Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.11.2014
Размер:   73.5 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция № 5

Тема:  ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Вопросы:

1. Роль школы в процессе социализации личности.

2. Модели школы как открытой социальной системы:

– общинная школа;

– Вальдорфская школа;

– открытая школа как форма социальной помощи;

– социально-педагогический центр Овчарова Р.В.;

– социально-педагогический комплекс.

3. Работы социального педагога в школе (в лек. № 19 Василькова).

Темы рефератов:

1. Влияние современных социальных процессов на школу и процесс социального воспитания подрастающего поколения.

2. Влияние типа учебно-воспитательного учреждения на процесс социализации ребенка.

3. Школа XXI века глазами социального педагога.

4. Школа как открытая социальная система (историко-логический анализ различных моделей школы).

Дополнительная литература:

1. Гуров В., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и соц.-пед. работа с детьми // Воспитание школьника. 1994. № 2.

2. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996.

3. Вульфов Б.З. Социальный педагог в школе общественного воспитания // Педагогика. 1992. № 5, 6.

Известный американский специалист в области образования У. Глассер в работе «Школы без неудачников» пишет:

«Если личностные потребности детей не реализовываются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Одинокий, предоставленный сам себе человек, будь то ребенок или взрослый, никогда не будет испытывать чувство душевного удовлетворения… Школы обладают уникальной возможностью избавить детей от одиночества или по крайней мере значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития. Школа может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себе и ощущения собственной значимости: знания и умения мыслить. Учебный процесс может быть организован таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера».

Джон Дьюи (1859–1952) философ, педагог, США

Школа и общество.

«Если мы посмотрим на площадку для игр, то увидим, что там всегда возникает самопроизвольно и неизбежно свободная общественная организа-ция… естественное сотрудничество.

В классе же нет условий, вызывающих свободную общественную организацию, взаимопомощь, – в этом трагизм положения нашей школы: она задается целью воспитать будущих членов общества в среде, которая лишена общественного строя и духа».

Выход – ввести в школе производительный труд.

Вильгем Лай (1862–1926), педагог, Германия.

Школа действий.

Блонский Павел Петрович (1884–1941)

«Любите не школу, а детей, приходящих в школу; любите не книги о действительности, а самую действительность; не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни!».

 

1. Роль школы в процессе социализации личности

Подчеркивая исключительно важную роль образования в современном мире, известный английский специалист по вопросам педагогики и психологии Б. Сайман в книге «Общество и образование» утверждает:

«В той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир, весь исторический процесс следует рассматривать как образовательный, а образование – в качестве способа формирования человека внутри общества». Одновременно, учитывая значение человеческого фактора, автор отмечает, что необходимо как можно более полно учитывать субъективный опыт воспитуемого.

Основные функции образования как фактора социализации:

· призвано помочь в приобретении личностью научных понятий;

· способствовать соединению непосредственно бытия человека с культурой;

· осуществление интеграции общества, гарантия его целостности и стабильности, гарантия прав отдельной личности;

· развитие производства квалифицированных рабочих сил общества;

· образование – необходимая предпосылка демократии.

Один из родоначальников демократии в Америке Т. Джефферсон писал: «Источник высшей власти над обществом есть само общество. Если мы думаем, что общество недостаточно просвещено, чтобы осуществлять свою власть с полной ответственностью и компетентностью, то выход из положения заключается не в лишении общества власти, а в обличении его этой властью посредством образования».

Различные виды образовательных учреждений, распространенных в последнее время: гимназия, школа с гимназическими классами, лицей, акаде-мия и др., – призваны способствовать осуществлению специальной системной социальной программы по защите, поддерживанию и развитию таланта.

Гимназия – общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением предметов по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. В составе гимназии выделяют прогимназические (I–VII), собственно гимназические (VIII–XI) классы и абитура (XII класс, 1 год по желанию).

Лицей – образовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплины по определенному профилю, в отличие от широкого гимназиче-ского, это образование с более узкой дифференциацией (технико-математиче-ский лицей, биолого-химический)… Лицей может существовать как школа 2-й и 3-й ступени или как школа старшеклассников (3-х годичное обучение).

Современная общеобразовательная школа как институт воспитания сочетает:

1) образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся;

2) организация (общешкольная + сетка первичных), указывающая воз-действие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятель-ности учащихся вне учебного процесса;

3) социально-психологическая группа, влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного общения.

· Процесс обучения в школе создает возможности для реализации школьниками активности в сферах познания и частично предметно-практиче-ской деятельности (трудового обучения) и спорта (на уроках физкультуры). Мера реализации этих возможностей связана с формами взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе (групповые – более предпочтительны для реализации активности), т.к. в теории обучения не рассматривается учебный класс, – как коллектив, а в теории воспитания не рассматривается познавательная деятельность как основа для сплочения коллектива. В результате процесс обучения не становится сферой реализации активности в сфере познания для большинства школьников, что приводит к появлению агрессивного (избегающего) поведения по отношению к учебе Þ уменьшается влияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на процесс социализации человека.

· Содержание и формы жизнедеятельности учащихся в школе как орга-низации определяются педагогами на основании различных рекомендательных разработок, которые также объективно создают возможности для реализации школьниками активности, главным образом в перечисленных сферах. Мера реализации этих возможностей также связана с формами взаимодействия, которые используются (в практике преобладают массовые формы, т.е. объективно не предполагающие установление связей между участниками жизнедеятельности, несмотря на субъективные намерения педагогов). В результате и в этом случае можно констатировать. Наличие фактов агрессив-ного поведения учащихся.

· Школа как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов школьников, создает возможности для реализации ими активности в сферах общения, игры и др. Мера реализации этих возможностей связана с тем, сколь интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Направленность реализации активности в школе как группе, определяясь нормами и ценностями, принятыми в ней, может быть как социально ценной, так и асоциальной, что определяют влияние этого вида взаимодействия на социализацию. С возрастом число школьников, реализующих агрессивное поведение по отношению к школе как группе, возрастает.

Поиски новых форм обучения и воспитания связаны сегодня с процессом превращения во многих странах традиционных замкнутых школ в открытые учебные заведения, связанные разнообразными нитями с различными средами. Разработка принципа «открытости» в теории и практике школьного обучения и воспитания отражает глобальную тенденцию. Процесс этот многообразен и неоднороден, нередко связан с историческими и национальными формами бытия, социальной организацией общества.

 

2. Модели школы как открытой социальной системы

В самом общем виде школа как открытая социальная система означает:

– расширение социальных контактов школы с семьей;

– взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образова-ния, культуры, с другими социальными институтами;

– интеграцию усилий педагогов с широким кругом общественников: выпускниками школы, ветеранами, работниками культуры, спорта;

– сотрудничество педагогического и детского коллективов с различ-ными творческими коллективами;

– вынесение уроков, внеурочных занятий за пределы школы: в мастер-ские, лаборатории, на природу.

 

L-5-rus
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В системе социального воспитания можно выделить три основные взаимо-связанные направления деятельности школы и других институтов общества:

1) передача (организация) социального опыта и создание условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности;

2) создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении;

3) процессы ресоциализации и социальной реабилитации (комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации.

В современных условиях разработаны и успешно действуют различные модели школы как открытой социальной системы.

1) Общинная школа (Великобритания и США в 20-х г. XX ст.)

– введение системы неформального «открытого» обучения;

– вместо классов площадки, залы для групповых занятий и уголки для индивидуальной работы;

– гибкое расписание без звонков и уроков;

– отсутствие заранее установленных учебных планов и программ;

– совместное планирование учебной деятельности учителями и учащимися;

– основной метод – метод «открытий»;

– обстановка – семейная.

Положительная сторона – превращение школы в образовательный, куль-турный и досуговый центр общины.

а) 1924 школа Г. Моррисона – многофункциональный общинный центр.

б) 60-е годы, 1960 – Э. Мидвинтер – общинное воспитание – путь для самореализации и выражение интереса для социально защищенных.

Сейчас а + б – сближение.

в) 1982 г. в Англии создан Центр развития общинного воспитания, кото-рый издает специальный журнал с целью систематического изучения и освеще-ния проблем общинного образования.

В США много общего, но есть свои особенности: в отличие от англий-ской модели, американцы склонны различать «общинную школу» и «общинное воспитание»:

– у каждого ученика есть свой «советчик» (действует не прямо, а исподволь, приближая ребенка);

– в общественные школы привлекаются писатели, танцоры, художники – элемент художественного творчества в процессе обучения и воспитания (Детский театр);

– разнообразные игры.

2) Вальдорфская школа

Основана в 1919 г. Рудольфом Штейнером (1861–1925) для детей рабочих и служащих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфе (близ Штутгарта);

– акцент на личности ребенка, его природе, создание благоприятных условий для развития всех его способностей;

– демократизацию процесса обучения и воспитания, расширение детского самоуправления, партнерский стиль общения;

– культурологический подход к образованию, изучение человека как носителя культуры своего времени;

– трудовое обучение и воспитание, подготовка ученика к роли хозяина;

– забота о нравственном, эстетическом воспитании и физическом разви-тии и здоровом образе жизни;

– воспитание в духе содружества и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);

– организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей.

Теоретико-методологическая основа – разработанные Р. Штейнером антро-пософические принципы, которые определяют его педагогическую концепцию.

Штейнер: художник и скульптор, архитектор и поэт, биолог и теоретик.

Греч.: antropos – человек, Sophia – мудрость).

· Понять сущность человека можно интуитивно, а не рационально.

· Человек – внеисторическое, вневременное и постоянное явление, единство духа, души и тела.

· Фазам физического развития человека подчинено развитие мышления и морали.

· Школа – часть «свободной духовной жизни», которая автономна от государственного давления.

3) Открытая школа как форма социальной помощи

70-е гг. XX ст. Филадельфия, Нью-Йорк – первые «Школы без стен»;

80-е гг. Германия «Город как школы – Берлин».

· Основная идея: большую часть времени учителя и учащиеся проводят вне школьных стен:

– изучают язык – в редакции газет;

– изучают математику –в компьютерном центре;

– историю – в музее;

– физику, химию – в лабораториях предприятий;

– общественные науки – в политклубах.

· обучают: профессиональные учителя и социальные педагоги (наставники);

· 9–10 классы;

· можно совмещать учебу в экспериментальной школе с обычной;

· прием в Школу на основе собеседований;

· учебный год из 3-х триместров;

· после 9 класса – свидетельство обо окончании 9 класса;

· через 1 год выдают свидетельство (за 9 или 10 класс).

· Основные черты методики в «Город как школы – Берлин»:

1) опора на действие;

2) опора на индивидуальность;

3) опора на культуру;

4) опора на предмет;

5) принцип исследования;

6) задания, предполагающие практическую деятельность.

 

3. Работа социального педагога в школе

2 подхода к работе социального педагога в школе:

· сотрудничество со школой;

· в штате школы.

Задачи социального педагога в школе:

1) выявление нуждающихся в социальной помощи детей;

2) организация внеучебного времени школьников;

3) координирование работы педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, окружающей микросредой;

4) помощь детям, которых исключили из школы;

5) выявление школьников, незаконно занятых на работе в учебное время;

6) контроль бесплатных завтраков, транспортные расходы, др.

Деятельность социального педагога осуществляется в социально-педагогических комплексах и социально-педагогических центрах.

Ирина Николаевна Закатова, СШ № 59 Ярославля

Структура социально-педагогического комплекса

¯

Попечительский совет

¯

Работа в микрорайоне

¯

Центр «Досуг»

Центр «Семья»

Центр «Здоровье»

Медико-психологико-юридическая консультация

¯

Система дифференцируемого обучения

Система социального воспитания и творческой деятельности

Медико-психолого- педагогическая служба семьи

Служба защиты прав ребенка

Служба социальной защиты молодежи

Служба психологического здоровья и коррекции общения

Служба социальной и профилактической ориентации

Служба связи с НИИ

¯

Педагогический совет

¯

Работа в школе

¯

Социальные педагоги в классах

¯

Образовательный центр во внеучебное время

Центр спортивно-оздоровительной работы

Центр «Доверия» для детей

 

Педагогический коллектив – 170 специалистов и 8 заместителей дирек-тора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора.

1984 г. – 1600–1800 учеников, 50–60 классов (2 смены).

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика