Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.11.2014
Размер:   394.9 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция № 2

Тема: ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Вопросы:

1. Понятие социализации.

2. Человек как объект и субъект социализации.

3. Факторы социализации.

4. Механизмы социализации.

5. Социальное воспитание.

Темы рефератов:

1. Влияние наследственных факторов на развитие ребенка.

2. Развитие ребенка в процессе деятельности.

3. Развитие ребенка в процессе общения.

4. Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития.

5. Воспитание и социализация ребенка.

6. История термина «социальное воспитание», «социальная защита».

7. Проблемы социального воспитания в современных условиях.

 

1. Понятие социализации

Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.

Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;

2) «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;

3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;

4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».

В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологиче-ские, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А.В. Мудрик. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов).

 

2. Человек как объект и субъект социализации

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т.е. в успешной поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

Становление личности представляет собой сложный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. В детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физическая отступает на задний план.

Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Так, игровая деятельность обычно не требует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения.

Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком ряда задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи – достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравствен-ные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культурные задачи ставятся перед человеком и в сфере познания социальной действительности, и в сфере участия в жизни общества и т.д. Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества, с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем, эти два слоя не всегда совпадают между собой, а нередко и частично противоречат друг другу.

Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности рассматривается как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на будущее. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющуюся у него систему отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола. В молодости необходимо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах. И т. д.

Самоутверждение личности означает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение автономности от взрослых. В ранней юности самоутверждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте – через обретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом – чувства удовлетворения прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы: социально ценные, социально полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные.

Говоря о социализации, следует исходить из того, что личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности – социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли – устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать знаниями.

Социализация как двусторонний процесс означает, что, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации. Однако, будучи объектом и субъектом социализации, человек может стать и ее жертвой.

3. Факторы социализации

Как уже отмечалось, социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необходимых условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях происходит этот процесс. А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы социализации в обобщенном виде объединить в 4 группы. Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации.

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг, коллеги по работе, учебе и (или) службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей.

Как отмечает И.С. Кон, «общая черта всякого сложного индустриального общества – множественность институтов и агентов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих институтов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, конечно, не так».

Влияние на личность различных факторов социализации можно представить схематично, где:

I – мегафакторы,

II – макрофакторы,

III – мезофакторы,

IV – микрофакторы.

Факторы социализации:

L-2-rus

4. Механизмы социализации

В связи с тем, что социализация человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процессе социализации, выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации и условно называют и характеризуют их следующим образом: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институциональный – через институты общества; стилизованный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный – через индивидуальное переживание и осознание.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского и профессионального), хотя они не всегда полностью соответствуют общественно одобряемым. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональная социализация, как следует уже из самого термина, осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализация происходит на базе нарастающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура, как правило, легко выявляется, ибо проявляется в ряде норм поведения и взаимоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере группы коллег или сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации действует в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами. Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый или сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет идентификация (отождествление) с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники или коллеги, то они могут быть и носителями возрастной или профессиональной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Влияние всех названных механизмов опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семье, группе сверстников, значимым лицам. Поэтому есть все основания рассматривать рефлексивный механизм социализации человека как специфический. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диалог между разными Я человека; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое последовательное взаимоотражение партнеров по взаимодействию, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этот внутренний мир, в свою очередь, включено отражение внутреннего мира первого из партнеров. Другими словами, человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп и у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно и порой существенно.

Так, в условиях села, а также в малообразованных городских семьях большую роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города действуют в основном институциональный и стилизованный. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный. Те или иные механизмы могут доминировать в зависимости от аспектов социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, моде, то ведущим часто является стилизованный, а стандарт и стиль жизни формируются нередко с помощью традиционного механизма.

Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению и т. д. В то же время в автономии заложена и возможность появления социальных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.

Задача социальной педагогики в связи с этим состоит в том, чтобы выявить тенденции процесса социализации на современном этапе, определить его позитивные и негативные возможности, найти способы использования и усиления позитивных, нивелирования и компенсации негативных.

 


5. Социальное воспитание

Термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде – «соцвос». В период 1917–1930 гг. он употребляется в двух основных значениях: первое – обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями; второе – передача общественного опыта от одного поколения к другому.

Определяя социальное воспитание как категорию социальной педагогики, следует обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и др. В этих исследованиях можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики: воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспитание всех возрастных групп и социальных категорий детей, т.е. социальное воспитание рассматривается как социальный институт.

Есть и другие точки зрения, но все их объединяет одно – акцентирование в воспитании как многогранном, сложном общественном явлении его социальной составляющей.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта международная категория и в категориальную систему социальной педагогики как ответвления педагогической науки. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.

Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика