andrey

Путь к Файлу: /2006-2007 / Компьютер в процессе обучения.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   02.01.2015
Размер:   33.5 КБ
СКАЧАТЬ

Ромашина Е.Ю.

Проблемы использования компьютера

в учебном процессе.

 

Предлагаем вам следующую логику  ответа на этот вопрос:

1. Компьютерные технологии – развитие идей программированного обучения.

2. Задачи обучения и воспитания, успешную реализацию которых  может обеспечить использование компьютера в образовательном процессе.

3.  Преимущества компьютера по сравнению с другими средствами обучения.

4. Компьютерные программы используемые в учебно – воспитательном процессе, особенности их структуры и содержания.

5. Особенности методики обучения при использовании компьютера.

6. Дистанционное обучение – новая форма организации учебного процесса.

7. Негативные аспекты  использования компьютера в процессе обучения.

 

Краткое содержание ответа.

1. С 90-х годов XX в. в нашей стране достаточно широко и активно  компьютер используется в процессе обучения.

Компьютерные технологии развивают идею программированного обучения (концепция Скиннера – 50-60-х гг. XX в.), сущность которой заключается в том, что учащийся получает информацию «порциями», с осуществлением постоянного контроля за усвоением каждого небольшого раздела; и до тех пор пока информация им не усвоена, дальнейшее продвижение невозможно, что повышает эффективность управления усвоением учебного материала.  Массовое распространение персональных компьютеров обеспечило практически неограниченные технические возможности для использования и развития этих идей.

 2. Компьютер является уникальным средством обучения, позволяющим ставить и реализовывать в процессе обучения следующие дидактические и воспитательные задачи:

1. подготовка человека современного «информационного общества», обладающего навыками работы с различной информацией:  навыками ее поиска, понимания и критического восприятия, использования для решения задач различного рода,  анализа,  синтеза и оценки;

2. индивидуализация учебного процесса через определение для каждого учащегося – пользователя компьютера оптимального объема и содержания учебного материала, а также темпа его усвоения и отбора методов обучения в зависимости от личностных особенностей восприятия информации;

3. развитие у ребенка коммуникационных умений и навыков путем  организации его общения с самыми разными людьми через телекоммуникационные сети;

4. формирование и развитие творческих способностей ребенка;

5. формирование стремления к постоянному самообразованию.

3. Важнейшими преимуществами использования компьютера в учебном процессе являются следующие:

- максимально возможное приспособление учебного процесса к возрастным и индивидуальным познавательным возможностям ребенка;

-  управляемость учебного процесса и, особенно процесса усвоения информации: в любой момент возможна корректировка со стороны учителя;

-   обеспечение ученику состояния психологического комфорта, как при изучении нового, так и при контроле усвоения знаний, умений, навыков;

-   «открытость» информационного поля  - объем и уровень учебной информации может быть сколь угодно высок;

-   неограниченные возможности в использовании самых разных методов обучения.

4. Компьютер может быть использован на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, при его закреплении и отработке умений и навыков, при повторении и обобщении, контроле усвоения. В этом контексте можно выделить такие типы компьютерных программ, как обучающие, диагностирующие и моделирующие.

Обучающие программы могут быть представлены сегодня: целостными мультимедийными учебниками (например, «История России XXв.»), тематическими информационными программами (например, «Александр и Наполеон»), электронными энциклопедиями (например, «История России»). Особо следует отметить информационные возможности сети Интернет с его поисковыми системами (Яндекс, Рэмблер и т.д.), электронными библиотеками (например, Библиотека Конгресса США) и заочными конференциями.

Ключевыми особенностями содержания обучающих компьютерных программ являются:

-  неограниченные возможности расширения и обогащения учебной информации;

- возможность выбора пользователем нелинейной логики ознакомления с информацией (так называемый, гипертекст);

-  «пошаговая» подача учебного материала.

Диагностирующие компьютерные программы как правило строятся на основе применения тестологических процедур и помогают определить:

- уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по предмету;

-  особенности психофизического развития ребенка;

-  сформированность тех или других черт и качеств личности.

Результаты диагностики, полученные с помощью компьютерных программ отличаются высокой степенью объективности и экономичностью по времени, необходимом для диагностических процедур. 

Моделирующие программы используются для воссоздания и решения проблемных ситуаций самого различно рода, с их помощью у учащихся формируются умения анализа, проектирования и поиска оптимальных решений, развиваются творческие способности (с их помощью, к примеру, можно смоделировать лабораторную работу, проверить работоспособность спроектированного механизма или инженерной конструкции и т.д.).

5. Особенности методики обучения с использованием компьютера  заключаются прежде всего в том, что компьютер – интерактивное средство обучения, обладающее способностью «откликаться» на действия ученика, вступать с ним в «диалог».   Компьютер объединяет в себе методы словесные, наглядные и практические.

В этом аспекте компьютер может выступать:

-  в роли источника информации качественно нового уровня (текстовой, звуковой, видео, анимационной и т.п.);

-  в качестве тренажера для отработки различных умений и навыков;

- в качестве рабочего  инструмента (использование текстовых редакторов, графопостроителя, вычисления и т.д.);

-  в качестве средства диагностики и контроля.

Компьютер может быть и средством организации досуга, и средством воспитания учащихся: такие возможности дает использование игровых программ, компьютерного видео, а также прямого общения со взрослыми и сверстниками по телекоммуникационным сетям.

6. Широкое использование компьютеров и сетей создало новую, особую форму организации процесса обучения – дистанционную, предоставляющие по истине неограниченные возможности для повышения своего  образовательного уровня самым разным категориям людей.

7. Использование компьютера в процессе обучения имеет не только положительные стороны, но и порождает множественные проблемы:

- медицинские (связанные с вредом здоровью детей);

- психологические (в международной классификации психотерапевтов пользование компьютером уже рассматривается как один из видов ненаркотической зависимости человека; проблемы нарушения восприятия реального мира и т.д.);

-  коммуникативные (компьютер не восполняет недостатка общения с «живыми» людьми, как сверстниками, так и взрослыми; а кроме того компьютерное общение зачастую носит характер «суррогата» общения реального  – это разговор с неким обобщенным, обезличенным или придуманным  человеком в «маске»);

- организационные (связанные с включением компьютера в традиционные формы организации процесса обучения);

-  информационные (связанные с недостоверностью информации, зачастую представленной в коммуникационных сетях, при отсутствии какой бы то ни было цензуры и ответственности за ее качество).

Особой проблемой является профессиональная компетентность и подготовленность учителя к использованию в своей повседневной деятельности новых информационных технологий - его предметная, методическая  и компьютерная грамотность. 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика