Antoshka

Путь к Файлу: /Методология науки / Программа Философия и методология науки.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   76.5 КБ
СКАЧАТЬ

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Курс охватывает основной комплекс проблем философии и методологии науки и стремиться показать развитие научного знания в  социально-культурном  контексте  и его воздействие на соответствующие картины мира, Цели и задачи курса:

а) осветить основные черты науки как процесса познания;

б) выделить  главные  этапы  развития  науки (от вычленения естественнонаучных знаний из мифологии и натурфилософии в  античном мире  до  новейших  открытий XX века) и закономерности развития науки,  детеминируемого сложным комплексом  экстерналистских и интерналистских факторов;

в) проанализировать исторические формы взаимодействия между наукой и религией, наукой и философией;

г) раскрыть  историю науки как сложное взаимодействие аккумуляции научных знаний и смен парадигм,  показать формы и типы научных революций (Коперник,  Ньютон,  Дарвин, Эйнштейн), роль традиций и новаций в развитии науки;

д) показать структуру и функции научного знания, её эмпирический и теоретический уровни, характер фундаментальных открытий;

е) проанализировать  интерналистские факторы развития науки (интеграция  и  дифференциация  наук,  специфические   взаимодействия наблюдения,  эксперимента и теории, индуктивных и гипотетико-дедуктивных   методов,   возрастание    независимости естествознания  от  мировоззренческих и идеологических установок, растущее значение анализа исследовательских предпосылок в формировании  и  реализации научных программ и т.д.), исторические изменения норм и форм представления научного знания;

ж) проанализировать социальные  (экстерналистские)  факторы развития  науки, эволюцию взаимодействий между научным сообществом и обществом в целом,  наукой  и  государством,  уделяя особое внимание различным формам институциализации  естествознания,  идейно-социальным аспектам его развития в XX веке, феномены идеологизированной науки;

з) показать эталоны научности как социокультурные образования, интегрирующие в себе все многообразие воздействий социума на организацию общественного интеллекта;

и) рассмотреть нормы и ценности научного сообщества

1.  Предмет философии и методологии науки

Цели и задачи курса.  Взаимосвязь  философии  и  науки. Предмет, структура и функции философии науки.  Функции философии и научного познания.  Наука как объект  исследования.  Философия, социология,  психология,  логика и методология науки. Науковедение. История науки. Основные типы философского анализа науки,  многообразие философских и методологических проблем науки, условия их возникновения и особенности  их  обсуждения. Философии и мировоззрения ученого.  Методология и стиль мышления. Философия и методология науки в системе философского знания.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1985. Бунге М. Философия физики. М., 1975.

Бэкон Ф.  Вторая часть философии, названная новый органон, или истинные указания для истолкования природы // Соч.  2-х т. Т. 2. М., 1972.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Ортега-и-Гассет  X. Что такое философия? М., 1991. Философия и методология науки. М., 1996, с. 7-37.

2. Образ науки

Научное знание   и   деятельность.  Общая  характеристика основных методов научного познания. Критерии научного знания и отличие науки от псевдонаучных построений.  Паранаука. Верифицируемость и фальсифицируемость научного знания.  Проблема научного языка.  Естественнонаучные идеи и европейская цивилизация.

Формы организации  науки.  Наука  как социальный институт. Научное сообщество.  Научные школы и коллективы.  Наука и  общество.  Способы управления наукой.  Формы и способы передачи научной информации.  Этика науки. Наука и власть. Наука и кризисы.  Взаимосвязь  развития науки и техники.  Наука и практические потребности общества. Фундаментальная и прикладная наука . Проблема научных революций и аккумуляции научных знаний.

Наука в системе культуры.  Взаимосвязь науки и  обыденного знания. Место науки в духовной культуре.  Взаимодействие науки с другими формами познания мира:  религией, искусство, политика, этика. Взаимосвязь мифологии и науки. Науки и  религиозное восприятие мира.  Протестантизм и наука.  Библейский  креационизм.  Научный креационизм XIX века и его роль в развитии эволюционизма.  Современный "научный  креационизм".  Теистический эволюционизм.  Вероятностный мир и новые "модели" бога. Модель бога в теологии процесса. Бог в мире относительности и вероятности.  Принцип  дополнительности  религии и науки.  В поисках единой картины мира.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. • Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959. Заблуждающийся разум?  Многообразие  ненаучного  знания.

М., 1990.

Кап научного  знания.  М.,  1983.

с.379-443.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1990, с.3-16.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Современная западная социология науки. М., 1988.

Тулмин С.  Человеческое понимание.  М.,  1984,  с. 23-50.

Философия и методология науки.  М., 1996, с. 38-99.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977, с. 31-42.

Crane D.  Invisible colleges.  Diffusion of knowledge  in

scientific community. Chicago, 1972, p.1-143.

Hull D. Science as a process.  Chicago,1990, p.1-32.

3. Проблема  периодизации  науки и  главные этапы её развития

Возникновение науки и проблема  "европоцентризма".  Истоки естественнонаучного знания (первобытные представления о мире, миф и повседневное знание, научные представления на Древнем Востоке, культурный переворот в Древней Греции YIII - Y вв. до н.э. идея природы в эпоху, атомистика, наивный трансформизм, появление  зачатков  научных дисциплин).  Эссенциализм Платона и его влияние на развитие европейской цивилизации.  Синтез античного знания  в  трудах Аристотеля.  Наука эпохи эллинизма и римской империи. Средневековье и возрождение. От Возрождения к классической  науке  Нового  времени.  Первая общенаучная революция и классическая наука Нового времени Становление науки как  социального института. Смена естественнонаучного дискурса ( кабинета в ботанические сады и экспедиции, пафос классификаторства и поиск  систем,  неизменность  видов  и поиск предустановленной гармонии, крах трансформистских представлений. Зарождение отечественной  науки.  Превращения науки в профессиональную сферу деятельности. Институциализация науки.    Наука   и   идеология


Просвещения. "Французская революция" в науке и закладка фундамента  современного  естествознания  (конец XY111 - начало XIX вв).  Промышленный переворот и развитие техники.  Естественная история,  креационизм и дарвиновская революция в естествознании.  Становление статистического взгляда  на  мир.  Пастер  и пастеризация биологии. Теория относительности и технологизация физики.  Релятивисткая физика. Экспериментальная и популяционная биология. Современный синтез и экология. Крах антропоцентризма - человек как уникальный биологический вид.  Идеологизация науки. Биосфера и стратегия выживания человечества. Эволюция и космос.  Общество и научно-технический  прогресс.  Образ современной  науки и её перспективы развития в следующем тысячелетие .

Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988, с; 123-172, 199-213, 280-352.

Галл Я.М.  К  истории  создания  "Происхождения   видов" Ч.Дарвина. В  кн.  Ч.Дарвин.  Происхождение видов" СПб,  19916 с.457-488.

Грэхем Л. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении, М.,1990.

Даннеман Ф. История естествознания. Одесса, 1913, с.72-94. 104-127, 208-238, 383-400.

Джохансон Д.  Люси:  Истоки рода человеческого. М., 1984, С.22-75, 187-254.

Дольник В. Непослушное дитя  биосферы. М., 1994.

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994, с.151-311.

Завадский К.М.,  Колчинский Э.И.  Эволюция эволюции.  Л., 1977, с. 74-85.

Завадский К.М.,  Колчинский Э.И.,  Ермоленко М.Т.  Главные этапы развития эволюционной теории.  В кн. Развитие эволюционной теории в СССР. Л., 1983, с. 8-43.

Карпов В.П.  Ламарк.  Биографический очерк. В кн. Ламарк. Философия зоологии. T.I, М.-Л., 1935, р. XCYII- CL1Y.

Колчинский Э.И.  Эволюция биосферы.  Л.,  1990,  с. 6-13, 123-203.

Копелевич Ю.Е. Основание Петербургской Академии наук. 1978.

Кузнецов Б.Г.   Идеи   и  образы  Возрождения.  М.,  1979, с.25-29, 35-41, 42-161, 190-196.

Кузнецов Б.Г. Галилей. М.,1964.

Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982, с. 8-117, 145-170.

Нейгебауэр Ю. Точные науки в древности. М., 1983.Е

Ольшки Л.  История  научной  литературы  на новых языках. T.I. М.-Л.,  1933, с.3-29; т. 2, 1934,, с.3-36, 43-55, 106-122, 186-202,

Очерки истории естественнонаучных знаний  в  древности.  М., 1982, с. 8-40.

Поляков И.М. Курс дарвинизма. М., 1948, с.45-96, 136-170.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980, с.7-169.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988, с.121-279, 338-404.

Таннери П.  Исторический  очерк развития естествознания в Европе. М.-Л., 1934, с.3-79- 143-188.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977, с.45-93.

Чайковский Ю.В.  Становление статистического мировоззрения //Метафизика и идеология в истории естествознания,  М.,  1994, с.62-107.

Эйнштейн А. , Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. Desmond A., Moore I. Darwin. New York, 1991. Gigerenzer G.  The  Empire  of  Chance,  How  probability changed science and every life. 1989.

Ghiselin М.  The  triumph  of  the  Darwin  method.   Los Angelos, 1969.


Jahn I.,  bother R., Sanglaub K. Geschichte der Biologie. .Jena,' 1985, S.208-307, 324-394.

Levontin R.   Theoretical   population  genetics  in  the evolutionary synthesis // The evolutionary synthesis.  Havard, p.58-68.

Mayr E.  The growth  of  biological  thought,:  diversity, evolution and inheritance. Cambridge, 1982,

Naturwissenschaft, Technik und NS-Ideologie. Beitrage zur Wissenschaftgeschichte der Drutten Reichs. Suhrkamp, 1987.

Osvopat D. The development of Darwins theory. Cambridge, 1981

Provine W.P.   The   origins  of  theoretical  population genetics. Chicago, 1971, p.130-178.

The comparative reception of  darwinism.  Chicago,  London 1988.

The evolutionary    synthesis.    Perspectives    on    the univercation of biology. Cambridge (Mass), London, 1980.

Vuchinich A.  The Empire of the knowledge. Berkley, London, 1988, p. 6-32.

4   Статус и проблемы истории науки

Общекультурное значение истории науки и её роль в  понимании сущности науки. Фактологическое описание и теоретическое объяснение истории науки.  Вопрос о "начале"  науки.  Зародыши научного познания  в различных цивилизациях.  Европоцентризм и антиисторизм в понимании сущности и происхождения науки.

Особенности предыстории.  Общая  характеристика  неолитической революции как условия возникновения науки.  Зависимость науки от развития материальной культуры и социальной структуры общества. Взаимосвязь научных, обыденных, мифологических и религиозных представлений.

Общие модели историографии науки. Две истории науки:  объективная и субъективная.  Антинатуралистические и протонатуралистические концепции историзма. "Презентатизм" и "антикваризм" -методологическая диллема историко-научного  познания.  Актуализм или историзм.  Открыл ли Колумб Америку? Принцип дополнительности  в  историко-научном исследовании.  Интернализм   и экстернализм-   общие   основания  в  методологии  оппонентов. Естественнонаучное теоретизирование и  социальность.  Механизм действия социального заказа.  Роль философии в истории научных идей.  Формы социальных отношений в истории науки. Микросоциологические исследование и научное сообщество.  Основные модели развития науки (генеалогия знания, кумулятивистская, куновская и "кейс стадис").  Взгляда А. Койре,  М. Фуко, Н.Р.Хэнсон, Т.Кун С,Тулмин, П.Фейрбанд, И.Лакатос.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1995. Кун Т.  Структура научных революций.  М.,  1975, с.16-56, 123-173.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. Поппер К. Нищета историзма. М., 1993. Философия и методология науки. М., 1996.

Черняк B.C.  История. Логика. Наука. М., 1986. с.21- 63, 241-262.

Современная буржуазная философия науки о языке и  развитии естественнонаучного знания. Т. 2, Таллин, 1982. с. 124-181.

5. Эволюция образа науки в истории философии


Античная наука.  Дилемма веры и знания. Христианский рационализм,  критицизм,  скептицизм и иррационализм.  Концепция двух истин.  Роль христианства в в генезисе европейской науки. Инквизиция и наука. Механический эмпиризм и рационализм, рационалистические и эмпирико-сенсулиастические  концепции  науки, критический  "рационализм",  натурфилософия  и  диалектический материализм. Позитивизм О. Конта и его последователей. Логика и теория науки Джевонса и Милля. Эволюционизм Г. Спенсера. Махизм.  Логический позитивизм. Противостояние позитивизму. Антисциентистская концепция науки А.Шопенгауэра, Э.Гартмана. Интуитивизм А.Бергсона. Феноменология Э. Гуссерля. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1958. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.  М., 1958. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1-2. М., 1994. Декарт Р.  Рассуждение о методе,  чтобы верно  направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.  в 2-х т.  Т. 1.,М, 1989.

Гайденко П.Л.  Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

Гуссерль Э.  Идеи   чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994.

Гуссерль Э. Фенеменология внутреннего сознания времени?// Соч. T.I. М., 1994.

Карнап Р.  Философские  основания физики.  Введение в философию науки.  М., 1971.

Котенко В.П.  История  философии  науки.  СПб.,  1993, с.17-74, 135-142..

Огурцов А.П.  От натурфилософии к истории  науки.  М., 1995, с. 6-115, 245-296.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Рейхенбах Т. Философия пространства и времени. М., 1995. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. Франк Ф.  Философия науки. Связь между наукой и философией. М., 1960.

Философия и методология науки. М., 1996, с 103-125.

Юнг К. Г. Архетипы и символы. М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

6. Современная   философия   науки.

Релятивизм В.Куайн. Учение о парадигмах Т.Кун. Структуруализм М.Фуко.  Фаллибализм (Дж.Агасси, К.Поппер). В поисках логики открытия. Основные принципы фальсификационизма. Концепция третьего мира К.  Поппера. Методология исследовательских программ.  Логика развития  научных  теорий  (внутренние  стимулы, сравнимость теорий,  переводимость несоизмеримых теорий,  преемственность теорий).  Эволюционная эпистемология  К.Лоренца, С.Тулмина, Кэмбалла. Концептуальная изменчивость и интеллектуальный отбор.т Научно-исследовательские программы  И.Лакатоса. Эпистемологический  анархизм  П.Фейербанда.  Концепция тематического анализа науки Дж.Холтона.  Эпистемология неявного знания М. Полани.

Кун Т.  Структура научных революций. М.,1977.

Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.

Лакатос И.   Фальсификация  и  методология  научно-исследовательских программ. М., 1995.

Полани М. Личностное знание. М.,

Поппер К. Логика и рост научного знания. M.I 988. • Поппер К. Нищета историзма. М., 1993.

Рьюз М. Философия биологии, М.,1977.

Современная буржуазная философия науки о языке  и  развитии естественнонаучного знания.Т.2.  Таллин, 1982.

Современная философия науки. М., 1996.


Тулмин С. Человеческое познание, М.,1984. Фейербенд П.  Избранные  труды  по методологии науки.  М.,

1986.

Философия и методология науки. М., 1996, с. 172-201. Фуко М.  Слова и вещи.  Археология гуманитарных наук. СПб.,

1994.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. Черняк B.C. История.Логика. Наука. М., 1986, с.197-227.

7. Структура научного знания

Исходный признак теории. Эмпирические и теоретические уровни знания - критерии демаркации.  Явления,  законы, принципы симметрии.   Факты  науки  и  факты  обыденного  сознания.  Факт:

единство чувственного и рационального.  Факт и уровни  познания.  Философские основания науки.  Гипотетико-дедуктивный характер теории.  Структура научной дисциплины. Характер научного знания и его функции.

Проблема выбора теории.  Проблема истины в научном познании.  Критерии доказуемости,  эстетичности и точности теории. Вера и истина.  Проблема реальности в современной науки. Проблема теоретических обьектов науки.

Проблема единства науки.  Многообразие научных дисциплин и связей между ними.  Общее и особенное в развитии разных наук.

Современная буржуазная философия науки о языке и  развитии

естественнонаучного знания.Т.2. Таллин, 1982, с.124-181. Философия и методология науки. М., 1996, с. 125-144. Черняк B.C. История.Логика. Наука. М., 1986, с.128-164. Штофф В.А.  Проблемы методологии  научного  познания.  М.,

1978. С. 25-34, 191-268.

8. Методы и функции научного исследования

Методологические вопросы языка науки. Эволюция дискурса и эволюция эпистемы. Язык как знаковая система. Природа языкового  знака.  Значение  знака.  О  типологии  знаков  и знаковых систем. Естественный язык и его научное применение. Роль логики и математики в построении языка науки. Основные черты языка науки.

Наблюдение, описание и эксперимент.  Виды описания. Описательные и теоретические науки.  Качественные и количественные, математизированные и нематематизированные теории.  Феноменологические и объясняющие теории.

Жесткий детерминизм и вероятностно-статистические методы. Роль  прибора  и  его разрешающая способность.  Моделирование. Аксиоматика.  Типы и виды математических моделей.  Индукции  и дедукция.  Проблема редукции в современной биологии. Конституциональная,  экспланаторная и композиционная редукция. Гносеологические,  методологические и методические аспекты редукции. Несостоятельность абсолютного редукционизма и абсолютного  антиредукционизма.

Виды научных  объяснений  (  причинные,   исторические, системные,  структурные, функциональные, телеологические, квазителеологические   и   телеономические). Концепции понимания. (Ф.Шлейхмахер, В. Дильтей,.В. Гумбольд, Г. Фреге, Б.Рассел, Л. Витгенштейн, С.  Тулмин и др.). Соотношение понимающего и объясняющего подход в различных науках, Методы герменевтики.

Понятие научного предсказания.  Объяснение и предсказание.  "Ретроспективное" и проспективное предсказание, предсказание и  прогноз.  Прогнозирование  и  глобальные   проблемы. Единство описания, объяснения, предсказания и понимания в био-


логическом познании.

Проблема классификации и особенности её постановки в разных науках. Классификация и ранжирование, классификация и периодизация. Компыотиризация науки.  Машинное моделирование. Автоматизация научные экспериментов. Компьютер и мировосприятие.

Аналитическая философия.   Избранные   тексты.  Избранные тексты М., 1993.

Рьюз М. Философия биологии, М.,1977.

Философия и  методология науки.  М.,  1996,  с.  145-171, 274-293.

Штофф В.А.  Проблемы методологии  научного  познания   М 1978. С. 35- 190.

Mayr E.  Towards  a  new phylisophy of biology,  Cambridge, 1990.

10. Открытие в науке

Два рода открытий. Традиции и новации в науке. Виды научных традиций.  Новации и взаимодействие традиций. Новые методы исследования и новые теоретические концепции.  Научные революции. Революции и традиции. Историческая обусловленность фундаментальных открытий. Идеалы научности.

Философия и методология науки. М., 1996, с. 172-201 11. Этика науки и ответственность ученого

Нормы и ценности науки.  Нормы научной деятельности.  Ценности внутренне  и  внешние:  социальнекультурные и психологические. Ученый и научное сообщество. Личностные и групповые ценностные факторы и их взаимосвязь.  Многообразие различий в оценке значения тех или иных фактов и обобщений в  научном  сообществах. Множественность направлений научного поиска. Соперничество научных школ,  свободные дискуссии как условие поиска и постижения истины. Автономия науки. Гуманистическое направление знания. Социально-этическая ответственность ученого. Проблема эвтаназии  и  ценность человеческой жизни.  Биологические основы этики.

Гадимер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М., 1991. Дольник В.Р.  Непослушное дитя биосферы. СПб., 1993. Лазар М.Г.  Этика науки. Л7, 1985. Философия и методология  науки.  М.,  1996,  с.  429-449,

469-493.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987. Bailes К. Vernadsky and his scientific school. Bilimongton,

1990

Контрольные вопросы по курсу

1. Взаимосвязь философии и науки.  Предмет, структура и функции философии науки.

2. Наука как объект исследования.  Философия,  социология,  психология,  логика и методология  науки.  Науковедение. История науки.

3. Основные типы философского анализа науки, многообразие философских и методологических проблем науки,  условия их возникновения и особенности их обсуждения.

4. Философия и методология науки в системе философского знания.

5. Характерные черты и многообразие научного знание

5. Научное знание   и   деятельность.

6. Общая характеристика основных методов научного  поз-


нания. Критерии научного знания и отличие науки от псевдонаучных построений.

7. Наука, псевдонаука и паранаука. Критерии их разделения.

8.  Эволюция языка и эпистем.

9. Естественнонаучные идеи и европейская цивилизация.

10. Структура научного знания.

11. Формы и средства эмпирического познания.

12. Формы и средства теоретического познания.

13. Формы   организации  науки.  Наука  как  социальный институт. Научное сообщество.

14. Наука и  общество.  Способы-управления наукой.

15..Наука и власть.  Наука и кризисы.

16. Наука и практические потребности общества. Фундаментальная и прикладная наука-

17. Наука в системе культуры.

18. Взаимодействие науки

с другими формами познания мира:  религией, искусство, политика, этика.

19. Проблема возникновения науки. Взаимосвязь мифологии и науки. Науки  и религиозное восприятие мира.

20. Зародыши  научного познания в различных цивилизациях.  Европоцентризм и антиисторизм в понимании сущности и происхождения науки.

21. Проблема  периодизации истории науки и главные этапы её развития.

22. Общекультурное  значение  истории науки и её роль в понимании сущности науки.

23. Общие модели историографии науки.

24."Презентатизм" и "антикваризм" -методологическая дилемма историко-научного  познания.  Актуализм или историзм.

25.Принцип дополнительности  в  историко-научном исследовании.

26.Интернализм   и экстернализм.

27. Роль философии в истории научных идей.

28.  Микросоциологические исследование  и научное сообщество.

29. Куммулятивисткая модель развития науки.

30. Смена парадигм.

31. "Кейс стадиес"

32. Эволюционные модели и история науки.

33. Эволюция образа науки.

34. Образ  античной науки. 33.  Дилемма веры и знания.

35. Христианский рационализм,  критицизм,  скептицизм и иррационализм.

36.Механический эмпиризм  и рационализм,  рационалистические и эмпирико-сенсулиастические  концепции  науки.

37. Критический "рационализм", натурфилософия и диалектический материализм.

38. Позитивизм  Х!Х века.

39.  Махизм.

40. Логический позитивизм

41. Антисциентистские  концепции  науки. 4 2. Релятивизм В.Куайна.

43. Учение о парадигмах Т.Кун.

44.  Структуруализм М.Фуко. 4 5. Фаллибализм.

46. Фальсификационизм.

47.  Концепция третьего мира К.  Поппера.

48. Научно- исследовательские программы И. Лакатоса.

49. Эволюционная эпистемология  К.Лоренца,


С.Тулмина.

50. Концептуальная  изменчивость и интеллектуальный отбор.

51. Эпистемологический анархизм П.Фейербенда.

52. Концепция тематического анализа науки Дж.Холтона.

53. Эпистемология неявного знания М. Полани.

54. Традиции и новации в развитии науки.  Градуализм  и сальтационизм.

55. Проблемы научных революций.

56. Структура научного знания.

57. Методологические вопросы языка науки.

59. Наблюдение, описание и эксперимент.

60. Прибор  и его разрешающая способность.

61. Принцип дополнительности.

62. Моделирование. Типы моделей.

63. Аксиоматика.

64. Редукционизм и его формы.

65. Индукция и дедукция.

66. Понимание и объяснение.

67. "Ретроспективное"   и  проспективное  предсказание, предсказание и прогноз.

68. Единство описания, объяснения, предсказания и понимания в биологическом познании.

69. Проблема классификации и особенности её постановки в разных науках.

70. Этика науки и ответственность ученого.

71. Нормы и ценности науки.

72. Эволюционно-биологические основы этики.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика