andrey

Путь к Файлу: /Ираида / Методическая разработка.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   02.01.2015
Размер:   86.0 КБ
СКАЧАТЬ

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

 

 

 

Кафедра психологии образования

Кафедра педагогики

Кафедра Новой и Новейшей истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока на тему:

«Русская православная церковь в I половине ХIХ века»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса ДО

Филиппова

Екатерина

Вячеславовна

 

Проверила:  доцент кафедры Новая и

                   Новейшая история

Василенко И.Т.

 

 

 

 

 

 

Тула,  2007 г.

 

 

 

 

 

 

Тема  урока: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.»

 

Цели:

 

- Образовательная: дать представление о русской православной церкви  I половины ХIХ века. Выяснить занимаемое место православной религии, церкви в государственной системе. Ознакомить со структурой и положением православного духовенства. Показать вн. противоречия союза церкви  и государства.

 

- Развивающая:  развивать умение сравнительной характеристики (православной) церковной политики и государства. Развивать логическое мышление. Высказывать свою точку зрения.

 

- Воспитательная: понимание православной религии в духовном развитии людей.

 

Учебник: В.И. Богданов, П.И. Зырянов. История России к. ХVII-ХIХ в. 

                                      М., 1997 г.

Название параграфа: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в».

 

Название рубрик:     1. Положение православной церкви в России,

                                 2. Филарет митрополит Московский;

                                 3. Преследование старообрядцев.

Основные понятия:  обер-прокурор Синода «поповщина»,

                                 белокриницкая иерархия (Австрийское соглашение).

Оборудование:  учебник В.И. Буганов, П.И. Зырянов «История России                              к.ХVII-ХIХ вв.»,

                       доска, мел, карта «Российская империя по 2 половине ХVIII в».

Методы обучения, применяемые на уроке: по источнику получения знаний             –  словесный объяснение, беседа); наглядный (карта).

 

Тип урока (по цели  организации, содержанию изучаемого материала и                              уровню обученности учащихся) комбинированный урок.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  УРОКА

 

Структурный элемент урока

Содержание, приемы и средства учебной работы учителя

Содержание, приемы и средства учебной работы учащихся

I. Оргмомент.

Здравствуйте!  Сегодня мы будем изучать сложную проблему, она составляет основу представлений о жизни церкви.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку. (Учитель проходит по классу и проверяет готовность учеников к уроку).

 

Давайте вспомним,  что мы изучали на прошлом уроке.

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют, все ли принадлежности к уроку у них готовы.

П.  Проверка домашнего задания.

1.Объясните название параграфа «Золотой век» Русской культуры.

Ученик поднимает руку и отвечает: «Это была эпоха, во время которой произошел стремительный взлет в культурном развитии страны. Это время не зря называют «золотым веком» русской культуры.»

 

2. Назовите самые значительные, на ваш взгляд, достижения русской архитектуры и живописи I половины ХIХ в.

Ученик отвечает: «Значение имело возведение в начале ХIХ в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы.

По проекту Росси были построены здания Сената и Синада, Александровского театра, Михайловского дворца.

 

Учитель проецирует на экран храмы: Исакиевский собор и Храм Христа Спасителя.

Ребята, расскажите поподробнее, что вы знаете об этих сооружениях.

Один ученик встает и рассказывает: «Исаакиевский собор строился 40 лет с 1818 по 1858 гг. в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в I  половине ХIХ в. Проект был разработан французским архитектором

О. Монфераном. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия., его тесный союз с православной церковью.»

Другой ученик раскрывает свои знания о Храме Христа Спасителя: «В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство храма задумывалось в память избавления от  наполеоновского нашествия. В 1931 г. Храм был разрушен.»

 

Хорошо, ребята, молодцы! Раз вы заговорили о церкви, то и речь наша с вами сегодня пойдет о церкви.

Откройте свои тетради и запишите тему: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.». По ходу объяснения вы будете делать записи в тетрадь.

Учитель записывает тему на доске.

Ученики открывают тетради и записывают тему урока.

III. Изучение нового материала

На протяжении ХIХ века положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важные статьи петровского «Духовного регламента» были включены в Свод законов». Закон разрешал исповедовать все религии, если они лояльно относятся к существующему порядку.

 

 

Ребята, запишите в тетрадь Положение духовенства.

Ребята записывают в тетради: «Духовенство разделялось на черное (7 тыс.человек) и белое (53 тыс. человек). Черное духовенство составляют монахи и монахини. Из числа монахов назначалась высшая иерархия церкви. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псалмовщиков).

 

Со времен Петра наблюдалось все более тесное  церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины.

Ребята, вспомните, что такое секуляризация.

Ученик отвечает: «Секуляризация – это конфискация церковных земель в ХVIII в.»

 

Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей – в основном за счет многочисленных пожертвований.

Среди русских монастырей выделялось несколько особочтимых- Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры,  Оптина пустынь (в Калужской епархии). Большую известность в народе получил монах Саровской.

 

Ребята, давайте покажем на карте эти русские монастыри и отметим у себя в контурных картах.

Сейчас, ребята, поработайте самостоятельно с  учебником. На стр. 199-200 сравните церковную политику Александра I и Николая I. Как их церковная политика связана с общей внутренней политикой, проводимой этими государями? Делая записи в тетради. И сделайте вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик выходит к доске и показывает на карте монастыри, а остальные смотрят и отмечают у себя в контурных картах.

Ребята делят страницу на две части и записывают:

Николай I и Александр I: Секуляризация монастырских землевладений в ХVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого «высочайшего» разрешения.

При Александре I  духовные учебные заведения были объединены в одну систему. К середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться лица с образованием не ниже семинарского.

Вывод:  церковь поддерживалась государством.

 

Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с личностью главы православной церкви Метрополитом Филаретом, о котором нам сейчас расскажут.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение:

Филарет родился в Коломне, в семье диакона, окончил семинарию и в 1808 г. постригся в монахи. Его пригласили выступить с проповедью в дворцовой  церкви. Там он осудил роскошь.  Придворным это не понравилось, и проповедь не имела успеха.

 

А сейчас давайте вспомним: 1. Кто такие старообрядцы?

2. Как они реагировали на реформы Никона?

3. Акты неповиновения.

Ученик отвечает: «Старообрядцы – это люди, не признававшие никоновских реформ. Они это выражали разными методами неповиновения: уходили в отдаленные районы, селились там, стигали, убивали себя.»

 

(Учитель беседует с ребятами)

Молодцы, ребята! Все вспомнили.

 Далее учитель рассказывает о преследованиях старообрядцев. Старообрядчество не было единой организацией. Оно разделялось на два направления – приемлющих священство и не приемлющих.

 

 

Запишите себе в тетради: Первых звали «поповцами», вторых – «беспоповцами».

Начался разгром старообрядческих монастырей на реке Большой Иргиз. В 1846 г. в старообряд. пришел босносараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитом белокриницким. «Австрийское согласие» стало как бы второй православной церковью России.

 

 

Запишите в тетрадь новое понятие «Австрийское согласие», что это такое? Учитель записывает понятие на доске.

Приходское духовенство основную задачу видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, благодаря им укреплялось старообрядчество.

 

Учащиеся записывают в тетради: «Австрийское согласие» - это вторая православная церковь в России.

IV. Закрепление изученного  материала

Вот мы завершили рассмотрение нашей темы «Русская православная церковь в I половине ХIХ в». Давайте с вами закрепим материал, с которым мы сегодня познакомились.

 

1. Какое место православная религия, церковь занимали в государственной системе?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик поднимает руку и отвечает: «На протяжении VIХ в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. В «Своде законов» содержится религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплен давний союз церкви и государства.  Закон объявлял православными  «первенство» и господство» в России верой.»

Другой ученик встает и отвечает:  «Духовенство разделено на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Белое – состоит из приходских священников и низшего клира.»

 

V. Домашнее задание.

Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали (учитель выставляет оценки за работу на уроке). Я благодарю за такую добросовестную работу.

Запишите домашнее задание:

 

$ 66 «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.» и еще рассчитывая на ваши способности и активность, даю вам работу: составьте развернутый план по всему параграфу.

До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

 

 

 

Кафедра психологии образования

Кафедра педагогики

Кафедра Новой и Новейшей истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое и методическое

 обоснование урока на тему:

 «Русская православная церковь в I половине 19 века»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса ДО

Филиппова

Екатерина

Вячеславовна

 

Проверила:  доцент кафедры Новая и

                   Новейшая история

Василенко И.Т.

 

 

 

 

 

 

Тула,  2007 г.

 

 

         При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

 

- возраст учащихся (15-16 лет): психологические особенности подростков, а именно важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самости «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, выслушивают мнение других);

-  достаточно высокий уровень обученности школьников ( в т.ч.  частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);

- техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;

- специфика темы урока «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.» объективная содержательная сложность, небольшой объем, в то же время объективный интерес учащихся к теме; на протяжении всего урока шла работа с понятием церковь, религия в различных аспектах и на различных уровнях;

-  свои  собственные возможности – молодого педагога, имеющего малый опыт работы в профессиональной педагогической деятельности.

 

         С учетом личностно ориентированного  подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке, помимо овладения определенным учебным содержанием темы, была попытка формирования эмоционально-ценностных запросов и намерений, а именно:

 

а) опыта познавательной деятельности, фиксируемый в форме её результатов знаний о церкви, религии, духовной культуре;

б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (при решении заданий на данном уроке); - работа с учебником; сравнительная характеристика;

в) опыта творческой деятельности  - в форме умений принимать  нестандартные решения в проблемных и новых ситуациях (ответ на вопрос: какое место занимает православная религия, церковь в государственной системе?);

г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных отношений к церкви, православной религии.

 

         Опираясь на ведущие новообразования возраста подростков в ходе изучения нового материала,  развитие познавательных умений (умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить свои знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществляется с помощью методов проблемного обучения, а именно: частично-поискового метода (эвристическая беседа).

 

         Помимо этого, с учетом собственного небольшого опыта профессиональной деятельности, я считаю целесообразным на уроке использование при формировании способов умственных (анализ) и практических действий (мотивация деятельности учащихся на данном уроке, логическое осмысление темы «Русская православная церковь в  I половине ХIХ в.» технологию  поэтапного формирования умственных действий.

 

         Специально для этого урока на доске была вывешена карта «Российская империя во II половине ХVIII в.».

Учебник «История России в конце ХVII-ХIХ вв.» Учебник использовался на уроке при проверке знаний и умений учащихся.

 

         Исходя из места урока в общей системе уроков, а также целей и функций урока был выбран комбинированный тип урока.

         Опираясь на требования к современному уроку, ход урока был запланирован следующим образом:

         Организационный момент считаю  обязательным на уроке, т.к. именно эти минуты при правильном их проведении дисциплинируют учащихся и настраивают их на эффективную и продуктивную совместную работу. Учащиеся отвечали на теоретические вопросы.

         При изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения.

Целью закрепления на данном уроке было повторение изученного на уроке, систематизация знаний о церкви, религии на основе применения технологии коллективного взаимодействия, ориентировать учащихся на формирование и отработку необходимых практических умений и навыков: слушать партнера и слышать, что он говорит, работать в шумной среде, находить нужную информацию.

         После выполнения работы, подводится итог урока из самых важных моментов урока. Каждый ученик высказывает, что он узнал на этом уроке.

         Помимо параграфа учебника и вопросов после него, на дом учащимся предлагается работа: составить развернутый план всего параграфа, с целью систематизации знаний и умений.

         Учащиеся подводят итоги урока в два этапа, т.к. это в наибольшей степени позволит наиболее эффективно запомнить и понять материал:

 

1. На уроке (частично во время закрепления и во время ответов на вопросы);

2. Во время выполнения домашнего задания, при изучении параграфа учебника, ответов на устные вопросы, а также при выполнении творческого задания.

 

         Учитель подводит итог на уроке с целью выделения положительных и отрицательных сторон урока; активность одних и  пассивность других; тем самым мотивируя подготовку к следующему уроку.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика