Antoshka

Путь к Файлу: /Методология науки / Лекция 1 Предмет методологии науки.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   38.5 КБ
СКАЧАТЬ

ПРЕДМЕТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

1 .Гносеология как философская дисциплина

2. Философия и методология науки.

3.Роль методология науки в конкретном научном исследовании

1 .Гносеология как философская дисциплина

Философия - систематизированное мировоззрение. В мировоззрение непременно входит представление об отношении человека к окружающему миру Сущность человеческого отношения к миру - практическое преобразование. Чтобы мир преобразовать, его надо познать. Поэтому в структуру любой философской теории должно входить представление о познании как фундаментальном свойстве человека. Без гносеологии философия неполна. Поэтому гносеологические построения входят в самые ранние философские концепции. Демокрит: эйдолы стекают с поверхности предметов. Платон: теория воспоминания. Августин Блаженный: дарование истины богом. Бэкон: группировка ощущений. Декарт: дедуктивное прояснение очевидных утверждений. Гегель -приобщение индивидуального духа к надындивидуальному. Маркс: творческое отражение реальности.

Гносеология должна ответить на следующие три вопроса: 1)какова сущность познания? 2)каковы возможности познания? и 3)каков внутренний механизм познавательного процесса? Все остальные вопросы - не более, чем конкретизация этих вопросов.

2.Философская теория и методология науки

 

В принципе возможны две позиции человека по отношению к окружающему миру: 1)утилитарная, 2)незаинтересованная, неутилитарная. Первая характерна для обыденного сознания. Обыденное сознание рассматривает все вещи с точки зрения их реальной или потенциальной пользы. Обыденное сознание необходимо в непосредственно-практической деятельности. Такая же позиция имеет место в религии. Религия увеличивает мощь человека, используя воображаемые факторы (сверхъестественные силы). Вторая присуща науке. В науке целью познания является не достижение практического результата, а открытие истины. Искусство кажется родственным науке, ибо эстетическое суждение, как показал еще Кант, является принципиально неутилитарным. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что искусство свободно от утилитарности только лишь на поверхности. В глубине искусства скрыто стремление переделать человека, изменить его поведение- Таким образом, научное познание представляет собой самостоятельную и оригинальную сферу человеческого бытия. По этой причине научное познание становится предметом специальной философской рефлексии. Так наряду с гносеологией возникает эпистемология, т.е. теория научного познания. (Правда, иногда эти термины употребляются как синонимы).

Теория научного познания имеет два уровня: философский и нефилософский. На философском уровне решаются предельно общие вопросы научного познания: природа истины, соотношение абсолютной и относительной истины, соотношение науки с другими формами познания и т.п. На нефилософском уровне исследуются проблемы меньшей степени общности: природа научного факта, соотношение эмпирического и


теоретического в познании, статус научной гипотезы, принципы отбора гипотез, механизм смены теорий и т.п. Весь этот комплекс вопросов относится к компетенции методологии науки.

3.Роль методологии науки в конкретном научном исследовании

 

Методология науки представляет собой самостоятельную научную дисциплину, имеющую в целом нефилософский статус. Это общенаучная теория, промежуточная между философией и конкретными науками. Специфика ее заключается в том, что предметом познания в ней является сама наука. Можно ли обойтись без нее для выполнения конкретных научных исследований? Разумеется, можно. Так, социологический метод контент-анализа вовсе не требует знания методологии науки. Поэтому у многих специалистов в области частных наук существует отрицательное отношение к методологии научного познания Открыто оно не выражается, но в частных разговорах звучит вполне определенно. Чем более конкретными вещами занимается ученый, тем меньше он понимает, зачем нужна методология науки. Но ученые, ставящие и решающие принципиальные вопросы своей науки, относятся к методологии науки с меньшим предубеждением. Они ощущают потребность в уяснении некоторых проблем, которыми как раз и занимается методология науки. Например, в истории существует проблема исторического факта. Но чтобы высказать суждение по этой проблеме, необходимо разобраться в том, что из себя представляет фактлсак форма научного знания вообще. То же самое - вопрос о смене одной теории другой. В методологии этот вопрос исследуется в общем виде.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика