andrey

Путь к Файлу: /Методички и справочные материалы / Менеджмент организации / Логистика / isunivers / 710 / DOC / 7.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   09.01.2015
Размер:   278.0 КБ
СКАЧАТЬ

7. Закупочная логистика.

 

1. Сферы закупочной логистики и области ее действия.

 

Термин «Закупочная логистика» с середины 80-х гг. часто используется вместе давно применяющегося и привычного понятия «Материально-техническое снабжение». Но это не простая замена терминов. Осуществилась она потому, что процесс материально-технического снабжения пережил к данному периоду большие изменения. Новые черты приобрела и сфера снабжения в целом.

Закупочная логистика – процесс материально-технического снабжения, взятый в целом, и понимаемый как непрерывное движение материальных ресурсов до материальных складов предприятия – их потребление и внутри данного предприятия – между цехами, а также внутрицеховое движение этих ресурсов, включая операции, выполняемые на всех материальных складах предприятия (без его складов готовой продукции).

Закупочная логистика, следовательно, есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия-потребителя, и их хранения на этих складах. Внего не входят никакие операции с готовой продукции предприятия.

Закупочная логистика, следовательно, это большая часть сферы обращения материальных ресурсов. Она решает задачи по приобретению материальных ресурсов для производства, организации их движения и хранения на предприятии.

 

2.Управление закупочной логистикой.

 

Под управлением закупочной логистикой понимают координацию и регулирование действий предприятия по расчету потребностей, заказу, приобретению, перевозкам, экспедированию, приемке, хранению на складах и отпуску материальных ресурсов из этих складов в цехи.

Закупочная логистика – новая область управления. Она стала складываться со второй половины 80-х гг., когда в научной литературе и на практике началось освоение логистических переходов к оценке движения материальных ресурсов.

Считается, что процесс управления закупочной логистикой охватывает следующие задачи.

Первая из них – задача заказов. Это важная задача, поскольку материальные ресурсы дороги, часто общая сумма затрат на их приобретение непомерно высока для предприятия – их покупателя. Между тем теперь, когда рынок насыщен товарами, многие поставщики предлагают, чтобы сбыть их разного рода скидки, и это следует учитывать при  управлении закупочной логистикой.

Вторая задача – контроль над временем выполнения заказа с учетом необходимого времени упреждения. Время упреждения – это расчетный период от момента, когда заказ получен поставщиком, до момента, когда материал получен потребителем. Это-то время, и надо учитывать, чтобы       обеспечить своевременность поставки.

Третья задача – контроль процесса поставок закупленных материальных ресурсов. Эта задача исходит из того, что подача заказа – только начало работы. Заказ нередко надо уточнять, следует проверять сроки фактических поставок, что способствует  своевременности их осуществления.

Приведенный перечень основных задач закупочной логистики, охватывает коренные вопросы, которые она должна решать.

Важно отметить, что выбор правильной формы организации движения материальных ресурсов является важной и ответственной проблемой и предприятие тщательно ищет пути ее           решения, если хочет выжить в жестких условиях рынка.

Есть подходы, благодаря которым можно решить в этом направлении  ряд задач. Считается, что важнейшие из общих подходов таковы:

1) выбор уровня иерархии, на котором размещают управление закупочной логистикой;

2) выбор места закупочной логистики по отношению к производству;

3)           определение меры ответственности за надежность движения материальных ресурсов;

4)      определение связей движения материальных ресурсов с коммерческими операциями предприятия;

5) решать вопросы должна отдельная служба закупок или входящая в общий отдел закупочной логистики предприятия.

Полный комплекс ответов на эти вопросы требует индивидуального решения, но есть                           среди них общие решения для большого числа предприятий:

1) Планирование первого уровня управления. Это означает, что служба закупочной логистики в иерархии предприятием должна быть такой же, что и собственно производство, т.е. ее следует отнести к подразделениям с первичными функциями. Нельзя допускать ее непосредственного подчинения интересам какого-либо одного подразделения предприятия.

2) Планирование второго уровня управления: службе закупочной логистики следует подчинять все связанные с нею и влияющие на движение материальных ресурсов виды деятельности предприятия, кроме непосредственно связанных с основным  производством.

3) Основой для управления закупочной логистики является планирование продажи (сбыта) готовой продукции предприятия. Между функциями, закупочной логистики и сбыта по этому должны, быть обязательно  двухсторонние контакты. Только тогда закупочная логистика будет рентабельной и надежной.

4) Служба закупок должна входить в состав закупочной логистики.

Делать так выгоднее потому, что служба закупок осуществляет две главные функции:

1) Развитие и поддержание надежных источников снабжения предприятия;

2) определение  оптимальных  условий  поставок  и  цен, соответствующих             конкурентным ситуациям на рынке в каждый изучаемый период;

 Эти  две функции составляют тот минимум, который служба закупок должна выполнять обязательно. Поскольку  равновесие между потребностями и возможностями предприятия динамично из-за влияния изменений во внешней среде, свои задачи служба закупок должна выполнять в тесной связи со всеми другими задачами закупочной логистики.

В один прием создать полноценную службу управления закупочной логистикой обычно не удается. Американцы рекомендуют осуществлять этот процесс в три стадии. Исходят эти рекомендации из того, что большинство фирм в США имеют в настоящее время структуру снабжения, далекую от требуемой логистикой (рис. 1). Директор по закупке материальных ресурсов, как видно из рис.1, в    этой структуре не подчиняется директору производства, ему дана большая самостоятельность. Но он      имеет в своем распоряжении только службу закупок материалов. Остальные снабженческие подразделения входят в службу материальными ресурсами. Ее главная задача – планирование материальных ресурсов, запасов и запасных частей для ремонто-эксплуатационных нужд предприятия. Подчиняется служба управления материальными ресурсами директору по производству и в сферу деятельности дирекции по закупкам не входит.

7

Реальный процесс  снабжения, как видно в этой структуре, разобщен, раздвоен, что обычно делает его малоэффективным. Дезорганизация таких служб снабжения рекомендуется не сразу, чтобы последствия ее были мягче. На первом этапе исходную структуру службы снабжения изменяют в соответствии с рис. 2.

7

Из рис. 2 видно, что директор производства перестает командовать службой управления материальных ресурсов. Эта служба становится самостоятельной службой первого уровня управления,    как и управления производством. Эта же служба руководит процессом, выбора: что производить самим,  а что закупать на стороне, планирует сборку, контролирует учет и отчетность по материальным ресурсам.

На втором, этапе реорганизации рекомендуется создать в службе управления материальными ресурсами два подразделения службу закупок и управление по материальным ресурсам.

 

7

На этой стадии процесс управления материально-техническим снабжением четко структурируется, его составные части полнее обособляются друг от друга. И только на третьей стадии рекомендуется завершать данный процесс (рис. 4). На этой стадии изменяется весь первый уровень управления на предприятии. В нем обособляют службу маркетинга. Службу материально-технического снабжения, ранее дифференцируемую на  разные группы, и в ходе этого процесса укрепленную, обученную и сплоченную, воссоединяют в единую дирекцию материалов и закупок, обособляют от    них конструкторский отдел, тесные связи  с которым сохраняют, но в иной управляющей цепочке.

7

В ряде случаев конечный вариант организации службы снабжения  на предприятии выбирают по-иному (рис. 5).

7

Такой вариант складывается нередко в фирмах с обширным складским хозяйством и крупными запасами. Управление складами и запасами они обособляют от процесса закупок материальных ресурсов. Изучение большого числа фирм, осуществляющих подобную реорганизацию, показало ее нерациональность: эффективность работы фирм снижалась и ожидаемого эффекта  не давала.

Реорганизацию служб снабжения придется осуществлять многим предприятиям. Но предприятия, которые имеют грамотных снабженцев, могут не производить ее.

Управление закупочной логистикой, как показано – дело непростое. Чтобы оно было успешным, необходимо хорошо знать передовой опыт и новые научные положения по логистике. На их основе надо глубоко изучать сложившуюся организацию управления материальными ресурсами на предприятии и поэтапно перестроить ее в службу закупочной логистики.

Управлять закупочной логистикой нужно таким образом, чтобы удалось сочетать                     накопленный передовой опыт управления материальными ресурсами  с логистическим подходом. Вместе с тем необходимо помнить, что многие вопросы в закупочной логистике требуют индивидуального подхода на каждом предприятии. Для этого его службе закупочной логистики надо умело подобрать комплекс задач, требующих индивидуального подхода и                  определить подходы к их решению, учитывающие индивидуальные особенности деятельности предприятия.

Закупочная логистика – важная сфера общественного производства. Она охватывает значительную часть сферы обращения.

Комплекс операций, составляющий процесс закупочной  логистики, протекает в разных местах в разное время, с разной степенью интенсивности. Этот процесс занимает ответственное место в общественном производстве, обеспечивая физическое перемещение материальных ресурсов от их изготовителя до потребителя и внутри предприятия-потребителя.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика