Antoshka

Путь к Файлу: /3 курс / 3 курс / Рабочая программа ТСОБД 2011.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   3
Пользователь:   Antoshka
Добавлен:   20.12.2014
Размер:   221.0 КБ
СКАЧАТЬ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное федеральное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(УрГУПС)

 

                                                                      

                                                                            УТВЕРЖДЕНО:

 

                                                                Проректор по учебной работе

                                                                      ________ Е. А.  Малыгин

                                                               «_____» ___________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине СД.12

 

Технические средства обеспечения безопасности на ж.д. транспорте

 

на 68 учебных часов

 

Для специальности:

240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (ж.д. транспорт)»

Очная форма обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 2011

 

Рабочая программа по дисциплине «Технические средства обеспечения безопасности на ж.д. транспорте» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)».

Рабочая программа разработана на основе требований II поколения ГОС ВПО по основной образовательной программе по направлению подготовки дипломированного специалиста «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)» в полном соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основной образовательной программы в части дисциплины «Технические средства обеспечения безопасности на ж.д. транспорте».

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»

  сентября 2011 года,  протокол  №

 

          Заведующий кафедрой       ____________        В.Н. Коваленко

 

Разработчик: Е.А. Малыгин, к.т.н., доцент кафедры «Автоматика и

телемеханика на ж.д. транспорте» (УрГУПС)____________

 

СОГЛАСОВАНО:

Зав. кафедрой                                                     

«Управление эксплуатационной  работой»  ___________  Е.Н. Тимухина

 Зав. кафедрой                                                            

«Станции и управление грузовой работой»  _________    С.А. Плахотич 

 

Председатель УМК ЭТФ       ________________    Н.Л. Ракина

 

Рецензент: Ставников С.П.,  главный инженер Службы управления перевозками Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»       

 

 

Общее количество часов (трудоёмкость)         __68 часов___ 

в том числе:

лекций                                                                 __ 14 часов___

лабораторных работ                                          ____14 часов___

практических занятий                                       ____- ___

самостоятельной работы                                  ____ 40 часов___

 

Форма отчетности по дисциплине:

 экзамен                                                                ____9 семестр__            

 

Контрольные мероприятия:

 

аттестация по выполнению и защите лабораторных работ – 7 и 14 недели   9 семестра,

Собеседование по контрольным работам №1 и №2  – 10 неделя 9 семестра.

 

                          Содержание

Введение ……………………………………………………………..…3  

Цели и задачи дисциплины……………………………………….……4

1. Тематический план организации учебного процесса………….….5

2. Содержание программы…………………………………………....11

3. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов……….….20        

4. Перечень лабораторных работ…………………………………..…23

5. Примерная тематика практических занятий…………………..….  -

6. Примерная тематика расчётно-графических работ…………..…..24

7. Понятийно-терминологический словарь курса (глоссарий)……..27

8. Рекомендуемая литература………………………………………...31

 Приложение 1. Примерная тематика индивидуального задания  самостоятельной работы студентов    …………………..……………..33

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

 

Общая характеристика программы курса

Уровень безопасности движения всегда был  и остается первейшей заботой железнодорожников.

Разработка новых технических устройств, организация перевозочного процесса, технология производства, диагностика элементов всей железнодорожной отрасли и другие направления деятельности оцениваются в первую очередь с позиции безопасности. На безопасность движения существенным образом влияют как эксплуатационно-технологические аспекты работы железнодорожного транспорта, так и уровень решения проблем безопасности на этапе проектирования всех структурных элементов, формирующих транспортную систему.

Изучение программы данной учебной дисциплины во многом основывается на материале, изученном студентами транспортного вуза, по ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин. Задачей студентов при изучении данной дисциплины следует считать получение единого представления о проблеме безопасности и умение оценить изменение уровня безопасности при изменении набора технических средств, внедрения новых технологий и изменении степени участия  человека в сложной человеко-машинной системе, какой является железнодорожный транспорт. 

Проблемы управления и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте могут найти отражение в выпускных квалификационных работах, в том числе с использованием материала по предложенной дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи дисциплины

 

Цели преподавания дисциплины

· Формирование мировоззренческих аспектов использования технических средств обеспечения безопасности технологического процесса на ж.д. транспорте и защиты окружающей среды и человека, как элемента этой среды.

· Выработка инженерного мышления в решении проблем основной профессиональной деятельности выпускников в части обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

 

Задачи изучения дисциплины

· Изучение структуры многоуровневой системы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

· Изучение принципов работы основных элементов многоуровневой системы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

· Изучение методик анализа уровня безопасности на ж.д. транспорте.

· Выполнение проектных работ по разработке основной технической документации по внедрению средств обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

 

В результате изучения дисциплины студент должен

Иметь представление:

· о технических средствах и системах, действующих на железных дорогах России, как средства обеспечения безопасности;

· об эксплуатационно-технических направлениях обеспечения безопасности на ж.д. транспорте;

· о структуре понятий «безопасность» и «надежность» технических средств и систем;

· об автоматизированных системах управления безопасностью движения  и многоуровневой системе обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

Знать и уметь использовать:

· основные положения ПТЭ и инструкции по сигнализации и обеспечению безопасности движения на железных дорогах России;

· основные показатели надежности и безопасности работы устройств;

· техническую документацию по организации техпроцессов на станциях и перегонах;

· правила надзора за безопасной эксплуатацией устройств и систем обеспечения движения.

Иметь опыт работы с технической документацией в решении вопросов обеспечения безопасности на ж.д. транспорте с использованием технических средств.


1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

№№ п/п

Темы и разделы,

подлежащие изучению

Общий объем работы студентов

В том числе

Рекомендуемая литература (номера по перечню,

раздел 9 данной программы)

лекции

Лабораторные работы

Практические занятия

Самостоятельная работа студентов

 

Обязательная

 

Дополнительная

1.

Основные понятия и термины теории безопасности движения поездов и систем управления. Методы оценки надежности технических систем безопасности на транспорте. Показатели и критерии безопасности. Статистическая теория безопасности движения поездов. Нормирование показателей безопасности и сертификация процесса движения и технических средств по показателю безопасности движения.

 

2

 

1

 

 

 

 

 

1

 

№ 1

 

№ 1, 9

 

 

 

 

№ 3, 4, 5 

 

2.

Научно-методические основы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте. Концепция многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте (МС). Структурное построение МС, требования, состав технических средств, обеспечивающих безопасность на транспорте.

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

№ 1, 4

 

№ 4

 

№ 5

 

№ 16

3.

Эксплуатационно-технические вопросы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте. Схемные решения станций и узлов по изоляции маршрутов приема и отправления поездов от маневровой работы, изоляция маршрутов следования и стоянки поездов с опасными грузами. Специализация головных и внутриузловых участков для изоляции маршрутов грузового и пассажирского движения.

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

№ 5, 6, 7

 

 

 

№ 8, 9

 

№ 3

 

 

 

№ 1, 12

4.

Роль технических средств в обеспечении безопасности на ж.д. транспорте. Требования к техническим устройствам по обеспечению безопасности. Причины опасных ситуаций – отказы технических средств и программного обеспечения, проявления внешних факторов, ошибки человека.

 

3

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

№ 1, 2

 

№ 1, 2, 9

 

№ 1

 

№ 5

 

5.

Разработка схематического плана станции. Нормативные документы: инструкция по проектированию станций; технико-распорядительный акт работы станции; таблицы расчета ординат стрелок и сигналов. Таблицы враждебности маршрутов малых станций и таблицы маршрутов крупных станций.

 

4

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

№ 3,

 

№ 6, 8

 

№ 5

 

№ 20

6.

Классификация устройств СЦБ, обеспечивающих безопасность на ж.д. транспорте. принципы классификации, характер выполняемых действий основными системами ж.д. автоматики и телемеханики, области их применения.

 

2

 

1

 

 

 

 

 

1

 

№ 2, 4

 

№2

 

№ 1, 2

 

№ 1

7.

Элементная база систем автоматики и телемеханики. Рельсовая цепь, как основной элемент обеспечения безопасности. Принцип построения, структура, требования, виды, режимы рельсовых цепей. Станционные рельсовые цепи. Тональные рельсовые цепи.

 

6

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

№ 2, 3

 

№ 3

 

№ 1

 

№ 1

 

№ 2

 

№ 1, 4, 6

8.

Системы интервального регулирования движения поездов и путевые устройства АЛС. Числовая кодовая автоблокировка. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры (АБТЦ-М). Полуавтоматическая блокировка. Электронные системы счета осей (ЭССО).

 

6

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

№ 3

 

№ 3

 

№ 2

 

№ 1

 

№ 2, 10, 11

 

№ 2

9.

Системы управления стрелками и сигналами на станциях. Блочные и неблочные системы ЭЦ, маршрутное и раздельное управление стрелками и сигналами. Алгоритм работы устройств ЭЦ. Электронные системы ЭЦ (РПЦ и МПЦ).

 

6

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

№ 3

 

№ 3

 

№ 2, 6

 

№ 1

 

№ 15

 

№ 1, 2

10.

Технические средства подвижного состава по обеспечению безопасности. Единая комплексная система управления и обеспечения безопасности на тяговом подвижном составе (ЕКС): управляющая система автоведения поезда (УСАВП), система автоматической локомотивной сигнализации с контролем фактической скорости,система автоматического управления тормозами (САУТ-ЦМ), комплексное устройство безопасности локомотивных устройств (КЛУБ-У), система контроля бодрствования машиниста (ТС КБМ).

 

4

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

№ 3

 

 

№ 2, 3, 4, 5

 

 

№ 1, 2, 10, 22  

    

 

№ 10, 11, 13, 21, 22,

 16, 19

11.

Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава (ПОНАБ-3, ДИСК-БВКЦ, КТСМ-02, АСК ПС).

 

 

4

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

№ 3, 4

№ 2, 3

№ 2, 7

 

 

№ 1, 14

№ 1, 14

    № 1,  14, 19

12.

Устройство автоматизированной диагностики состояния пути и стрелочных переводов.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

№ 4

 

 

№ 8, 23

№ 16, 23

13.

Устройства для ограждения тупиковых путей, путей в городе. Переезды: технические средства обеспечения безопасности на переездах; организация работы переездов по повышению безопасности на переездах.

 

4

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

№ 2,  3,  5

 

№ 5

 

№  3,  5

 

№ 1

 

№ 2

 

№ 16

14.

Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов (замедлители, зажимы, упоры), стояночные автотормоза для закрепления составов. Устройства для расцепления вагонов на горках, системы комплексной горочной механизации.

 

4

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

№ 2, 3

 

 

№ 2

 

 

№ 16

 

 

№ 2

15.

Системы автоматизированного диспетчерского управления, диспетчерского контроля и системы передачи данных.

 

4

 

1

 

 

 

 

 

 

3

 

№ 3

№ 2, 3

 

№ 1, 9

№ 1, 2, 9

16.

Системы связи, как элемент технических систем обеспечения безопасности на транспорте. Организация информационного обмена по цифровым сетям и радиоканалу. Регистраторы служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

№ 3

 

 

№ 3

 

№ 1

 

 

№ 1, 16

17.

Инженерные решения обеспечения безопасности обслуживающего персонала от наезда подвижного состава. Системы дистанционного ограждения состава, связь громкоговорящего оповещения, системы автоматической очистки стрелок и др.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

№ 3

 

 

№ 3

 

№ 1

 

 

№ 2, 16

18.

Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора персонала, электронные тренажеры. Влияние человеческого фактора на безопасность.

3

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

№ 4

 

 

№ 1, 16

19.

Многоуровневые АСУ безопасности движения. Назначение систем, функциональные возможности, основные технические данные. Сбор и анализ информации с классификацией по дорогам, службам, причинам нарушений и видам ущерба. Разработка мер по устранению причин аварийности в поездной и маневровой работе.

 

4

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

№ 4

 

 

№ 4, 9

 

№  4, 23

 

№ 4, 23

ИТОГО:

68

14

14

 

40

 

 


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Основы теории безопасности. Показатели и критерии

безопасности

Основные понятия и термины теории безопасности движения поездов и систем управления. Функциональная безопасность. Методы оценки надежности технических систем безопасности на транспорте. Показатели и критерии безопасности. Статистическая теория безопасности движения поездов. Нормирование показателей безопасности и сертификация процесса движения и технических средств по показателю безопасности движения.

Основная литература: № 1, стр.4 – 19.

Дополнительная литература: № 3, стр. 3 - 17;  №4, стр. 3 -25; № 5, стр. 4 - 45.

Контрольные вопросы:

1. Назовите виды факторов, влияющих на безопасность движения.

2. Каковы различия и общность в понятиях «безопасность» и «надежность».

3. Приведите примеры опасного и защитного отказов.

4. Чем определяется значимость выбора вида, типа показателей при оценке уровня безопасности.

5. Чем отличаются показатели вероятностные от детерминированных.

6. Что такое количественные и качественные показатели безопасности.

7. Что включается в понятие «надежность».

8. Назовите не менее пяти показателей, характеризующих безопасность технических систем и технологических процессов.

 

Тема 2. Концепция многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте (МС)

Научно-методические основы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте. Концепция многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте (МС). Структурное построение МС, требования, состав технических средств, обеспечивающих безопасность на транспорте.

Основная литература: № 1, стр.20 – 44; № 4, стр.12 – 58.

Дополнительная литература: № 5, стр.4- 45; № 13, стр.3 - 15; № 15, стр.4 - 10  

Контрольные вопросы:

1. Что определяет уровни существующей многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности (МС).

2. Что входит в информационную подсистему МС.

3. Назовите уровни МС.

4. Чем отличается современная многоуровневая система от ранее существовавших на ж.д. транспорте систем управления и обеспечения безопасности.

 

Тема 3. Эксплуатационно-технические вопросы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте

Эксплуатационно-технические вопросы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте. Схемные решения станций и узлов по изоляции маршрутов приема и отправления поездов от маневровой работы, изоляция маршрутов следования и стоянки поездов с опасными грузами. Специализация головных и внутриузловых участков для изоляции маршрутов грузового и пассажирского движения.

Основная литература: № 5, стр. 6 - 25;  № 6,  стр. 34 - 52;  № 7,

 стр. 6- 10; № 8, стр. 3 – 12; № 9, стр. 112- 127.

Дополнительная литература: № 1, стр. 28 – 40;  № 3.

Контрольные вопросы:

1. Чем определяется необходимость изоляции маршрутов поездной и маневровой работы.

2. Требования по перевозке опасных грузов.

3. Как обеспечить безопасность при организации стоянки составов с опасными грузами.

4. Чем определяется необходимость изоляции маршрутов грузового и пассажирского движения.

5. Привести примеры схемных решений станций и узлов по изоляции маршрутов поездной и маневровой работы.

6. Определите действия ДСП при организации стоянки составов с опасными грузами.

7. Назовите допустимые значения уклонов станционных путей.

8. Каков схемные решения станций, исключающие самопроизвольные уходы подвижных единиц из тупиков и станционных путей.

 

Тема 4. Роль технических  средств в обеспечении  безопасности  на    железнодорожном транспорте

Роль технических средств в обеспечении безопасности на ж.д. транспорте. Требования к техническим устройствам по обеспечению безопасности. Причины опасных ситуаций – отказы технических средств и программного обеспечения, проявления внешних факторов, ошибки человека.

Основная литература: № 1,  стр. 68 - 90;  № 2,  стр. 5 – 9; № 9 

Дополнительная литература: № 1; № 5,  стр. 4 - 47. 

Контрольные вопросы:

1. Как влияет технический фактор на уровень безопасности движения.

2.  Назовите не менее четырёх требований, предъявляемых техническим устройствам по обеспечению безопасности.

3. Какие формы  управления техническим фактором в обеспечении безопасности могут быть использованы в период между внедрением новых видов технических средств.

4. Как классифицируются технические средства обеспечения безопасности.

 

 

 

Тема 5. Разработка схематического плана станции

Разработка схематического плана станции. Нормативные документы: инструкция по проектированию станций; технико-распорядительный акт работы станции; таблицы расчета ординат стрелок и сигналов. Таблицы враждебности маршрутов малых станций и таблицы маршрутов крупных станций.

Основная литература: № 3;  №6,  стр. 5 - 45;  № 8,  стр. 3 – 38. 

Дополнительная литература: № 5, стр. 4 - 34;  № 6, стр. 36 – 50,

118 –127. 

Контрольные вопросы:

1. Что должен содержать схематический план станции.

2. Чем отличается таблица враждебности маршрутов малых станций от таблицы маршрутов крупных станций.

3. Что называется маршрутом.

4. Виды маршрутов на крупных станциях.

5. Что принимается за элементарный маневровый маршрут.

6. Каково влияние таблиц враждебности маршрутов и  таблиц маршрутов на уровень безопасности.

7. Что такое негабаритный стык.

8. Как определить ординаты светофоров (на примере данной станции).

 

Тема 6. Классификация устройств СЦБ, обеспечивающих безопасность на железнодорожном транспорте

Классификация устройств СЦБ, обеспечивающих безопасность на ж.д. транспорте. Принципы классификации, характер выполняемых действий основными системами ж.д. автоматики и телемеханики, области их применения.

Основная литература: № 2, стр. 10 - 14;  № 4,  стр. 5 – 12. 

Дополнительная литература: № 1, стр. 3 - 7;  № 2, стр.3 - 27. 

Контрольные вопросы:

1. Назовите принципы классификации устройств, обеспечивающих безопасность на ж.д. транспорте.

2. Назовите характер выполняемых действий средств диагностики пути.

3. Где применяются системы диспетчерской централизации.

4. Назовите характер выполняемых действий станционных систем СЦБ.

5. Назовите характер выполняемых действий локомотивных устройств обеспечения безопасности.

6. Назовите характер выполняемых действий технических средств профессионального отбора персонала.

7. Назовите характер выполняемых действий систем автоблокировки.

8. Укажите направления развития систем регулирования движения поездов на перегонах.

 

Тема 7. Рельсовая цепь – основной элемент обеспечения безопасности

Элементная база систем автоматики и телемеханики. Рельсовая цепь, как основной элемент обеспечения безопасности. Принцип построения, структура, требования, виды, режимы рельсовых цепей. Станционные рельсовые цепи. Тональные рельсовые цепи.

Основная литература: № 3;  № 2, стр. 23 – 40.

Дополнительная литература: №1, стр.41- 57; № 2, стр.42 - 63; № 6, стр.26-36.

          Контрольные вопросы:

1. Что такое рельсовая цепь.

2. Чем отличаются рельсовые цепи на участках с автономной и электрической тягой.

3. Что такое регулировочный режим рельсовой цепи.

4. Как влияет качество балласта на режим работы рельсовой цепи.

5. Как обеспечивается контроль схода изолирующего стыка.

6. Как реагирует рельсовая цепь на нарушение целостности её элементов.

7. Как  обеспечивается  пропуск  обратного  тягового  тока  по рельсовым цепям.

8. Назовите недостатки разветвлённой рельсовой цепи с отсутствием реле на одном из её ответвлений.

 

Тема 8. Системы интервального регулирования движения поездов

Системы интервального регулирования движения поездов и путевые устройства АЛС. Числовая кодовая автоблокировка. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры (АБТЦ-М). Полуавтоматическая блокировка. Электронные системы счета осей (ЭССО).

Основная литература: № 3;  № 2,  стр. 71 –89.

Дополнительная литература: № 1, стр. 80 - 101;  № 2, стр. 65 – 130;

№ 8, стр. 21 - 64;  № 9, стр. 18 - 115. 

Контрольные вопросы:

1. Как определить интервал попутного следования поездов при трёхзначной автоблокировке.

2.  Сформулируйте принцип работы числовой кодовой автоблокировки.

3. Назовите основные достоинства автоблокировка с тональными рельсовыми цепями.

4. Чем отличается четырёхзначная автоблокировка от трёхзначной.

5. Где применяется полуавтоматическая блокировка (ПАБ).

6. Чем обеспечивается контроль полного прибытия поезда на станцию прибытия при использовании ПАБ.

7. Принцип работы электронные системы счета осей, как средства повышения безопасности на ж.д. транспорте.

8. Чем формируются кодовые сигналы рельсовых цепей, несущие информацию о показании напольного светофора.

 

Тема 9. Системы управления стрелками и сигналами на станциях  

Блочные и не блочные системы ЭЦ, маршрутное и раздельное управление стрелками и сигналами. Алгоритм работы устройств ЭЦ. Электронные системы ЭЦ (РПЦ и МПЦ).

Основная литература: № 2, стр. 95 – 117;  № 3;  № 6, стр. 32 - 34. 

Дополнительная литература: № 1 стр. 128 - 203;  № 2, стр. 196 – 246;

№ 15, стр. 3 -14.

Контрольные вопросы:

1. Как системы ЭЦ обеспечивают безопасность движения по станции.

2. Порядок действия ДСП при установке маршрута на малых станциях.

3.  Порядок действия ДСП при маршрутном способе задания маршрутов.

4. Можно ли перевести стрелки при ложной занятости секции или при её замкнутости в другом маршруте.

5. Можно ли открыть сигнал при ложной занятости секции, входящей в маршрут или при её замкнутости в другом маршруте.

6. Чем обеспечивается логический контроль за правильной работой ДСП    при организации движения по станции.

7. За счёт чего повышается уровень безопасности при внедрении электронных систем ЭЦ

8. Как  производится отмена неиспользованного маршрута на крупных станциях.

 

Тема 10. Технические средства подвижного состава по обеспечению безопасности

Единая комплексная система управления и обеспечения безопасности на тяговом подвижном составе (ЕКС): управляющая система автоведения поезда (УСАВП), система автоматического управления тормозами (САУТ-ЦМ), комплексное устройство безопасности локомотивных устройств (КЛУБ-У), система контроля бодрствования машиниста (ТС КБМ).

Основная литература: № 2, стр. 93 – 97;  № 4, стр.40 - 65;  № 5, стр. 34-57. 

Дополнительная литература: № 1, стр. 102 - 114; № 2, стр.131 – 180; № 10, стр. 40 - 82; № 13;  № 16;  № 21,  № 22.

Контрольные вопросы:

1. Назначение рукоятки бдительности в кабине машиниста. Когда она используется.

2. Принцип работы УСАВП.

3. Какие параметры учитываются при определении расчетной точки начала торможения в системе САУТ.

4. Как  в системе САУТ передается на локомотив информация о параметрах перегона.

5. Что входит  состав системы КЛУБ.

6. Условия применения на ж.д. транспорте систем спутниковой навигации для регулирования движения поездов.

7. На каком физическом принципе основано обнаружение снижения уровня бодрствования машиниста.

8. Назовите альтернативные рельсовой цепи каналы передачи информации с пути на локомотив.

 

Тема 11. Устройство  автоматизированной  диагностики  состояния подвижного состава

Системы диагностики подвижного состава по ходу движения: ПОНАБ-3, ДИСК-БВКСТЦ, КТСМ-02, АСК ПС.

Основная литература: № 2, стр. 97 - 98;  № 4, стр. 56 - 87;

 №7, стр. 3 - 7;

Дополнительная литература: № 1; № 14;  № 16.

Контрольные вопросы:

1. Назовите контролируемые параметры в системах диагностики подвижного состава.

2. Назовите физический принцип обнаружения нагрева букс.

3. Назовите физический принцип обнаружения нарушения геометрии колеса подвижного состава.

4. Назовите физический принцип обнаружения наличия волочащихся деталей подвижного состава.

5. Назовите физический принцип обнаружения нарушения габарита «С».

6. Что объединяет различные подсистемы ДИСК-БВКЦ в единую систему диагностики.

7. Назовите достоинства системы КТСМ-02.

8. Как отправить поезд со станции, если системы диагностики обнаружили нарушение уровней контролируемых параметров.

 

Тема 12. Устройство автоматизированной диагностики

состояния пути и стрелочных переводов

Принципы работы ультразвуковых и магнитных рельсовых дефектоскопов. Основные типы дефектов и повреждений рельсов и способы их обнаружения.

Основная литература: № 7, стр. 

Дополнительная литература: № 6, стр.270 - 280; № 8, № 23, стр.439 - 455.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные типы дефектов  рельсов.

2. Назовите физический принцип ультразвукового обнаружения дефектов.

3. Назовите физический принцип магнито-электрического обнаружения дефектов.

4. С какой периодичностью проводится комиссионная проверка  стрелочных переводов.

5. Назовите способы фиксации выявленных дефектов рельсов.

6. Назовите не менее пяти типов ультразвуковых дефектоскопов.

Тема 13. Устройства для ограждения тупиковых путей и  путей в городе

Переезды: технические средства обеспечения безопасности на переездах; организация работы переездов по повышению безопасности на переездах.

Основная литература: № 2, стр. 93 - 97;  № 3,  № 5, стр. 35 - 54;

Дополнительная литература: № 1, стр. 115 - 127;  № 2, стр. 181 - 192;  № 16.

Контрольные вопросы:

1. Какие устройства ограждают тупиковые пути со стороны «поля».

2. Какие технические средства исключают несанкционированный выезд подвижной единицы из тупика на станционные пути.

3. Дайте рекомендации по ограждению жителей города от влияния железной дороги, проходящей по городской территории.

4. Назовите принцип определения категории переезда.

5. Что входит в полный комплекс технических  устройств, обеспечивающих безопасность на ж.д. переездах.

6. В какой последовательности работают технические устройства при закрытии переезда.

7. Какие технические средства ограждают переезд со стороны ж.д. подхода.

8. Дайте предложения по повышению уровня безопасности движения по ж.д. переездам  при наличии на нём технических  устройств в традиционной полной комплектации.

 

Тема 14. Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов

Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов (замедлители, зажимы, упоры), стояночные автотормоза для закрепления составов. Устройства для расцепления вагонов на горках, системы комплексной горочной механизации.

Основная литература:  № 2, стр. 124 - 127;  № 3;  № 7.

Дополнительная литература: № 1, стр. 226 - 245;  № 2, стр. 319 - 347; № 6, № 7, № 16.  

Контрольные вопросы:

1. Когда применяются упоры и зажимы

2. Чем отличается упор от зажима.

3. Чем определяется тормозное усилие вагонного замедлителя

4. Как автоматизировать процесс установки упоров и зажимов.

5. За счет чего достигается дополнительное тормозное усилие в клещевидно-весовых вагонных замедлителях.

6. Как автоматизировать процесс расцепления вагонов при их роспуске на сортировочной горке.

7. Какие функции выполняет система ГАЦ.

8. Какие функции выполняет система АРС.

9. Чем отличается система ГАЦ от ЭЦ по технологическим признакам.

10. Чем и как определяется фактическая скорость скатывающихся отцепов.

 

Тема 15. Системы автоматизированного диспетчерского

 управления

Системы автоматизированного диспетчерского управления, диспетчерского контроля и системы передачи данных.

Основная литература: № 2, стр. 127 - 131;  № 3.  

Дополнительная литература: № 1, стр. 255 - 270;  № 2, стр. 253 – 297;  №9,

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается принцип кодового управления, применяемый в системах ДЦ.

2. За счет чего повышается уровень безопасности при использовании систем диспетчерской централизации.

3. За счёт чего увеличиваются возможности систем ДЦ при переходе от временного принципа формирования сигналов ТУ-ТС к частотному.

4. Назовите не менее трёх достоинств системы «Сетунь» по сравнению с системой ДЦ «Нева».

5. Чем отличается диспетчерское управление движением на малых и крупных станциях при наличии на участке систем ДЦ.

6. Чем отличаются спорадический и циклический способы контроля объектов в системах ДЦ.

7. Чем обеспечивается логический контроль за  правильной работой поездного диспетчера в части обеспечения безопасности.

 

Тема 16. Системы связи, как элемент технических систем обеспечения безопасности на транспорте

Организация информационного обмена по цифровым сетям и радиоканалу. Регистраторы служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях.

Основная литература: № 3, стр. 393 - 398. 

Дополнительная литература: № 1, стр. 336 - 349;  № 16. 

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют устройства регистрации служебных переговоров.

2. Почему применение регистраторы служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях повышают уровень безопасности на ж.д. транспорте.

3. Какой период сохраняются записи служебных переговоров.

4. Приведите пример структуры служебных переговоров между машинистом поезда и поездным диспетчером или ДСП.

 

 

 

Тема 17. Инженерные решения обеспечения безопасности обслуживающего персонала от наезда подвижного состава

 Системы дистанционного ограждения состава, связь громкоговорящего оповещения, системы автоматической очистки стрелок и др.

Основная литература: № 3. 

Дополнительная литература: № 1, стр. 203 - 204; № 2, стр. 393 - 398; № 16.                                                    

Контрольные вопросы:

1. Кто может пользоваться связью громкоговорящего оповещения.

2. Кто устанавливает ограждение состава, стоящего на путях.

3. Принцип построения  системы связи громкоговорящего оповещения.

4. Какие элементы стрелочного перевода очищаются автоматически.

5. Как происходит подготовка воздуха для системы автоматической очистки стрелок.

6. Продолжительность цикла очистки стрелок в автоматическом режиме.

 

Тема 18. Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора персонала

Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора персонала, электронные тренажеры. Влияние человеческого фактора на безопасность.

Основная литература: № 4, стр. 55-57; № 7, стр. 3 -12.

Дополнительная литература: № 1, № 16. 

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте набор психофизиологических особенностей для выбранной вами профессии (или для любой из профессий ж.д. транспорта).

2. Как отследить наличие у претендента наличие необходимых психологических особенностей для той или иной профессии.

3. Какие технические средства используются для психодиагностики в процессе профессионального отбора персонала.

4. Почему применение средств психодиагностики в процессе профессионального отбора персонала влияет на уровень безопасности движения.

5. Принцип построения психодиагностического комплекса « Шлюз», применяемого на предприятиях ж.д. транспорта.

 

Тема 19. Многоуровневые АСУ безопасности движения

Назначение многоуровневых систем управления и обеспечения безопасности движения, функциональные возможности, основные технические данные. Сбор и анализ информации с классификацией по дорогам, службам, причинам нарушений и видам ущерба. Разработка мер по устранению причин аварийности в поездной и маневровой работе.

Основная литература: № 4, стр. 5 - 120.

Дополнительная литература: № 4, стр. 5 – 120; № 5, стр. 124 – 187;

№ 23, стр. 460 - 474. 

 

Контрольные вопросы:

1. Назначение многоуровневых систем управления и обеспечения безопасности движения (МС).

2.  Каковы функциональные возможности многоуровневых систем управления и обеспечения безопасности движения.

3. Назовите основные структурные элементы многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения.

4. Почему  и за счёт чего применение МС повышает уровень безопасности на ж.д. транспорте.

5. Как осуществляется сбор информации по нарушению условий безопасности на Вашем предприятии.

6. Какие формы и способы анализа информации по нарушению условий безопасности применяются на Вашем предприятии.

7. Ваши предложения по совершенствованию системы сбора и анализ информации по нарушению условий безопасности.

8. Назначение информационной подсистемы АСУ МС.

9. На какой технической основе выполнена подсистема АСУ МС.

10. Назначение бортовой подсистемы технических средств обеспечения безопасности (ЕКС).

11. Принцип построения подсистем АСУ МС по хозяйствам железнодорожного транспорта (пути, электроснабжения, вагонов и др.)

 

 

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы, подготовки к выполнению лабораторных работ и последующей защите отчетов по выполненным работам. Значительная самостоятельная работа проводится студентом при выполнении курсовой работы и подготовке к экзамену по приведённым в программе вопросам. У студентов имеется возможность самооценки усвоения изученных разделов учебной дисциплины. С этой целью необходимо ответить на вопросы текущего контроля, приведенные после каждой из тем рабочей программы.

Индивидуальная работа студентов с преподавателем предполагает обсуждение проблемных вопросов по тематике учебной дисциплины на практических занятиях и в процессе выполнения курсовой работы.

Тема 1. Основы теории безопасности. Показатели и критерии

безопасности

Методы оценки надежности технических систем безопасности на транспорте. Статистическая теория безопасности движения поездов.

Тема 2. Концепция многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте (МС)

Состав технических средств, обеспечивающих безопасность на транспорте.

Тема 3. Эксплуатационно-технические вопросы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте

Специализация головных и внутриузловых участков для изоляции маршрутов грузового и пассажирского движения. Выполнение первого листа курсовой работы – деление станции на секции,  расстановка станционных сигналов, специализация станционных путей.

Тема 4. Роль технических  средств в обеспечении  безопасности  на    железнодорожном транспорте

Изучение требований к  различным техническим устройствам по обеспечению безопасности.

Тема 5. Разработка схематического плана станции

Выполнение первого листа курсовой работы – разработка схематического плана заданной станции, расчёт ординат стрелок и сигналов, составление таблиц поездных маневровых и вариантных маршрутов для разрабатываемой станции.

Тема 6. Классификация устройств СЦБ, обеспечивающих безопасность на железнодорожном транспорте

Изучение характера выполняемых действий основными системами ж.д. автоматики и телемеханики, области их применения. Работа по схеме классификации системам ж.д. автоматики и телемеханики.

Тема 7. Рельсовая цепь – основной элемент обеспечения безопасности

Подготовка к выполнению лабораторной работы по данной теме. Подбор типов рельсовой цепи для заданной станции курсовой работы.

Тема 8. Системы интервального регулирования движения поездов

Подготовка к выполнению лабораторной работы по данной теме.

Изучение альтернативных (по отношению к автоблокировке) систем регулирования движения поездов.

Тема 9. Системы управления стрелками и сигналами на станциях  

Подготовка к выполнению лабораторной работы по данной теме.

Изучение конструкции и состава аппаратуры на постах ЭЦ.

Тема 10. Технические средства подвижного состава по обеспечению безопасности

Подготовка к выполнению лабораторной работы по данной теме.

Работа с информационными материалами по ОАО «РЖД» по созданию многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности на ж.д. транспорте. Изучение  аппаратуры единой комплексной системы управления и обеспечения безопасности на тяговом подвижном составе (ЕКС)

Тема 11. Устройство  автоматизированной  диагностики  состояния подвижного состава

Подготовка к выполнению лабораторной работы по данной теме.

Изучение  аппаратуры диагностики подвижного состава по ходу движения.

Тема 12. Устройство автоматизированной диагностики состояния пути и стрелочных переводов

Подготовка к выполнению практической работе по данной теме. Повторение материала по физическим принципам ультразвуковой и магнитной дефектоскопии рельсовых нитей и стрелочных переводов.

Тема 13. Устройства для ограждения тупиковых путей, путей в городе

Подготовка к выполнению лабораторной работы по данной теме устройства безопасности на ж.д. переездах) .

Сформулировать свои предложения по защите города и его жителей от вредных влияний железной дороги, проходящей по территории города (шум, грязь, электромагнитные влияния, защита от травматизма).

Тема 14. Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов

Подготовка к выполнению лабораторной работы по данной теме.

Тема 15. Системы автоматизированного диспетчерского управления

Подготовка к выполнению практической работе по данной теме.

Выполнить сравнительную таблицу эксплуатационных показателей различных систем ДЦ (ДВК, ЧДЦ «Нева»и микропроцессорной ДЦ «Сетунь»).

Тема 16. Системы связи, как элемент технических систем обеспечения безопасности на транспорте

Изучение вопроса организации информационного обмена по цифровым сетям и радиоканалу, а также регистраторов служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях.

Тема 17. Инженерные решения обеспечения безопасности обслуживающего персонала от наезда подвижного состава

Изучение вопроса по системе дистанционного ограждения состава и связи громкоговорящего оповещения.

Тема 18. Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора персонала

Подготовка к выполнению практической работе по данной теме. Выбрать одну из профессий ж.д. транспорта, определить характерные особенности данной профессии и попытаться предложить варианты изучения психофизиологических возможностей претендента для работы по данной профессии.

Тема 19. Многоуровневые АСУ безопасности движения

Подготовка к выполнению практической работе по данной теме. Работа с информационными материалами по ОАО «РЖД» по созданию многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

 

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(в том числе экскурсии на транспортные объекты)

 

Не предусмотрено

 

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

№ 1. Исследование режимов работы станционных рельсовых цепей.

Исследование нормального и шунтового режимов работы станционных рельсовых цепей, а также реакции схем при нарушении целостности элементов рельсовых цепей.

№ 2. Исследование алгоритмов работы систем управления движением поездов на станциях.

Изучение алгоритмов работы станционных устройств автоматики и телемеханики с раздельным и маршрутным способами задания маршрутов. Обеспечение логического контроля работы дежурных по станции.

№ 3. Изучение систем интервального регулирования движения поездов.

  Изучение структуры систем автоблокировки и путевые устройства автоматической локомотивной сигнализации (АЛС). Исследование влияния числовой кодовой автоблокировки и АЛС на уровень безопасности движения поездов на перегонах.

№ 4. Исследование условий работы железнодорожного переезда.

Определение категорий железнодорожных переездов, их структура и алгоритм работы. 

№ 5. Исследование систем диагностики подвижного состава.

Изучение структуры и принципов работы систем диагностики подвижного состава на примере систем «ДИСК» и «КТСМ – 02».

№ 6. Изучение структуры и принципов работы технических средств подвижного состава, обеспечивающих безопасность.

Исследование режимов работы локомотивных устройств системы автоматической локомотивной сигнализации,  изучение структуры и принципа работы системы автоматического управления тормозами (САУТ-ЦМ).

№ 7. Исследование функциональных возможностей автоматизированной систему управления АСУ МС ОАО «РЖД».

Исследование структуры, принципов построения и функциональных возможностей информационной подсистемы многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (АСУ МС ОАО «РЖД»).

 

 

 

6. ТЕМАТИКА РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

 

1. Разработка технических средств обеспечения безопасности на станциях.

Разработка технических и технологических вопросов обеспечения безопасности на станциях. Проектирование устройств, обеспечивающих безопасность движения по станции.

2. Разработка технических средств обеспечения безопасности движения поездов на перегонах.

Разработка путевого плана перегона с расстановкой сигналов, определение типов необходимых сигнальных точек. Описание алгоритма работы устройств.

3. Разработка технических средств безопасности на железнодорожных переездах.

Определение категорий железнодорожных переездов, их структура и алгоритм работы. 

4. Разработка рекомендаций по применению универсальных психодиагностических комплексов для профессионального отбора персонала.

Определение влияния психологических особенностей личности, предъявляемых  различными профессиями ж.д. транспорта на  уровень безопасности. Разработка рекомендаций по применению конкретных психодиагностических комплексов для профессионального отбора персонала по заданной профессии (по заданию преподавателя).

5. Разработка технических средств автоматизированной диагностики подвижного состава.

Анализ эффективности различных типов технических средств автоматизированной диагностики подвижного состава. Разработка структуры и алгоритма работы устройств по обнаружению отклонений от нормальных значений различных параметров работы узлов подвижного состава.

6. Анализ безопасности по конкретным службам управления железнодорожным транспортом.

Определение перечня необходимых показателей оценки уровня безопасности по конкретным службам и структурам железнодорожного транспорта. Разработка системы сбора информации. Разработка предложений по повышению уровня безопасности по рассматриваемым службам и структурам.

 

 

Примерный состав расчётно-графических работ по теме 1

 

1. Разработка схематического плана станции с расстановкой сигналов и оборудования, определение специализации путей и расчет ординат объектов (по заданному варианту).

2. Разработка технологии производства поездной и маневровой работы на станции с составлением таблицы маршрутизации.

3. Разработка двухниточного плана станции с выбором типов рельсовых цепей и обеспечением пропуска обратного тягового тока.

4. Разработка предложений по применению конкретных технических средств обеспечения безопасности на транспорте (по заданному варианту).

 

 

7. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ  К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Роль технических средств в обеспечении безопасности на ж.д. транспорте

2. Основные понятия теории безопасности. Виды безопасности. Безопасность и надёжность: единство и различия.

3.Основные показатели безопасности.

4. Схемные решения станций и узлов по изоляции маршрутов приема и отправки поездов от маневровой работы.

5. Изоляция маршрутов следования и стоянки поезда с опасными грузами.

6. Специализация головных и внутриузловых участков для изоляции маршрутов грузового и пассажирского движения.

7.Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов:

замедлители.

8. Устройства закрепления составов на станциях: зажимы, упоры, стояночные тормоза.

9.Устройства для обеспечения безопасности станционных процессов: сбрасывающие остряки и стрелки.

10.Устройства для обеспечения безопасности станционных процессов: колёсосбрасывающие башмаки.

11. Устройства для расцепления вагонов на горках.

12. Предохранительные устройства для ограждения тупиковых путей.

13. Предохранительные устройства для ограждения путей в городе.

14. Система логического контроля работы дежурного по станции.

15. Система логического контроля работы поездного диспетчера.

16. Регистраторы служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях.

17. Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора.

18. Электронные тренажеры.

19. Таблицы маршрутов для крупных станций.

20. Таблицы враждебности маршрутов для малых станций.

21. Тональные рельсовые цепи: особенности и достоинства.

22. Устройства автоматизированной диагностики состояния подвижного состава: ДИСК БВКЦ.

23. Устройства автоматизированной диагностики состояния подвижного состава: КТСМ-02.

24. Четырёхзначная автоблокировка: область применения, длина блок-участков, сигнализация.

25. Устройства автоматизированной диагностики состояния пути.

26. Устройства автоматизированной диагностики состояния стрелочных переводов.

27. Система контроля бодрствования машиниста. Подсистема ЕКС-ТСК БМ

28. Комплексная система локомотивных устройств безопасности. Подсистема КЛУБ-У-ЕКС

28. Устройство автоведения поездов. Подсистема УСАВП-ЕКС.

30. Система автоматического управления тормозами. Подсистема САУТ-ЦМ-ЕКС.

31. Блочная маршрутно-релейная централизация.

32. Блочная ЭЦ с раздельным управлением стрелками и сигналами.

33. Микропроцессорная система ЭЦ.

34. Релейно-процессорная система ЭЦ.

35. Электронная система счета осей (ЭССО).

36. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями.

37. Особенности станционных рельсовых цепей.

38.Системы диспетчерского управления: «Сетунь».

39. Системы диспетчерского управления: «Нева».

40. Системы автоматической локомотивной сигнализации.

41. Системы полуавтоматической блокировки.

42. Числовая кодовая автоблокировка.

43. Технические средства обеспечения безопасности на ж.д. переездах.

44. Системы комплексной горочной механизации и автоматизации.

45. Методика сбора и анализа информации по видам и причинам нарушений безопасности на транспорте.

45. Разработка мер по устранению причин аварийности в поездной и маневровой работе.

46.Структура многоуровневой системы обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

47. Структура информационной подсистемы АСУ-МС.

48. Рельсовые цепи, как основной элемент устройств автоматики и телемеханики, обеспечивающий безопасность на ж.д. транспорте.

49. Сигнализация станционных сигналов.

50. Классификация технических средств обеспечения безопасности на ж.д. транспорте.

51. Практический вопрос по расстановке сигналов на станции.

52. Практический вопрос по пропуску обратного тягового тока.

53. Практический вопрос по пропуску сигнального тока в разветвлённой рельсовой цепи.

54. Практический вопрос по определению нарушений безопасности с помощью рельсовых цепей.

55. Практический вопрос по расстановке аппаратуры рельсовых цепей на заданной станции.

 

 

8. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КУРСА

(ГЛОССАРИЙ)

 

Автоблокировка (АБ) – система регулирования движения поездов на перегонах, принцип работы которой основан на автоматической смене показаний на проходных светофорах в зависимости от места положения поездов.

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС, АЛСН, АЛСТ) – система передачи показаний напольных светофоров в кабину машиниста. Дополняется устройствами автостопа и проверки бдительности машиниста. Различаются на АЛС непрерывного и точечного типа.

Автоматизированная система управления (АСУ) – система управления процессом или объектом, основой которой является информационные технологии и устройства.

АСУ МС – информационная подсистема многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (МС), решающая задачи комплексной увязки создаваемой МС с существующими информационными и информационно-управляющими системами.

 Бегун – один или группа вагонов, скатывающихся по спускной части сортировочной горки. Характеризует  их ходовые свойства (хороший бегун, плохой бегун), что определяет выбор режима (интенсивности) их торможения.

Безопасность ж.д. транспорта – свойство транспортной системы  или её отдельных устройств обеспечивать сохранность пассажиров, грузов, технических средств и окружающей среды.

Безопасность внутренняя – способность объекта не выступать источником опасности к человеку, окружающей среде или другим объектам из-за нарушения своей работоспособности.

Безопасность внешняя –  отсутствие нарушения сохранности объекта из-за внешних причин. При этом сам объект не является причиной нарушения безопасности.

Блочная маршрутно-релейная централизация (БМРЦ) –  высоко алгоритмизированная система управления движением на крупных станциях. Основана на маршрутном принципе управления стрелками и сигналами из единого пункта управления (поста ЭЦ), выполнена на релейной аппаратуре в блочном исполнении.

Вероятность безотказной работы(Pб(t)) –  один из ряда показателей, характеризующих надёжность технических устройств и систем. Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ не наступит.

Вероятность опасного отказа (Qоп(t)) – вероятность того, что в пределах заданной наработки произойдет опасный отказ

Горочная автоматическая централизация (ГАЦ) –  система управления стрелками и сигналами на сортировочной горке. Обеспечивает индивидуальный режим задания маршрута скатывания отцепов, а также маршрутный и программный способы задания маршрутов.

Диспетчерская централизация (ДЦ) – комплекс устройств, обеспечивающих  кодовое управление движением на крупном участке железной дороги (диспетчерском круге). Включает в себя системы автоблокировки, электрической централизации  и систему телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС), предназначенной для передачи и приёма управляющих и известительных команд.

ДИСК (ДИСК-БВКЦ) – система контроля нагрева букс. Интегрирует в своем составе подсистемы обнаружения нагретых букс, наличия волочащихся деталей, нарушения геометрии колеса и других дефектов подвижного состава.

ДСП – дежурный по станции. Осуществляет непосредственное руководство и организацию движения на станции.

ЕКС – единая комплексная система управления и обеспечения безопасности движения на тяговом подвижном составе.

Замедлитель вагонный – техническое устройство, обеспечивающее торможение скатывающихся с  сортировочной горки отцепов. Режим торможения обеспечивается силой нажатия тормозных шин замедлителя на бандаж колеса отцепа. Как правило применяются пневматические вагонные замедлители, которые по принципу действия различаются на замедлители клещевидного действия, клещевидно-весовые и клещевидно-подъемные.

Зажим – техническое устройство, обеспечивающее самопроизвольное движение подвижных единиц за счёт зажатия колесной пары стоящего вагона.

Интенсивность отказа Рабочая программа ТСОБД 2011 – отношение числа отказов систем или устройств к числу работоспособных образцов.

Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) – интеллектуальная техническая система обеспечения безопасности движения поезда.  Включает в себя системы САУТ и АЛСН,  техническую систему контроля бодрствования машиниста, Выполнена на основе бортового компьютера. Дополняется системой  связи по радиоканалу.

КТСМ – комплекс технических средств для контроля нагрева букс. Обеспечивает бесконтактное определение наличия нагретых (свыше допустимого значения) элементов колёсной пары двигающихся подвижных единиц. Выполнено с использованием новых компьютерных технологий регистрации обнаруженного дефекта.

МС – многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов. Реализуется путём создания системы на базе средств автоматики на пути (МС-СЦБ) и системы бортовых локомотивных аппаратно-программных средств управления (ЕКС).

Надежность – свойство транспортной системы  или её отдельных устройств исключать состояние, которое может привести к нарушению безопасности.

Ордината (объекта) – расстояние от оси станции до объекта.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния системы или устройства.

Отказ защитный – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния, но сохраняющее защитное состояния системы или устройства.

Отказ опасный – событие, заключающееся в нарушении как работоспособного, так и защитного состояния системы или устройства. При этом объект переходит в опасное состояние.

Переезд – место пересечения в одном уровне железнодорожных линий и автомобильных дорог. Место, требующее особого контроля и обеспечения безопасности ввиду высокой интенсивности случаев нарушения безопасности и наличия тяжелых последствий.

Поток опасных отказовРабочая программа ТСОБД 2011 – отношение числа отказов систем или устройств к числу образцов аналогичной системы или устройства, поставленных на контроль за определенный отрезок времени. Рабочая программа ТСОБД 2011

Приборы обнаружения нагрева букс (ПОНАБ) – техническая система бесконтактного определения наличия нагретых (свыше допустимого значения) элементов колёсной пары двигающихся подвижных единиц.

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ) – система регулирования движения поездов на малодеятельных линиях, обеспечивающая безопасность находящегося на перегоне состава за счёт исключения возможности выхода на перегон второго состава до момента полного прибытия первого состава на станцию прибытия. Обеспечивает полуавтоматический режим работы выходных светофоров станций, примыкающих к одному перегону.

Рельсовая цепь – совокупность рельсовых линии и аппаратуры, подключенной к ней в начале и конце линии. Обеспечивает выполнение функций датчиков (свободности-занятости, исправности-неисправности рельсовых линий), функций телемеханического канала передачи информации (от напольных устройств в кабину машиниста, между проходными сигнальными точками), а также функцию пропуска обратного тягового тока (на электрифицированных участках).

Система автоматического управления тормозами (САУТ) – интеллектуальная техническая система, обеспечивающая автоматическое управление тормозами локомотива с учётом характеристик блок-участка, ходовых качеств поезда и показаний проходных светофоров.

СЦБ – сигнализация, централизация и блокировка на ж.д. транспорте. Одна из служб железнодорожного транспорта, обеспечивающая работу устройств автоматики и телемеханики.

Сход изолирующего стыка – нарушение изоляционных свойств стыка, разделяющего смежные рельсовые цепи.

ТСКБМ – техническая система контроля бодрствования машиниста. Обнаруживает снижение уровня бодрствования машиниста, контролируя сопротивление его кожного покрова. Конструктивно выполняется в виде кольца или часового браслета, подключенных к техническим устройствам.

Упор – устройство механического закрепления подвижного состава, стоящего на станционных (кроме главных) путях. Представляет собой разборную конструкцию, устанавливаемую в рабочее положение с помощью рабочих линеек электропривода.

Управление маршрутное – задание маршрутов любой длины и конфигурации нажатием кнопок начала и конца маршрута. При этом происходит автоматический перевод стрелок, проверка всех условий безопасности и открытие светофора по задаваемому маршруту.

Управление раздельное – задание маршрутов путем индивидуального перевода всех стрелок, входящих в маршрут и открытие светофора нажатием сигнальной кнопки. Применяется, как правило, на малых станциях.

Функция распределения наработки до опасного отказа – один из ряда показателей, характеризующих надёжность технических устройств и систем. Представляется в буквенном или графическом виде.

Электрическая централизация  (ЭЦ) – система централизованного управления стрелками и сигналами на ж.д. станциях с обеспечением всех условий безопасности движения.

Электронная система счета осей (ЭССО) – система счет прошедших осей ж.д. состава с помощью рельсового бесконтактного реверсивного датчика прохода колесных пар. Принцип действия датчика основан на изменении магнитных параметров датчиков при проходе колёсной пары.

Элементарный маршрут – за элементарный маневровый маршрут принимается маршрут движения состава от данного светофора до первого попутного, а при его отсутствии  – за последний по ходу движения встречный светофор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

9.1  Основная

1.  Малыгин Е.А. Технические средства и технологии безопасности транспортного процесса. Курс лекций. ч.1 – Екатеринбург: УрГУПС, 2011- 312 с.

  Малыгин Е.А. Технические средства и технологии безопасности транспортного процесса. Курс лекций. ч.2 – Екатеринбург: УрГУПС, 2012- 214 с.

 

2. Лисенков В.М. Статистическая теория безопасности движения поездов. –М.: ВИНИТИ РАН, 1999.– 331 с.

3. Безопасность движения прежде всего. Учебное пособие по устройствам СЦБ. – Екатеринбург: Свердловская железная дорога, 2000. – 142 с.

4. Кондратьева Л.А., Ромашкова О.Н. Системы регулирования движения на железнодорожном транспорте. – М.: Маршрут, 2003

5. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. – М. 2000

6. Правила технической эксплуатации железных дорог общего пользования.–  М. 2000.

7. Основные направления системы профилактических мер по предупреждению аварийности на железных дорогах. Приказ МПС РФ от 08. 01.1994 №1Ц.

8. Валиев Ш.К., Донцов В.К. Эксплуатационно-технические вопросы проектирования схематического и двухниточного планов станции. Методическое пособие. – Екатеринбург.2006.

9. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения: учебник для вузов ж.-д. транспорта/ под ред. Э.В. Воробьёва, А.М. Никонова,– М. Маршрут, 2005.- 533с.

 

9.2 Дополнительная

1. Кондратьева Л.А., Борисов Б.Б. Устройства автоматики, телемеханики и связи на ж.д. транспорте. –  М.: Транспорт, 1991 .– 407 с.

2. Кравцов Ю.А., Нестеров В.Л. и др. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. –  М.: Транспорт, 1996 . –  400 с.

3. Сапожников В.В., Талаев В.И. и др. Сертификация и доказательство безопасности систем железнодорожной автоматики. М., Транспорт, 1997 г., 288 с.

4. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах России в 2004 г. (и другие годы). –  М.: МПС России, 2003.

5. Сборник материалов по безопасности движения. – М.: МПС России, 1997,  218 с.

6. Казаков А. А., Бубнов Д. В. Станционные устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Учебник для техникумов ж.д. транспорта. – М.: Транспорт, 1990, 431 с.

7. Копкин В.А. Системы комплексной горочной механизации и автоматизации. – М.: Транспорт, 1990.

8. Марков А.А., Шпагин Д.А. Ультразвуковая дефектоскопия рельсов. – С- Петербург, 1999.

9. Гавзов Д.В., Дрейман О.К., Кононов В.А., Никитин А.Б. под ред. Сапожникова В.В. Системы диспетчерской централизации.– М.: Маршрут, 2002.– 407 с.

10.Тарасов Б.Н., Плавников А.Ю. Автоблокировка и автоматическая локомотивная сигнализация. –  М.: Транспорт, 1988.

11. Шубко В.Г., Правдин Н.В. Железнодорожные станции и узлы. – М.: Маршрут, 2002.

12. Инструкция по техническому обслуживанию локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста. ЦТ-ЦШ – 857.  – М. 2001.

13. Инструкция по техническому обслуживанию комплексного локомотивного устройства безопасности. ЦШ-ЦТ – 659. – М. 2000.

14. Инструкция по размещению, установке, эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда. ЦВ-ЦШ – 453.– М. 1997.

15. Инструкция ЦП – 774.  «Порядок осмотра стрелочного перевода». – М. 2002.

16. Гапеев В.И., Пищук Ф.П., Егоренко В.И. Безопасность движения на железнодорожном транспорте. –  Минск: Полымя,1996.

17. Нерсесян Л.С. Психологические аспекты повышения надёжности управления движущимися объектами. – М.1992.

18. Устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава (УКСПС). № ЦШЦ – 37/19. –  М. 2003.

19. «Автоматика, связь + информатика», периодический журнал.

20. «Железнодорожный транспорт», периодический журнал

21. Асадченко В.Р. Автоматические тормоза. – Екатеринбург: УрГУПС, 2004.

22. Головин В.И. система САУТ-ЦМ, «Железнодорожный транспорт», № 2, 2004.

23. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения: Учебник для вузов ж.д. транспорта / Э.В. Воробьёв, А.М. Никонов, А.А. Сеньковский, А.А. Сидраков; Под ред. Э.В. Воробьёва, А.М. Никонова. – М: Маршрут, 2005. – 533 с.

24. М.В. Орлов Основы технической диагностики вагонов. Конспект обзорных лекций для студентов заочного факультета

 

 

 

 

 

10. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

1. Кинофильмы: «Горочные системы автоматики и телемеханики», «Устройства СЦБ на железных дорогах России».

2.Электронные материалы по программе «АСУ безопасности движения», разработчик МПС РФ, 2000 г.

3. Программное обеспечение универсальных психодиагностических комплексов для профотбора персонала.

 

 

 

 

11. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Лабораторное оборудование ауд. 275, 279, 281 по исследованию станционных систем автоматики и телемеханики, оборудования поездов, устройств блокировки и систем диагностики подвижного состава (ПОНАБ, ДИСК).

2. Лабораторное оборудование по системе САУТ-ЦМ (кафедра «Электрическая тяга).

3. Диагностические комплексы путевого хозяйства (кафедра «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»).

4. Электронные тренажеры отработки практических навыков персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

Приложение 1

К программе по дисциплине

«Технические средства обеспечения

 безопасности на ж.д. транспорте»

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы студентов

(последние две цифры индивидуального шифра студента)

 

Разработка предложений по обеспечения безопасности на транспорте при применению конкретных технических средств:

 

01. Схемные решения станций и узлов по изоляции маршрутов приема и отправки поездов от маневровой работы.

02. Изоляция маршрутов следования и стоянки поезда с опасными грузами.

03. Специализация головных и внутриузловых участков для изоляции маршрутов грузового и пассажирского движения.

04.Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов – замедлители,

05. Устройств для механизации и автоматизации станционных процессов – зажим.

06. Устройство для механизации и автоматизации станционных процессов – упоры.

07. Устройство для механизации и автоматизации станционных процессов –  стояночные тормоза для закрепления составов.

08. Устройства для расцепления вагонов на горках.

09. Системы комплексной горочной механизации.

10. Предохранительные устройства для ограждения тупиковых путей.

11. Предохранительные устройства для ограждения путей в городе.

   12. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава: ПОНАБ-3.

   13. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава: ДИСК БВКЦ.

   14. Устройства автоматизированной диагностики состояния подвижного состава: КТСМ-02.

15. Устройства автоматизированной диагностики состояния пути.

16. Устройства автоматизированной диагностики состояния стрелочных переводов.

17. Система контроля бодрствования машиниста.

18. Система логического контроля работы дежурного по станции.

19. Система логического контроля работы поездного диспетчера.

20. Система автоматического управления тормозами.

21. Регистраторы служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях.

22. Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора.

23. Электронные тренажеры.

24. Комплексная система локомотивных устройств безопасности.

25. Устройство автоведения поездов.

26. Блочная маршрутно-релейная централизация.

27. Блочная ЭЦ с раздельным управлением стрелками и сигналами.

28. Микропроцессорная система ЭЦ.

29. Релейно-процессорная система ЭЦ.

30. Электронная система счета осей (ЭССО).

31. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями.

32. Особенности станционных рельсовых цепей.

Система диспетчерского управления

33. Система диспетчерского управления «Сетунь».

34. Система диспетчерского управления «Нева».

35. Системы автоматической локомотивной сигнализации.

36. Системы полуавтоматической блокировки.

37. Методика сбора и анализа информации по видам и причинам нарушений безопасности на транспорте.

38. Разработка мер по устранению причин аварийности в поездной и маневровой работе.

39. Числовая кодовая автоблокировка.

40. Система автоматизированной диагностики состояния подвижного состава ДИСК-СТГ.

41. Схемные решения станций и узлов по изоляции маршрутов приема и отправки поездов от маневровой работы.

42. Изоляция маршрутов следования и стоянки поезда с опасными грузами.

43. Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов –

замедлители.

44. Устройства для механизации и автоматизации станционных процессов –

стояночные тормоза для закрепления составов.

45. Системы комплексной горочной механизации.

46. Предохранительные устройства для ограждения тупиковых путей.

47. Предохранительные устройства для ограждения путей в городе.

          48. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава:  ПОНАБ-3.

49. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава:  ДИСК БВКЦ.

50. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава:  КТСМ-02.

51. Устройства автоматизированной диагностики состояния пути.

52. Система контроля бодрствования машиниста.

53. Система логического контроля работы дежурного по станции.

54. Система автоматического управления тормозами.

55. Регистраторы служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях.

56. Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора.

57. Электронные тренажеры.

58. Комплексная система локомотивных устройств безопасности.

59. Устройство автоведения поездов.

60. Блочная маршрутно-релейная централизация.

61. Блочная ЭЦ с раздельным управлением стрелками и сигналами.

62. Микропроцессорная система ЭЦ.

29. Релейно-процессорная система ЭЦ.

63. Электронная система счета осей (ЭССО).

64. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями.

65. Особенности станционных рельсовых цепей.

66. Система диспетчерского управления  «Сетунь».

67. Система диспетчерского управления  «Нева».

68. Системы автоматической локомотивной сигнализации.

69. Системы полуавтоматической блокировки.

70. Методика сбора и анализа информации по видам и причинам нарушений безопасности на транспорте.

71. Разработка мер по устранению причин аварийности в поездной и маневровой работе.

72. Числовая кодовая автоблокировка.

73. Система автоматизированной диагностики состояния подвижного состава ДИСК-СТГ.

74. Специализация головных и внутриузловых участков для изоляции маршрутов грузового и пассажирского движения.

75. Устройство для механизации и автоматизации станционных процессов –зажим.

76. Устройство для механизации и автоматизации станционных процессов –упоры.

77. Устройство для механизации и автоматизации станционных процессов –стояночные тормоза для закрепления составов.

78. Устройства для расцепления вагонов на горках.

79. Системы комплексной горочной механизации.

80. Предохранительные устройства для ограждения тупиковых путей.

81. Предохранительные устройства для ограждения путей в городе.

82. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава: ПОНАБ-3.

83. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава: ДИСК БВКЦ.

84. Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава:  КТСМ-02.

85. Устройства автоматизированной диагностики состояния пути.

86. Устройства автоматизированной диагностики состояния стрелочных переводов.

87. Система логического контроля работы дежурного по станции.

88. Система логического контроля работы поездного диспетчера.

89. Регистраторы служебных переговоров на диспетчерских участках и станциях.

90. Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора.

91. Электронные тренажеры.

92. Комплексная система локомотивных устройств безопасности.

93. Устройство автоведения поездов.

94. Микропроцессорная система ЭЦ.

95. Электронная система счета осей (ЭССО).

96. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями.

97.Системы диспетчерского управления «Сетунь».

98. Системы диспетчерского управления «Нева».

99. Методика сбора и анализа информации по видам и причинам нарушений безопасности на транспорте.

00. Разработка мер по устранению причин аварийности в поездной и маневровой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евгений Алексеевич Малыгин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Технические средства обеспечения безопасности

 движения»_

 

на  68 учебных часов

 

для специальности № 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)»

 

 

 

 

Редактор  С.В. Пилюгина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, УрГУПС

Редакционно-издательский отдел

 

 

Подписано в печать

 

Бумага писчая № 1                      Формат 60х90 1/16                 Уч.-изд.л. 1,7

                                                                                                         Усл. п.л. 2,75

 

Тираж 200                                         Цена договорная                      Заказ

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика