andrey

Путь к Файлу: /Лекции / лекции по курсам / Педагогика_классич / Лекция № 2.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   02.01.2015
Размер:   46.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция № 2

Тема: «Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Сущность и основные принципы управления образовательными системами».

 

План:

1. Аксиологические аспекты образования. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

2. Система образования РФ. Управление образовательной системой.

 

1. На протяжении многих веков педагоги выходят на осмысление целей, ценностей в сфере образования. Это очень значимо и для учителя, для его профессионального становления и осмысления своей миссии.

Проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности, как и цели в образование, воспитании и саморазвитии человека только за последнее столетие весьма сильно изменились. Понятие «ценность», используемое в педагогике, применяется для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном и идеалов должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры.

Американский философ Р.Б. Перри, исследуя понятие «ценность», выделял четыре главные градации ценностей: правильность, интенсивность, предпочтительность и включенность. Эти градации или критерия вполне применима и для оценки ценности – качества образовательных систем.

На современном этапе развития общества все более отчетливо осознается, что нам нужно не любое образование, образование высокого качества, отвечающее высоким государственным и мировым образовательным стандартам, образования, которое формировало бы у человека планетарное мышление, направленное на решение проблем, связанных с такими приоритетными ценностями, как качество жизни человека, проблем, решение которых не причиняло бы вреда нашей планете Земля, а значит, и самому человеку.

В. Франкл вводит представление о ценностях смысловых универсалиях. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленно: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); и, в-третьих, посредством нашей позиции по отношению к судьбе. Соответственно этому выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Применительно к образованию и воспитанию человека философский анализ ценностей, предложенный В.Франклом, позволяет выделить творчество во всех его видах и уровнях как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека. Но эта ценность остается ценностью лишь для учителя, если она не будет осознана и принята как ценность для ученика не только на стадии его учения, но и в повседневной жизнедеятельности.

К числу универсальных человеческих ценностей, важных для совершенствования современной системы образования, обучения и воспитания относятся также такие ценности, как осмысление любви – любви к своей профессии, к своим ученикам; совести, которая помогает выйти к истинным ценностям и смыслам на основе своего внутреннего морального выбора; свободы, как раскрепощающей и высвобождающейся созидательной силы; но самой универсальной ценностью на земле был и остается Человека как мера всех вещей.

2. Проблема управления образовательными системами - одна из центральных и перспективных в современной педагогической теории. Отечественные исследователи в основу разработки проблемы управления в целом, стиля управления деятельности положили системный подход, предполагающий многоаспектное рассмотрение исследуемого предмета в совокупности его функциональных связей.

Истоки проблемы управления школой связаны с возникновением менеджмента, как теории и практики управления производством. На рубеже ХIХ - нач.ХХ в. появились американский, западно-европейский и японский региональные типы менеджмента. В рамках данных типов возникли теория индустриального управления (Г.Таун); классическая школа научного управления (Ф.Тейлор; А.Файоль); административная модель (Вебер); поведенческая школа управления (Э.Мейо, Ф.Ротлисбергер); школа социальных систем (Ч.Бернард); ситуационный подход в управлении (Т.Питтерс и др.) и другие.

Необходимо подчеркнуть неоднозначность трактовки вопроса о закономерностях, принципах, функциях и методах управления школой в педагогической теории А.А.Орлова, М.Н.Поташника, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевского и др. Концепция управления инновационным развитием школы разрабатывается М.Н.Поташник, О.Г.Хомерики и др.

Исходя из упомянутых теорий и концепций управления школой необходимо охарактеризовать логику управленческого цикла - определение цели развития школы на основе целостной системы информации и новых информационных технологий. принятия управленческого решения и планирование образовательно-воспитательного процесса школы, реализация плана, его корректировка и контроль за выполнением принятых решений, заключительный анализ, подведение итогов.

Планирование - основной компонент внутришкольного управления. План учебно-воспитательной работы школы - прогнозирование образовательно-воспитательного процесса на основе научности, перспективности, системности и конкретности.

Виды планов: перспективный (на 5 лет); текущий (на учебный год) и др.

Контроль и учет - необходимый этап, позволяющий внести соответствующие коррективы в работу школы; способствует ее оптимизации.

Разделы контроля: обеспечение всеобуча, реализация государственного образовательного стандарта, работа методических объединений и т.д.

Виды контроля: обзорный, предварительный, фронтальный тематический и др. Методы: анализ, контрольные работы, беседы, тестирование, анкетирование и др.

Основные подходы к разработке критериев оценки инновационной деятельности школы в педагогические теории. (См. О.Г.Хомерики,

М.М.Поташник, А.В.Лоренсов "Развитие школы как инновационный процесс.-М., 1994, с.28-32).

Управление школой предусматривает  определенную  структуру. Высший орган - конференция. В период между конференциями высшим органом является Совет школы, который вступает во взаимодействие с Педагогическим, научно-методическим, ученическим, попечительским и др. структурами. Непосредственное профессиональное управление всеми видами деятельности школы осуществляет директор и его заместители: по методической, научно-исследовательской, организационно-воспитательной, административно-хозяйственной работе.

Опираясь на современные документы и упомянутый выше источник, необходимо охарактеризовать сущность функциональных обязанностей на различных уровнях управления, особо подчеркнув их демократический характер.

Совет школы - высший орган внутришкольного управления в период между конференциями: организует выполнение решений конференций, совместно с директором представляет интересы учебного заведения в государственных общественных органах, утверждает план развития школы; рассматривает отчеты расходования бюджетных и внебюджетных средств, отчеты учителей, создает условия эффективности образовательного процесса и т.д.

Основные функции руководителей образовательного учреждения определяются в Законе РФ "Об образовании" и "Должностных обязанностях работников учреждений и организаций образования".

Директор осуществляет непосредственное профессиональное управление всеми видами деятельности школы: организует разработку и утверждение образовательных программ, учебных планов, курсов и дисциплин, устава и иных локальных актов; определяет структуру управления, решает совместно со школьным советом финансовые, хозяйственные, научные, методические и другие вопросы, обеспечивает необходимые условия и контроль деятельности образовательного учреждения и т.д.

Зам.директора по научно-исследовательской работе разрабатывает на основе научно-исследовательского комплекса целевую программу развития школы как системы, определяет направление опытно-эксперииментальной работы, разрабатывает научно-обоснованные показатели оценки деятельности школьного коллектива, обеспечивает изучение, распространение передового опыта.

Зам.директора по методической работе - возглавляет методическую работу в школе и повышение квалификакции учителей.

Зам.директора по организационным вопросам - организует учебно-воспитательный процесс в школе и т.д.

Зам.директора по административно-хозяйственной деятельности создает и развивает учебно-материальную базу школы и т.д.

Новое в деятельности руководителей:  отказ от командно-административного стиля,  нацеленность управленческой деятельности на формирование нового педагогического мышления, развитие инноваций, повышение самостоятельности  в  принятии управленческого решения, формирование индивидуального стиля управленческой деятельности.

Смысл инноваций в управлении образованием, школой определяется условиями формирования единого культурного и образовательного пространства, наличием альтернативности, децентрализацией, регионализацией, гуманизацией и демократизацией образовательной политики, которая фиксируется Законом РФ "Об образовании". (I, п.2)

Среди особенностей управления современным образованием следует отметить передачу большинства управленческих функций на региональный и муниципальный уровни; расширение полномочий образовательного учреждения при определении своего статуса, подборе и расстановке кадров, регламентации деятельности.

В связи с этим необходимо остановиться на анализе статей 32,33,34,35,36,38 Закона РФ "Об образовании".

Введены новые понятия "аттестация" и "государственная аккредитация" образовательного учреждения. Определяются механизм и процедуры создания и регламентации деятельности и ликвидации образовательного учреждения (см. ст.33).

Наряду с Законом РФ деятельность современной общеобразовательной школы регламентирует "Типовое положение об общеобразовательном учреждении" (1994) и "Типовое положение об уставе общеобразовательного учреждения" (1995).

Следует конкретизировать содержание данных документов. Типовое положение о школе - основной  нормативный  документ, обязательный для государственных, муниципальных образовательных учреждений, выполняющий функцию примерного для негосударственных учреждений и заключающий общие положения о школе, вопросы организации деятельности образовательного учреждения, общую характеристику образовательного процесса и его участников, управление школой, имущественные средства.

Устав общеобразовательного учреждения - нормативный документ, регламентирующий организацию учебного процесса. В Уставе формируются цели образовательного процесса, определяются типы и виды образовательных программ, порядок набора учащихся, продолжительность обучения, система оценивания учреждения и аттестации, структура финансовой и хозяйственной деятельности и т.д.

Данные документы не стесняют школу в ее инновационной деятельности по управлению образовательным процессом.

Специфика управления альтернативными учебными заведениями определяется их статусом и находит отражение в структуре и содержании управленческой деятельности: наличие кафедр, лабораторий научной и методической работы; инновационный режим развития; деятельности попечительского совета (негосударственные образовательные учреждения) и т.д.

Литературы.

1. Закон РФ «Об образовании в РФ». – М.: Новая школа, 1996.–

2. Луценко, Л.И. Управление современной школой. / Л.И. Луценко – Тула, 1993.

3. Орлов, А.А. Управление учебно – воспитательной работой в школе. / А.А. Орлов. – М., 1991.

4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. // Вестник образования. – 2001. - №10. – С.14 – 33.

5. Устав общеобразовательного учреждения. Типовое положение. // Учительская газета. – 1995. - №7.

6. Управление развитием школы. / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Новая школа, 1995.

7. Ситаров, В.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

8. Бордовская, Н.В. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан, СПб: Питер, 2004.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

10. Педагогика/ Под ред. П.И. Пикасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

Андреев, В.И. Педагогика/ В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

11. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие/ В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика