцендирующее, выходящее за рамки предложенных стереотипов и обстоятельств свободное творческое существо. Наука имеет своим продуктом не только знания и методы.

Он выработала и внедрила  рационально-понятийный тип кодирования социального опыта.

Теоретичность – неотъемлемая черта науки. Ученые внедрили в мышление такие понятия, как «материальная точка», «инерциальное тело», «идеальный газ».

Итак, наука вырабатывает рационально-теоретический способ ориентации, постижения человеком мира. Это ее главная особенность, отличающая ее от других форм духовного освоения действительности.

Сущностный параметр науки – способность открывать и помещать между субъектом и объектом посредников (материальных и идеальных). К ним относятся прибор, язык, культура, ЭВМ.

Прибор 1)расширяет сенсорный опыт человека, 2)делает доступными те свойства объективного мира, которые не видны без него, 3)делает проверяемым результаты эксперимента.

 

 

 

 

5.Принципы соотнесения науки и культуры

 

Наука могла возникнуть только в определенном типе культуры, и таким типом была западная культура. Культура Востока пассивно-созерцательна, она с опаской относится к новациям и пронизана религиозностью.

Объектный способ реконструкции науки предложили позитивисты. Их допущения: 1)субъект познания может быть принципиально элиминирован из системы получамых знаний, 2)эмпирический базис науки представляет собой абсолютное знание, 3)критерии научности являются универсальными и неименными в любые исторические эпохи, 4)модель науки столь же универсальна, как и рациональность.

П.Фейерабенд  атаковал  это понимание, но потерпел неудачу. Он предложил субъектный принцип описания. Субъект у него – анархиствующий индивид.  При этом пришлось отрицать преемственность в развитии знания, утверждать плюрализм, отождествлять науку с искусством, отрицать эволюцию в развитии науки.

Кун тоже попытался ввести субъектный принцип. Субъект у него – научное сообщество.

Но это слишком узко.  Надо видеть многоуровневость субъекта. Человечество – общество – общность – коллектив – индивид.

Человечество – абстрактно-всеобщие параметры науки и культуры (деятельное основание, самотрансцендентность субъекта,  движение к свободе, рефлексивность).

Общество – первичная категоризация мира. Связь науки с характером общества и эпохи. Общность – научное сообщество, в котором происходит творчество. На этом уровне формируется стиль мышления.

На уровне коллектива и индивида стиль мышления конкретизируется.

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика