Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.11.2014
Размер:   68.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция № 8

Тема: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СРЕДАХ

Вопросы:

1. Социальная педагогика социокультурной сферы.

2. Особенности деятельности социального педагога во внешкольном учреждении.

Темы рефератов:

1. Социально-педагогическая деятельность в летнем лагере.

2. Социально-педагогическая деятельность в заведениях интернатного типа.

3. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарных заведениях.

4. Социально-педагогическая деятельность в детских садах.

 

1. Социальная педагогика социокультурной сферы

Социокультурная деятельность занимает одно из основных мест в практической работе современного социального работника, социального педагога, культуролога, социолога и т.д. Если рассматривать эту деятельность с концептуальных позиций, то она представляет собой некую систему идей и представлений о ее современном состоянии и тенденциях развития, которые определяют ее роль и место в структуре духовной жизни общества. Она отражает цель и функции государственной, социальной политики в сфере культуры и досуга, определяет пути и методы и средства их реализации в контексте процессов, которые происходят в нашем обществе. Социальная педагогика социокультурной сферы опирается на анализ исторического опыта развития культуры, просвещения, досуга в нашей стране и за ее пределами, состояние проблем социокультурной сферы в современных условиях жизни и строится с учетом изменений социокультурной ситуации, новых тенденций развития общества. Сегодня эта деятельность должна развиваться с учетом рыночных отношений, существования разных форм собственности, поэтому возникает необходимость овладения основами свободного предприниматель-ства, менеджмента в организации досуга, а также всем разнообразием инновационных подходов и альтернативных решений. В связи с этим непосредственный интерес представляют как общие тенденции в становлении и развитии социокультурной деятельности, так и конкретные формы ее осуществления в своеобразных социально-экономических, национальных и культурных условиях того или другого региона. Именно на уровне региона возможным является оптимальный вариант развития социальных служб, сфер культуры и досуга, учитывающий региональную самобытность и наличие местных резервов (институциональных, материальных, человеческих). Именно в региональном, локальном пространстве социума достигается максимальная активность досуга семьи, взрослых, детей и под-ростков, разных социальных групп, рождаются и развиваются разнообразные досуговые товарищества.

Общественная роль организатора досуга на современном этапе значительно возрастает. Он принимает участие одновременно:

– в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп;

– в решении региональных проблем, в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, общих для разных социальных групп;

– в блокировании и нейтрализации возможных источников социальной и межнациональной напряженности, в преодолении кризиса недоверия местным властям и т.д.

– в создании среды, способствующей повышению социокультурной активности и инициативы населения, в сфере досуга.

Социокультурная деятельность имеет следующие характерные черты:

1. Осуществляется в свободное (досуговое) время.

2. Ее определяют свобода выбора, активность, инициатива как отдельного человека, так и различных социальных групп.

3. Она обусловлена национально-этническими особенностями и традициями, и характеризуется разнообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей.

4. Имеет место широкая вариативность видов социокультурных институтов общества, которые создают условия для этой деятельности.

5. Социокультурная деятельность реализуется как в институциональных, так и неинституциональных структурах.

6. Эта деятельность может осуществляться как индивидуально, так и совмест-но с другими людьми (коллективно). Ей присуща целенаправленность. Следует особо выделить ее гуманистический, культурологический и развивающий характер.

В социально-досуговой активности можно выделить два вида ценностных характеристик деятельности:

– позитивную (направленную на полезные цели);

– негативную (которая приносит вред обществу и индивиду).

Анализ сущности социокультурной деятельности выявляет взаимодействие таких элементов: репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих.

Репродуктивная деятельность. В культурно-досуговой сфере проявляет-ся в различных видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике. В то же время для участников само-деятельного коллектива овладение определенными умениями предполагает не только репродукцию, но и творчество. Следовательно, социокультурную деятельность можно классифицировать по трем уровням:

– творческий (преобладание творческих моментов деятельности);

– репродуктивно-творческий (открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым);

– репродуктивный (простое воспроизведение отработанных уже форм, способов и т.д.).

В основе муниципальной социально-культурной политики лежит программа социокультурного развития региона, которая тесно связана с другими комплексными программами, такими, как «Досуг», «Культура», «Здоровье», «Спорт» и т.д.

Социально-культурная среда в региональных программах включает в себя сложно организованную систему видов профессиональной и непро-фессиональной деятельности, главная задача которой обеспечить максимальное удовлетворение потребностей человечества в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, а также развитие этих потребностей и интересов.

Муниципальная политика развивается в долгосрочных программах социально-культурного развития региона в ряде других исходных начал. Среди них можно выделить:

– взаимодействие трудовой, общественно-политической и культурно-досуговой деятельности, их соответствие интересам социализации, социальной активности личности;

– активизацию самодеятельного участия населения и трудовых коллективов в развитии культурно-досуговой сферы региона;

– доступность духовных ценностей и культурной деятельности для каждого гражданина;

– интеграцию содержательного, организационно-методического и материального обеспечения социально-культурной деятельности.

Сегодня нельзя не замечать существенной трансформации системы принципов социокультурной деятельности, обусловленной изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации и гуманизации. В новой системе принципов правомерно выделить следующие:

– принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе усвоения духовных и моральных ценностей;

– принцип общего массового культурообразования, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака.

– принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всестороннего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

– принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

– принцип общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

Современные принципы социально-культурной и досуговой деятельности не только в нашей стране несут на себе печать провозглашенного ООН и ЮНЕСКО всемирного Десятилетия развития культур (1988 – 1997 года). В рамках этого десятилетия осуществляется широкая программа реализации политики в области культуры, обеспечение активного участия населения в культурной деятельности, выделение культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.

Программа Десятилетия развития культур имеет целью возродить концепцию культуры в современном обществе и повысить ее значение, добиваясь, чтобы к ней была проявлена такая же заинтересованность со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организа-ций, как и к экономическому развитию и социальному благосостоянию.

В качестве ключевых сфер и приоритетных видов деятельности в рамках Десятилетия развития культур ООН и ЮНЕСКО определены следующие:

– учет культурного аспекта развития;

– связь между культурой, наукой, техникой;

– сохранение культурного достояния;

– человек и средства массовой информации;

– участие в культурной жизни и развитии;

– стимулирование и создание творчества в сфере искусств.

Для оценивания хода реализации программ Десятилетия рекомендован целый ряд критериев. Среди них:

– учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры;

– предоставление новаторского характера традиционным методам и средствам культурно-досуговой деятельности;

– получение предположенного социального результата;

– развитие междисциплинарной системы, тесной связи научно-исследо-вательской деятельности;

– объединение средств для осуществления разнообразных проектов;

– интерес для партнеров разных стран.

Таким образом, создание единого социально-педагогического пространства требует решения двух проблем: направление педагогического процесса в современной школе и социальное воспитание детей и подростков, а также расширение сети внешкольных заведений и усовершенствование их педагогического процесса с целью привлечения большего числа учащихся.

Отсюда – три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов в социализации детей и подростков в системе социального воспитания:

– передача (организация) социального опыта ученикам и создание необходимых условий для полноценной самореализации в ближайшем окружении, самовоспитание в желательном для общества направлении, активизация всеми, имеющимися в обществе средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других факторов воспитания и развития личности;

– создание воспитательной среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально поддерживаемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, которые являются основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, который содействует сохранению референтной значимости этого окружения для личности;

– процессы ресоциализации и социальной реабилитации, которые предполагают комплекс действий по преодолению асоциальных отклонений и профилактике правонарушений, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включение в жизнь.

Основные направления социально-педагогической работы по месту жительства:

а) организация общественности на формирование здорового образа жизни и осознанного воспитания в микрорайоне применением идей народной, казацкой педагогики, педагогических инноваций относительно социального воспитания в условиях разных этнических культур, через организацию содер-жательного общения, через организацию семейно-соседской взаимопомощи;

б) организация общественности на общественно-полезную деятельность по месту жительства. Основывается на территориальном принципе, содержание и формы этой деятельности зависят от потребностей микрорайона, современными формами являются ученические и семейные кооперативы, общественная работа по месту жительства;

в) организация общественности на духовность культурно-досуговой деятельности в микрорайоне выявлением и объединением активистов культурно-досуговой, художественной, спортивно-оздоровительной деятельно-сти, технического творчества и использования их потенциала в проведении праздников искусств, слетов творчества, фестивалей, конкурсов изобретателей и знатоков микрорайона, организация творческих обменов с другими микрорайонами. Создание в микросреде системы культурно-досуговых коллективов, учреждений (возможно на общественных началах) и координация их деятельности в соответствии с потребностями микрорайона;

г) организация работы по социальному воспитанию в каникулярное и вечернее время.

Первый этап – подготовительный (диагностический).

Содержанием этого этапа является выявление неблагоприятных социаль-ных, психолого-педагогических факторов в школе, классных коллективах, семье, которые мешают положительному развитию личности, реализации цели учебно-воспитательного процесса. Диагностирование и прогнозирование изменений в социально-психологическом климате педколлектива, коллектива учеников, учительской и ученической семьи и т.п. Создание программы социально-педагогической деятельности школы, планов работы социального педагога.

Второй этап – оперативный.

В зависимости от выявления на первом этапе социально-педагогических проблем, второй этап может включать:

а) защиту и охрану прав ребенка;

б) организацию воспитательной среды в школе;

в) коррекцию девиантного поведения и реабилитацию.

Третий этап – заключительный.

Содержит: организацию обратной связи. Сбор информации, проведение исследований относительно роли, значения социально-педагогических программ в духовном развитии школьников, в реализации задач школы и усовершенствование социально-педагогической работы на этой основе.

В зависимости от этапов социально-педагогической деятельности можно выделить:

1. Методы, направленые на диагностирование социально-педагогического климата школьного коллектива, социальной воспитанности личности ученика, прогнозирование социального развития ребенка, влияние на него семейной, школьной и внешкольной среды. На этом этапе возможно использование психологических методов (проектировочные методы, тестирование и др.); социологических методов (анкетирование, разные социометрические исследования, опрос); педагогических методов (педагогическое наблюдение, беседа, анализ педагогических ситуаций, анализ результатов учебной деятельности).

2. В зависимости от задач, которые формулирует социальный педагог на предшествующем этапе возможно использование разных методов. Но главным из них является социально-педагогический эксперимент.

3. Анализ следствий социально-педагогического эксперимента предус-матривает сопоставление целей с результатами, применение диагностических методов и сопоставление полученных данных с данными первого этапа, который позволяет сделать выводы об эффективности деятельности социального педагога.

 

2. Особенности деятельности социального педагога во внешкольном учреждении

Внешкольные учреждения относятся к числу тех воспитательных учреждений, которые проводят работу в свободное от школьных занятий время. Досуг школьников – это сфера, в которой в особенности ярко и полно раскрываются их естественная потребность в независимости и жажда активной деятельности и самовыражения. Во время досуга формируются неформальные коллективы, которые дают возможность детям и подросткам выступать в новых социальных амплуа, выполнять роли, которые отличаются от учебной и внешкольной деятельности.

Главная цель социально-педагогической деятельности внешкольных учреж-дений – научить учеников разумно проводить свободное время, создать условия для самостоятельной, творческой, социально значимой деятельности школьников.

Таким образом, внешкольное учреждение осуществляет адаптацию и включение ребенка в общество, используя его личные мотивы деятельности.

Воспитательный процесс должен стать для учеников интересной, жизненно важной, привлекательной деятельностью. Надо помнить, что личность формируют не мероприятия сами по себе, а система социально-педагогической деятельности, в которой принимает участие воспитанник с целью усвоения социального опыта, выявления себя в новой социальной роли, применения своих организаторских способностей.

Еще одной особенностью педагогического процесса внешкольного учреждения является наличие в нем творческого компонента. А.Ф. Воловик и В.А Воловик определили три уровня досуговой деятельности, которые можно сравнить с тремя этапами педагогического процесса внешкольного учреждения. Критерием такого определения является активность воспитанника.

Первый этап социально-педагогического процесса – подготовительный – соответствует первому уровню досуговой деятельности – потреблению. На этом этапе ученик осуществляет постепенное движение от пассивного потребления (досуговая деятельность кружковца полностью управляется педагогом, педагог демонстрирует, рассказывает и, используя принцип заинтересованности, втягивает ученика в деятельность); через активное потребление (кружковец становится активным наблюдателем, принимает участие в интересных диалогах, диспутах, читает тематическую литературу, посещает выставки и т.п.), к целенаправленному активному потреблению, овладению новыми навыками, знаниями, воспитанию определенных качеств своей личности, проявлению своей активности и др.).

Второй этап социально-педагогического процесса внешкольного учрежде-ния – творческий. Этому этапу соответствует «творчество как довольно высокий уровень досуговой деятельности» (А.Ф. Воловик. Педагогика досуга. – Харьков, 1998. – С. 14). На этом этапе кружковцы уже имеют развитый интерес к предмету деятельности, определенные установки на осуществление этой деятельности и могут довольно самостоятельно выполнять сложные действия (провести диспут, проанализировать текст, разобрать сложное музыкальное произведение и т.п.). Дети вместе с педагогом могут создать неформальную, заинтересованную, захва-тывающую атмосферу, развить творческое, самостоятельное мышление, вырабо-тать активную жизненную позицию. Сложные и серьезные процессы в деятель-ности кружка могут быть представлены в игровой, веселой, интеллектуальной форме: «Мозговой штурм», «Банк интересных идей», «Оптимисты, пессимисты, реалисты», «Интеллектуальный ринг», «Урок планирования» и т.п.

Часто созданный на втором этапе коллектив перестает быть самодостаточным. Это означает, что он перешел к третьему этапу социально-педагогического процесса внешкольного учреждения – этапу екстериоризации, что соответствует третьему уровню досуговой деятельности (екстериоризации).

На этом этапе у кружковцев возникает желание поделиться результатами своей работы с более широким социальным окружением и таким образом привлечь к деятельности кружка новых членов. Так возникают тематические концерты, олимпиады юных геологов, биологов или астрономов, интересные научные примеры и лекции, подготовленные кружковцами и т.д.

Три этапа социально-педагогического процесса внешкольного учреждения возможно соотнести с тремя стадиями социализации. Первичная социализация (усвоение социальных норм) отвечает первому этапу, если формируется интерес и усваиваются нормы и правила поведения и деятельности во внешкольном учреждении. Вторичная социализация (усвоение социальных ролей) отвечает второму этапу, если кружковец занимает более активную позицию, старается проявить свои организаторские способности, занять определенное место в коллективе. Третий этап социально-педагогического процесса внешкольного учреждения соотносится с третьей продуктивной стадией социализации, которая заключается в освоении механизмов положительного образования социальных норм и ролей. Таким образом, педагогический процесс внешкольного учреждения является моделью процесса социализации личности в обществе.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика