andrey

Путь к Файлу: /2006-2007 / Дидактическая характеристика школьного учебника.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   02.01.2015
Размер:   33.5 КБ
СКАЧАТЬ

Дидактическая характеристика школьного учебника

(к вопросу № 8 – Федеральный, национально-региональный и школьный компонент Базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений. Дидактическая характеристика школьного учебника.)

Истлентьева Л.М.

 

Логика ответа: 1) Понятие «учебник». Основные функции учебника. 2) Структура учебника. 3) Основные подходы дидактического анализа учебника.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что содержание образования определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебной литературе.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Под «учебником» следует понимать развернутую во времени и пространстве содержательную программу деятельности обучения, построенную как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организации процесса усвоения. Такое определение понятию «учебник» дает И.К. Журавлев. Работая над содержанием  материала по этому вопросу, обратите внимание на то, что учебник должен обеспечить сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. Следует помнить, что учебник является моделью целостного процесса обучения, т.е. учебник, с одной стороны, выступает в качестве проекта современного содержания образования, а с другой стороны, современного процесса обучения. Поскольку в учебнике содержится весь учебный материал, распределенный во времени, а также примерный способ его конкретного изучения, его следует считать сценарием, т.е. тактической моделью реального учебного процесса. Учитель же вносит в учебный материал и способ его передачи те или иные изменения в зависимости от конкретных педагогических ситуаций, своего понимания и своих профессиональных умений.

Выполняя роль модели, стратегической и тактической, учебник обнаруживает свою основную функцию. Он включает содержание образования, которое должно быть в той или иной мере усвоено учащимися. Вместе с тем он проектирует учебный процесс, т.е. организацию этого усвоения. Следовательно, главная функция учебника – руководство процессом усвоения содержания образования, руководство процессом познавательной деятельности учащихся.

Обратите внимание на то, что от главной функции зависят и другие функции. Основной способ их поиска и определения – соотнесение цели обучения, главной функции учебника и процесса обучения с его элементами. Разумеется, при этом учитываются возможности учебника, свойственные ему средства. Совокупность частных функций составляют: информационная, систематизирующая, функция средства закрепления и самоконтроля, средства самообразования, интегративная, координирующая, развивающее-воспитательная (по Д.Д. Зуеву). Все эти функции представляют собой детализацию функции руководства процессом усвоения содержания образования (учебного материала).

Руководство процессом усвоения содержания образования возможно при двух исходных условиях: если в учебнике постепенно раскрывается весь учебный материал, подлежащий усвоению (информация, способы деятельности репродуктивной и творческой, отношения) и если раскрыты средства, приемы и основные шаги, ведущие к усвоению учебного материала.

Рассматривая вопрос о структуре учебника, помните, что главным компонентом учебника является текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты – описание, тексты – повествование, тексты – рассуждения. При этом учебный текст служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Большое значение в учебнике имеют внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или иллюстративные материалы, таблицы, упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Анализ структурных компонентов учебника конкретизируйте на примере школьного учебника по предмету своей специальности.

В современной дидактике обозначены основные подходы к дидактическому анализу учебников (И.К. Журавлев). При этом обратите внимание на то, что в основу этих подходов положено общее представление о возможностях запрограммировать в учебнике необходимые дидактические позиции, принятые на сегодняшний день в качестве реальных и нуждающихся в реализации. Система этих подходов носит открытый характер, т.е. может быть дополнена. Ниже представлена система дидактического анализа учебника:

1) Общая характеристика данного учебника (автор, год издания, количество изданий, для какого класса предназначен, количество часов по программе, количество параграфов, объем в страницах и пр.).

2) Как полно в данном учебнике представлен состав содержания образования в целом и состав каждого из его компонентов в отдельности (предметные научные знания: факты, понятия, теории; философские, методологические, исторические, логические, межпредметные, оценочные знания; предметные, межпредметные, учебные и т.д. умения и навыки).

3) Соответствует ли ведущий компонент содержанию учебника, типу учебного предмета. Типология же учебных предметов определяется на основе ведущего компонента их содержания, каковыми являются: либо предметные научные знания, либо способы деятельности, либо опыт ценностных отношений.

4) Какими средствами обеспечивается мотивация учения школьников (разнообразие этих средств, преобладание некоторых из них, обоснованность такого преобладания, ограниченность этих средств, другие аспекты оценки этого элемента учебника).

5) Насколько представлены в данном учебнике основные направления воспитания учащихся и какие средства для этого использованы.

6) Какие элементы данного учебника предусматривают задачу развития учащихся (сам текст – его построение, логика, язык, другие средства, задания, их расположение, нарастание сложности заданий, соотношение в учебнике репродуктивных и творческих заданий и т.д.).

7) Какие средства использованы в данном учебнике для обеспечения усвоения учащимся учебного материала на необходимом уровне (деление текста на основной и дополнительный, выделение самого существенного; приемы, облегчающие запоминание текста по частям, вопросы на полях, курсив; присутствие заданий, формирующих общеучебные умения учащихся; полнота заданий с точки зрения задач учебного предмета; виды наглядности как средства, обеспечивающего усвоение; способы учета возрастных возможностей учащихся; на какие методы обучения в основном ориентирует учебник; какие организационные формы в нем предусматриваются; предлагается ли повторение материала, его систематизация; каковы средства контроля и самоконтроля; ориентирует ли учебник на самообразование, на другие источники получения знаний и пр.).

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика