Antoshka

Путь к Файлу: /2курс / 2курс 2сессия / Русский язык )) / РУССКИЙ ЯЗЫК, Иваникова А.М. Б-201д / Практические и тестовые задания.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   20.12.2014
Размер:   209.0 КБ
СКАЧАТЬ

 

Санкт-Петербургский

Технический колледж управления и коммерции

 

 

 

 

 

Практические задания по дисциплине «Русский язык и культура речи».

 

 

 

          Студент:      Иваникова А.М.          /                 /

               

                 Группа:                 Б – 201д              

                           

                                       Преподаватель: Халтурина Т.А.  /                 /

 

 

 

Дата сдачи___________

Дата защиты__________

Оценка_______________

                                     

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,

                                                2010-2011


 

Практические задания по дисциплине «Русский язык и культура речи».

 

1.Что такое культура?

            Культура (от лат. Cultura - воспитание, образование, развитие)- уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

            2. Что такое «язык»? Что такое «речь»? Как эти понятия соотносятся друг с другом?

            Язык - это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы учим язык, то есть те нормы, которые существуют в данном языке. Вы говорите и пишите, применяя правила и законы в речи. Итак, язык - это правила, теория, речь - применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает других, говорящих на данном языке («носители языка»)

            3. Каким образом вы усваиваете нормы русского языка?

            Нормы русского языка изучают в школе на уроках русского языка. Кроме того, читая книги, слушая и запоминая речь людей, владеющих нормативным русским языком, вы тоже учитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать. Литературный язык- язык нормативный. Нормы русского литературного языка обязательны для каждого, кто говорит и пишет по-русски.

            Овладеть этими нормами - сложный, кропотливый труд, еще труднее - соблюдать изученные правила в реальной речи.

            4. Что такое «культура речи»?

            Культура речи - это соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в зависимости от цели и содержания речи. Итак, язык - это нормы, речь - применение языковых норм в процессе речевого общения. Нарушение речевых норм называется речевой ошибкой. Речь нормативная называется литературной речью.

            5. Как вы понимаете значение терминов «устная речь» и «письменная речь»? Если я говорю,- какая это речь? Если я пишу,- какая это речь?

            Таким образом, речь бывает устная (говорение) и письменная (письмо), а чтение есть способ восприятия письменной речи. Различайте устную литературную речь и разговорную речь.

 

 

 

Орфоэпия и ударение.

 

 

Ударение в русском языке подвижное. Не всегда постановку русского ударения можно объяснить правилом, хотя для некоторых случаев такие правила существуют.

Чтобы убедиться, так ли вы ставите ударение в слове, следует проверить

себя по словарю. В любом словаре в словах поставлено ударение, соответствующее литературной норме.

Кроме того, существуют специальные орфоэпические словари и словари

ударений, где представлены наиболее сложные случаи расстановки ударений в русском языке.

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Расставьте ударение в словах.

АгЕнтство; алфавИт, по алфавИту; аэропОрт, аэропОрты, аэропОртов; баловАть, балУю, баловАла; бАрмен; диалОг; докумЕнт; досУг; зАнят, занятА, зАняты; звонИт, звонИшь; Иконопись; инструмЕнт; каталОг; красИвее; материАльные благА; медикамЕнты; мОзги; начАть; повторИшь, повторИм; премировАть, премирУют; процЕнт; склАд — склАды; срЕдство срЕдства; стАтуя; столЯр, столярОм; украИнский; фарфОр; хвОя; хозЯева; щавЕль; экспЕрт.

 

 

ЗАДАНИЕ 2. В каком из слов ударение поставлено верно, а в каком нет? Неправильное зачеркните.

Ката’лог — катало’г, укра’инский — украи’нский, о’птовый — опто’вый, ку’хонный — кухо’нный, наве’рх — на’верх, зави’дно — за’видно, сре’дства — средства’, скла’ды — склады’, хода’тайство и ходата’йство, звони’т — зво’нит.

 

 

Лексика. Речевые ошибки

 

ЗАДАНИЕ 1. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить?

1. Он был мужественным и смелым человеком.

Он был мужественным и смелым.

2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

Мы бросились бежать по вниз по экскалатору.

3. Он облокотился локтем на стол.

Он облокотился на стол.

4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.

Эта девушка произвела на всех прекрасное впечатление.

5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.

С Городецким сотрудничал Блок.

6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью.

Интерьер дворца поражал роскошью.

7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.

Писателя интересуют чувства героя.

8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Сонина комната походила на сарай.

 

Повтор — в том числе и лексический — это особый прием, с помощью которого автор текста усиливает впечатление от сказанного, подчеркивает главное. Повтор может придавать тексту юмористический оттенок.

 

ЗАДАНИЕ 2. Выберите одно из двух данных в скобках слов. Ненужное

Зачеркните

1. Он полный (невежа — невежда) в вопросах литературы.

2. На факультете изучаются два (зарубежных — иностранных) языка.

З. Лермонтов достойный (приёмник — преемник) Пушкина.

4. Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване — уборе).

5. Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).

 

 

 

 

 

 

Полисемия (многозначность слов)

 

Полисемия — это сложное слово, состоящее из двух корней: «поли» — много, «сема»  значение (ср. со словом «поливитамины»). Полисемия это многозначность слова. Точное значение многозначных слов устанавливают с помощью толковых словарей. «Толковыми» они называются потому, что «толкуют», то есть объясняют, смысл слов.

Существует прямое и переносное значение слов. Переносное значение появляется, когда признаки, свойства, функции одного предмета или лица переносятся на другой предмет или лицо. Обычно в словарях фиксируется несколько значений одного и того же слова.

 

ЗАДАНИЕ 1. Напишите, какое значение имеет слово «дом» в следующих предложениях.

1. Господский дом уединенный  стоял над речкою... здание___________________________

2. Она правила всем домом. Семьёй_______________________________________________

3. Весь дом был в движении: кто-то работал пылесосом, кто-то мыл посуду,

кто-то гладил белье. Домочадцы__________________________________________________

4. Меня три дома на вечер зовут. Объединения_____________________________________

 

ЗАДАНИЕ 2. Найдите в таблице слова с прямым и переносным значением. Словосочетания с прямым значением подчеркните. Запишите в скобках синонимы для слов в каждой строчке (синонимами могут быть как слова, так и словосочетания).

Холодный

Холодный (= недоброжелательный______________________________________) прием

Холодная (= здравая, рассудительная, трезвая_____________________________)голова

Холодный (= остывший__________________________________________________)суп

Холодный (= объективный, беспристрастный_____________________________)анализ

Холодные (= северные________________________________________________)страны

Холодное (= легкое, не зимнее__________________________________________)пальто

 

Черный

На черный (= на бедность________________________________________________)день

Черные (= недобрые__________________________________________________)мысли

Черная (= злая_______________________________________________________)зависть

Черная (= непарадная, запасная_______________________________________)лестница

Черная (= грязная, низкоквалифицированная______________________________)работа

Черные (= цвета сажи________________________________________________)чернила

Черная (= полная____________________________________________)неблагодарность

Черные (= цвета вороного крыла______________________________________)перчатки

 

Потерять

Потерять голову (= обезуметь________________________________________________)

Потерять время зря (= потратить  время________________________________________)

Потерять ребенка в толпе (= упустить из виду__________________________________)

Потерять дар речи (= не найти слов___________________________________________)

Потерять авторитет (= лишиться уважения_____________________________________)

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ З. В каждом из трех случаев есть один «лишний» вариант, значение которого отличается от остальных. Подчеркните его.

1. Одет со вкусом

2. Приятный на вкус

3. Вкус лимона

1. Сила воли

2. Воля к победе

3. Дать волю

1. Вывести на парад

2. Вывести ребенка из класса

3. Вывести цыплят

1. Неправильная дробь

2. Барабанная дробь

3. Дробь дождя по крыше

1. Душить за горло

2. Душить свободу

3. Душить одеколоном

1. Залиться краской стыда

2. Залиться соловьем

3. Залиться смехом

1.Дверной косяк

2. Косяк сельди

3. Лететь косяком

1. Свадебный наряд

2. Осенний наряд леса

3. Наряд вне очереди

1. Высокая нота

2. Нота протеста

3. Нота неудовольствия в голосе

1. Выполнить долг

2. По долгу службы

3. Жить в долг

1. Клуб книголюбов

2. Шахматный клуб

3. Клубы дыма

 

 

    Вспомните, что такое фразеологизмы (идиомы, устойчивые словосочетания). Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, которые, как и слова, называют одно понятие, например, «взять себя в руки», «беречь как зеницу ока», «подлить масла в огонь». Фразеологизмы не могут быть разделены на части, это устойчивые, неразложимые словосочетания. Их значение прямо не выводится из значения его частей и основано на том явлении, которое мы назвали «переносом значения» («взять себя в руки» — успокоиться, сосредоточиться; «беречь как зеницу ока» — тщательно беречь, больше, чем что-либо другое; «подлить масла в огонь» — усилить какое-нибудь действие и др.).

 

Cинонимы. Роль синонимов в речи

 

              Синонимы - это слова, различные по звучанию, но схожие по лексическому значению (от греч. Synonymous- одноименный). Язык устроен так, что абсолютных синонимов почти не бывает. Слова-синонимы могут отличаться друг от друга эмоциональной окраской, экспрессией, стилистически, сочетаемостью с другими словами и др.

 

ЗАДАНИЕ 1. Запишите синонимы для прилагательных свежий и чистый. Обратите внимание на то, что одно и то же слово может иметь разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.

Свежий

1. Свежий воздух - чистый_______________________________________________________

2. Свежий ветер - холодный______________________________________________________

3. Свежий хлеб - мягкий_________________________________________________________

4. Свежие новости - актуальные__________________________________________________

5. Свежее решение - нестандартное_______________________________________________

6. Свежая газета - сегодняшняя, новая_____________________________________________

Чистый

1. Чистый воздух – свежий______________________________________________________

2. Чистые намерения - добрые, светлые____________________________________________

3. Чистый спирт - без примесей___________________________________________________

4. Чистое белье - только выстиранное_____________________________________________

5. Чистое небо - безоблачное_____________________________________________________

6. Чистое стекло - прозрачное____________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 2. Расположите синонимы по степени возрастания признака. Это можно сделать, поставив цифры рядом с данными словами.

Страшная история               Старый человек                   Медленно

4.зловещая                            1.пожилой                             2.черепашьим шагом

1.жуткая                                4.древний                              1.неторопливо

2.ужасная                              2.престарелый                      3.лениво

3.чудовищная                       3.дряхлый                             4.через час по чайной ложке

 

Радоваться                            Бояться                                  Несчастье

2.ликовать                             4.трусить                               1.неприятность

1.торжествовать победу      5.дрожать от страха             2.беда

                                               3.робеть                                 3.горе

                                               2.опасаться                            5.катастрофа

                                               1.побаиваться                       4.бедствие

 

Антонимы. Роль антонимов в речи

ЗАДАНИЕ 1. Напишите подходящие по смыслу антонимы. Обратите внимание на то, что для одних и тех же прилагательных антонимы не одинаковы.

1. Мягкий климат - суровый_____________________________________________________

2. Мягкий хлеб - черствый_______________________________________________________

3. Старая женщина - молодая____________________________________________________

4. Старая история - свежая_______________________________________________________

5. Живые цветы – искусственные_________________________________________________

6. Живой человек - мертвый_____________________________________________________

7. Интересное лицо - невзрачное__________________________________________________

8. Интересный фильм - скучный__________________________________________________

9. Тяжелый день - удачный______________________________________________________

10. Тяжелый чемодан - легкий____________________________________________________

11. Дорогой подарок - дешевый__________________________________________________

12. Трудный ребенок - послушный___________________________________________

13. Трудная задачка - лёгкая, простая______________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу.

Слово (сочетание)

Синоним

Антоним

Богач

Олигарх

Бедняк

Конец

Финал

Начало

Гигантский город

Мегаполис

Деревушка

Отважная женщина

Смелая 

Робкая

Позволить

Разрешить

Запретить

Здороваться

Приветствовать

Прощаться

Без оглядки (бежать)

Сломя голову

Осторожно идти

Тайком

Тихой сапой

Во всеуслышание

Шагом

Неспешно

Бегом

 

 

 

 

 

 

 

 

Омонимы. Роль омонимов в речи

 

              Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению (от греч. homos- одинаковый и onyma- имя)

              Обычно различают омофоны и омографы. Омофоны - это слова схожие по звучанию, а омографы- это слова схожие по написанию, но разные по смыслу.

 

ЗАДАНИЕ 1. Подчеркните в тексте омонимы. Определите, что это - омофоны или омографы всегда ли удачно составлены приведенные в задании предложения? Для чего в речи используется явление омонимии?

1. С ели упала шишка. Мы съели торт (омофоны___________________________________).

2. Несет меня лиса в дремучие леса (омофоны_____________________________________).

3.Снежное покрывало покрывало все поле (омографы______________________________).

4. Около машины образовался снежный занос. Задумываясь, он брал себя за нос (омографы___________________________________________________________________).

5. Он же ребенок! Он жеребенок! (омографы______________________________________).

6. Перевели стрелки часов. Стрелки прицелились, и раздался залп (омографы___________________________________________________________________).

7. Сорок сорок прилетели из леса (омографы______________________________________).

 

Речь и паронимы. Выбор и употребление паронимов

 

              Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но разные по значению (от греч. Para - около и onyma- имя). Паронимы образованы от одного корня, но лексическое значение их разное.

 

ЗАДАНИЕ 1. В левой части таблицы - паронимы. Вам нужно установить их значение.

1. Абонент

 

2. Абонемент

Постоянный пользователь услуг сети.

Документ, дающий право на многоразовое пользование услугой.

1. Враждебный

 

2. Вражеский

Недоброжелательный, негативно настроенный.

Неприятельская, противоборствующая сторона.

1. Гуманитарный

 

 

2. Гуманный

Связанный с правами и интересами человека, обращенный к человеческой личности.

Направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

1. Нетерпимый

 

2. Нестерпимый

Лишенный терпимости, не считающийся с чужими взглядами.

Невыносимый, несносный, непосильный, чего нельзя стерпеть.

1. Скрытый

 

2. Скрытный

Тайный, неявный

Избегающий откровенности, не рассказывающий другим о себе.

1. Экономный

 

2. Экономический

Бережливый, расчетливый, рациональный.

Связанный с экономикой, то есть с хозяйственной деятельностью.

1. Эффектный

 

 

2. Эффективный

Впечатляющий.

Полное использование имеющихся ресурсов для достижения, в данных условиях, максимально хорошего результата.

1. Безответный

 

2. Безответственный

Ничему не противоречащий, не возражающий, безотказный.

Не сознающий своей ответственности, не отвечающий за свои действия.

1. Монограмма

 

 

 

2. Монография

Сплетение начальных букв имени и фамилии в виде вензеля. Условный знак или инициалы, заменяющие подпись на произведения художников.

Научный труд, посвященный исследованию одной темы.

 

Имя существительное.

Ошибки в образовании, выборе и употреблении форм

 

Как определить род существительных

1. Существительные работяга, молодчина, неряха, плакса, сирота и другие могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду (существительные общего рода): Таня такая плакса. Петя жуткий неряха.

2. Такому же правилу подчиняются и слова иноязычного происхождения — визави, протеже, инкогнито.

З. Слово «кофе» — мужского рода.

4. Слова «бренди», «мокко», «эсперанто» могут быть отнесены и к мужскому, и к среднему роду.

5. Слова оценочного характера типа «заводишко», «ножище», «ножища» сохраняют род тех слов, от которых они образованы.

6. Несклоняемые наименования животных обычно мужского рода: умный пони, быстрый кенгуру, но — ядовитая цеце (так как муха).

7. Несклоняемые географические названия обычно имеют тот же род, что и видовое название: прекрасный Тбилиси (город), полноводная Миссисипи (река).

 

ЗАДАНИЕ 1. Определите род существительных. Допишите нужные окончания.

1. Старая леди (женский род), ловкий шимпанзе (мужской род), крепкий кофе (мужской род), маленький пони (мужской род), пестрый какаду (мужской род), огромный кенгуру (мужской род), древний Тбилиси (мужской род), прекрасный Сочи (мужской род), полноводная Миссисипи (женский род), вкусное эскимо (средний род), справедливое жюри (средний род), стопроцентное алиби (средний род).

2. Маленький заводишко (мужской род), скучный городишко (мужской род), огромная ножища (женский род), длинный носище (средний род), скудный умишко (мужской род).

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Что здесь не так? Правильную форму запишите в правой части таблицы.

1. Петя - дылда пришла учиться.

Петя – дылда пришел учиться.

2. Павлик рос круглой сиротой.

Павлик рос круглым сиротой.

З. Молчалин оказался хитрым лисой.

Молчалин оказался хитрой лисой.

4. У тебя такое слабое голосишко.

У тебя такой слабый голосишко.

5. У него огромное ножище, сорок шестой размер.

У него огромная ножища,                             сорок шестой размер.

6. Я не люблю черное кофе.

Я не люблю черный кофе.

7. Это животное укусило ядовитое цеце.

Это животное укусила ядовитая цеце.

8. Мы приехали в солнечное Батуми.

Мы приехали в солнечный Батуми.

9. Огромное Токио лежало внизу как на ладони.

Огромный Токио лежал внизу как на ладони.

10. Бизнесмен выстроил себе колоссальное домище в пригороде.

Бизнесмен выстроил себе колоссальный домище в пригороде.

 

ЗАДАНИЕ 3. Найдите и обозначьте в таблице соответствующей цифрой (1, 2, 3) пары существительных: 1) обозначающих лиц разного пола (мужчин

и женщин) по их профессиональной деятельности или роду занятий в соответствии с литературными нормами; 2) где второе из слов является просторечием и не соответствует литературным нормам; 3) где второе из слов вообще не является парой по значению для первого слова.

учитель — учительница (_1_)

секретарь-секретарша (_1_)

директор — директриса (_2_)

врач — врачиха (_3_)

преподаватель-преподавательница (_1_)

сторож-сторожиха (_3_)

машинист — машинистка (_1_)

работник-работница (_1_)

кассир - кассирша (_2_)

парикмахер — парикмахерша (_2_)

летчик-летчица (_1_)

мастер-мастерица (_1_)

герой-героиня (_1_)

портной-портниха (_1_)

продавец-продавщица (_1_)

тракторист — трактористка (_2_)

медсестра-медбрат (_1_)

артист — артистка (_1_)

 

ЗАДАНИЕ 4. Заполните таблицу.

И. п. ед. ч.

Р. п. мн. ч.

И. п. ед. ч.

Р. п. мн. ч.

Носок

Носков

Вишня

Вишен

Чулок

Чулок

Апельсин

Апельсинов

Валенок

Валенок

Мандарин

Мандаринов

Сапог

Сапог

Яблоко

Яблок

Туфли

Туфлей

Абрикос

Абрикосов

Грамм

Граммов

Баклажан

Баклажанов

Солдат

Солдат

Помидор

Помидоров

 

 

 

 

 

Имя прилагательное.

Ошибки в образовании, выборе и употреблении прилагательных

 

ЗАДАНИЕ 1. В этих предложениях неверно образована сравнительная степень. Что здесь не так?

Это более лучший вариант.

Это более хороший вариант.

Их решение оказалось более худшим.

Их решение оказалось более плохим.

Левый берег реки более круче, чем правый.

Левый берег реки более крутой, чем правый.

 

 

Обратите внимание на то, что

слова «петербуржский» нет,

слово «юный» пишется и произносится с одним «Н».

 

 

Вспомните, как пишутся сложные прилагательные

1. Слитно следует писать прилагательные, образованные:

— от сочетаний прилагательное + существительное (синие глаза — синеглазый);

— от сочетаний числительное + существительное (тридцать три метра — тридцатитрехметровый);

— от сочетаний слов, одно из которых подчинено другому (общий для народа — общенародный).

2. Через дефис следует писать прилагательные, образованные:

— от двух однородных основ, (выпуклый и вогнутый — выпукло-вогнутый), в том числе и при обозначении оттенков цвета (серо-зеленый);

— от существительных, пишущихся через дефис (северо-запад — северо-западный).

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Образуйте краткую форму для следующих качественных прилагательных мужского рода.

Существенный вопрос — этот вопрос существенен__________________________________

Искренний человек — мой собеседник искренен____________________________________

Откровенный человек — человек откровенен_______________________________________

Болезненный ребенок — ребенок болезнен_________________________________________

Неизменный номер — номер неизменен___________________________________________

Ограниченный во взглядах ученый — ученый ограничен_____________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Образуйте сравнительную степень для следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый - красИвее___________________________________________________________

Удобный - удОбнее_____________________________________________________________

Завидный - завИднее___________________________________________________________

Суровый - сурОвее_____________________________________________________________

Мелкий - мЕльче_______________________________________________________________

 

 

Правила обособления определений

1. Распространенные согласованные определения обособляются, если находятся после определяемого слова: Задача, простая для меня, оказалась неразрешимой для других.

2. Обособляются одиночные определения, если их два или больше и находятся они после определяемого слова: Солнце, огромное и красное, опускалось в море.

3. Относящиеся к личному местоимению определения, в том числе и одиночные, обособляются независимо от того, где они находятся — до или после определяемого слова: Усталая, она остановилась. Но ты взыграл, неодолимый, и стая тонет кораблей.

4. Обособляются стоящие перед определяемым словом определения со значением причины или уступки: Привлеченные светом [= так как были привлечены светом], бабочки кружились около фонаря.

5. Не обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных: Петух с красной грудью громко закукарекал.

 

 

ЗАДАНИЕ 4. Расставьте знаки препинания.

1. Они вошли в коридор, узкий и темный. 2. Страстно преданный барину, он, однако же, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. 3. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. 4. Земля, небо и облачко, плывущее в лазури, и темный бор, невнятно шепчущий внизу, и плеск, не видной во мраке, речки - все это знакомо, все это ему родное. 5. Рассказы матери, живые и яркие, произвели на него колоссальное впечатление. 6. На одной из станций мы увидели даже замерзшую в термометре ртуть. 7. Песня тихая тягучая заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, раздавалась то справа, то слева. 8. При виде Калиныча лакей, глуповатый, но в ливрее и с галунами, вытянулся в дежурную позу. 9. Я, как специалист, категорически возражаю против вашего решения. 10. Я увидел наверху группу скал, похожих на оленей, и залюбовался ими. 11. Верный своему обещанию, Пугачев приближался к Оренбургу. 12. Мальчик, с палочкой в руке, обогнал меня. 13. Человек в золотых очках был мне, несомненно, знаком.

 

Особенности выбора и употребления числительных

                        Количественные числительные и имена существительные

Не смешивайте количественные числительные с существительными

Числительные

Существительные того же корня

количественные

два, две

пять, сто

собирательные

двое

пятеро

двойка,

пятерка, пятак,

сотня

Общие свойства

имеют количественное значение, изменяются по падежам

Отличия

1. Не различаются по родам, за исключением: один, два

2. Не изменяются по числам, за исключением: один - одни

3. Не могут иметь при себе определений-прилагательных

4. Имеют особые формы склонения

1. Различаются по родам: моя четверка, мой пятак

2. Изменяются по числам: сотня яблок - сотни яблок

3. Могут иметь при себе определения-прилагательные: отважная четверка

4. Изменяются по 1-му и 2-му склонению существительных: сотня, пятак

 

                                              

 

Склонение количественных числительных

Склоняйте правильно

                                    500, 600, 700,

                                        800, 900                           50, 60, 70, 80

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

семьсот

семисот

семистам

семьсот

семьюстами

о семистах

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмидесятью

о восьмидесяти

четыре

четырех

четырем

четыре

четырьмя

о четырех

                                    200, 300, 400                         40, 90, 100

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

сто

ста

ста

сто

ста

о ста

 

 

                                                        

Мягкий знак в числительных

Ь на конце

от 5 до 20; 30

Ь в середине

от 50 до 80, от 500 до 900

пятнадцать                 при склонении

шестнадцать              изменяется только

семнадцать                последняя часть:

восемнадцать             пятнадцати

девятнадцать              шестнадцати

                                     семнадцати

                                     восемнадцати

                                     девятнадцати                                  

пятьдесят                  

шестьдесят

семьдесят

восемьдесят               при склонении

                                     изменяются

пятьсот                        обе части:

шестьсот                      пятидесяти

семьсот                        пятистам

восемьсот                    шестидесяти

девятьсот                     шестистам

ЗАПОМНИТЕ:

восьми, восьмью и восемью, четырьмя

 

ЗАДАНИЕ 1. Умеете ли вы правильно склонять числительные? Проверьте

себя. Поставьте числительные в нужном падеже, запишите то, что получилось. Вспомните, какие это числительные -- количественные или порядковые.

1. Мы встретились с 1574 одной тысячью пятьюстами семьюдесятью четырьмя  подобными случаями.

2. Нарушения отмечены у 175 ста семидесяти пяти пациентов.

3. В 478 четырехстах семидесяти восьми случаях из 866 восьмисот шестидесяти шести

диагноз подтвердился.

4. К 284 двумстам восьмидесяти четырём прибавить

11 одиннадцать.

5. От 849 восьмисот сорока девяти отнять 54 пятьдесят четыре.

6. Вес сердца кита достигает 1200 тысячи двухсот килограммов.

7. В редакцию позвонило около 679 шестисот семидесяти                                                                                                                                   девяти  человек.

 

 

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.)  употребляются с существительными:

— общего рода (двое сирот);

— называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое учеников); нельзя — двое девочек, двое женщин;

— называющими парные предметы (двое сапог, трое ножниц);

— имеющими только форму множественного числа (двое саней. трое суток);

— дети, ребята, люди (двое детей);

— и в сочетании с личными местоимениями (нас было двое, их осталось трое).

 

ЗАДАНИЕ 2. Вы знаете об особенностях употребления собирательных существительных. Термин «собирательные» применяется к небольшой группе

числительных, называющих определенное количество предметов или лиц

как их совокупность. К собирательным относятся и числительные оба

обе. Заполните таблицу, просклоняв эти числительные.

И.п.

Обе группы  

Оба класса

Р. п.

Обеих групп

Обоих классов

Д. п.

Обеим группам

Обоим классам

В. п.

Обе группы

Оба класса

Т. п.

Обеими группами

Обоими классами

П.п.

Об обеих группах

Об обоих классах

.

Местоимения. Особенности употребления

 

              Местоимения - это такие слова, которые употребляются «вместо имени», поэтому местоимения изучаются после того, как рассмотрены особенности образования и употребления всей группы «имен»- существительных, прилагательных и числительных.

              Следует помнить, что наличие местоимения 3-го лица заменяется последнее в предыдущем тексте существительное. Например: Мальчик подошел к учителю. Он с удивлением посмотрел на подошедшего. Личное местоимение он заменяет слово «учитель».

               Помните, что начальное «Н» в местоимениях 3-го лица добавляется после предлогов, исключая предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу.

 

ЗАДАНИЕ 1.  Подчеркните правильный Вариант. Почему вы выбрали именно этот?

1. Я открыл чемодан. Внутри него/его уже ничего не было. (местоимение 3-го лица после предлога внутри)

2. Дом был прекрасен. Позади него/его был Огромный сад. (местоимение 3-го лица после предлога позади)

З. Навстречу нему/ему выбежал маленький мальчик. (местоимение 3-го лица после предлога навстречу)

4. На площади построили трибуну. Мимо нее/ее шли демонстранты. (местоимение 3-го лица после предлога мимо)

5. В класс вошла девочка. Мы нее/ее не знаём. (местоимение 3-го лица – она в Р.п.)

б. Все Выполнили задание за исключением нее/ее. (местоимение 3-го лица после предлога за исключением)

7. Благодаря нему/ему мы Выиграли соревнование. (местоимение 3-го лица                                  после предлога благодаря)

 

Запомните! Притяжательного местоимения ИХНИЙ в литературном языке нет.

 

Притяжательное местоимение СВОЙ указывает на принадлежность предмета субъекту речи: Я взял СВОЮ книгу

ТЫ взял СВОЮ книгу

МЫ взяли СВОЮ книгу

ОНИ взяли СВОЮ книгу

 

ЗАДАНИЕ 2. Повторяем орфографию. Откройте скобки.

Напишите местоимения в правильной форме. Объясните, почему вы именно так написали.

1. Я (не - ни, с) ни с кем не встречался. (ни, т.к . ударение падает на местоимение кем и уже есть частица не перед глаголом. Ни – частица, т.е. пишется раздельно, т.к. между частицей ни и местоимение кем есть предлог)

Мне (не-ни, с) не с  кем встречаться. (ударение падает на частицу не. Не – частица, т.е. пишется раздельно, т.к. между частицей не и  местоимением кем есть предлог)

Мне (не-ни, с) ни с  каким человеком не надо встречаться. (см. 1-ое объяснение)

Он (не-ни, у) ни у кого не спросил разрешения.

Ему (не-ни, у) не у кого спрашивать разрешение.

(Не-ни, от) ни от чего не отказывайся.

Мне отказываться (не - ни, от) не от чего.

2. Она должна договориться (с, кое-кто) с кое-кем.

Мы должны (от, кое-кто) от кое-кого получить секретные сведения.

(У, кое-кто) у кое-кого не хватило на дорогу денег.

3. Это был (не-ни) ни кто иной, как Павлов.

(Не-ни) никто иной прийти не мог.

На десерт подали (не-ни) не что иное, как традиционный пломбир.

(Не-ни) ни что иное его не интересовало. _________________________

(Не-ни) ни кто иной, кроме вас, этого сделать не сможет. _________________________

Мой друг (не-ни) ни чем иным не интересуется. _________________________

 

 

 

Тест по русскому языку и культуре речи.

Вариант 1

 

1. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно

а)  жАлюзи

б)  мизЕрный

в)  обЕспечение

г)  алкогОль

е)  балОванный

 

2. Отметьте слова, для которых характерно вариативное ударение

а) звонит

б) исчерпать

в) одновременно

г) осведомить

д) принудить

 

3. Найдите слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как {ШН}

а) скучно

б) ночной

в) справочник

г) пустячный

д) гречневый

 

4. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте слова, в которых пропущена буква Ё

а)  афера

б)  бытие

в) принёсший

г) новорождённый

д) острие

 

5. Найдите слова, в которых двойные согласные не произносятся

а) ванна

б) касса

в) ирреальный

г) грипп

д) ассортимент

 

6. Найдите слова с непроизносимыми согласными

а) постлать

б) поздно

в) праздник

г) костлявый

д) счастливый

 

7. Найдите существительные мужского рода

а) кофе

б) дурь

в) шампунь

г) тюль

д) время

 

8. Установите соответствие между именем существительным и его родом

а)  шимпанзе 4                                                        1) женский род

б)  иваси        1                                                        2) средний род

в)  желе          2                                                        3) общий род

г)  недотрога 3                                                         4) мужской род

 

 

9. Найдите существительные, формы родительного падежа множественного числа которых образованы правильно

а) бананов

б) грузинов

в) консерв

г) грамм

д) макаронов

 

10. Найдите слова, которые образуют форму множественного числа с окончанием - а/я

а) тополь

б) штурман

в) крем

г) клапан

д) тормоз

 

11. Найдите местоимения 3 лица, которые употребляются правильно

а) наподобие него

б) сзади нее

в) у ней

г) по поводу ее

 

12. Найдите нормативные грамматические формы 1 лица глаголов

а) расстаюсь

б) предаюсь

в) предаваюсь

г) расставаюсь

д) предаваю

 

13. Найдите глаголы у которых отсутствуют грамматические формы 1 лица единственного числа

а) убедить

б) выкипеть

в) давать

г) обежать

д) велеть

 

14. Вставьте пропущенное окончание

Она – неисправимая недотепа.

 

15. Найдите однокоренные слова

а) пятнадцатилетний

б) пятнашки

в) запятнать

г) пятнистый

д) пятиться

 

16. Найдите синонимы слова циничный

а) пошлый

б) равнодушный

в) бесстыдный

г) язвительный

д) непристойный

 

17. В каких словах пишется буква И

а) примерять платье

б) примирять друзей

в) поседевшие волосы

г) посидевшие на скамейке

д) навевать сны

 

18. Найдите слова, которые имеют русские синонимы

а) киллер – наёмнай убийца

б) плейер – проигрыватель

в) ламбада

г) тинэйджер – подросток

д) спикер – оратор

 

19. Укажите речевую ситуацию, которой соответствует речевое клине:

Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите

а) выражение благодарности

б) совет, предложение

в) просьба

г) выражение признательности

д) приказ

 

20. Жанром  публицистического стиля является:

а) эпиграмма

б) фельетон

в) монография

г) репортаж

д) справка

 

21. Подберите подходящий фразеологизм:

Он был мастер фантазировать

а) не ударить в грязь лицом

б) прокатить на вороных

в) делать из мухи слона

г) строить воздушные замки.

 

 

 

 

Тест по русскому языку и культуре речи.

Вариант 2

 

22. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно

а)  кухОнный

б)  углублЕнный

в)  позвОнит

г)  диспАнсер

е)  вручАт

 

23. Отметьте слова, для которых характерно вариативное ударение

а) откупорить

б) творог

в) свекла

г) феномен

д) апартаменты

 

24. Найдите слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как {ШН}

а) конечно

б) коричневый

в) яичница

г) брусничный

д) столичный

 

25. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте слова, в которых пропущена буква Ё

а)  одноимённый

б)  затёкший

в) двоежёнство

г) опека

д) маневрировать

 

26. Найдите слова, в которых двойные согласные не произносятся

а) гамма

б) сумма

в) конный

г) ассамблея

д) корреспондент

 

27. Найдите слова с непроизносимыми согласными

а)  шестнадцать

б) нравственный

в) солнце

г) невестка

д) уездный

 

28. Найдите существительные женского рода

а) салями

б) пенальти

в) аэрозоль

г) каникулы

д) жюри

 

29. Установите соответствие между именем существительным и его родом

а)  забияка      3.                                                   1) женский род

б)   молодежь 1.                                                   2) средний род

в)   слесарь     4.                                                   3) общий род

г)    жюри       2.                                                   4) мужской род

 

 

30. Найдите существительные, формы родительного падежа множественного числа которых образованы правильно

а) сапогов

б) ампер

в) брызгов

г) оладий

д) лимон

 

31. Найдите слова, которые образуют форму множественного числа с окончанием - а/я

а) договор

б) директор

в) клей

г) почерк

д) учитель

 

32. Найдите местоимения 3 лица, которые употребляются правильно

а) в отношении него

б) у его

в) внутри её

г) насчет него

д) спросить его

 

33. Найдите нормативные грамматические формы 1 лица глаголов

а) посвятю

б) киплю

в) посвещу

г) приставаю

д) сержусь

 

34. Найдите глаголы у которых отсутствуют грамматические формы 1 лица единственного числа

а) создаться

б) залечь

в) атаковать

г) засесть

д) родиться

 

35. Вставьте пропущенное окончание

Она – известная забияка.

 

36. Найдите однокоренные слова

а) вестник

б) известие

в) вестибюль

г) невеста

д) весьма

 

37. Найдите синонимы слова высокомерный

а) гордый

б) важный

в) спесивый

г) эгоистичный

д) себялюбивый

 

38. В каких словах пишется буква Е

а) зализать рану

б) залезать в окно

в) проживать в Москве

г) прожевать кусок

д) завивать кудри

 

 

39. Найдите слова, которые имеют русские синонимы

а) суицид – самоубийство

б) телефакс

в) экстрасенс – ясновидящий

г) файл

д) папарацци – фотограф

 

40. Укажите речевую ситуацию, которой соответствует клише:

Немедленно отойдите от края обрыва

а) выражение благодарности

б) совет, предложение

в) просьба

г) выражение признательности

д) приказ

 

41. Жанром официально-делового стиля является:

а) фельетон

б) доклад

в) очерк

г) докладная

д) статья

 

42. Подберите подходящий фразеологизм:

Он всегда отличался блестящим умом

а) возводить в квадрат

б) тянуть лямку

в) семи пядей во лбу

г) петь дифирамбы

 

 

 

Перечень тем рефератов по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

 

1. Происхождение русского национального языка. Процесс формирования литературного языка.

2. Русский язык XX века. Проблемы современного состояния русской речи.

3. Понятие культуры речи и языковой нормы.

4. Лексика как раздел науки о языке. Лексическое значение слова.

5. Омонимы как лексическая единица.

6. Синонимы как лексическая единица.

7. Паронимы и точность речи.

8. Фразеологическая система русского языка.

9. Исконно-русская и заимствованная лексика. Проблема употребления иноязычных слов.

10. Лексика ограниченной сферы употребления. Проблема использования слов ограниченной сферы.

11. Процессы изменения русской лексики. Использование устаревших и новых слов.

12. Орфоэпия. Произношение безударных гласных и согласных.

13. Особенности русского ударения.

14. Морфология как раздел науки о языке. Имя существительное. Нормы употребления имен существительных.

15. Имя прилагательное. Нормы употребления имен прилагательных.

16. Имя числительное. Нормы употребления собирательных числительных.

17. Глагол. Нормы употребления.

18. Служебные части речи. Нормы употребления союзов и предлогов.

19. Синтаксис как  раздел науки о языке.

20. Предложение. Правила построения предложения.

21. Текст. Типы текстов.

22. Стилистическая система русского языка. Разговорный стиль речи.

23. Научный стиль речи. Жанры научного стиля речи.

24. Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля речи.

25. Публицистический стиль речи.

 

Литература необходимая для выполнения заданий.

1. Русский язык и культура речи. Под ред. В.Д. Черняк

2. Фроянова Т.И. Культура русской речи.

3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи.

4. Словари.

 

 

Требования к выполнению заданий.

Оценка «Удовлетворительно»    

1. Реферат.

Оценка «Хорошо»                          

1. Ответы на тестовые задания (с небольшими замечаниями)

2. Выполнение практических заданий.

Оценка «Отлично»                        

1. Ответы на тестовые задания

2. Выполнение практических заданий.

 3. Реферат.

 

Работы высылать по адресу:

halturina_ta@mail.ru    

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика