andrey

Путь к Файлу: /Высокоуровневые_методы / Высокоуровневые_методы / Высокоуровневые_методы / Лекции и пример_исп.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   05.01.2015
Размер:   372.5 КБ
СКАЧАТЬ

ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Конспект лекций

1.Автоматизированное проектирование АИС

Первые попытки автоматизировать процесс разработки ИС предпринимались в 70-е годы, однако успеха не имели и стали интенсивно развиваться с появлением персональных ЭВМ.

В настоящее время системы автоматизации проектирования ИС принято называть CASE средствами или технологиями (Computer Aided System Engineering).

Средства автоматизации проектирования развивались с целью преодоления ограничений при использовании структурной методологии проектирования. А именно:

- сложности понимания требований;

- высокой трудоемкости разработки систем;

- трудности внесения изменений в систему.

Большинство существующих средств автоматизации основаны на методологиях структурного или объектно-ориентированного проектирования.

Методология определяет этапность реализации проекта и правила использования методов.

Под методом понимается организованная совокупность процессов создания моделей, которые описывают различные аспекты предметной области разрабатываемой системы.

Средства автоматизации проектирования АИС включают в себя методы, с помощью которых на основе графической нотации строятся диаграммы и поддерживающую методы инструментальную среду.

Под нотацией понимается описание системы на графических, формальных и естественных языках.

Процедуры или технологии проектирования определяют последовательность и правила построения моделей, а также критерии оценки результатов.

Обобщенно можно представить в виде следующей схемы:

Схема 1. Архитектура средств автоматизации проектирования.

Лекции и пример_исп

Репозитарий представляет собой специализированную базу данных, предназначенную для отображения состояния проекта в каждый момент времени. В репозитарии, как правило, хранятся описания и связи следующих объектов:

- проектировщиков и их прав доступа;

- диаграмм;

- компонентов диаграмм;

- связей между диаграммами и компонентами;

- структур данных;

- программных модулей и процедур и др.

Графический редактор диаграмм предназначен для отображения в графическом виде в заданной нотации проектируемой системы. Графический редактор диаграмм, как правило, позволяет выполнять следующие операции:

- создавать элементы диаграмм и взаимосвязи между ними;

- задавать описание элементов диаграмм;

- задавать описание связей между элементами диаграмм;

- редактировать элементы, связи и описания.

Верификатор диаграмм предназначен для контроля правильности построения диаграмм и выполняет следующие функции:

- мониторинг правильности построения диаграмм;

- диагностику и выдачу сообщений об ошибках;

- выделение в диаграмме ошибочных элементов.

Документатор позволяет получать информацию о состоянии проекта в виде отчетов.

Администратор проекта представляет набор инструментов для задания начальных параметров проекта:

- изменения прав доступа;

- мониторинга выполнения проекта.

Сервис, как правило, представляет набор системных утилит для выполнения архивации – восстановления данных и создания нового репозитария.

Исторически сначала получили развитие средства автоматизированного проектирования, поддерживающие функционально и структурно-ориентированную методологию проектирования. Основными идеями функционально-ориентированной методологии являются идеи структурного анализа и проектирования систем, а именно:

- декомпозиция всей системы на некоторое множество иерархически подчиненных функций;

- представление всей информации в графической нотации.

В качестве средств моделирования и представления предметной области и информационной системы в структурном анализе используются следующие типы диаграмм:

1. Диаграммы «Сущность-связь» метод ERD.

2. Диаграммы функционального моделирования IDENT-SADT.

3. Диаграммы потоков данных DFD.

4. Диаграммы бизнес-функций (функциональные спецификации) и др.

Если в функциональном подходе модели данных и операций разрабатываются относительно независимо друг от друга, то объектно-ориентированный подход предполагает совместное моделирование данных и процессов. При этом модель предметной области рассматривается как совокупность взаимодействующих во времени объектов.

К 1994г. было известно более 50 методов моделирования. В 1994г. был создан OMG (Object Management Group). Участники консорциума поставили задачу объединить достоинства известных объектно-ориентированных методов с целью унификации. В результате в 1996г. была разработана 0,9 версия унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language).

При разработке UML были сформулированы следующие требования к языку моделирования. Язык должен:

1. Позволять моделировать не только программное обеспечение, но и бизнес-процессы, информационные процессы с использованием объектно-ориентированных понятий.

2. Явным образом обеспечивать взаимосвязь для моделей концептуального и физического уровней.

3. Обеспечивать масштабируемость моделей.

4. Быть понятным аналитикам, программистам и по возможности, пользователям и заказчикам.

5. Должен поддерживаться специальными программными инструментальными средствами.

В настоящее время развитие UML поддерживается рядом крупных софверных фирм.


2.Объектно-ориентированная методология разработки АИС.

В настоящее время активно разрабатывается и используется объектно-ориентированный подход к разработке АИС.

Основными понятиями ООП являются понятия класса и объекта.

Под классом понимают некоторую абстракцию совокупности объектов, которые имеют общий набор свойств и обладают одинаковым поведением.

Объект является экземпляром соответствующего класса.

Объектом является уникально-идентифицируемая сущность.

Абстракция – это процесс идентификации наиболее важных аспектов объекта и игнорирование всех остальных его малозначащих свойств с точки зрения создаваемой системы.

Объект обладает методами. Методы определяют поведение объекта. Они могут использоваться для изменения состояния объекта.

Свойства характеризуют отличительные особенности объекта, например, свойство «наличие двигателя, колес».

Основными принципами ООП являются наследование, инкапсуляция и полиморфизм.

Наследование позволяет определить один класс как частный случай более общего класса. Эти частные случаи называются подклассами, а общие суперклассами.

Процесс образования суперклассов называется обобщением, а подкласса – специализацией. Подкласс наследует все свойства и поведение своего суперкласса и дополнительно определяет свои собственные уникальные свойства.

Пример. Класс автомобиль.

Данный класс определяется как некоторая абстракция свойств и поведения всех реально существующих автомобилей. Свойствами класса могут быть: наличие двигателя;

            трансмиссии;

            колес;

            руля.

Класс обладает методами:

            включить двигатель;

            разогнаться;

            затормозить.

В качестве производного класса рассмотрим класс «Легковой автомобиль». Класс «Легковой автомобиль» наследует все свойства родительского класса «Автомобиль», кроме того, будет содержать дополнительные свойства – масса до 3,5 т.

Таким образом образуется иерархия классов.

Схема 2. Иерархия вложенных классов

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Принцип инкапсуляции характеризует сокрытие отдельных деталей внутреннего устройства классов от внешних по отношению к нему объектов. Конкретная реализация свойств и методов, которые определяют поведение этого класса, являются собственным делом данного класса. Например: водитель, как правило, не очень хорошо знает, как устроена коробка передач, но хорошо знаком с органами управления (интерфейсом).

Под полиморфизмом понимают свойства некоторых объектов принимать различные внешние формы в зависимости от обстоятельств. Применительно к ООП полиморфизм означает, что действия, выполняемые одноименными методами, могут отличаться в зависимости от того, к какому из классов принадлежит метод.

Например, три объекта или класса:

1. Двигатель автомобиля.

2. Свет в комнате.

3. Компьютер.

Можно определить вызов метода «включить» для каждого класса. Сущность операций для каждого класса будет различаться.

Модель всегда имеет прототип – то, что моделируется и назначение (в данном случае создание АИС или моделирование информационных процессов). Модель системы должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Точность. Т.е. корректно отображать свойства разрабатываемой системы.

2. Непротиворечивость. Т.е. различные части моделей не должны содержать противоречий.

3. Простота соединений. Несколько моделей могут отображать разные особенности одной системы. Необходимо предусмотреть соединение разных моделей одной системы.

4. Простота изменения. Допускать изменения, необходимость в которых возникает в процессе создания системы.

5. Простота понимания. Быть простой насколько это возможно для понимания.

Объектно-ориентированная методология предполагает создание моделей объектов, принадлежащих изучаемой предметной области.

Совокупность моделей объектов предметной области образует объектно-ориентированную декомпозицию системы.

После декомпозиции системы по результатам анализа, выполняется объектно-ориентированное проектирование. Реализация АИС в этом случае выполняется с использованием средств объектно-ориентированного программирования. Например, C++, Java, ObjectPaskal.

Моделью называется абстрактное описание свойств, структуры, связей и закономерностей функционирования реальной системы.


Модель системы на языке UML (унифицированном языке моделирования) состоит из нескольких представлений (моделей).

Представление – это модель, которая является частью полной модели системы. Представления унифицированного языка моделирования бывают следующих типов:

1. Представление ИС пользования – описание функций системы с точки зрения внешнего субъекта.

2. Логическое представление. Представление проекта реализации функциональных возможностей системы с точки зрения разработчика, представленные в терминах статической структуры и динамического поведения.

3. Компонентное представление. Представление компонентов приложения. Структура модулей реализации и зависимостей между ними.

4. Представление взаимодействия процессов. Представление согласованности действий, взаимодействия и синхронизации отдельных компонентов системы.

5. Представление распределения. Представление физической структуры системы, распределенной на нескольких вычислительных машинах и устройствах.

Представление состоит из одной или нескольких диаграмм определенного типа.

Интегрированная модель сложной системы.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Диаграммой называется графическое изображение множества определенных в нотации языка символов, описывающих содержание данного представления, и связей между ними.

Графические символы, из которых состоит диаграмма, представляют собой элементы модели.

Диаграммы группируют представляющие интерес совокупности сущностей.

Сущности – это абстракции, являющиеся основными элементами модели. Сущности связываются на диаграммах отношениями.

В языке UML определено несколько типов диаграмм.

Модель системы на языке UML:

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

 

3.Диаграммы использования.

Диаграмма использования описывает функциональные возможности системы и используется при общении разработчиков с пользователями и заказчиками системы. На диаграмме использования изображаются внешние субъекты и их связь с аспектами использования (функциональными аспектами системы). Диаграмма использования отражает внешнее представление поведения системы с точки зрения пользователей и не имеет отношения к реализации функциональных возможностей внутри системы. С помощью диаграммы использования определяются требования к функциональной структуре системы.

 

 

Система обозначений для диаграмм использования.

Обозначение

Название

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Субъект (actor) или роль

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Название аспекта использования

Аспект использования (use-case)

Аспект использования

 
Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

 

Ассоциация (accociation)

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

 

Специализация/ обобщение (specialization/generalization)

 

Отношения на диаграмме вариантов использования (сценариев поведения).

Между компонентами диаграммы сценариев поведения могут существовать различные отношения. Эти отношения описывают взаимодействия экземпляров одних актеров и сценариев.

В языке UML имеются следующие стандартные виды отношений между актерами и сценариями поведения:

1. Отношение расширения

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

2. Отношение обобщения

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

3. Отношение включения

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

4. Отношение ассоциации.

Таким образом, общие свойства сценариев поведения могут быть представлены этими способами.

Отношение расширения определяет взаимосвязь экземпляров отдельного сценария поведения с более общим сценарием, свойства которого определяются на основе способа совместного объединения данных экземпляров.

Лекции и пример_испЛекции и пример_испЛекции и пример_испЛекции и пример_исп

Если имеет место отношение от сценария поведения А к сценарию В, то это означает, что свойства экземпляра сценария В могут быть дополнены благодаря наличию свойств у расширенного сценария А.

Отношение обобщения служит для указания того факта, что некоторый сценарий поведения А может быть обобщен до сценария поведения В.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

В этом случае сценарий В является так же предком (родителем) сценария А. Сценарий А потомок сценария В. Потомок наследует свойства и поведение родителя и может быть дополнен новыми свойствами и поведением. Один сценарий поведения может быть предком для нескольких дочерних вариантов.

Между отдельными актерами так же может существовать отношение обобщения.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Отношение включения между двумя сценариями поведения указывает, что некоторое заданное поведение для одного сценария включается в качестве составного компонента в последовательность действия другого сценария поведения.

Отношение включения, направленное от сценария поведения А к сценарию В, указывает, что каждый экземпляр сценария А включает в себя функциональные свойства, заданные для сценария В. Эти свойства специализируют действия сценария А на данной диаграмме.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Один сценарий поведения может быть включен в несколько других сценариев, так же включать в себя другие сценарии.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Отношение ассоциации служит для обозначения специфической роли актера в отдельном сценарии поведения.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Кратность ассоциации характеризует общее количество конкретных экземпляров данного компонента, которые могут выступать в качестве элементов данной ассоциации.

Пример построения диаграммы сценария поведения.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп


Субъект представляет собой внешнюю сущность, взаимодействующую с системой. Субъектом может быть человек или другая система.

4.Диаграмма классов.

Диаграмма классов представляет статистическую структуру системы в терминах классов объектно-ориентированного программирования. Диаграмма классов относится к логическому представлению системы.

Классы реализуют типы объектов, которыми манипулирует система. Классы могут быть связаны между собой с помощью разных отношений: ассоциации, зависимости, специализации и агрегации. Классы изображаются в виде прямоугольников, разделенных на три части. В верхней части отображается имя класса, в средней части список полей класса, в нижней части список методов класса. Списки полей и методов необязательны.

Система обозначений для диаграмм классов.

обозначение

Название

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Класс

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Абстрактный класс

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Параметризованный класс или шаблон

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Экземпляр параметризованного класса

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Интерфейс

 

Абстрактный класс не имеет своих экземпляров, у него есть нереализованные методы. Абстрактный класс используется только для создания производных классов.

Интерфейс предоставляет системе для использования классы, пакеты и компоненты.

Между классами могут существовать отношения. Самым распространенным является отношение ассоциация. Ассоциация между классами означает наличие взаимосвязи между экземплярами соответствующих классов (между объектами). Ассоциация обозначается сплошной линией, соединяющей классы. Можно указать имя роли и кардинальность для классов, участвующих в ассоциации. Имя роли объясняет роль объектов в данной ассоциации (например, роль – работодатель, работник в ассоциации «работодатель работник»).

Кардинальность классов в ассоциации характеризует количество связей в наборе объектов.

Спецификатор применяется в ассоциациях «один ко многим» и «многие ко многим» и указывает ключ идентификации объектов на стороне «многие» ассоциации классов.

Ассоциации классов.

обозначение

Название

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Ассоциация

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Специфицированная ассоциация (спецификатор – ключ идентификации)

Кардинальность.

0..1 – означает возможность существования не более одного связанного объекта на данном конце ассоциации.

1..* -означает существование более одного связанного объекта.

* - означает много связанных объектов.

Лекции и пример_испЛекции и пример_испЛекции и пример_испЛекции и пример_исп

«один ко многим»                                       «один к одному»

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

«многие ко многим».

Диаграмма объектов представляет собой вариант диаграммы классов и для нее используется та же система обозначений.

5.Диаграмма последовательностей

Диаграмма последовательностей иллюстрирует динамику взаимодействия объектов. Основным назначением диаграммы последовательностей является представление последовательности сообщений, которыми обмениваются объекты.

Диаграмма последовательностей состоит из набора объектов, каждый из которых имеет вертикальную линию, представляющую ход времени для данного объекта, время откладывается сверху вниз.

Система обозначений для диаграмм последовательностей.

обозначение

Название

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Объект и его «время жизни»

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Активность объекта

 

Каждый объект существует в системе в определенный промежуток времени, начиная с момента его создания и до момента его уничтожения, которое называется «временем жизни» объекта.

В течение некоторых интервалов времени жизни объект может быть активен. Это означает получение объектом управления и выполнение им определенных действий: отдельной операции, некоторого сценария или процедуры.

Объекты взаимодействуют путем приема и посылки друг другу сообщений с передачей управления. Простое сообщение означает последовательную передачу управления между объектами после завершения процедуры.

6.Диаграмма взаимодействия.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Диаграмма взаимодействия используется для описания процесса взаимодействия объектов, как и диаграмма последовательностей. Диаграмма взаимодействия показывает связи между объектами, относящиеся к определенному контексту. Если при описании системы более важно время и последовательность сообщений выбирают диаграмму последовательностей, если более важен контекст – диаграмму взаимодействия.

Поток сообщений изображается с помощью стрелки от одного объекта к другому. Сообщения могут сопровождаться комментариями, показывающими порядок посылки сообщений.

Компонентами могут быть модули исходного кода или исполняемые модули. Каждый компонент содержит информацию о логическом классе или классах, которые реализуются. Таким образом, представляется переход от логического представления системы к представлению реальных компонентов.

 

7.Диаграмма распределения.

Диаграмма распределения отображает физическую архитектуру программного обеспечения системы. На этой диаграмме связи между вычислительными машинами и устройствами (узлами). Внутри узлов могут располагаться исполняемые модули и объекты, относящиеся к компонентам данного узла.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

 

8.Элементы модели.

Отдельные понятия моделирования, используемые в диаграммах, называются элементами модели.

Каждый элемент модели имеет графическое представление, обозначающее этот элемент в диаграмме.

Одни и те же элементы модели могут использоваться в диаграммах разных типов. Примерами элементов модели являются классы, объекты, состояния, компоненты и др. Элементами модели являются также отношения элементов модели между собой.

Обозначение отношений элементов модели.

Класс

Символ связи

Класс

Название отношения

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Наследование/ специализация

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Агрегация

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Композиция

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Односторонняя ассоциация

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Двусторонняя композиция

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Зависимость

Определены следующие отношения между элементами модели:

1. Ассоциация. Это отношение классов, означающее наличие связи между соответствующими экземплярами классов или объектов.

2. Наследование/обобщение/специализация. Соединяет элемент с другим элементом, представляющим специализацию первого элемента. Специализированный элемент может содержать только дополнительную информацию, по сравнению с обобщенным элементом.

3. Зависимость. Показывает существование определенной зависимости одного элемента от другого. Изменения в независимом элементе влияют на зависящий от него элемент.

4. Агрегация. Форма ассоциации, означающая содержание внутри одного элемента других элементов.

5. Композиция. Форма организации, когда данный элемент владеет элементами, из которых он состоит. Подчиненные элементы возникают и уничтожаются в месте с главным элементом

6. Детализация. Связь между двумя описаниями одной сущности, принадлежащими разным уровням абстракции.

В UML определены также общие механизмы, применяемые в любых диаграммах. К общим механизмам относятся пакеты и примечания.

Общие механизмы.

обозначение

Название

Лекции и пример_исп

Примечание

Лекции и пример_исп

Имя пакета

 

Пакет

Лекции и пример_исп

Зависимый пакет

 
Лекции и пример_исп

Независимый пакет

 
Лекции и пример_исп

Зависимость

Пакет3

 

Пакет 2

 
Лекции и пример_исп

Пакет 1

 
Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Вложенные пакеты

 

 

Примечания являются текстовым пояснением к диаграмме или элементу модели.

Пакет представляет собой совокупность элементов модели, объединенных по общему признаку. Например, по принадлежности одной библиотеке компонентов.

Пакет может содержать любые элементы модели, допустимые в данном представлении. Между пакетами может существовать такая зависимость, что изменения одного пакета оказывают влияние на зависимый пакет. Несколько пакетов можно объединить в один пакет. Вложенность пакетов неограниченна.


9.Пример использования UML.

Разработка информационной системы «Отдел кадров».

Описание предметной области

В общем случае отдел кадров предприятия занимается приемом, перемещением и увольнением сотрудников предприятия. Деятельность отдела кадров осуществляется в соответствии со штатным расписанием (которое утверждается директором).

Основные документы:

1.личный листок сотрудника.

2.штатное расписание

3.организационная структура предприятия

4.другое (приказы, положения, КЗоТ и пр.).

Наша информационная система предназначена для абстрактного заказчика, поэтому набор требований к системе составим исходя из собственного представления о работе отдела кадров, который, впрочем, приблизительно соответствует реальности.

Сформулируем требования к системе:

1. ИС ОК предназначена для ввода, хранения и обработки информации о сотрудниках, работающих в организации, о штатном расписании и движении кадров.

2. Информация о сотрудниках должна включать их анкетные данные, которые при необходимости можно изменить.

3. ИС ОК должна обеспечить выполнение следующих действий, связанных с движением кадров (кадровые операции):

- прием сотрудника на работу;

- перевод сотрудника с одной должности на другую и из одного подразделения в другое;

- увольнение сотрудника.

4. ИС ОК должна поддерживать следующие категории приема на работу:

- постоянно;

- временно;

- по совместительству;

- по договору.

5. Один и тот же человек может быть принят на работу неограниченное количество раз в любой категории, кроме категории «постоянно». Исходя из каждого факта приема на работу, необходимо вести свою историю назначений сотрудника, увольнение по каждому назначению должно выполняться отдельно.

6. ИС ОК должна обеспечивать выполнение следующих операций под штатным расписанием (назовем их штатными операциями):

- создание нового подразделения в организации;

- создание новой штатной единицы в подразделении;

- ликвидация подразделения;

-сокращение штатной единицы в подразделении.

7. ИС ОК должна обеспечить ведение штатно-должностной книги с указанием списка сотрудников, назначенных на определенную должность. Для каждого сотрудника необходимо вести историю его назначения на разные должности с момента приема.

8. ИС ОК должна обеспечивать формирование документов сопровождающих производимые операции.

 1.Приказы:

Приказ о приеме сотрудника на работу.

Является результатом выполнения операции приема одного или нескольких сотрудников на работу и содержит следующие данные:

1). Название организации.

2). Номер приказа.

3). Дата составления приказа.

4). ФИО сотрудника.

5). Дата приема на работу.

6). Дата окончания срока работы.

7). Категория приема на работу: постоянно, временно, по совместительству, по договору.

8). Структурное подразделение (отдел, сектор).

9). Должность.

10). Оклад.

11). Процент от оклада.

12). Табельный номер штатной единицы.

Приказ о прекращении трудового договора является результатом операции увольнения сотрудника с занимаемой должности, содержит следующие данные:

1). Название организации.

2). Номер приказа.

3). ФИО сотрудника.

4). Дата увольнения.

5). Категория приема на работу.

6). Структурное подразделение (отдел, сектор).

7). Должность.

8). Оклад.

9). Процент от оклада.

10). Табельный номер штатной единицы.

11). Причина увольнения.

Приказ о переводе на другую работу является результатом выполнения операции перевода сотрудника на другую работу и содержит следующую информацию:

1). Название организации.

2). Номер приказа.

3). Дата составления приказа.

4). ФИО сотрудника.

5). Дата перевода.

6). Дата окончания срока перевода.

7). Информация о прежнем месте работы:

8). Категория приема на работу.

9). Структурное подразделение.

10). Должность.

11). Оклад.

12). Процент от оклада.

13). Табельный номер штатной единицы.

Информация о новом месте работы:

14). Категория приема на работу.

15). Структурное подразделение.

16). Должность.

17). Оклад.

18). Процент от оклада.

19). Табельный номер.

20). Причина перевода.

Мы перечислили приказы для кадровых операций, аналогично для штатных операций (операции со штатным расписанием) тоже существуют приказы. Например, приказ о создании нового подразделения и пр., для экономии времени мы их рассматривать не будем.

2. Информационные отчеты. В отделе кадров существует несколько видов документов (назовем их отчетами):

1). Штатное расписание с именами сотрудников.

Для всей организации или подразделения отображается список штатных должностей, сгруппированных по подразделениям. Для каждой штатной должности указывается сотрудник, назначенный на нее, и указываются вакансии. Для должности отображается ее название и возможно оклад. Для сотрудника – ФИО и дата приема на работу. В конце отчета отображаются итоги по количеству занятых штатных единиц и вакансий.

2). История назначения.

Для выбранного сотрудника отображается история его назначения на разные должности с момента его приема на работу.

3). Штатное расписание с численностью.

Для всей организации или выбранного подразделения отображается список штатных должностей, сгруппированных по подразделениям. Для каждой штатной должности указывается численность, т.е. количество занятых штатных единиц и размер оклада. В конце отчета подводятся итоги по общей численности и общей сумме окладов.

4). Количество занятых и вакантных должностей по подразделениям.

Отображается список всех штатных должностей, с указанием для каждой должности количества штатных единиц и количества занятых из них. Для подразделений и всего отчета подводятся итоги по общему количеству штатных единиц и занятых штатных единиц.

5). Просроченные вакансии.

Для заданной даты для выбранного подразделения или всей организации отображается список всех вакансий с указанием даты освобождения, которая должна предшествовать или совпадать с заданной датой.

6). Личные данные сотрудника с выборкой некоторых полей. Отображается часть анкетных данных выбранного сотрудника.

7). Справка о движении кадров по подразделениям.

Отображается список всех подразделений с указанием для каждого количества приемов на работу, переводов и увольнений.

8). Список сотрудников с выборкой некоторых полей. Отображается список сотрудников, сгруппированный по подразделениям, отвечающий критериям выборки. Например, все со специальностью программист или старше 60 лет и т.д.

Ограничения проектного решения.

1. Не ведется учет отпусков, командировок, больничных листов сотрудников.

2. ИС ОК не позволяет отслеживать историю проведенных операций со штатным расписанием, т.е. информация о штатном расписании в системе существует только на текущую дату.

Ограничения можно рассматривать как возможность для дальнейшего расширения функциональных возможностей системы.

Представление использования.

На основе требований и ограничений выделим классы пользователей системы и дадим описание системы с точки зрения пользователя. Составим диаграмму использования.

На диаграмме использования ИС ОК изображено множество аспектов использования и внешних субъектов системы ОК. При этом аспектом использования называется отдельная часть функциональных возможностей, представляемых системой. Внешним субъектом или субъектом использования называется любой субъект, использующий функциональные возможности (пользователь или другая система).

Линиями на диаграмме соединяются взаимодействующие элементы. Стрелки показывают направление от элементов, инициирующих взаимодействие.

В ИС ОК выделим три класса пользователей или три роли. Этим ролям соответствуют три внешних субъекта, представленных на диаграмме.

1. Зав.кадрами – отвечает за управление данными о персонале организации.

2. Зав.штатным расписанием – отвечает за управление данными о штатном расписании.

3. Администратор – имеет право полного управления системой.

Разделив множество функциональных аспектов системы на две части можно выделить две подсистемы ИС ОК.

1. Подсистема «Управление персоналом».

2. Подсистема «Штатное расписание».


Диаграмма использования  ИС ОК.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп


Диаграмма использования подсистемы «Управление персоналом».

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Диаграмма использования подсистемы «Штатное расписание».

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

 


Подсистема «Управление персоналом» предназначена для работы с информацией о сотрудниках и управления движением персонала. С этой подсистемой взаимодействует внешний субъект «Зав.кадрами».

Подсистема «Штатное расписание» предназначена для работы со штатным расписанием. С этой подсистемой взаимодействует внешний субъект «Зав.штатным расписанием».

Управлять общими подсистемами разрешается внешнему субъекту «Администратор», под которой понимается специалист, сопровождающий систему ОК.

Каждая из подсистем имеет свои аспекты использования, связанные с соответствующими внешними субъектами.

Выделим следующие аспекты использования.

1. Выполнение операций, определенных в подсистемах «Управление персоналом» и «Штатное расписание».

2. Подготовка и печать отчетов о проведенной операции и других документов.

3. Просмотр таблиц в подсистеме (таблиц БД Access).

4. Правка таблиц в подсистеме непосредственным редактированием (таблиц БД Access).

5. Архивирование содержимого базы данных и удаление устаревших данных.

6. Протоколирование выполненных операций.

Подсистемы связаны между собой: изменение данных в одной из них может  повлечь изменение данных в другой (сокращение штатной должности штатного расписания сопровождается перемещением или увольнением сотрудника в подсистеме «Управление персоналом»).

Создание модели данных ИС ОК.

В соответствии с требованиями в системе выделим в модели следующие категории данных:

1. О сотрудниках.

2. О штатном расписании.

3. О занятости сотрудников, отражающие взаимосвязь 1-й и 2-й категорий или модели.

4. О кадрах организаций.

Модель данных о сотрудниках предназначена для хранения информации о персонале организации.

Модель данных о сотрудниках (диаграмма классов).

Квалификаторы ассоциации

 
Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

В модели данных о сотрудниках основой является таблица «Личные данные». Каждому сотруднику соответствует единственная запись в этой таблице, которая имеет уникальный ключ – личный номер сотрудника.

Отдельные поля таблицы требуют хранения повторяющихся ключей (например, строки названия специальности). Такие значения выделены в отдельные таблицы-справочники, в которых дополнительно создано ключевое поле «Код». С этими таблицами установлено отношение «один ко многим» с помощью внещних ключей (в виде квалификаторов ассоциации).

Компонентное представление.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

 

Представление распределение.

 

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Диаграмма активности ИС ОК «Прием на работу».

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп


10.Объектно-ориентированная технология проектирования ИС.

Для объектно-ориентированной технологии характерно последовательное расширение и уточнение моделей на различных этапах жизненного цикла ИС.

Технология объектно-ориентированного проектирования ИС показана на рис.1.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Рис.1. Технология объектно-ориентированного проектирования ИС.

1. Анализ системных требований (рис.2).

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Рис.2. Технология анализа требований к ИС.

На входе этапа анализа системных требований используется описание организационно-экономической, организационно-технологической или технологической системы, полученное в ходе работ по обследованию и анализу объекта управления, предметной области или бизнес-процессов. Эти материалы содержат описание организационной структуры, структуры материальных, финансовых, информационных потоков или сигналов, датчиков, технических средств и алгоритмов управления для технологических систем. Эти описания могут быть выполнены с помощью естественного языка и традиционных средств графического отображения, либо с помощью диаграмм. Структура основных объектов описывается в соответствии с требованиями модели классов объектов.

Анализ системных требований начинается с идентификации основных сценариев поведения и объектов сущностей, которые будут применяться в системе. Эти работы могут выполняться параллельно.

Разработка диаграммы сценариев поведения предполагает выделение тех последовательностей транзакций (обменов сообщениями), которые будут автоматизировать требуемые процессы. При этом определяются основные пользователи – актеры, взаимодействующие со сценариями поведения.

Разработка диаграммы классов объектов включает определение состава основных атрибутов и характера взаимосвязей классов объектов.

Разработка диаграммы состояний (активности) осуществляется только для классов объектов со сложным поведением. При этом рассматриваются все сценарии поведения, в которых объекты данного класса используются и меняют свои состояния.

Разработка диаграммы пакетов осуществляется путем декомпозиции группировки классов объектов по подсистемам. При этом выделяются функциональные пакеты, которые объединяют классы объектов, реализующие функции управления, пакеты с нормативно-справочной информацией, общие для функциональных пакетов и прочие.

2. Логическое проектирование ИС.

На этом этапе логического проектирования ИС производится детализация моделей сценариев поведения, классов объектов, состояний, пакетов и разработка моделей взаимодействия объектов и сценариев поведения (рис.3).

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Рис.3 Технология логического проектирования ИС.

На этапе логического проектирования ИС выполняются следующие действия:

1. Детализация диаграмм сценариев поведения, т.е. выделяются сценарии поведения, расширяющие и уточняющие набор функций основных сценариев поведения или из нескольких сценариев поведения, могут быть выделены общие функции в самостоятельные сценарии поведения. При этом задаются отношения расширения и включения.

2. Детализация диаграмм классов объектов выполняется путем уточнения классов объектов-сущностей и добавления интерфейсных и управляющих классов объектов. Интерфейсные классы объектов соответствуют актерам, а управляющие классы объектов сценариям поведения.

3. Уточнение диаграммы состояний объектов выполняется в связи с детализацией диаграммы сценариев поведения и классов объектов.

4. Разработка диаграммы взаимодействий объектов выполняется для каждого сценария поведения с учетом диаграмм классов и состояний. Сообщение от одного объекта к другому в диаграмме взаимодействия должно соответствовать событию, вызывающему изменение состояния объекта, получателя сообщения в диаграмме состояний. Внешнее событие в диаграмме взаимодействий, вызываемое актером, соответствует событию, осуществляющему переход состояния объекта в диаграмме состояний. Диаграмму взаимодействия объектов формирует набор методов обработки объектов.

5. Разработка диаграммы активности уточняет характер взаимодействия объектов в нескольких сценариях поведения. Диаграммы активности дают спецификацию алгоритмов для последующего программирования процедур этих методов.

6. Детализация диаграммы пакетов используется при уточнении состава классов объектов-сущностей и появлением интерфейсных и управляющих объектов, которые могут быть выделены в самостоятельные пакеты.

Физическое проектирование ИС.

На этапе физического проектирования производится детализация диаграмм классов объектов и пакетов с точки зрения их реализации в конкретной программно-технической среде.

1. Спецификация физической реализации предполагает определение форматов данных для атрибутов и методов реализации отношений классов объектов, а именно ключей, указателей, процедур.

2. Детализация диаграммы пакетов предполагает разработку обеспечения компонентов: баз данных, вспомогательных функций. Разработка диаграмм компонентов и размещения компонентов определяет схему размещения компонентов по узлам вычислительной сети, например, в технологию клиент-сервер.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Рис. 4. Технология физического проектирования ИС.

Реализация ИС.

На этапе реализации выполняется генерация кодов классов объектов, программирование процедур методов классов объектов, формирование баз данных и прочее.

Лекции и пример_испЛекции и пример_исп

Генерация классов объектов и шаблонов процедур методов классов объектов выполняется в конкретной объектно-ориентированной среде программирования. Программирование процедур методов класса объектов выполняется с использованием конкретного объектно-ориентированного языка программирования на основе шаблонов процедур методов класса объектов по спецификациям диаграмм активности и состояний объектов.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика