andrey

Путь к Файлу: /Материалы по философии / Философия / МУ для преподавателей / МУП Философия - 2009.pdf

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   3
Пользователь:   andrey
Добавлен:   02.01.2015
Размер:   111.0 КБ
СКАЧАТЬ

Наверх страницы

Содержимое файла:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» ФИЛОСОФИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Философия: Методические указания для преподавателей / Разр. к.ф.н., Разработчик: _______________Киютина Т.Н.. (подпись) Методические указания рассмотрены на заседании кафедры Зав. кафедрой: _______________ Федорченко В.И. (подпись)  ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ. График работы по курсу “Философия” со студентами изложен в рабочей программе, где раскрыты тематика лекционного курса, а так же семинарских занятий. В случае замены преподавателя на семинарском занятии следует иметь ввиду следующую схему преподавания, на которую ориентированны студенты: по каждому вопросу, вынесенному на семинарское занятие существует один основной докладчик (если есть, то из числа желающих, если их нет, то любой на усмотрение преподавателя), вопросы преподавателя и других студентов. Ответ основного докладчика оценивается по пятибальной системе сразу после ответа. После основного доклада, и вопросов к докладчику следуют дополнения других студентов. По каждому вопросу преподаватель делает общий вывод еще раз ориентируя студентов на экзамен или зачет. Основное внимание при преподавании курса философии мы уделяем раскрытию смысла и содержания основных философских категорий, так как считаем это наиболее приемлемой методикой преподавания философии студентам нефилософских специальностей. Основные положения нашей концепции преподавания философии заключаются в следующем: специфика философии как своеобразной науки и особой области духовной культуры человечества проявляется в различных формах, в том числе во множестве возможных альтернативных способов изучения и преподавания философии, а так же в спорном, дискуссионном характере большинства философских проблем, включая дискуссионность трактовки большинства философских категорий, их разные определения в научной и учебной литературе, вкладывания различного смысла в одни и те же термины, разные способы раскрытия их содержания. Итак, философию можно преподавать различными способами. Но какой способ является оптимальным? В первую очередь следует отказаться от, порою кое-где еще встречающегося, преподавания философии через ее историческое развитие, фактически подменяющего философию − историей философия переживала методологический кризис. Сейчас это “мода” пошла на убыль, но она еще достаточно широко распространена. Однако если такой способ преподавания подходит для философских специальностей, то у людей далеких от философии и не планирующих связать с не свою жизнь он может вызвать только негативную реакцию, неприятие и стойкое убеждение, что философия − “занятие для ненормальных”. И к этому действительно есть основания, потому что в истории философской мысли наработано не только много по настоящему значительного, ценного, важного и интересного, но и много наивного, несуразного, противоречивого и взаимоисключающего. И это понятно. Поскольку главным методом философии является теоретическое мышление, постольку теоретическая мысль даже великих философов, приводит не только к прозрениям, но и к заблуждениям, нелепостям, ошибкам. При преподавании философии в хронологическом ключе прозрения вообще теряются среди нелепостей, ибо они и есть крупицы золота среди тонн руды. Неподготовленный ум видит именно эти тонны руды, не может выхватить эти крупицы золота и на всю жизнь сохраняет впечатление от философии именно как о тоннах бесполезной словесной руды. Итак, от данного способа следует решительно отказаться. Но в пользу какого способа? Вспомним еще раз о дискуссионном характере большинства философских проблем. Еще два, хотя и противоположных, но одинаково неприемлемых способа преподавания философии заключаются в том, что одни “вываливают” эту дискуссионность без должного критического разбора и анализа, предоставляя слушателям во всем разбираться самим, а другие игнорируют ее, проводя одну генеральную линию, не важно какую − марксистскую, позитивистскую, экзистенциалистскую, идеалистическую либо какую-то еще. Конечно, умение разбираться самим и мыслить самостоятельно необходимо при изучении философии, оно может рассматриваться и как средство изучения философии и как его конечная цель. Но все же без должного направляющего влияния преподавателя задача эта для студентов непосильная. Второй способ еще более неприемлем, во- первых, как уже доказано практикой, ни одно философское направление не может претендовать на монополию на истину, а, во-вторых, умение разбираться самим и мыслить самостоятельно еще и конечная цель преподавания философии, которой не достичь этим путем. На наш взгляд, наиболее приемлемый способ преподавания философии студентам нефилософских специальностей заключается в синтезе двух последних способов, при приоритете указания на существование различных точек зрения и неоднозначности большинства философских теорий. Но, чтобы слушатель во всем этом не запутался, необходимо дать ему “маяк”, одну точку зрения, которую сам преподаватель выбирает в качестве основной. Дальнейшее преподавание строиться на том, что преподаватель эту точку зрения обосновывает и аргументирует, а другие точки зрения рассматривает в критическом ключе, но при этом еще раз подчеркивает необходимость мыслить самостоятельно и то, что даже преподаватель не обладает монополией на истину. Студенты могут согласиться или не согласиться с аргументами и контраргументами преподавателя, поискать собственные аргументы в защиту той или иной точки зрения. Сама точка зрения может быть представлена разными способами, как теория, как цитирование, как открытие или еще как-либо. Но нам, лично наиболее приемлемым кажется представление через раскрытие смысла и содержание основных философских категорий. Крылатое выражение, приписываемое Сократу, гласит: “Нет науки без понятий, нет понятий без определений!”. Определить основные философские понятия (категории), значит, как минимум наполовину раскрыть тот или иной раздел философии. Категории − предельно общие, фундаментальные философские понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной реальности и познания. Но сам способ определения может быть различным, в научной и учебной литературе мы находим разные определения одних и тех же понятий, существенно различающиеся по смыслу, по разному трактующие их содержание. Следовательно, один из способов определения − это есть одна точка зрения на данную проблему, а другие способы − другие точки зрения. Аргументировано обосновывая один из способов определения и критикуя остальные, мы тем самым, указываем на дискуссионный характер проблемы и, одновременно, стремимся помочь студентам разобраться в различных подходах. Рассмотрим это на конкретном примере. Центральная категория философии − бытие − тоже может определяться по-разному. Мы в своем преподавании исходим из того, что бытие − самая широкая философская категория, обозначающая совокупность объективной и субъективной реальности, все, что было, есть и будет в пространстве, времени и иных возможных измерениях. Далее рассматриваются иные точки зрения. Богатую традицию, в том числе и в марксистской философии, имеет отождествление бытия только с объективной реальностью. Субъективная полагается чем то вторичным, несамостоятельным и, на этом основании, не входящим в категорию бытия. То, что субъективная реальность вторична и не существует без объективной не подлежит ни какому сомнению, но следует учитывать, во-первых, важность субъективной реальности для самого субъекта, для которого именно она чаще всего имеет решающее значение и, во-вторых, что еще более важно, детерминирующее влияние субъективной реальности на объективную. Конечно, субъективная реальность не сама по себе детерминирует объективную, а через действия и поступки, то есть сама объективируется через них, но действия и поступки имеют в своей основе мысли, чувства, идеи, то есть элементы субъективной реальности. Если взглянуть еще глубже, можно заметить, что мысли, чувства и идеи имеют в своей основе элементы объективной реальности, обусловливаются ими, но это как раз и подтверждает ту мысль, что объективная и субъективная реальность тесно взаимосвязаны и в своей совокупности являются элементами бытия. Разумеется, без объективной реальности бытия не было бы совсем, а без субъективной было бы, но пока субъективная реальность есть, имеет место быть, она является неотъемлемой частью бытия. В противоположность этой точке зрения экзистенциализм, персонализм и некоторые другие направления рассматривают бытие именно как субъективную реальность, говоря о личностном бытии индивида, экзистенциальном бытии, бытии его внутреннего мира. Такая точка зрения, безусловно, имеет право на жизнь, но, на наш взгляд, неверно исключать объективную реальность из категории бытия. Следует помнить и о ее первичности, и о том, что возможно отдельное существование объективной реальности, но субъективной никогда, и о том, что субъективная временна, конечна, ограничена, а объективная вечна, бесконечна, безгранична. Все это достаточное основание для того, чтобы не только включить ее в категорию бытия, но и поставить на первое место по значимости. Хотя сильной стороной экзистенциалистской точки зрения является указание на то, что единое в своей основе бытие по-разному воспринимается с различных экзистенциальных точек зрения (не путать: экзистенциалистская точка зрения − точка зрения экзистенциализма как философского направления, экзистенциальная точка зрения − точка зрения с позиций моего личного, экзистенциального существования (экзистенции)). Кроме того, выражения: “личностное бытие”, “общественное бытие”, “бытие культуры” и тому подобные, на наш взгляд, можно понимать только в том смысле, что и личность, и общество, и культура “имеют место быть”, существовать, но при этом бытие одно на всех, оно не делится и не дробится, оно обозначает как раз взаимосвязь личности, общества, культуры и всего остального, природы, мира в целом. Довольно часто бытие рассматривают как существование в настоящем времени, отождествляя прошлое и будущее с небытием. Но мы отрицаем эту концепцию. Во-первых, она приводит к “парадоксу времени” открытому еще Аристотелем и Августином Блаженным, а, во-вторых, не учитывает теснейшую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, того, что настоящее есть видоизменившееся прошлое, а будущее есть трансформация настоящего (а значит и прошлого). Будущее плавно перетекает в прошлое через настоящее. Данную взаимосвязь иногда подчеркивают признанием диалектического единства бытия и небытия, но, на наш взгляд, этого не достаточно. Речь не просто о диалектическом единстве, но именно о признании прошлого, настоящего и будущего равноправными элементами бытия. Что же такое небытие? В рамках различных концепций, если бытием признается только одно (объективная реальность, или настоящее, либо что-то еще), то небытием, соответственно все остальное. Но в нашей концепции если бытие − это “совокупность всего со всем” (можно и так сказать) получается, что бытие есть, а небытия нет. Именно так и считал философ Парменид. Но другой античный мыслитель Протагор возражал: “Чего нет, того вообще нельзя помыслить, следовательно, тому нет и названия”. Поэтому, мы трактуем небытие как категорию мышления, то есть как продукт деятельности сознания, как творение субъективной реальности, вместе с ней входящее в состав бытия. Таким образом, мы отрицаем диалектическое единство бытия и небытия, признаваемое многими философами и трактуем небытие как часть бытия, отводя ему подчиненную роль. В заключение мы еще раз напоминаем студентам о необходимости мыслить самостоятельно и о возможности аргументированного (обязательно аргументированного!) несогласия с преподавателем и любым другим авторитетом и на семинаре и на экзамене. Кстати, согласие так же должно быть аргументировано, оценка неаргументированного согласия или несогласия не может быть высокой. Итак, с точки зрения нашей методики преподавания философии студентам, сначала следует оттолкнуться от одного варианта определения понятия, от одного способа раскрытия смысла и содержания категории, а затем уже рассматривать другие способы в порядке их критического анализа, аргументами и контраргументами побуждая студентов мыслить самостоятельно. Но при этом преподаватель задает вектор рассуждения и не позволяет студентам запутаться в “вываливаемых” на них без разбора различных точках зрения на одну и ту же проблему, а стремится, в ходе своего рассуждения, вовлечь в него и студентов, заинтересовать, приобщить их к живому движению философской мысли.


Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика