Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.11.2014
Размер:   90.5 КБ
СКАЧАТЬ

Курс “Социальная педагогика и социальная работа”

26 ч лекций + 20 ч семинарских занятий + 8 ч самостоятельной работы

Лекции:

1. Социальная педагогика и социальная работа как науки и области практической деятельности (4 ч).

2. Процесс социализации личности. Социальное воспитание личности как социокультурная проблема (4 ч).

3. Социальный педагог как особый тип воспитателя. Социально-педагогическая деятельность, ее направления и особенности (4 ч).

4. Семья, как субъект и объект социально-педагогического влияния (2 ч).

5. Школа как социально-педагогическая система (2 ч).

6. Девиации как социально-педагогическая проблема. Социально-педагогическая виктимология (4 ч).

7. Социальные службы (2 ч).

8. Социально-педагогическая деятельность в сфере досуга (2 ч).

9. Обзорная лекция. Защита рефератов (2 ч).

Семинары:

1. Теоретические основы социальной педагогики (2 ч).

2. Теория и практика социального воспитания (2 ч).

3. Государственно-правовые основы социальной педагогики (2 ч).

4. Профессиональный портрет социального педагога (2 ч).

5. Содержание и основные направления деятельности социального педагога (2 ч).

6. Семья – ведущий институт социализации. Проблемы семейного воспитания (2 ч).

7. Социально-педагогическая деятельность в школе (2 ч).

8. Общество как объект и субъект социально-педагогического влияния (2 ч).

9. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими социальные отклонения (2 ч).

10. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной помощи. Социальные службы (2 ч).

Индивидуальная (самостоятельная) работа:

1. Положения Национальной доктрины развития образования Украины в XXI столетии относительно обучения и воспитания детей с особыми потребностями.

2. Социально-педагогическая работа с одаренными детьми.

3. Социально-педагогическая работа в детских садах.

4. Социально-педагогическая работа в вузах.

5. Социально-педагогическая работа во внешкольных учреждениях.

6. Социально-педагогическая работа в детских домах.

7. Социально-педагогическая работа в летних лагерях.

8. Организация досуговой деятельности в школе.

9. Организация досуговой деятельности семьи по месту жительства.

10. Понятие детей с особыми потребностями. Социально-педагогическая работа в заведениях интернатного типа.

11. Социально-педагогическая работа в пенитенциарных заведениях.


Лекция № 1

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКИ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы:

1. Предмет, цель, задачи социальной педагогики и социальной работы, основные категории.

2. Генезис идей социальной педагогики и социальной работы.

3. Методы социальной педагогики и социальной работы.

4. Связь социальной педагогики и социальной работы с другими науками.

Темы рефератов:

1. История благотворительности на Руси.

2. Исторические предпосылки возникновения института социальной педагогики в России (на Украине).

3. Становление и развитие социальной педагогики и социальной работы в России (на Украине, в Германии, в США, …).

 

1. Предмет, цель, задачи социальной педагогики и социальной работы, их основные категории

Сложное положение детей в государстве: 12 тыс. подростков брошенные родителями на произвол судьбы; в 3 раза увеличилось количество заболеваний среди несовершеннолетних на 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. »67% детей имеют функциональные отклонения.

Становление Украины как независимого государства, возникновение новых политических, экономических и социальных основ его развития требует решения актуальной проблемы – построения новых отношений между личностью и обществом. В государственной программе “Учитель” (28.03.2002) образование провозглашено “приоритетной сферой в социально-экономиче-ском, духовном и культурном развитии Украинского государства” (1, с. 2). А ключевая роль в системе образования отведена учителю, так как “именно через деятельность педагога реализуется государственная политика, направленная на смещение интеллектуального и духовного потенциала нации, развитие отечественной науки и техники, сохранение и приумножение культурного наследия” (1, с.2). Поэтому возникает проблема становления и развития относительно новой дисциплины – социальной педагогики как области педагогической науки, которая исследует пути, условия, средства, этапы социализации человека в социально-педагогической системе.

Статус социальной педагогики определен не окончательно (статус – от лат. status – положение, существующее в данный момент). Некоторые исследователи считают социальную педагогику областью педагогической науки, другие – междисциплинарной наукой. В зависимости от этого определяется ее предмет.

Так, 1) И.М Андреева., А.В. Басов, Василькова Ю.В., Капская А.Й., Коваль Л.Т., Зверева И.Д., Хлебик С.Р., Галагузова М.А., Мищик Л.И., Мудрик А.В., Семенов В.Д., Фицула М.М. – считают социальную педагогику областью педагогики, которая изучает вопросы социального воспитания и закономерности социализации личности.

2) Галузинский В.М., Евтух Н.Б. определяют социальную педагогику как “отдельную область теории воспитание, которая охватывает воспитательную деятельность внешкольных организаций”.

3) Бочарова В.Г., Филонов Г.М. рассматривают социальную педагогику как структурный компонент социальной работы.

4) Мищик Л.И., Бурая Н.П., Малько А.А. – рассматривают социальную педагогику как интегрированную науку.

 

Предметом социальной педагогики выступают социально-педагогические системы, в которых происходят процессы становления и развития человека как личности. Таким образом, социальная педагогика преодолевает ограниченность педагогики школы, дошкольной педагогики, профессиональной педагогики и рассматривает своим предметом социальную-педагогическую систему, которая есть открытой и в состав которой входят не только учебные заведения, но и другие социальные институты, в которых имеют место процессы социального обучения, социального воспитания и социально-педагогической деятельности.

Цель социальной педагогики как области педагогической науки мы усматриваем в усилении социальной функции общей педагогики, а через нее – учреждений образования и воспитания.

Задачи социальной педагогики: (Л.Т. Коваль, И.Д. Зверева, С.Р. Хлебик) (с. 4)

1) изучение действия объективных и субъективных факторов социальной среды, характера их влияния на формирование личности;

2) исследование закономерностей и перспектив социально-педагогики взаимодействия личности и среды;

3) разработка механизмов регулирования и коррекции отношений личности и общества.

Первая задача основывается на факторном анализе социальной среды, определении противоречий, которые возникают в процессе обучения, воспитания и развития, и их устранении с помощью организации влияния социальной среды на личность. Применение взаимосвязанной совокупности факторов (объектив-ного, субъективного, личностного, человеческого и др.) позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, определить закономерности и перспективы организации взаимодействия личности и среды (вторая задача). Решение третьей задачи осуществляется с помощью системно-структурного и кибернетического подходов, которые разрешают рассмотреть социально-педагогическую систему и ее компоненты как средства управления деятельностью ученика.

Содержание задач социальной педагогики реализуется в социально-педагогической деятельности через:

· определение педагогических основ учебно-воспитательного процесса в условиях микросреды;

· разработку технологий обучения, воспитания, развития, социализации личности на основе интеграции усилий учебно-воспитательных учреждений, предприятий, учреждений культуры;

· определение влияния социальной среды на уровень социальной активности учеников и их готовность к будущей профессиональной деятельности;

· исследование факторов, которые отрицательно влияют на процессы обучения, воспитания, развития, социализации учеников, поддержка и социальная реабилитация учеников, которые находятся в неблагоприятных условиях;

· выявление и социальная поддержка одаренных учеников.

 

L-1-rus-dl-cursЧто называют категориями науки?

 

К основным категориям социальной педагогики и социальной работы относят:

· социальный педагог – специалист, который организует воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в разных социокультурних средах (семья, учебное учреждение, детский дом, трудовой коллектив, приют и т.п.);

· социализация – процесс вхождения человека в общество, который сопровождается усвоением и воспроизведением социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитием и самореализацией человека в обществе;

· факторы социализации – это условия, которые влияют на развитие человека (мега-, макро-, мезо-, микро-факторы);

· социум – окружение, в котором идет формирование человека; совокупность разнообразных групп и объединений, организаций, учреждений, что составляет это окружение; среда, которая влияет на человека в процессе его жизнедеятельности;

· социальный институт – форма организации совместной деятельности людей, которая сложилась исторически (семья, школа, д/с, культура и т.п.);

· институт десоциализации – криминогенные неформальные подростковые группы, группировки преступников, семьи аморального или асоциального типов;

· социальное воспитание – процесс воспитания человека в обществе, которое сопровождается формированием определенных черт и качеств;

· социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, групп к условиям новой социальной среды;

· социальная запущенность – несформированность у ребенка социальных ощущений, интересов, привычек и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям;

· опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан (виды: опека, попечительство);

· социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, проявление государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье;

· социальная защита – система мероприятий, которые осуществляет общество, направленные на обеспечение гарантированных минимальных достаточных условий жизни, жизнеобеспечения и деятельного существования человека;

· социальная поддержка – специальные мероприятия, направленные на поддержку условий, достаточных для существования “слабых социальных групп”;

· социальная помощь – система социальных мероприятий в виде содействия, поддержки и услуг для преодоления или уменьшения жизненных трудностей, адаптации в обществе;

· социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальных групп, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества;

· социальное управление – один из видов управления в обществе, с целью регулирования социального положения всех участников общественной жизни и обеспечение их развития как субъектов общественных отношений.

 

2. Генезис идей социальной педагогики

Религия

      ¯

Благотворительность – “призрение” – принять, приютить, дать пропитание, озаботиться нуждами ближнего (В.Даль)

Начало XX ст. Россия:

11040 – благотворительных учреждений;

19108 –попечительских советов.

Сегодня благотворительная деятельность – спонсорство.

ü Идеи народной педагогики.

ü Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения.

ü Филантропизм (Германия, К. Базедов) любовь к человеку Р. Оуэн, Бернардо (Англия).

ü К.Д. Ушинский  идея народной школы.

ü П. Наторп – семейное воспитание.

ü Педология – наука о всестороннем и комплексном изучении ребёнка (С. Холл, Э. Мейман, Э. Торндайк).

ü В России – А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко – педология (одаренные, трудные дети) «исключительное детство»

ü 1936 запрещена педология

ü 90-е гг. возрождение социальной педагогики (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.)

Впервые понятие «социальная педагогика» использовал А. Дистервег (немецкий ученый) в 1835 году в работе “Руководство к образованию немецких учителей”. Сущность термина «социальная педагогика» он сводил к социальной работе, под которой понимал помощь сиротам и вдовам. Итак, первичной в становлении социальной педагогики была практика, которая сначала существовала как милосердие, благотворительность.

В 1844 году Карл Маггер определил социальную педагогику как что-то общее с социальной стороной воспитания, то есть социальная педагогика выступает принципом воспитания.

У истоков зарождения социально-педагогических идей были античные философы (Аристотель, Демокрит, Платон и др.) – они впервые сформулировали идею социального воспитания, содержание которой состояло в необходимости воспитания человека в обществе и для общества.

Значительный вклад в разработку социально-педагогической теории и практики сделали такие известные зарубежные педагоги как Ф. Бекон, Й. Гербарт, А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, Я. Каменский и др.

Среди отечественных исследователей, которые занимались изучением теоретических основ педагогической науки, следует назвать П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.В. Владимирского, В.В. Зеньковского, М.М. Иордан-ского, А.С. Макренко, Я.А. Мамонтова, И.О. Соколовского, К.Д. Ушин-ского, С.Т. Шацкого и некоторых других.

В первой половине XIX ст. в философии (в состав которой входила и педагогика) начинают разрабатываться вопросы социально-педагогической теории:

· “общественное воспитание” – процесс воспитания в общине (Й. Пестоглоцци);

· “педагогическая среда” – среда, которая оказывает содействие свободному и всестороннему формированию педагогических убеждений (К. Ушинский);

· “педагогическая антропология” (К. Ушинский);

· принцип гуманизма (Й. Песталоцци, А. Дистервег);

· принцип удерживающего воспитания (необходимость удерживать воспитание от плохих поступков; (Й. Гербарт);

· принцип трудового воспитания (Й. Песталоцци);

· принцип социального воспитания – воспитание в государстве и для государства (Й. Песталоцци);

· принцип природосоответствия (Й. Песталоцци, А. Дистервег);

· принцип культуросоответствия воспитания (А. Дистервег).

Во второй половине XIX ст. развитие идеи социального формирования личности (Англия, Германия, США), – появление особой сферы социальной деятельности – социальной работы.

В Германии – развитие широкой гражданской инициативы, которая направ-лена на социальную защиту подростков (1873, “Союз социальной политики”).

П. Наторп в 90-е гг. XIX ст. рассматривал социальную педагогику как одно из направлений классической.

В.В. Зеньковский – основатель социальной педагогики в России (препо-давал в Киевском и Белградском университетах, в 1942 г. принял сан священника и продолжал исследования в области педагогики. “Среда – главный фактор социализации личности” – главное в человеке – “социальная наследственность” (нормы, традиции, обычаи, которые передаются в из поколения в поколение).

Одной из первых на территории Советского Союза возникла Екатеринбургская социально-педагогическая школа (М.А. Галагузова, В.Д. Семенов). Концепция школы: в сфере внимания социальной педагогики есть ребенок, которому необходима помощь в образовании и воспитании.

Отечественные социально-педагогические школы.

1. Капская Алла Иосифивна (Киевский национальный педагогиче-ский университет им. Драгоманова);

2. Зверева Ирина Дмитриевна (Киевский национальный университет им. Т.Г.Шевченко);

3. Нагорный Юрий Николаевич, Малько Алла Александровна, Бурая Наталья Петровна (Харьковская государственная академия культуры;

4. Дмитренко Тамара Александровна (ХДПУ им. Г.С. Сковороды), 3 года – кафедра социальной педагогики.

 

L-1-rus-dl-cursЧто такое методы? Какие методы, используемые в педагогике, Вам известны?

 

3. Методы социальной педагогики

В переводе с греческого, метод – путь, способ достижения цели.


L-1-rus-dl-cursL-1-rus-dl-cursL-1-rus-dl-cursМетоды социальной педагогики

Исследовательские

Воспитания

Социально-психологической помощи

· наблюдения:

L-1-rus-dl-cursнепосредственное

опосредствованное

 

L-1-rus-dl-cursоткрытое

скрытое

 

L-1-rus-dl-cursнепрерывное

дискретное

 

L-1-rus-dl-cursмонографическое

узкоспециальное

 

· педагогический эксперимент

L-1-rus-dl-cursестественный

лабораторный

 

L-1-rus-dl-cursконстатирующий

формирующий

 

· опросные методы

–беседа:

– интервью;

– анкета;

– тест;

– оценочные шкалы;

– моделирование

 

· методы формирования сознания:

– пример;

– беседа;

– диспут;

– рассказ;

– лекция.

 

· методы организации деятельности:

– педагогические требования;

– общественное мнение;

– упражнения;

– методы организации общественно полезного труда;

– методы использования творческой игры;

 

· методы стимулирования деятельности:

– поощрение;

– наказание;

– “взрыв”.

· методы социально-психологической помощи

– психологическое консультирование;

– аутотренинг;

– социально-психологический тренинг;

– деловая игра.

 


4. Связь социальной педагогики и социальной работы с другими науками

L-1-rus-dl-curs

Пс – Психология:

1)      социальная психология;

2)      возрастная психология;

3)      психология общения;

4)      психология девиантного поведения;

5)      психология семьи;

6)      Этнопсихология

 

Д1 – демография;

Д2 – дефектология

Ф – философия

Эт – этика

С – социология

М – медицина

 
 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика