Antoshka

Путь к Файлу: /Наука в системе культуры / Лекция 4. Наука в эпоху Возрождения.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   33.5 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция 4.

 

Наука в эпоху Возрождения

 

1. Человек и общество в эпоху Возрождения

2.Культурная миссия в эпоху Возрождения

 

1. Человек и общество в эпоху Возрождения

 

Средневековое общество было корпоративистским. В эпоху Возрождения корпорации переживают кризис, общество переживает процесс атомизации. Возникает новый тип личности. Он ищет опору не во внешней среде, а себе самом. Появляются сильные личности. Николай Кузанский заявляет: «Человек есть второй бог».

Возникает новая теория человека. Возникает идеал культурного человека, активного носителя образованности и знаний. Появляется установка на критическое переосмысление и переделку всей действительности. Благодаря развитию мореплавания и географическим открытиям горизонты мира раздвинулись. Формируется общественная потребность в специалистах горного дела, мореплавания, астрономии. В итоге возникают внемонастырские центры учености: вольные академии, любительские кружки, частные обсерватории и т.п.). Зарождается интеллигенция, ее социальный престиж высок.

Мысль приобретает практическую направленность, что способствует прогрессу таких областей, как этика, эстетика, историография, политическая философия, прикладная наука.

 

2. Культурная миссия интеллигенции в эпоху Возрождения

 

Интеллигенция Возрождения как целостный коллективный субъект культуры и познания реализовала три новые и взаимосвязанные идеи: 1)идею самодовлеющей, имеющей в  себе самой основания, культуры, 2) идею восстановления греко-римской традиции, встречи разных культур, стремления к точности их знания и понимания, 3) идею активного, действенного внедрения новых концепций и идей в сознание современности  (авторитет культуры, качественно новая роль общественного мнения, образования).

Мысль поворачивается к гуманитарным дисциплинам. Появляется школа изучения текста: очищения от ошибок, выработка чувства исторической дистанции, выработке научных критериев истины. Георгй Гемист Плифон (1360-1452), Марсилио Фичино (1433-1499), Пико делла Мирандола (1463-1494).

После падения Константинополя в 1453 г. в Италию хлынула масса греческих ученых. Проводится большая работа по переводу с греческого на латынь греческих авторов. Исправляются ошибки арабских переводов. Комментарии к текстам становятся самостоятельными научными исследованиями.

В 1453-1464 гг. были переведены 14 трактатов из герметического корпуса, авторство которых приписывалось Гермесу (Меркурию) Трисмегисту. Перевод осуществил Марсилио Фичино. Алхимия, астрология и магия были выведены на поверхность культуры. Человеческая природа стала рассматриваться как изначально поврежденная, а алхимия – как путь к спасению. Согласно Пико делла Миранодоле, человек, очистившись от несовершенства, может развить в себе способности постигать тайные силы макрокосма и управлять ими.

В католической традиции познание идет по следующим ступеням: Бог, человек, природа. У Пико – наоборот. Явное предпочтение отдано фигуре «художника» - гения-творца. (В католицизме – мастеру). Наконец, в католицизме господствует корпоративизм, а здесь – индивидуализм.

            В мыслительном плане это был переход от авторитарно-статического к динамическому мышлению. Основная ориентация всей культуры Возрождения – приобщение к культуре конкретного индивида, вовлечение в этот процесс все новых членов и решение тем самым главной задачи – «окультуривания» всего общества.

В мировоззренческом плане происходит стирание грани между теоретиком-ученым и практиком. В эту эпоху возникает «республика ученых», лично знающих друг друга и обменивающихся между собой письмами. В рамках номиналистски-волюнтаристской и герметически-мистической традиции формируется пантеизм, стирающий грани межу природой и богом (Кузанский). Реабилитируется земной мир. Творение трактуется как полное и законченное выражение сущности бога. Этим самым наносился сильный удар по официальной концепции тварности, низменности, греховности и несовершенства природы. Такой поворот отчасти был связан с возвращением к греческому пониманию мира как целостного организма. Бруно  выдвинул идею всеобщей одушевленности природы (гилозоизм). Он реабилитирует материю, признавая за ней такие атрибуты, как вечность, телесность, несотворенность. Натурфилософия имела тенденцию к превращению в искусство, ибо чисто рациональное знание в рамках пантеизма невозможно. Знание воспринималось как личностное видение мира, а истина понималась как нечто глубоко личное в человеке, как основа его духовной автономии.

Возврат а античности был во многом и возвратом к античному мистицизму, выраженному в языческой и поэтической форме.

Меняются принципы исследования.

В филологии – очищение «варварской» латыни и становление общенаучного латинского языка.

В естествознании – возникновение предпосылок эксперимента.

На исходе Возрождения возникает совершенно новый тип мыслителя, объединившего в себе гуманиста, техника, математика и ремесленника. Примеры – Тарталья, Бенедетти, Агрикола, Бирингуччио. Они создали настоящие технические энциклопедии.

Парацельс (1493-1541) создал учение о человеке как центре мира, о том, что между ним и природой нет принципиальной разницы. Он в 1527 году публично бросил в огонь книги Галена, продемонстрировав отказ от схоластической учености.

Наука Возрождения – гораздо больше, чем наука последующих веков растворена в общей культуре; ее связи с экономикой, политикой, натурфилософией, моралью и искусством видны гораздо более отчетливей, чем внутренняя логика». (Б.Г. Кузнецов).

Неотделенность ценностных критериев от критериев истины делает возможным и плодотворным свободную миграцию идей от естествознания к обществознанию, к переплетению методологических установок натурализма и гуманитаризма. В научном плане Возрождение характеризуется рядом блестящих открытий в области астрономии, математики, оптики, анатомии, техническими изобретениями. Величественные фигуры гениев Возрождения завали идеальный образ носителя культуры (homo literatus), «республики ученых» и нормативы сохранения, распространения и воспроизводства культуры и ее субъекта.

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика