Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.11.2014
Размер:   55.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция №9

 

Тема: ОБЗОРНАЯ (Основные направления деятельности социального педагога)

 

Вопросы:

1) защита и охрана детства;

2) социально-педагогическая работа по месту жительства;

3) социально-педагогическая работа в школе (см. лекцию №6);

4) особенности деятельности социального педагога во внешкольном учреждении;

5) социально-педагогическая работа с людьми, имеющими психофизиологические отклонения;

6) социально-педагогическая работа в пенитенциарных заведениях.

 

Социально-педагогическая деятельность – это вид профессиональной или волонтерской воспитательной деятельности, направленной на создание условий в социуме для духовного развития человека, группы или общества, гуманизации их отношений.

 

1. Защита и охрана детства

Основой социального воспитания человека является защита его прав на жизнь и развитие. Особенно это касается ребенка как наименее приспособленной к жизни в социуме категории человечества. Проблема защиты прав ребенка имеет достаточно длительную историю. Сегодня юридической основой деятельности по охране и защите прав ребенка является Конвенция ООН о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября 1989 года. Конвенция провозглашает два основных принципа в отношении к ребенку, во-первых, любой ребенок является частью человечества и поэтому исключается дискриминация ребенка по любым мотивам. Согласно этому принципу, дети, соответственно возрасту, имеют возможность и право выражать свои мысли относительно реализации на практике их прав. Во-вторых, определяются интересы ребенка перед потребностями семьи, общества, религии. Согласно этому принципу, ребенку для развития интеллектуаль-ных, духовных способностей необходимо предоставлять в первую очередь безопасную, здоровую окружающую среду, соответствующие нормы питания, одежды, жилища, обеспечить охрану здоровья и условия для позитивного развития.

В общем, положения Конвенции должны обеспечивать права детей на: 1) выживание, 2) развитие, 3) защита от жестокости, 4) активное участие в общественной жизни. Особой защиты Конвенция требует относительно сирот, инвалидов, беженцев, правонарушителей и др. Действует Конвенция ООН о правах ребенка со 2 сентября 1990 года. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию 14 июля 1990 года.

Реализация Украиной Конвенции ООН о правах ребенка

Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка 27 февраля 1991 года. Реализация Конвенции на национальном уровне имеет такие направления:

– разработка национальной политики, которая учитывает интересы детей, молодежи, усовершенствование отечественного законодательства, подготовку долгосрочных программ. Политика государства относительно детей и молодежи определена в национальной программе «Дети Украины» (1996 г.) и в «Декларации об общих положениях молодежной политике на Украине». Принят ряд законов и законодательных актов: «Об образова-нии» (1991, 1996 – ред.), «О государственной помощи семьям и детям» (1992 г.), «Закон Украины о содействии социальному развитию молодежи на Украине» (1993 г.), «Об органах и службах по делам несовершенно-летних и специальных заведениях для несовершеннолетних» (1995 г.), «Об улучшении воспитания, обучения, социального и материального обеспече-ния детей сирот и детей, оставшихся без родителей» (1995 г.);

– создание системы социальных служб, которые обеспечивают защиту и охрану прав ребенка. В соответствии с Постановлением Кабинета министров Украины «О социальных службах для молодежи» (1993 г.) в нашей стране действует система соответствующих служб на местном, областном и государственном уровнях.

– подготовка соответствующих специалистов.

Защита прав детей осуществляется через обеспечение информацией и консультирование детей, взрослых в социально-педагогических инфор-мационно-консультативных пунктах, через телефон доверия и т.д. Комп-лексные формы защиты предоставляет Территориальный центр социаль-ной помощи семьям и детям.

 

2. Социально-педагогическая работа по месту жительства

Социально-педагогическая работа по месту жительства в государст-венном секторе базируется на опыте деятельности педагогов-организато-ров по воспитательной и спортивно-оздоровительной работе коммуналь-ных служб. В частном секторе городов и в селах эта работа практически не проводилась, кроме как в виде экспериментов педагогов-новаторов.

Социально-педагогическая работа по месту жительства направлена на:

– организацию взаимодействия в социальном воспитании всех факторов социализации определенной социальной среды;

– раскрытие позитивного и нейтрализацию негативного влияния факторов микрорайона;

– активизацию воспитательного потенциала семейно-соседских общностей, их моральной ответственности за условия жизни и развития ребенка, семьи в данном микросоциуме.

Основные направления социально-педагогической работы по месту жительства:

а) организация общественности на формирование здорового образа жизни и осознанного воспитания в микрорайоне путем использования идей народной, казацкой педагогики, педагогических инноваций, касающихся социального воспитания в условиях разных этнических культур, путем организации содержательного общения и организации семейно-соседской взаимопомощи;

б) организация общественности на общественно-полезной деятель-ности по месту жительства. Основывается на территориальном принципе, содержание и формы этой деятельности зависят от потребностей микро-района, современными формами являются ученические и семейные кооперативы, общественные поручения по месту жительства;

в) организация общественности на обновление культурно-досуговой деятельности в микрорайоне через выявление и объединение активистов культурно-досуговой, художественной, спортивно-оздоровительной дея-тельности, технического творчества и использование их потенциала в проведении праздников искусств, дней творчества, фестивалей, конкурсов и т.д. Создание в микросреде системы культурно-досуговых коллективов, заведений и координация их деятельности;

г) организация работы по социальному воспитанию в каникулярное и летнее время.

 

4. Особенности деятельности социального педагога во внешкольном учреждении

Внешкольные учреждения относятся к числу тех воспитательных заведений, которые проводят работу в свободное от школьных занятий время. Досуг – это сфера, в которой особенно ярко и полно раскрываются потребности в независимости, активной деятельности и самовыражении. Во время досуга формируются неформальные коллективы, которые дают возможность детям и подросткам выступать в новых социальных амплуа, исполнять роли, которые отличаются от учебной внешкольной деятельности.

Основная цель социально-педагогической деятельности внешколь-ных учреждений – научить учащихся разумно проводить свободное время, создать условия для самостоятельной, творческой, социально-значимой деятельности школьников. Внешкольные учреждения осуществляют адаптацию и включение ребенка в общество, используя его особенности и мотивы деятельности. От того, насколько воспитательный процесс соот-ветствует интересам детей, зависит их отношение к программам социаль-ного воспитания и методам их реализации. Еще одной особенностью педагогического процесса внешкольного учреждения является наличие в нем творческого компонента. А.Ф. Воловик и В.А. Воловик определили три уровня досуговой деятельности, которые можно сопоставить с тремя этапами педагогического процесса внешкольного учреждения. Критерием такого определения является активность воспитанника.

Первый этап социально-педагогического процесса – подготовительный – соответствует первому уровню досуговой деятель-ности – использования. На этом этапе ученик осуществляет посту-пательное движение от пассивного использования (досуговая деятельность кружковца полностью управляется педагогом, педагог демонстрирует, рассказывает и, используя принцип заинтересованности, привлекает учащегося к деятельности); через активное использование (кружковец становится активным наблюдателем, берет участие в интересных диалогах, диспутах, читает тематическую литературу, посещает выставки и т.д.) к целенаправленному активному использованию (интерес кружковца к предмету уже развит, он стремится познать новое, овладеть новыми знаниями, умениями и развить определенные качества своей личности, проявить свою активность и др.).

Второй этап социально-педагогического процесса внешкольного учреждения – творческий. Этому этапу соответствует «творчество как достаточно высокий уровень досуговой деятельности» (Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – Х., 1998.– С. 14). На этом этапе кружковцы имеют уже развитый интерес к предмету деятельности, определенные установки на осуществление этой деятельности и могут достаточно самостоятельно выполнять сложные действия (провести диспут, проанализировать текст и т.д.). Дети вместе с педагогом могут создать неформальную, заинтересо-ванную, захватывающую атмосферу, развить творческое самостоятельное мышление, выработать активную жизненную позицию.

Часто созданный на втором этапе коллектив перестает быть самодостаточным. Это означает, что он перешел к третьему этапу социально-педагогического процесса внешкольного учреждения – этапу экстериоризации, который соответствует третьему уровню досуговой деятельности. На этом этапе у кружковцев возникает желание поделиться результатами своей деятельности с более широким социальным окруже-нием и, таким образом, привлечь к деятельности кружка новых членов. Так возникают тематические концерты, олимпиады юных …, интересные научные доклады и лекции.

Три этапа социально-педагогического процесса внешкольного учреждения можно сопоставить с тремя стадиями социализации. Первич-ная социализация (усвоение социальных норм), когда формируется интерес и усваиваются нормы и правила поведения и деятельности во внешкольном учреждении. Вторичная социализация (усвоение социальных ролей), когда кружковец занимает более активную позицию, старается проявить свои организаторские способности, занять определенное место в коллективе. Третий этап социально-педагогического процесса внешколь-ного учреждения соотносится с третьей продуктивной стадией социали-зации, которая заключается в освоении механизмов позитивного образо-вания социальных норм и ролей. Таким образом, педагогический процесс внешкольного учреждения является моделью процесса социализации личности в обществе.

 

5. Социально-педагогическая работа с людьми, имеющими психофизиологические отклонения

Основным международным документом, который обеспечивает концептуальный подход к работе с людьми, имеющими психофизио-логические отклонения, являются принятые Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возмож-ностей для инвалидов». Особое внимание этот документ предлагает обратить на такие группы населения, как дети, женщины, люди пожилого возраста, бедные прослойки населения, лица с двумя или несколькими видами инвалидности, беженцы-инвалиды.

Инвалидность – наличие разнообразных функциональных ограниче-ний. По своему характеру инвалидность может быть постоянной или временной. Нетрудоспособность – утрата или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими.

Фундаментом помощи ребенку-инвалиду на Украине является холистический (многоуровневый, целостный, системный) подход, согласно которому необходимо разрешать: а) проблемы ребенка; б) проблемы семьи; в) проблемы профессионалов; г) проблемы общества; д) проблемы физической среды.

Особенностью работы социального педагога с инвалидами является создание условий (социально-педагогических), которые способствуют внутреннему управлению инвалида, достижению им своих целей, реали-зации разных типов поведения, гибкая адаптация. Нужно создавать атмосферу безопасности, ситуации, в которой отсутствует внешнее оценивание. Однако, социальный педагог не может решать за инвалида его проблемы, а должен помочь личности определить свою позицию и сформировать независимость от внешнего влияния, научить опираться на себя в преодолении трудностей.

 

6. Социально-педагогическая работа в пенитенциарных заведениях

Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале шестидесятых годов двадцатого столетия. Это было связано с существенными изменениями, произошедшими в этот период в исправительно-трудовой практике. В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории пенитенциарно-педагогической работы:

а) исследование педагогической системы исправления и возмож-ности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений;

б) выявление и обоснование закономерностей перевоспитания осужденных;

в) исследование самого процесса перевоспитания (его содержания, средств, форм и методов воспитательной работы) в условиях пенитен-циарного учреждения;

г) прогнозирование развития педагогической системы в органах, исполняющих наказание;

д) исследование социально-педагогического назначения уголовного наказания как метода воздействия на личность осужденного;

е) социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива;

ж) разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения.

Принципы социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях: 1) принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужден-ному; 2) принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью; 3) принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельнос-ти; 4) принцип воспитания в коллективе; 5) принцип сочетания требова-тельности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; 6) принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания.

Основные направления воспитательной работы в условиях пенитенциарного заведения:

– правовое воспитание осужденных;

– нравственное воспитание осужденных;

– трудовое воспитание осужденных;

– физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных;

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика