andrey

Путь к Файлу: /2 КУРС / Информатика ИнИ второй семестр / Теоретические работы / Теоретическая работа Б.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   05.01.2015
Размер:   168.5 КБ
СКАЧАТЬ

Теоретическая работа БТеоретическая работа Б.

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL

1. Алфавит языка

Как и любой другой язык программирования, Pascal имеет евой алфавит - набор символов, разрешенных к использованию и воспринимаемых компилятором. Допустимые в языке символы (или группы символов, рассматриваемых как единое целое) можно условно разбить на четыре группы:

• символы, используемые в идентификаторах;

• разделители;

• специальные символы;

• неиспользуемые символы.

1.1. Символы, используемые в идентификаторах

Теоретическая работа БИдентификатор - имя любого объекта программы - может включать буквы^ цифры и символ подчеркивания. В качестве букв можно использовать латинские строчные и прописные буквы: A,B,C,D,... ,Z и a,b,c,d,... ,z.

Теоретическая работа БПри этом компилятор не различает прописные и строчные буквы. Идентификаторы FILENAME, filename и FileName - это одно и тоже.

В идендификатор можно включать 10 арабских цифр от 0 до 9. В идентификаторе они могут присутствовать в любой позиции кроме первой. Примеры идентификаторов с использованием цифр:

А101, name2, prim

Символ подчеркивания "_" может находиться в любой позиции идентификатора. Примеры идентификаторов с использованием подчеркивания: My_name       Squre_1 His_family      Squre_2 _House

Именно из этих символов (и только из них!) конструируются идентификаторы Длина идентификаторов формально не ограничена, но различаются в них лишь первые 63 символа, остальные игнорируются. Рекомендуется при выборе идентификаторе: использовать содержательные идентификаторы, т.е. выбирать такие имена, которы; отражают их назначение. Например, если программа предназначена для сортировк> массива чисел, то ее можно назвать sort, если в переменной хранится год рождения -Year, если в переменной вычисляется сумма чисел - Sum и т.п.

Помимо идентификаторов буквы могут использоваться в строковых констанпх служебных словах и комментариях. Следует подчеркнуть, что в строках символов »■ комментариях строчные и прописные буквы различаются!

Цифры также могут использоваться в изображении числовых констант. Напримег 10.85    0.07      1689

1.2. Разделители

Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чнсс.: зарезервированных слов. В качестве разделителей можно использовать: • пробел;

20


• любой управляющий символ (коды от 0 до 31);

• комментарий.

3 любом месте, где можно поместить один разделитель, их можно поместить лю- t количество и в любом сочетании. Это позволяет более наглядно представить  vrypy программы.

•[омментарии заключаются в скобки вида { }, либо (* *) и могут занимать любое ГГ? строк.

J Специальные символы '! специальным символам, выполняющим в языке определенные функции, отно-

• знаки пунктуации;

• знаки операций;

• зарезервированные слова.

Знаки пунктуации используются для различных целей: для выделения индексов -»..,ивов, параметров, строковых переменных, для разделения различных элементов

-гимер, границ диапазона), для обозначения некоторых объектов (например, -^зляющих символов, указателей и т.п.). Полный перечень допустимых знаков • v-туации приведен в Приложении 2. Со способами использования этих знаков в

е будем знакомиться постепенно.

Знаки операций предназначены для обозначения тех или иных арифметических,

ческих или других действий. Они бывают двух типов: состоящие из однобуквен-I  символов (например + - * /) и буквенные операции (например, not, div, mod и т.д.),

:;тавляющие собой зарезервированные слова. Полный перечень операций можно

?треть в Приложении 3.

Зарезервированные слова включают служебные слова (например, begin (означает л _ло тела программы), end (конец), external, forward и т.д. Служебные слова можно

льзовать только по их прямому назначению. Полный перечень зарезервированных ■'• - Turbo Pascal 7.0 приводится в Приложении /.

- Неиспользуемые символы

Некоторые символы, такие как, например %, & и буквы русского алфавита не ис-: злтотся в Turbo Pascal, но их можно использовать в комментариях и символьных

■ :<ах.

Структура программы

Программа на языке Pascal имеет следующую структуру:

program <имя>; <блок описания данных> begin

<оператор 1>; <оператор 2>;

<оператор N> end.

С заголовок программы;

С начало исполняемой части программы; С текст ("тело") программы;

21


Рассмотрим пример программы, вычисляющей произведение двух чисел:

Теоретическая работа БТеоретическая работа БПример 1:

program MULT;  {заголовок программы}

var X,Y,REZ: real;              {раздел объявления переменных}

begin      {начало тела программы}

write('Введите первое число: ');      {вывод текста на экран}

readln(X);              {ввод числа}

write('Введите второе число: ');     {вывод текста на экран}

readln(Y);              {ввод числа}

REZ:=X*Y;          {определение произведения}

writeln('Произв.чисел = \REZ:5:2)  {вывод результата на экран}

end.        {конец программы}

Заголовок программы начинается с ключевого слова program, за которым следует имя программы. Завершается заголовок символом ";". Заголовок может располагаться только в начале программы. Особенностью среды Turbo Pascal является то, что для него заголовок программы необязателен. Поэтому заголовок играет скорее декоративную роль и предоставляет пользователю удобство для обозначения программы.

За заголовком программы следуют блоки описания данных, содержащий характеристики той информации, с которой будет работать программа. Среди данных могут быть постоянные величины (не изменяющие своего значения на протяжении всей работы программы) и переменные величины (которые могут менять свои значения). В приведенном примере имеется блок описания переменных, начинающийся ключевым словом var.

Следом за блоком описаний следует тело программы, которое состоит из трех частей:

• начало тела программы - ключевое слово Begin ;

• исполняемая часть программы, в которой записываются все команды, отделяемые друг от друга символом " ";

• конец тела программы - ключевое слово end с точкой: End« (точка обязательна!).

В приведенном примере в исполняемой части программы записаны команды вывода текста на экран, команды чтения информации с экрана (ввод данных) и команда присваивания.

Обратите внимание на текст, заключенный в фигурные скобки { и }. В таких скобках располагаются комментарии. Комментарии предназначены не для компьютера, а для различных пояснений программистам, читающим тексты программ. Компилятор текст, содержащийся в таких скобках, просто пропускает.

3. Типы данных

Прежде чем говорить о типах данных, договоримся о том, что мы будем понимать под самыми данными.

Теоретическая работа Б Данные - это совокупность информации, с которой оперирует ЭВМ при решении конкретной задачи.

Теоретическая работа БДля того, чтобы программа могла работать с данными, они должны быть описаны в блоке описания данных.

22


Теоретическая работа БТеоретическая работа БДля обозначения данных используются идентификаторы. Требования к идентификаторам изложены в п. 1.1.

Среди данных могут быть константы и переменные. Константы - это постоянные величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы. Кон-:~2нты описываются в блоке описания констант в следующем виде: Const <идентификатор>=<значение константы>;

Например:

Const         {Ключевое слово, с которого начинается блок констант} Р1=3.14; Year=1994;

Gr=\H';      {символьные константы заключаются в апострофы} В программе блок описания констант располагается выше блока описания пере-^нных VAR.

Переменные - это такие данные, которые могут меняться в процессе выполнения тгограммы. Описание переменных имеет следующий вид: Var Идентификатор 1> : <тип переменной>; <щентификатор2> : <тип переменной>;

Теоретическая работа БПод типом данных понимается множество допустимых значений этих данных, а также совокупность операций над ними.

Теоретическая работа БВ языке среды Turbo Pascal выделяется несколько групп типов данных. Каждая г ппа в свою очередь также имеет свое разделение. Мы рассмотрим пока лишь стан-^гчные типы данных.

К стандартным относятся следующие типы данных: целый, вещественный, сим-i:льный и строковый.

5.1. Целый тип

Переменные целого типа могут содержать только целые числовые значения. Для асисания целых переменных используется ключевое слово integer. Переменная целого Tina (типа integer) может принимать любое значение из диапазона от -32768 до 32767. Примером величин, которые могут принимать только целое значение может быть: год пк ждения, номер квартиры, количество детей и т.п.

Константы целого типа записываются так же, как в математике:

234    10000 -11381      9999 Для удобства пользователей в языке Turbo Pascal имеется несколько целых типов:

Тип данных

Диапазон допустимых значений

Выделяемая память

Shortint

-128...127

1 байт

Integer

-32768...32767

2 байта

Longint

-2147483648...214748364

4 байта

Byte

0...255

1 байт

Word

0...65535

2 байта


Теоретическая работа Б3.2. Вещественный тип

Вещественный тип данных используется для описания вещественных переменных, т.е. таких переменных, значением которых может быть вещественное или целое число. Например:

19.56       0.05       -879.17

Следует обратить внимание на то, что в записи вещественных чисел вместо десятичной запятой (как принято в математике), используется десятичная точка!

Обычная запись

Очень большие и очень маленькие числа в математике принято записывать в специальной форме с помощью умножения значащих цифр на степень 10. В языке Pascal такая запись называется записью числа в плавающем виде и имеет вид:

Запись в плавающем виде

1.3652Е+8 9.109Е-28

1.3652*10^ 9.109-1028

Основной вещественный тип в языке - тип Real. Однако в языке Turbo Pascal on-

 

Тип

Диапазон

Знач. цифр

Память

Real

-2.9-10" ...1.7Ч038

11-12

6 байт

Single

-1.5-10'45...3.4-1038

7-8

4 байта

Double

-5.0«10"J24...3.4-10308

15-16

8 байт

Extended

-3.4.10-yj2...l.l-104y32

19-20

10 байт

3.3.         Символьный тип

Символьный тип используется для описания данных символьного типа, т.е. для описания таких данных, значением которых может быть любой символ, имеющийся на клавиатуре ЭВМ. Если точнее, то полный набор ASCII-символов. Для описания символьных данных используется ключевое слово Char. Константы символьного типа обязательно заключаются в апострофы. Например: 'F'        '@'        'Ю'            7'

Значением переменной символьного типа может быть ОДИН СИМВОЛ (буква, цифра, знак препинания и т.п.). Например:

var CLASS: char; {Объявлена переменная, значением которой может быть один

символ}

В памяти компьютера под переменную данного типа отводится один байт.

3.4.         Логический тип

Логический или, так называемый, булевский тип может принимать одно из двух значений: True (истина) или False (ложь). Для описания логических переменных используется ключевое слово Boolean.

Над значениями логического типа допустимы операции сравнения, причем считается, что False<True Значения логического типа занимают 1 байт памяти.

3.5.         Строковый тип данных

Строго говоря, данных тип не является стандартным в языке Pascal. Однако мы будем считать его таковым. Строковый тип данных используется для работы с текстами, представляемые в виде строки. Максимальный размер текста, который можно записать


Теоретическая работа Б-               леременную данного типа, равен 255 символам. Переменные строкового типа описы- ^-отся с помощью ключевогослова String.

Константы строкового типа представляют собой произвольный текст, заключений в АПОСТРОФЫ.

Например:

'Ваши доходы ?'      '2+4=7'    'Pentagon + ... = Love'

' .5. Пример описания данных

Рассмотрим следующий пример. Пусть в программе требуется обрабатывать сле-г ющую информацию: число и номер месяца, количество отгруженных вагонов, вес i_ она, номер вагона, литера вагона (одна буква) и общий вес вагонов. Как следует ~нсать эти данные? Для начала необходимо для каждой переменной придумать на-*ание - идентификатор. Пусть мы обозначили их последовательно следующим образе: Date, Month, Kol, Weight, Number, Lit, Sum.

Далее следует проанализировать, какие значения могут принимать эти данные? В •сзультате блок описания переменых может получить следующий вид: Var

Date,Month,Kol,Number    :   Integer;

Weight,Sum          :   Real;

lit             :  Char;

Speech   :   string;

*              Команда присваивания

Пожалуй, одна из самых распространенных команд - это команда присваивания. В гнведенном выше Примере 1 это была команда:

REZ:=X*Y;

•              1жно обратить внимание на следующее. Эта команда всегда имеет следующую

-■■■туктуру:

<идентификатор>:=<выражение> По данной команде выполняются следующие действия:

• вычисляется значение выражения, стоящего в правой части;

• переменная величина, имя которой стоит в левой части, принимает вычисленное значение.

Выражение - это синтаксическая единица языка, определяющая способ вычисления ~с которого значения. Выражения формируются в соответствии с рядом правил из кон-

-               1НТ, переменных, знаков операций и круглых скобок.

Примеры команд присваивания:

program exO;

тгаг > um,Weight,kol:intege  {Переменные ЦЕЛОГО типа}

Г'

4ez,X,Y : Real;     {Переменные ВЕЩЕСТВЕННОГО типа}

1 it: char;               {Переменная СИМВОЛЬНОГО типа}

iame,num : String;               {Переменные СТРОКОВОГО типа}

Begin      {Начало тела программы}

iVeight:=1OOO;   {Переменной Weight присвоить значение 1000}


kol :=25; Sum:=Weight*kol;

X:=10.25;Y:=7.5; Rez:=(X+Y)/5;

{Переменной kol присвоить значение 25} {Переменной Sum присвоить значение произведения чисел, хранящихся в переменных Weight и kol}

{Как Вы думаете, чему будет соответствовать значение переменной Rez после такого присваивания?}

Lit:='j';   {Переменной Lit присвоить значение - символ j}

х\ате:='Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет';

num:='12.5';         {Обратите внимание на то, что текст, записанный в пе-

ременную строкового типа, представляет собой вещественное число. Но по синтаксису языка Pascal это вовсе не число, а текст - ведь он заключен в апострофы!} end.         {Конец тела программы}

4.1. Операции

Все операции в языке Turbo Pascal можно рзбить на следующие группы:

• арифметические операции;

• логические операции;.

• операции отношения.

Кроме перечисленных операций еще имеются операции с битами информации, ее строками и адресные операции. Последние мы пока не будем рассматривать.

Арифметические операции применимы только к величинам целых и вещественны? типов. Их можно разбить на унарные и бинарные.

Унарный знак +, поставленный перед величиной целого или вещественного типа. не оказывает никакого влияния на значение этой величины. Унарный знак -, поставленный перед величиной целого или вещественного типа, приводит к изменению знака величины. Полный перечень бинарных арифметических операций приведен в Приложении 3.

Следует отметить набор операций, в которых в качестве операндов выступают переменные или константы ЦЕЛОГО типа и дающий в результате ЦЕЛЫЕ ЗНА ЧЕНИЯ.

Пусть переменные А,В,С описаны следующим образом:

var A,B,C : integer; {или любой другой ЦЕЛЫЙ тип}

Операция

Название

Тип операнда

Примеры

+

сложение

любой числовой

А:=5; В:=10; С~А+В; {вС-число 15}

-

вычитание

любой числовой

А:=5; В:=10; С:=А-В; {в С-число (-5)}

*

Умножение

любой числовой

А:=5; В:=10; С:=А*В; {в С число 50}

div

целочисленное деление

Только целый тип

А:=5;В:=2; C:=AdivB; {в С-число2}

mod

остаток от делении нацело

Только целый тип

А:=5; В:=2; C:=AmodB; {в С - число 1}


26


Обратите ВНИМАНИЕ на то, что:


t если Вы хотите выполнять операции с целыми числами и получать в результате целые значения, не используйте операцию деления (/). Для таких целей допустимо использовать либо операцию DIV, либо MOD;

'1 ЗАПОМНИТЕ, что целой переменной присвоить ВЕЩЕСТВЕННОЕ значение НЕЛЬЗЯ. Компилятор в случае попытки выполнить такое действие выдаст ошибку! ВЕЩЕСТВЕННОЙ переменной присвоить ЦЕЛОЕ значение МОЖНО!

Логические операции применяются только к величинам логического типа. Результат операций - тоже логического типа. Имеется одна унарная операция not (ОТРИЦАНИЕ) и три бинарные операции and (И), or (ИЛИ) и хог (ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ). Годный перечень логических операций приводится в Приложении 3.

Операции отношения предназначены для сравнения двух величин (величины долж-*ы. быть сравнимых типов). Результат сравнения имеет логический тип. Операции отопления следующие: =, о, <, <=, >=, >. Назначение этих операций описано в Прило-

ж.

сгний 3.

-4L2. Стандартные функции

В языке Pascal существует ряд заранее разработанных подпрограмм-функций, ко-~ рые можно использовать как готовые объекты. Они объединены в библиотеку стандартных модулей . Это целый ряд арифметических функций, позволяющих ра-' тать с тригонометрическими и логарифмическими функциями (Sin, Cos, Arctan, Ln, Exp, Sqr, Sqrt, Int, Abs, Pi). Это набор функций, предназначенный для преобра-вания типов величин (например, символа в целое число, вещественного числа в це-: с и т.п.): Chr, High, Low, Ord, Round, Trunc. Имеются в библиотеке стандартных модулей и функции, позволяющие выполнять действия над величинами порядкового ~ша.

Это: Odd, Pred, Succ. Полный перечень стандартных функций и их описание пригодятся в Приложении 5.

Примеры использования стандартных функций:

-. =Sin(X); {Определение значения синуса угла X. Имейте ввиду, что угол для всех тригонометричеких функций задается в радианах. Перевод из градусной меры угла в радианную осуществляется по формуле:

R =          , где 71=3.141592..., а - величина угла в градусах.}

180

•> =Round(R); {Округление числа R до ближайшего целого. Например, S:=Round(5.55) - в S будет число 6 S:=Round(5.49) - в S будет число 5 Результат данной функции ВСЕГДА целое число}

>:=Trunc(R);   {Результат данной функции также ВСЕГДА целое число. Функция Trunc отбрасывает дробную часть числа. Например: S:=Tranc(5.55) - в S будет число 5. S:=Trunc(5.45) - в S будет число 5}

4.3. Запись выражений

Для записи арифметических выражений применяется линейная форма записи, т.е. все зыражения записываются в одну строку. Например:

Теоретическая работа БМодулем в языке Pascal называют специальным образом оформленную библиотеку подпрограмм.


Математическая запись

Запись в программе

a+b

2

(а+Ь)/2

a(b + l) 4

а*(Ь+1)/4

®° Команда присваивания будет выполнена только в том случае, если тип идентификатора и тип вычисленного значения совместимы. Иначе произойдет прерывание работы программы или будет получен некорректный результат. Поэтом обеспечить соответствие типов - это прежде всего задача автора программы.

5. Простейшие команды ввода и вывода информации

5.1. Вывод информации

Чтобы вывести на экран дисплея какую-то информацию (текст или значения переменных), используется команда вывода WRITE, которая записывается следующим образом:

WRITE(<cnncoK вывода>);

В списке вывода могут быть имена переменных или тексты. Например. WRITE(A,B);

Если значения переменных следующие: А:=3, В:=15, то в результате выполнения команды WRITE(A,B) на экране дисплея выведется:

3              15

"^ Обратите внимание,  что вместо имен переменных на экран выводятсяи значения этих переменных.

Для того, чтобы вывести на экран дисплея текст, необходимо выводимый текст заключить в апострофы. Так, по команде WRITE('Ah да мы!'); на экране дисплея выведется:   Аи да мы!_

^ Обратите внимание, что на экран текст выводится без кавычек, а курсор размещается сразу за текстом!

В списке вывода команды WRITE может быть сколько угодно элементов. Они должны обязательно отделяться друг от друга запятой.

Рассмотрим следующую небольшую программу:

PROGRAM CIRCULE; { Программа вычисления площади и длины окружности } CONST

Р1=3.14159; VAR R,S,L:REAL; BEGIN

R:=73.34;              { радиус окружности }

S:=PI*R*R;          { площадь круга }

L:=2*PI*R;          { длина окружности }

WRITE( Площадь круга S=',S,' Длина окружности L=',L); END.

28


В результате выполнения данной программы на экран дисплея будет выведена - г дующая информация:

Площадь круга S=1.689784E+04 Длина окружности=4.608084Е+02

Кроме команды WRITE имеется еще одна команда вывода информации. Это ко-*±нда WRITELN. Синтаксис и правила работы с этой командой абсолютно такие же, нсд у команды WRITE. Единственным отличием является то, что после выполнения ь: манды WRITELN курсор переходит к началу следующей строки. Рассмотрим две тгограммы:

PROGRAM SI;  PROGRAM S2;

BEGIN   BEGIN

WRITE('CJiyXH'); WRITELN('CJiyXH');

WRITE('XO^T'); WRITELN('XO,^T');

WRITE('PtfflOM') WRITELN('PЯДOM')

END. END.

В результате работы программы SI на экран дисплея будет выведено:

СЛУХИХОДЯТРЯДОМ Программа S2 выведет на экран:

СЛУХИ   \

ходят

РЯДОМ

Таким образом, при использовании команды WRITE курсор после окончания вы-нения команды остается в той же строке, и следующая команда вывода будет вы-зггь информацию в той же строке. Команда же WRITELN осуществляет подготовку зыполнению следующей команды вывода. Поэтому на практике этим активно польется и перед началом вывода информации записывают команду WRITELN без па-четров.

L2. Ввод информации

Для того, чтобы можно было работать с какой-то переменной величиной, необхо-»мо задать ее значение. Первый путь - присвоить ей значение с помощью команды осваивания. Этот путь имеет существенные недостатки. Разберем его на примере гограммы CIRCULE (см. раздел 5.1). Эта программа годится только для того, чтобы зг-шслить S и L для окружности радиуса 73.34. Для того, чтобы вычислить S и L для 1«*оужности другого радиуса, необходимо написать (или изменить старую) программу, «.:торая будет отличаться лишь одной командой:

R:=<3Ha4eHne>;

Избежать этого поможет другой путь задания значения переменной - включить в тгограмму команду, которая

• в нужный момент запрашивала бы у человека значение переменной,

• а после задания человеком этого значения присваивала бы его этой переменной.

Такая команда называется командой ввода и имеет следующую структуру:

READLN(<cnncoK переменных>)


Встретив в программе такую команду, компьютер приостанавливает выполнение программы и ждет, когда с клавиатуры дисплея будут введены значения4. После ввода она присваивает эти значения соответствующим переменным.

Например, если в программе есть команда

READLN(A,B)

то как только компьютер дойдет до выполнения этой команды, он остановится в ожидании ответа. Если на клавиатуре будет набрано:

15.76 21

и затем нажата клавиша <ENTER>, то переменные А и В примут следующие значения:

А=15.76   В=21

Следует заметить, что человек, сидящий за дисплеем, может не знать или не помнить, какие значения и в каком порядке ему следует вводить в машину. Поэтому при написании программы следует команды ввода предварять командами вывода, содержащими пояснения. Например, если мы хотим, чтобы с экрана были введены длина и ширина прямоугольника, которые в программе обозначены соответственно L и Н, то это можно было бы сделать с помощью следующей последовательности команд:

WRITELN;

\ЛИ?1ТЕ('Введите длину прямоугольника');

READLN(L);

\Л^1ТЕ('Введите ширину прямоугольника'); READLN(H);

Рекомендуем в дальнейшем использовать только комментированный ввод данных!

Программа CIRC, приведенная в разделе 5.1, с использованием команд ввода и вывода будет иметь следующий вид: PROGRAM CIRC;

{ Программа вычисления площади и длины окружности }

CONST

Р1=3.14159; VAR

R,S,L:REAL; BEGIN

WRITELN; {пустой ввод - готовимся к вводу информации }

WRITE('BBeflHTe радиус окружности:'); { вывод текста }

READLN(R);        { ввод радиуса окружности }

S:=PI*R*R;          { вычисление площади круга }

L:=2*PI*R;          { вычисление длины окружности }

\Л^1ТЕ('Площадь круга S=',S,' Длина окружности L=',L); END.

Вопросы для контроля

(1) Какова структура программы на языке Pascal?

(2) Для чего нужны и как записываются идентификаторы? Какие из следующих в могут быть использованы в качестве идентификаторов:

Теоретическая работа БВвод данных в этом случае выполняется следующим образом: набираются числа, ПРОБЕЛОМ, или текст, после чего следует нажать клавишу <ENTER>.

30


а)

begin

ж)

help+me

н)

#1

б)

beginend

з)

help me

о)

sin

в)

IBM

и)

helpme

п)

***********

г)

1999space

к)

буфер 1

р)

Keyboard

д)

1999

л)

КОАЛИЦИЯ

с)

a.b.c

е)

space1999

м)

number_school

т)

hungry...с


g

5)   В каком порядке выполняются команды? Что напечатает каждый из приведенных фрагментов:

а)   у:=3;                в)    «:=3;               б)    rate:=5;          p)   Num:=2;

х:=у+1;    w:=w+1;                time:=4; Cbnum:=num*num*num;

writeln(x,' ',y);         q:=2*w;               junk:=rate-time;  writeln(cbnum,' ',num*num);

y:=y+1;  writeln(w,",q);         dist:=rate*time;

x:=3;      write(rate,' '.time,'', junk,' ',dist);

writeln(x,' ',y);

4)  Найдите    ошибки    в    записи    арифметических   выражений    на   языке программирования Pascal:

Математическая запись

Запись на языке Pascal

(а)

2а+Ь

• 2a+,b

(б)

-           а + Ь

 

 

c + d

a+b/c+d

(в)

(a+2b)2

(a+2*b)2

(г)

|х-12|

absx-12

(Д)

2 + VT

2 + Vi

Что такое «ключевое слово»? Что произойдет, если ключевое слово записано

неправильно?

■>

?)  Может ли существовать программа, в которой нет ни одной команды вывода? ")  Сколько элементов вывода может быть в команде вывода? Чем они отделяются

друг от друга? 3)  Какое самое маленькое целое число может быть использовано в программе на

языке Pascal? Самое большое? Э)  Что вы предпочитаете использовать при записи вещественных констант в

программе: десятичную запятую или десятичную точку? Мотивируйте свой

ответ.

10) Какие символы могут входить в состав числовой константы?    Текстовой константы?

11) Будут ли отличаться результаты выполнения команд    write( 125+25);  и write('125+25')?

12) Является ли обязательным символ ";" в программе? Приведите пример программы, где нет ни одной точки с запятой. Назовите ситуации, в которых можно не ставить точку с запятой (;).

13) Для чего используются комментарии в программах?

14) Для чего предназначена команда ввода?

10)


31

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика