andrey

Путь к Файлу: /Лекции / лекции по курсам / ВвПД / №1.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   02.01.2015
Размер:   35.5 КБ
СКАЧАТЬ

Введение в педагогическую деятельность

Лекция №1.

Автор-составитель: доцент кафедры педагогики

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Е.Ю. Ромашина

Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя в современной школе.

План.

1. Современное состояние российской школы и задачи ее модернизации и реформирования.

2. Новые требования к личности учителя.

 

I. «Взрыв» единой государственной школы. Складывание государственной образовательной политики. Идет поиск, выбор новой модели российской школы.

Современная школа глазами учеников: данные социологических опросов, проведенных социологической службой департамента образования Тульской области:

1) Что ты чувствуешь на уроках в школе чаще всего?

Усталость – 41,7%

страх – 25,8%

скуку – 16,7%

уверенность в себе – 16,7%

радость – 12,5%

ничего – 8,3%

удивление – 5,0%

гордость – 3,3%

обиду – 1,7%

унижение – 0,8%

2) Понимают ли вас учителя?

Да, понимают – 8,6%

Чаще понимают – 27,5%

Чаще не понимают – 25,3%

Нет, не понимают – 7%

Затрудняюсь ответить – 31,1%

3) Чье мнение для вас является наиболее важным?

Родителей – 61%

Учителей – 0,0%

Сверстников – 10,3%

Других – 8,8%

Затрудняюсь – 19,9%

4) В какой мере вы доверяете своим учителям?

Доверяю во всем – 5%

Доверяю в основном – 31,8 %

Мало в чем доверяю – 30,6%

Совсем не доверяю – 13,4%

Затрудняюсь – 19,1%

5) Как часто вы хотели бы общаться с учителями?

Как можно чаще – 16,2%

Как можно реже – 41,5%

Хотел бы вообще не общаться – 8,1%

Затрудняюсь ответить – 34,2%

Т.е. В целом школа не связана в сознании школьников с местом привлекательным, уютным, удобным, комфортным для себя. Всего 3% опрошенных предпочитают проводить свое свободное время в школе (35% - в семье, 36% - с друзьями). Всего 21,6% считают, что школа помогает проявиться их способностям и талантам.

Ситуация не может не настораживать. Необходимо реформирование, но и сохранение уникальной российской образовательной системы.

Основные тенденции поиска новой образовательной модели:

1. Сохранение структурных качеств единой государственной системы; школы, работавшей с единым учебным планом и по единым учебным программам. Работа над государственными образовательными стандартами: важность проблемы, но главный «минус» – человек не научается делать выбор.

2. «Рыночный» тип образовательной системы.

Т.е. Спектр образовательных услуг для удовлетворения заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Школа типа «супер-маркет». Главная цель – адаптация индивида к условиям наличного социума. Это западная образовательная модель. Она абсолютно вне российских традиций. Российская школа (с XVIII века) – это школа духовного воспитания. Чтобы принять рыночную модель образования, нужно поменять все: от типа хозяйственного механизма до менталитета. А надо ли?

Да, война двух социальных систем закончилась поражением социализма. Значит ли это, что мы должны воспринять и западные ценности? Американский ученый Хантингтон, проведя сравнительный анализ 100 социологических исследований в разных странах мира, заключил, что западные ценности имеют самый низкий статус во всем остальном мире. Кроме того, сегодня в мире нарастают тенденции именно гуманизации образования. «Рыночная» модель – это модель сегодняшняя, но не завтрашняя.

3. Культурологическая модель.

Главная цель – социализация (а не только адаптация!) личности. Т.е. Школа помогает пройти путь человека к человечеству. Школа – посредник в системе «культура-социум». Свобода школы от диктата государства – условие самореализации нации. Насыщение гуманитарными, культурологическими, художественно-эстетическими и аксиологическими дисциплинами. Т.е. Становление гуманитарной парадигмы в российском образовании. Например, «Школа диалога культур» Библера. Наиболее перспективная тенденция. «Минус» - во многих школах пытаются осуществить через простое наращивание гуманитарного знания.

4.Культуротворческая модель.

Исходный принцип такой школы – показать целостность картины мира и человека в нем. Комплекс специальных интегрированных учебных дисциплин, дающих необходимый и достаточный круг знаний, воссоздающий эту целостность. Школа - «тренажер», развивающий потребность и способность личности к творчеству, к свободной ориентации в мире, к созидательной деятельности в нем.

Т.е. главное – не сумма знаний, а только развитие определенных качеств и способностей, как база для дальнейшего профессионального образования и всегда – наличие духовно-нравственного коэффициента в любой сфере общественной практики. Школа будущего.

Какую главную задачу должна выполнять школа?

Только давать знания?

Воспитывать? А что? Какие качества?

К чему готовить ребенка в нашей сумасшедшей жизни?

 

II. Эксперимент.

Анкета.

1. Дух соперничества.

2. Конформность

3. Чувство товарищества

4. Креативность

5. Способность критически мыслить

6. Любознательность

7. Озабоченность материальным успехом.

8. Порядочность

9. Честность

10. Доброта

11. Независимость

12. Интеллект, развитость

13. Материалистичность

14. Послушание

15. Предприимчивость

16. Открытость

17. Наличие собственных убеждений

18. Уравновешенность

19. Чувство юмора

20. Эмоциональность

21. Искренность

22. Социальная адаптабельность

23. Воспитанность

 

Отберите 5 черт, характеризующих

– идеального ученика;

– идеального учителя

– преуспевающего взрослого.

 

 Комментарии.

У старшеклассников Тульских школ по социологическому опросу:

1) ценности-цели:

- здоровье – 83,5%

- любовь – 63%

- дружба – 56%

- семья – около 50%

- материальная обеспеченность – около 50%

Кроме того:

уверенность в себе,

мир,

интересная работа,

свобода,

удовольствия,

жизненная мудрость,

активная жизнь,

познание природы и искусства,

общественное признание,

самостоятельность творчества (лишь 1 из 40).

2) ценности-средства:

образованность – 58,5%

честность – 53,7%

воспитанность – 41,2%

независимость – 40,1%

твердая воля, умение отстаивать свое мнение и проч.

У младшекурсников вузов г. Москвы:

1-е: сек, деньги, материальное благополучие

...

8. семья

11. дети

16. образование

17. творчество

18. духовный рост

последнее – Родина

У студентов юридического факультета Православного университета:

1-е: вера, отчизна, духовный рост.

4. дети

5. семья

12. честь

13. долг

Общее для всех групп – низкий рейтинг власти.

У осужденных молодых людей и подростков в исправительно-трудовых колониях:

1-е: свобода, семья, работа, вера.

 

Каждый выбирает для себя... Думайте, решайте!

 

Решение всех этих проблем – новые требования к личности учителя. К.Д. Ушинский: «Только Личность может воспитывать Личность, только характером можно сформировать характер».

Понятие профессиограммы, трудность ее составления для учителя. Педагог должен не только «знать», «уметь», «владеть», «обладать» и проч., но и быть носителем некоей философской и культурологической идеи. Иметь что-то «за душой».

Особенности работы учителя:

– постоянно изменяющаяся, нестандартная ситуация;

– метадеятельность, т.е. деятельность по организации деятельности других людей;

– «деятельность на публику» - режиссура урока, актерские навыки.

Таким образом – креативность мышления, организаторские способности, талант актера и режиссера.

Творческий характер профессии, требования единичности, авторства! Но в то же время – одна из самых массовых профессий (4 млн. педагогических работников, 169 тыс. образовательных учреждений).

 

Сегодня необходима именно партнерская сознательная, активная позиция ученика.

Задача педагога – построить своб деятельность так, чтобы сформировать, воспитать, поддержать эту активную позицию в учебной деятельности своих учеников. Т.е. Преподавательская деятельность – не самоцель, но средство научить осознанно действовать своих учеников.

Как это сделать?

Проблема стара, как мир.

Основные точки зрения сформировались еще в античности:

Объем знаний сам по себе совершенствует человека: формирует его волю, усидчивость и пр.

Сенека: «Геометрия научает мерить землю, но из нее нельзя узнать, как отмерить столько, сколько достаточно для человека... Какую пользу принесет мне умение делить поле на участки, если я не умею делиться с братом... Если ты поистине искусен в своем деле, измерь душу человека. Скажи, как велика она или как ничтожна? Ты знаешь, что такое прямая линия, но что толку в этом, если ты не знаешь, что такое прямая жизнь?» Знания «могут сделать нас ученее, но не могут сделать нас лучше».

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика