andrey

Путь к Файлу: /1 КУРС / ИНФОРМАТИКА / ПРАКТИКА / Кошелев - Введение в экономику - Практикум 2.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   05.01.2015
Размер:   256.5 КБ
СКАЧАТЬ

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории

И.Н. Сосунова

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Практикум

для студентов заочной (дистанционной )

формы обучения

Екатеринбург 2006

ВВЕДЕНИЕ

Критерием успешного освоения любой теории, в том числе и экономической, является возможность ее уверенного использования для  принятия эффективных управленческих решений в конкретных ситуациях окружающей нас экономической реальности. Научить эффективно использовать экономические знания в реальных практических условиях и есть основная цель настоящего учебного пособия, являющегося логическим продолжением учебного пособия «Введение в экономику».

Являясь по существу приложением к данному учебному пособию и сохраняя его концепцию, «Практикум» полностью соответствует ему как по структуре, так и по форме подачи материала. Практикум предназначен для закрепления полученных знаний.

ИНСТРУКЦИЯ

Задачи, предлагаемые в практикуме к каждой теме, различаются по типу и расположению в порядке, соответствующем последовательности работы над ними.

Способы выполнения всех типов заданий подробно описаны в исходных условиях. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно прочтите условия. Важно иметь ясное представление о том, что требуется сделать. Мысленно выберите алгоритм достижения цели, выполните необходимые расчеты или сделайте требуемое умозаключение.

В расчетных задачах может быть использован калькулятор, Ряд задач сопровождается примерами решений.

 

Методика выполнения задания по практикуму

Практикум предназначен для закрепления теоретических знаний.

В практикуме включены задания в текстовой форме, а также расчетные задачи, которые требуют применения формул и, иногда, построение графиков. Для выполнения заданий практикума необходимо:

· Знать значения терминов и понятий;

· Уметь рассуждать и делать выводы при выборе ответов;

· Уметь производить вычисления в уме или при помощи калькулятора;

· Уметь с троить графики по точкам.

При решении задач необходимо использовать следующий алгоритм работы:

· Проанализировать условие задачи;

· Выбрать метод поиска решений;

· Выполнить, при необходимости , вычисления;

· Заполнить (или отметить способом, указанном в инструкции) вариант ответа.

Тема 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ

Программное содержание темы

1.Понятие экономики. Человек объект и субъект экономической деятельности. Потребности человека и их классификация. Иерархия потребностей по Маслоу. Закон возвышения потребностей.

2.Труд как основа жизнедеятельности человека. Содержание и характер труда. Экономическое и внеэкономическое принуждение к труду. Мотивы и стимулы к труду.

3.Модели человека в экономической теории. Проблема рациональности в экономическом поведении человека.

Задание 1.

Переместите термины, приведенные в правой колонке под соответствующие  им определения в левой колонке.

Определения

Термины

1.

Направление экономической науки, которая дает оценку экономическим явлениям, изучает, что должно быть

 Функциональная зависимость

Экономическая модель

Сравнительный анализ

Дисконтирование

Позитивная экономика

Реальные показатели

Маржинальный  анализ

Экономический эксперимент

Позитивная экономика

Экономические законы

 

2.

Показатели, не учитывающие изменение цен

3.

Экономический анализ, основанный на изучении предельных величин

4.

Искусственное воспроизведение экономичес-ких явлений и процессов с целью их изучения

5.

 Направление экономической науки, которая изучает «Что есть», какие процессы происходят в экономической жизни общества

6.

Постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями

7.

Упрощенное описание реальности посред-ством уравнений и графиков, отражающих взаимосвязанных экономических переменных

8.

Систематические и обусловленные связи между явлениями

9.

Сравнение мгновенного состояния экономии-ческих процессов, когда фактор времени не учитывается

10.

Процесс, приведения экономических показа-телей будущих лет к сегодняшней действитель-ности

Задание 2.

Определите, что является предметом изучения микроэкономики (МИ), а что макроэкономики.(выберите соответствующее утверждение) (МА)

Вопросы

МИ

А)

МА

Б)

1.

Процесс формирования цены на отдельном товарном рынке

 

 

2.

Темпы инфляции

 

 

3.

Роль государства в экономике

 

 

4.

Оптимальное распределение ресурсов

 

 

5.

Конкуренция среди производителей автомобилей

 

 

6.

Объем производства нефти в стране

 

 

7.

. Соотношение цен на яблоки и на картофель в Москве в 2003г.

 

 

8.

Объем национального производства и факторы его определяющие

 

 

9.

Налоги, как основной источник доходов государства

 

 

10.

Численность безработных в стране

 

 

11.

Составляющие совокупного спроса

 

 

Задание 3.

Определите, какое положение носит  позитивный, а какое  нормативный характер (выберите  соответствующее утверждение)

Положение экономики

Характер экономики

Норматив-ная (н)

Позитивная (п)

1

Инфляция ведет к снижению уровня жизни населения

 

 

2.

В 90-е годы ХХ века в России происходит падение объема производства

 

 

3.

Создание благоприятного инвестиционного климата должно привлечь в Россию иностранный капитал

 

 

4.

Между ценой и спросом  существует обратная зависимость

 

 

5.

Падение курса национальной валюты ведет к росту внутренних цен

 

 

6.

Повышение цен на нефть на мировых рынках должно благоприятно отразиться на экономике России

 

 

7.

Снижение подоходного налога в России должно привести к расширению производства

 

 

8.

Борьба с монополизмом рынков должна привести к снижению товарных цен

 

 

Задание 4.

Верно/неверно (выберите соответствующее утверждение)

Вопрос

Утверждение

а)верно

б)неверно

1.

Ценность сегодняшних денег выше, чем  ценность будущих

 

 

2.

«При увеличении цены предложение растет»-это нормативное утверждение

 

 

3.

К проблемам, которые изучает  макроэкономика, относится рост  национального объема производства

 

 

4.

Дисконтирование позволяет  определить будущую ценность сегодняшних доходов

 

 

5.

Нахождение отдельной фирмой оптимального (наилучшего) объема  производства – это микроэкономические проблемы

 

 

6.

Совокупность систем знания на том, какие процессы происходят в экономике - это  позитивная экономическая наука.

 

 

7.

Экономика – это наука о наиболее рациональном использовании ограниченных ресурсов

 

 

8.

Экономическая наука пользуется только качественными методами исследований экономических процессов и явлений

 

 

9.

При изучении экономических процессов и явлений широко используется математическое моделирование

 

 

10.

Проблему безработицы в стране  изучает микроэкономика

 

 

11.

Экономическая категория – результат использования в экономике метода научной абстракции

 

 

12.

Экономика - это наука об искусстве делать деньги

 

 

13.

Предельная величина-это максимальное значение экономических показателей

 

 

14.

«Снижение налогов должно привести к росту  объемов производства» - это нормативное утверждение

 

 

Тема 2. РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ОГРАНИЧКЕННОСТИ

Программное содержание темы

1.Понятие ресурсов. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Экономические ресурсы.

2.Содержание понятия «фактор производства». Основные факторы производства. Проблема экономического выбора. Альтернативные (вмененные) издержки. Выбор между текущим и будущим потреблением.

3.Эффективность использования ресурсов. Оптимум Парето. Модель производственных возможностей экономики.

Задание 5.

Переместите термины, приведенные в правой колонке под соответствующие им определения в левой колонке.

Определения

Термины

1.

Проблема, возникающая в связи с невозможностью удовлетворения всех

потребностей людей с помощью имеющихся ресурсов

Блага.

 Взаимозаменяемые блага;

Кривая производственных возможностей;

Производства;

Факторы производства;

Закон возрастания

альтернативных издержек производства;

Смешанная экономика;

Проблема выбора;

Взаимодополняющие блага;

Альтернативные издержки производства;

Потребность;

 

2.

Блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом

3.

Стоимость производства одного блага, измеренная количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного блага

4.

Внутренние мотивы, побуждающие  к экономической деятельности

5.

Процесс создания экономического блага и сопутствующего ему потребления ресурсов

6.

Ресурсы, которые используются в производстве товаров и услуг

7.

В условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного блага приходится отказываться от все возрастающего количества других благ

8.

Блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга

9.

График, показывающий различные комбинации производства двух альтернативных видов экономических благ в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии

10.

Экономическая система, в которой действие хозяйствующих субъектов координируются рыночными механизмами и государством

Задание 6.

Верно/ неверно. Выберите соответствующее утверждение

Вопрос

Утверждение

а)верно

б)неверно

1.

Любая точка внутри кривой производственных возможностей свидетельствует о недоиспользования ресурсов

 

 

2.

Сдвиг кривой производственной возможности влево свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов

 

 

3.

В условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного блага, приходится отказываться от все большего количества других благ

 

 

4.

По мере развития НТП проблема ограниченности ресурсов снимается

 

 

5.

Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму, т.к. в экономике

действует закон возрастания альтернативных издержек производства

 

 

6.

Если производственные возможности расширяются , то альтернативные издержки производства снижаются

 

 

7.

Конкуренция – это следствие ограниченности ресурсов

 

 

Задание 7.

Квартиросъемщик платит за квартиру 6000 долл. в год. Имеющиеся сбережения от хранит в банке, получая 9% годовых. Ему предлагают купить квартиру за 90000 долл. Стоит ли ему покупать квартиру?

 Ответ -Да - Нет

Задание 8.

Мебельная фабрика может производить в месяц либо 50 письменных столов, либо 150 стульев. Каковы альтернативные издержки производства 1 стола?

Ответ – Альтернативные издержки 1 стола = ? стульев.

Тема 3. СТАДИИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА

Программное содержание темы

1.Значение производства в жизни общества. Воспроизводство как процесс возобновления производства. Простое и расширенное воспроизводство.

2.Экономический рост и экономический прогресс. Фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен, потребление. Взаимосвязь потребностей и производства. Современная структура и особенности производства

3.Материальное и нематериальное производство. Продукт npоизводства. Материальное и нематериальное благо (услуга). Производственная и социальная инфраструктура.

Задание 9.

Охарактеризуйте вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие и методологию, используемую для его количественной оценки. Какие показатели могут быть использован для измерения эффективности научно-технического прогресса?

Ответ:

 Экономический аспект НТП ____________________________________-

 Социальный аспект_______________________________________

 Экологический ______________________________________________

Задание 10

Предприятие, занимаясь выпуском мебели, на производство годового объема продукции расходует:

на древесину (Д) - 500 тыс. руб.; на станки (С) - 200 тыс. руб.; на агрегаты (А) - 100 тыс. руб.; на электроэнергию (Э) - 50 тыс.. руб.; на мазут (М) - 30 тыс.. руб.; на здания (3д) - 80 тыс. руб.; на пластмассу (П) - 40 тыс. руб.; на фурнитуру (Ф) - 60 тыс. руб.; на транспорт (Т) - 90 тыс. руб.

Определите стоимость израсходованных предметов труда, средств труда, орудий труда и средств производства и внесите данные в таблицу

Стоимость средств труда

Стоимость предметов труда

Стоимость орудий труда

Стоимостьсредств производства

 

 

 

 

Задание 11

Предположим, что две фирмы (А и Б) могут производить и шоколадные конфеты и карамель. На фирме А производство 10 кг шоколадных конфет занимает 1,8 часа, а производство 10 кг карамели - 1,4 часа. На фирме Б на производство 10 кг шоколадных конфет - требуется 1 час, а на производство 10 кг карамели - 1,2 часа.

Определить:

1.Альтернативные издержки производства фирм А и Б по форме:

Альтернативные издержки производства двух фирм

Альтернативные издержки производства

Шоколадные конфеты

Карамель

Фирма А

 

 

Фирма Б

 

 

 

2. Сравнительные  преимущества фирм в производстве конфет.(есть, нет)-подчеркнуть.

Фирма А по карамели______(есть, нет)

по шоколадным конфетам___________(есть, нет)

Фирма Б по карамели______(есть, нет)

по шоколадным конфетам__________(есть, нет)

Тема 4. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ

Программное содержание темы

1. Экономическая теория - общественная наука по изысканию и выбору производства благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах

2. Предмет экономической теории. Производителъные силы и экономические отношения. Экономические законы и категории. Методы познания экономических процессов.

3. Структура экономической теории. Микро-, мезо-, макро - и мегаэкономика - составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа.

4. Функции экономической теории. Экономическая теория как методологическая основа экономических наук.

5. Основные этапы развития экономической теории. Экономические школы: меркантилизм, классическая  политическая  экономия, физиократы, историческая школа, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм,  неоклассический синтез, институционализм.

Задание 12.

Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией. Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.

Ответ:

1.Понятие « научная абстракция»_________________________________

2.Примеры_____________________________________________________

Задание 13

Продемонстрируйте на примере любых экономических категорий (деятельность пекаря) использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Ответ:______________________________________________

Задание 14

 Раскройте взаимосвязь общего и специфического в экономической теории, этике и экономике. В каком смысле допустимо говорить о национальной политической экономии (экономической теории).

Ответ:

Общее в экономической теории _______________________________

____________________________________________________________

Тема5. ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Программное содержание темы

1.Натуральное хозяйство и его характеристика. Товарное (рыночное) хозяйство, характеристика товарного хозяйства. Условия возникновения товарного хозяйства. Общественное разделение труда, его виды. Эволюция общественного разделения труда. Виды товарного хозяйства.

Кошелев - Введение в экономику - Практикум 2

Кошелев - Введение в экономику - Практикум 2

Кошелев - Введение в экономику - Практикум 2

2.Продукт труда и товар. Политэкономическая концепция товара. Товар и его свойства. Потребительная стоимость и стоимость.

3.Трудовая теория стоимости. Двойственность характера труда, воплощенного в товарах. Абстрактный и конкретный труд. Общественная и индивидуальная стоимость

Задание 15

Каждое из трех натуральных хозяйств производит для собственных нужд 30 пар обуви, 120 м ткани и 6000 кг зерна. С развитием взаимного обмена первое хозяйство занялось исключительно пошивом обуви (выпуск составил 50 пар), второе - ткацким делом (выпуск составил 200 м) и третье - выращиванием зерна (объем производства составил 10 тыс. кг).

Определите :

1.В каком направлении изменилось потребление в целом?

2.Как изменилось соотношение между производимыми продуктами

(меновая стоимость)?

3.Какие последствия, по вашему мнению, вызвало такое разделение

труда?

Ответ:

1. Потребление в целом ( возросло, снизилось)_________________

2. Соотношение между продуктами __________________________

3. Последствия  разделения труда

а)_____________________________

б)______________________________

в)________________________________

Задание 16.

Стоимость рабочей силы (V) составляет 100 руб. в день. За час рабочий создает новой стоимости на 40 руб. В течение восьмичасового рабочего дня расходуются средства производства (G) на 400 руб.

Определите стоимость продукта и величину прибавочной стоимости , созданных за рабочий день

 Ответ представить в виде

1.Стоимость продукта равна -

2.Величина прибавочной стоимости –

Тема 6. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Программное содержание темы

1.Необходимость возникновения и эволюции денег. Виды денег: товарные и нетоварные, полноценные и неполноценные, наличные и безналичные, квазиденьги. Стоимость денег. Ликвидность денег.

2. Денежные агрегаты. Денежная масса. Функции денег (деньги как мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа). Законы денежного обращения..

3.Понятие цены. Виды цен. Функции цен в экономике. Теории ценообразования: различия в подходах к ценообразованию в разных экономических школах

Задание 17.

По данным Госкомстата РФ, денежная масса представлена денежным агрегатом М2 (таблица 6.1)

Таблица 6.1.

Структура денежной массы

Денежная масса на 1 января, млрд.руб.

1994г.

1995г.

1996г.

Агрегат М2

33,2

97,8

220,8

В том числе: наличные деньги вне банковской системы ( агрегат Мо)

13,3

36,3

80,8

безналичные деньги

19,9

61,3

140

Объясните характер изменений структуры денежной массы и сделайте выводы.

Ответ

Структура денежной массы

 

 

 

 

Агрегат М2

 

 

 

В том числе: наличные деньги вне банковской системы ( агрегат Мо)

 

 

 

безналичные деньги

 

 

 

Задание 18.

Номинальное предложение денег  за год  в стране  увеличилось на  9%, уровень цен вырос на 7%, а скорость обращения денег повысилась на 6%.

Рассчитайте темпы роста  объема производства  двумя способами, один из  которых носит математический характер.

Обоснуйте достоверность  уравнения  количественной теории  денег,  записанного  в процентном выражении, и определите,  возможно ли  использование этой формулы  применительно к российской  действительности  90-х годов ХХ века.

Ответ : темпы роста объема производства  равны-___________

Задание 19 (6.3.)

Какую функцию ( меры стоимости- МС, средства обращения –СО, средства накопления – СН ) выполняют деньги в следующих случаях:

Условия

Функции денег

СО

СН

МС

1.

Вы покупаете антиквариат, чтобы уберечь свои деньги от обесценивания

 

 

 

2.

Вы покупаете акции

 

 

 

3.

Вы открываете сберегательный счет в  банке и вносите 5000 руб.

 

 

 

4.

Доллары храним в банке

 

 

 

5.

Семья ежемесячно откладывает 2000 руб. для летнего отдыха

 

 

 

6.

Друзья покупают и дарят Вам на день рождения плеер

 

 

 

7.

Мороженое стоит 10 руб.

 

 

 

8.

За порцию мороженого вы отдали 10 руб.

 

 

 

9.

Человек меняет рубли на доллары

 

 

 

10.

Ваш друг говорит, что билет в театр стоит 200 руб.

 

 

 

11.

Вы хотите купить мобильный телефон за 3000 руб., но у Вас нет нужной суммы

 

 

 

12.

У Вас в кошельке имеется 500 руб.

 

 

 

 

 

Тема7. СОБСТВЕННОСТЬ И МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Программное содержание темы

1.Экономическое содержание и правовая форма собственности. Объекты и субъекты собственности. Понятие физического и юридического лица. Система экономических отношений собственности: присвоение, хозяйственное использование, экономическая реализация собственности. Правовая форма реализации отношений собственности: владение, пользование, распоряжение.

2.Типы собственности: неразделимая общественная, частная, коллективно-долевая формы собственности.

Эволюция форм собственности. Многообразие форм собственности  и эффективность экономики.

3.Процессы трансформации собственности: национализация и приватизация. Цели приватизации и способы ее проведения. Особенности приватизации в России.

и

собственности:

национализация

.4.Собственность и  мотивация хозяйственной деятельности. Доходы собственности  на фактор  производства.

5.Понятие экономической системы. Открытая и закрытая экономическая система. Структурные элементы экономической системы. Критерии деления экономической системы на типы. Типы экономических систем. Современные модели смешанной экономики.

 

Задание20 (7.1.)

Верно/неверно

(Выберите соответствующее утверждение)

Утверждения

Ответ

верно

неверно

1.

Владение и пользование собственности может быть разъединена

 

 

2.

Реализация собственности означает возможность ее продать

 

 

3.

Собственником имущества, переданного в аренду, остается арендодатель, но произве-денная продукция и доходы, полученные при использовании этого имущества, является  собственностью арендатора

 

 

4.

В право собственности входит исполнительное право собственника принимать решения о любых действиях по отношению к объекту собственности

 

 

5.

Четкое определение прав собственности всегда обеспечивает наиболее эффективное  распределение и использование объектов  собственности

 

 

6.

 В право собственности не входит запрет на ис пользование блага способом, наносящим вред внешней среде или другим.

 

 

7.

Купля-продажи товаров сопровождается обменом прав собственности

 

 

8.

Собственность как юридическая категория – это имущественные отношения, закрепленные в нормах права.

 

 

9.

Закупка факторов производства, производство и реализация экономических благ, поддержка и развитие производственной базы является основной функцией государства

 

 

10.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

 

 

Задание 21 (7.2)

Переместите термины, приведенные в правой колонке, под соответствующие определения в левой колонке.

 

Определения

Термины

1.

Получение дохода в результате  хозяйственного использования  собственности

 

Право

собственности

 

Экономические агенты

 

 

аренда

Пучок прав собственности

 

Интересы

 

Реализация собственности

 

 

Домашние

хозяйство

 

присвоение

 

 

Фирма

 

2.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий предложение факторов производства, находящих-ся в его частной собственности, потреблении полученного дохода от продажи факторов  производства и сбережений  части  этого дохода

3.

Возможность использовать в производстве, потреблении некоего  блага исключительно  данным субъектом экономических отношений

4.

Хозяйствующий субъект , основная  функция которого  является защита  факторов производ-ства , производства и реализации экономических благ, поддержка  и развитие  производительных сил.

5.

Установление обществом (законами, традициями) отношения между людьми, которые  регулируют  распределение  ограниченных  экономических ресурсов

6.

 Экономическая единица, самостоятельно принимающая решения, составляющие  и осуществляющие хозяйственные планы

7.

Экономические отношения, при которых собственность на вещественные факторы производства находится в одних руках, а собственность на результаты производства в других

8.

Набор частичных правомочий , каждая из которых регулирует  отдельные отношения между людьми по поводу  объектов собственности

9.

Побудительные мотивы хозяйственной деятельности отдельных  экономических агентов

 

 

Задание 22 (7.3.) Проблемная ситуация

 

       Российская экономика  в ходе  современных реформ  возрождается по –новому  и приобретает  черты рыночной системы. Одним их  условий  ее эффективного функционирования  выступает  частная собственность на факторы производства. 1.Согласны ли Вы  с этим? 2.

  Назовите  другие условия эффективного  функционирования рыночной экономики.  

  Ответ : 1)   _____________________( да  или нет)

                2) ______________________________________________

                3)_______________________________________________

 

 

Тема 8.  ОБЪЕКТИВНЫЕ  УСЛОВИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬС КОЙ

                                        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Программное содержание темы

 

 

         1.Предпринимательство и предпринимательские способности как фактор производства.

         2.Предприятие как организационная форма предпринимательской деятельности. Цели предприятия. Виды предприятий: индивидуальные предприятия, партнерства, корпорации. Размеры предприятий: малый, средний, крупный бизнес. Эффект масштаба npоизводства. Малые предприятия и их роль в экономике. Организационно-npавовые формы предприятия.

          3. Предпринимательские риски. Виды предпринимательских рисков

          4.Понятие капитала. Промышленный, торговый, ссудный капитал.  Кругооборот  и оборот капитала. Основной и оборотный  капитал. Физический и моральный износ капитала.

          5. Прибыль. Норма и масса прибыли. Накопление капитала: его сущность и факторы. Концентрация и  централизация  капитала.

 

Задание 23 (8.1)

         Используя данные таблицы 8.1. , определите  среднюю  норму прибыли   (Рср.)и объясните процесс ее образования. Рассчитайте, чему равна цена производства.

Таблица 8.1.

Отрасли

Промыш-

ленности

Издержки

производ-

ства =

авансирован-ному капи-

талу К ав

Норма прибавоч-ной стои-мости,

m  %

Приба-

вочная стоимо-сть, m

Стоимость товара,

W

Отраслевая норма прибыли,

Р %

1

80С+20 V

100

20

120

20

11

90С +10 V

100

10

110

10

111

70С+ 30 V

100

30

130

30

Ответ :

1) Средняя норма прибыли-

2) Цена производства -

 

 

Тема 9. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

 

Программное содержание темы

 

 

        1.Конкуренция: понятие и виды конкуренции: совершенная и несовершенная, ценовая и неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая. Правила поведения  конкурентов на рынке.

         2.Монополия и монопсония. Объективные условия возникновения монополии. Виды монополии: естественная и искусственная. Формы монополии: картели, синдикаты, тресты, концерны. Правила поведения монополиста на рынке. Положительные и негативные черты монополии.

        3.Антимонопольная политика государства.

 

 

      Задание 26 ( 9.1.)

        Переместите термины, приведенные в правой колонке, под соответствующие определения в левой колонке.

 

   Определения

  Термины

1.

Создание товаров  заменителей  в целях  укрепления  конкурентного положения на рынке

Конкуренция продавцов

Олигополия

Монопольно высокая цена

 

Естественная монополия;

 

Рынок совершенной конкуренции;

 

Чистая монополия;

 

Ценовая конкуренция;

 

Монополистическая конкуренция;

 

Совершенная конкуренция;

 

Монопольно высокая цена;

 

Добросовестная конкуренция;

2.

Снижение цены товара в целях  укрепления конкурентного положения на рынке  на основе  сокращения издержек производства

3.

Рыночная структура, при которой   отдельный продавец не может повлиять на  цену.

4.

Рыночная структура, характеризующаяся  наличием  множества продавцов, предлагающих  однотипную, но дифференцированную продукцию.

5.

Рынок, на котором  не выполняется  хотя бы

один  из условий совершенной конкуренции

6.

Конкуренция в условиях  превышения предложения над  спросом

7.

Рыночная структура при которой   функционирует один продавец

8.

Состояние рынка, при котором удовлетворение  спроса эффективнее при отсутствии   конкуренции

9.

Рыночная структура, характеризующаяся взаимозависимостью  рыночного поведения  продавцов

 

 

Задание 27 (9.2.)

Верно/неверно (выберите  соответствующее утверждение подчеркиванием)

 

        Текст  утверждения

Ответ

верно

неверно

1.

Следствием конкуренции является  неэффективная распродажа ресурсов

 

 

2.

Снижение цены как метод конкурентной борьбы  может происходить  не только на  ос новее  снижения издержек  производства

 

 

3.

В результате конкуренции  выигрывают только некоторые   производители

 

 

4.

Совершенная конкуренция  обеспечивает наиболее эффективное  распределение ограниченных ресурсов общества

 

 

5.

Обладание исключительными правами  всегда  порождает  монополию

 

 

6.

Крупное предприятие всегда  является монополистом

 

 

7.

Монополия не противоречит  конкуренции

 

 

8.

Послепродажное обслуживание   относится к методам  недобросовестной конкуренции

 

 

9.

Вход на рынок  совершенной конкуренции свободен

 

 

10. 

конкуренция между покупателями  в условиях рынка не возможна

 

 

11.

Олигополия и монополистическая конкуренция  отличаются лишь  числом продавцов  на рынке

 

 

12.

В условиях чистой монополии  понятие

«фирма» и  «отрасль»  совпадают

 

 

13.

Конкуренция между  производителями является следствием ограниченности ресурсов общества

 

 

14.

На  рынке совершенной конкуренции действует огромное число   продавцов

 

 

 

Тема 10.   РЫНОК КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ТОВАРНОГО

                                        ПРОИЗВОДСТВА

 

Программное содержание темы

 

 

     1. Понятие рынка. Условия возникновения рынка. Механизм функционирования рынка. Принцип    «невидимой руки»  А.Смита. 

      2.   Субъекты и объекты  рыночных отношений. Основные черты классической  модели рынка.

      3.  Критерии классификации рынка  Функции рынка. Рыночная инфраструктура. Конъюнктура рынка.

      4.Преимущество и недостатки рыночного механизма. «Фиаско» рынка: ассиметричность информации, монополизация экономики, проблема производства общественных благ.

       5. Проблема сочетания общественных и частных инвесторов. Понятие государства: его цели и функции в экономике. Необходимость государственного  регулирования  вмешательства в экономику и его границы. Государственное регулирование экономики:  понятие, принципы и методы.

       

       Задание 28 (10.1.)

       Переместите термины, приведенные в правой колонке, под соответствующие  им определения в левой колонке.

 

 

Определения

Термины

1.

Экономическая система, базирующаяся на частной собственности  и независимых  решений хозяйствующих  субъектов, координируемых рынком

 

Контракт;

Общественное разделение труда;

Функция меры стоимости;

Абсолютная ликвидность;

Сравнительные преимущества;

 

Рыночная экономика;

Банкноты;

 

Рынок ресурсов;

Электронные деньги;

Товарное производство;

Суверинитет

Потребителя;

 

2.

Долговые обязательства государственного центрального банка

3.

Рынок на котором домохозяйства  выступают в качестве  продавцов, а  фирмы – в качестве покупателей

4.

Деньги на  счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется  с помощью  специального электронного устройства

5.

Производство продукции для обмена, продажи

6.

Зависимость производителя от  потребительского спроса

7.

Любой акт  экономического взаимодействия, который  предполагает соблюдение  сторонами определенных условий

8.

Обособление отдельных видов производственной деятельности

9.

Функции денег, позволяющие измерить, сосчитать , учесть количество и качество различных товаров в одних и тех же денежных единицах

10

Способность актива  непосредственно в своей первоначальной форме, сохраняя свою нарицательную  стоимость , быть средством платежа.

11.

Способность  производить товары, альтернативные издержки которых ниже, чем издержки  производства других товаров.

 

  Задание 29 (10.2.)

            Опишите инфраструктуру рынка и ее основные элементы.

 

Ответ: в состав инфраструктуры входят:

 

1. _______________ 

2.________________

3.________________

4.________________

 

 

Задание   30(10.3.)

  Приведите  основополагающие характеристики  рынка свободной конкуренции и опишите механизмы  внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции

 

Ответ: рынок  свободной конкуренции характерен:

        

1.__________________________

 

2.__________________________

 

3.___________________________

 

4.___________________________

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика