Antoshka

Путь к Файлу: /Методология науки / Кун Справка словаря.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   29.10.2014
Размер:   28.5 КБ
СКАЧАТЬ

Справка из ФЭС

 

Кун Томас Сэмюэл (род. 1922). Книга «Структура научных революций» (1963). История науки представлена в ней как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие их членами определенной модели научной деятельности  - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок. В рамках этой модели происходит, по Куну, постепенная кумуляция решения научных «задач-головоломок». Безраздельное господство некоторой модели  (парадигмы или дисциплинарной матрицы) есть период «нормальной науки», который заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или «революционный период», когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повторяется заново.

Предложенная Куном модель исторической эволюции науки направлена как против антиисторизма неопозитивистов, так и критических рационалистов (Поппер и др.). Кун отвергает общее для этих направлений убеждение в единственности, абсолютности и неизменности критериев научности и рациональности. Подобные критерии объявляются им исторически относительными: каждая парадигма определяет свои стандарты рациональности, которые отнюдь не сводятся к простому соблюдению требований формальной логики (хотя и не противоречат им). Демаркационная линия между наукой и ненаукой  устанавливается, согласно Куну, всякий раз заново с утверждением новой парадигмы.

Кун отвергает эмпирицистский «фундаментализм» неопозитивистов: не существует фактов, не зависимых от парадигмы и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдений. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. Отсюда проистекает тезис Куна о «несоизмеримости» парадигм, иногда трактуемый как утверждение о невозможности установления каких-либо логических отношений между  сменяющими друг друга теориями. С этим связано отрицание куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой,  отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

Признавая,  что научное знание относится к объективной реальности, Кун в то же время релятивизирует его истинность по отношению к парадигме, отвергает какую-либо направленность развития науки. Прогресс, по Куну, - понятие, имеющее смысл только для нормальной науки, где его критерием выступает количество решенных проблем.

Кун ошибочно противопоставил дискретность и непрерывность научного процесса, относительность и абсолютность в развитии научного знания, социальную психологию научных коллективов объективной логике научного исследования.

 

Изложение Ячина.

Идею развития науки посредством критики заманчиво применить к интерпретации реальной истории научного познания. Такие попытки, естественно, были предприняты. Известным вариантом такой интерпретации является концепция Т. Куна.

В соответствии с концепцией Т. Куна  в реальном процессе развития знания можно выделить два этапа: период «нормальной науки» и период «научных революций». Первый характеризуется эволюционным развитием знания; расширением возможностей определенной научной теории, В значительной степени закономерностью этого этапа является кумулятивный процесс накопления знания. «Нормальной науке» свойственна общая парадигма.

Парадигма - это признанное научным сообществом достижение (теория, метод, принцип), которое в течение определенного времени задает модель постановки проблем и их решения.

Рано или поздно в развитии «нормальной науки» наступают кризисные явления, связанные с трудностями расширения принятой парадигмы на объяснение новых явлений и постановку новых задач.

Возникает революционная ситуация, симптомами которой являются увеличение конкурирующих вариантов объяснения, выражения неудовлетворенности положением вещей, обращение за помощью к философии, обсуждение фундаментальных положений парадигмы. В конечном итоге происходит научная революция: возникает новая парадигма.

Особенность позиции Куна а том, что он полагает различные парадигмы несоизмеримыми: приверженцы различных парадигм живут в разных мирах. По этой же причине нельзя утверждать, что новая парадигма лучше или прогрессивней старой с точки зрения отражения действительности. Единственное улучшение состоит в создании более эффективного инструментария для «решения головоломок». Хотя эта концепция вызывает множество критических замечаний, её заслуга в том, что она рассматривает методологические проблемы научного познания на базе реальной истории науки и в контексте общекультурной ситуации времени. В этом направлении еще дальше продвинулся И. Лакатос.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика