andrey

Путь к Файлу: /Методички и справочные материалы / Менеджмент организации / Международный менеджмент / Practica.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   09.01.2015
Размер:   51.5 КБ
СКАЧАТЬ

 

Министерство общего и профессионального образования РФ

 

Тульский государственный университет

 

 

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

Курс «Международный менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа практических занятий

 

 

для студентов направления 5201500

специальности 061100 «Менеджмент»

всех форм обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула   1998

 

 

Автор

 

 

____________________________ (подпись, дата)

 

 

Е.П.Михалёва,  канд. экон. наук, доцент

 

Зав. кафедрой

 

____________________________

(подпись, дата)

 

Е.А.Федорова, канд. экон. наук, профессор

 

 

Редактор

 

 

____________________________

(подпись, дата)

 

 

 

Регистратор УМУ

 

 

____________________________

(подпись, дата)

 

 

 


 

 

Программа практических занятий по курсу

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Содержание и задачи курса :

 

Курс практических занятий предназначен для преподавания студентам старших курсов экономических специальностей параллельно с лекционным курсом. Изучение курса требует от слушателей знаний по предварительно изученным дисциплинам :

- Экономика предприятия

- Макроэкономика

- Экономическая география

- Мировая экономика

- Финансы, денежное обращение и кредит

- Бухгалтерский учёт и аудит

- Стратегическое управление

Курс дополняет лекционные занятия в плане реальных перспектив и условий выхода хозяйствующего субъекта – резидента на международный рынок. Материал рассчитан на практическое применение в ситуациях международных хозяйственных связей и разделён на несколько больших глав. Особенность курса – параллельное изучение экономической и гуманитарной составляющей международного менеджмента. В частности, одновременно со сравнительным анализом хозяйственной практики разных моделей мировой экономики, материал курса включает приёмы тактики диалога, анализ социокультурных особенностей регионов мира и некоторые темы, затрагивающие методику проведения коммерческих переговоров.

Одновременно курс позволяет изучить практику хозяйственного учёта и планирования, организационные структуры, элементы бюрократических отношений в европейской и американской моделях практического менеджмента. Рассмотрению подлежат основные хозяйственные показатели, применяющиеся в странах Запада, методика изучения баланса в западной схеме учёта и планирования, и т.д.

В целом материал курса ставит основную задачу : обеспечить учащемуся методическую и теоретическую основу для возможно более лёгкого интегрирования в систему международных хозяйственных связей, причём речь идёт не только об организационном, но и о личностно-психологическом интегрировании.

 

Темы и содержание занятий :

 

1. Вводное занятие

Тематика : Понятие и сущность международного менеджмента. Структура и задачи курса.

 

Международный менеджмент возникает в хозяйственной практике предприятия в двух ситуациях :

- создание предприятия на международном рынке : внешнеторговой фирмы, совместного или партнёрского предприятия, дочерней или холдинговой структуры,

- выход предприятия – резидента на международный рынок : ввод нового товара, организационное объединение, увеличение масштаба деятельности, смена экономических приоритетов.

В первом случае менеджер должен «от нуля» изучать основы внешнеэкономической деятельности, во втором основное значение имеет изучение отличий российской и мировой моделей экономики. В обоих случаях важнее всего не знание теории внешнеэкономической деятельности, а получение ответов на практические вопросы юридической, экономической, финансовой, культурной и социологической процедуры на всех стадиях развития предприятия, от регистрации до банкротства.

Международный менеджмент предназначен именно для этого. С чем придётся столкнуться менеджеру при выходе или организации фирмы на международном рынке ? Ответы на этот вопрос предлагает курс.

Структура курса включает три больших раздела.

Первый раздел – «Общие положения» – изучает понятия и определения, экономические и финансовые категории. Отражены вопросы территориального, ресурсного и социокультурного деления мира, геополитики и т.д. Менеджер-международник должен быть готовым не только оперировать экономическими категориями, но и общаться с представителями иных социокультурных формаций. Преимущества, предоставляемые международной валютной системой, региональные хозяйственные традиции – изучению этих вопросов посвящён раздел. 

Второй раздел целиком посвящён тактике диалога. Основное занятие менеджера почти в любой модели – общение и коммуникации. Субъекты менеджмента – в основном люди, т.к. организации безличны по сути. Получается, что большинства целей внешней направленности менеджер может добиться, эффективно ведя деловые переговоры. Разность социокультурных портретов представителей бизнеса в разных странах велика, и одна из единственных точек соприкосновения – базовая модель поведенческих мотиваций. Тактика диалога – инструмент, позволяющий управлять собеседником вне зависимости от традиционных, культурных, экономических различий. Она основана на стратагемах – принципах поведенческой защиты и нападения при конкурентном общении. Итог изучения раздела – выполнение самостоятельного задания по применению комбинаций стратагем, форма выполнения – письменный отчёт.

Третий раздел изучает экономические и финансовые модели, действующие в европейской и американской экономике. Разность приоритетов в бизнес-планировании, аналитических моделей, критериев и показателей вызывает трудности в чтении хозяйственной документации, самопрезентации предпринимательских организаций на внешнем рынке и т.д. Изучение финансово-экономических показателей, методики планирования, сбыта, учёта на западных предприятиях помогает менеджеру – международнику эффективнее вести деловое партнёрство.

Все три раздела курса дают учащемуся знания и навыки, которые вместе образуют информационный багаж, позволяющий всего лишь более эффективно усваивать новую информацию при работе на международном рынке. Основы международного менеджмента – «разговорный язык» внешнеэкономической деятельности.

 

2. Общие положения.

Тематика : регионы мира, валютно-финансовая система, геополитика.

 

Геополитика – самый жёсткий и суровый тип конкурентного поведения. Государства и их объединения в мировой экономике ожесточённо борются за планетную ресурсную базу. Выделяются основные активные участники : страны Европы, Британский Союз, Новый Свет, Юго-Восточная Азия (недавно в их число входила Россия). Выделяются также пассивные участники : страны Ближнего Востока, развивающиеся ресурсные государства Африки и Азии. Каждая группа стран имеет территориальную, экономическую, культурную специфику. Подготовка менеджера должна включать изучение специфических черт этих основных групп, с целью наиболее эффективно вести взаимодействие с их представителями.

Например, важнейший нефтеносный район планеты на сегодня – Ближний Восток – заслуженно является центром сосредоточения усилий транснациональных нефтяных корпораций всего мира. Специфика региона – господство духовно-религиозной элиты над деловой и политической – способна сильно затруднить ведение дел, что необходимо учитывать и использовать при ведении переговоров. Юго-Восточная Азия – регион, где испокон века господствует ассоциативная модель мышления и логики, и где неприменимы европейские коммуникативные методики (именно этим вызваны трудности в разрешении давних американо-японских противоречий).

Использование специфики региона себе на пользу, вместо потерь от её воздействия – признак профессионализма на внешнеэкономическом рынке. Не секрет, что крупные промышленные компании строят заводы в регионах с более выгодными условиями найма рабочей силы. Это – один из примеров такого использования.

Каждый регион рассматривается в разделе именно с точки зрения специфических черт, что позволяет менеджеру составить для себя систему социокультурных схем и вариантов собственного поведения.

 

3. Тактика диалога.

Тематика : понятие и назначение тактики диалога. Изучение стратагем. Правила информационной безопасности. Основные положения и применение теории контрольных точек. Энтропистика в менеджменте. Комбинации стратагем.

 

Стратагема – стандартное решение стандартной коммуникативной ситуации. Основная черта и предмет полезности стратагемы – универсальность применения по сферам деятельности, а также большой допуск при анализе исходных данных. Иными словами, для применения стратагемы не нужно точное соответствие исходных данных базовой модели, допустимы значительные отклонения. Стратагемы – изначально приём военной стратегии, возникли в Древнем Китае в 4 веке до н.э., затем их применение стало возможным в дипломатии и экономике. За всё время существования свода из 24 стратагем, при активной работе в данном направлении в мировой теории тактики диалога не было достигнуто ничего нового. Это подтверждает эффективность и полноту теории стратагем.

Дипломатия – основа современного международного менеджмента. Не только на государственном, но и на микроэкономическом уровне, искусство ведения деловых переговоров всегда ценилось в менеджере. Деловое общение конкурентно по сути, а в условиях современного мира конкуренция на международном рынке обострена вдвойне. Конкуренция всегда делится на две группы :

- создание преимуществ для себя одной из сторон,

- использование слабостей противоположной стороны.

В условиях конкурентного общения стратагемы – один из наиболее эффективных инструментов, так как используют в основном второй подход. Но арсенал стратагем очень широк. Варьируются исходные данные. Используются все предпосылки – относительная сила и слабость сторон, дезинформация, логика и эмоции – всё для достижения результата.

Стратагемы изучаются в разделе по одной схеме :

- исходные условия,

- действия,

- примеры.

Примеры иллюстрируют ширину спектра применения стратагем – от геополитики до межличностных отношений.

Правила информационной безопасности рассматривают приёмы информационной борьбы и контрмеры против них. Изучение понятия стратегической информации и способов её охраны и использования – залог безопасности фирмы на внутреннем и внешнем рынке. Одновременно изучаются приёмы информационной войны и использования информационных утечек на пользу себе и против субъектов конкуренции.

Контрольная точка – состояние, которого процесс не способен избежать. Контрольные точки бывают :

- маршрутно-поведенческие,

- логические,

- эмоционально-ситуативные.

Любая контрольная точка – элемент предсказуемости в изучении процесса или явления. Получение конкурентной информации на внешнеэкономическом рынке во всей его динамике целиком основано на теории контрольных точек. В разделе курса изучаются в основном логические и маршрутно-поведенческие контрольные точки. Знание теории позволит менеджеру эффективно отслеживать незнакомые поведенческие схемы (см. выше), возникающие у партнёров по внешнеэкономическим связям, и эффективно использовать их слабые стороны.

Энтропистика – наука о наиболее вероятных состояниях. Общеизвестные законы Мерфи, повсеместно используемые менеджерами – всего лишь декларативно-практический раздел энтропистики. Знание наивероятных направлений развития процессов и явлений – залог их предсказуемости. Есть два основных направления процессов – упрощение и усложнение. В обоих направлениях можно двигаться, находя для себя пользу. «Разгоняясь вниз по наклонной плоскости, потом легче преодолеть крутой подъём» - считает эта наука, и эффективно использует его для решения практических задач.

Наконец, комбинации стратагем – итог изучения материала раздела. Использование всех изученных теорий позволяет учащемуся разработать и всесторонне обеспечить операцию по решению какой-либо реальной поведенческой задачи, которыми так изобилует деловая практика. Таково задание на самостоятельную работу, получаемое учащимся по изучении раздела. Сроки выполнения – зачётная неделя семестра, форма – письменный отчёт.

 

4. Финансово-экономические модели европейской и американской экономики.

Тематика : отличия европейской и американской школ менеджмента. Основные методики и показатели западной хозяйственной практики.

 

Часто встречается ситуация, когда менеджер – резидент участвует в конкурсе бизнес-проектов на международном рынке, предлагает инвестору вариант вложения средств, изучает технико-экономические обоснования чужих проектов. При всём этом он должен владеть системой планирования, учёта и анализа, применяемой в западной хозяйственной модели. Раздел посвящён изучению методики планирования и анализа, применяемых показателей и их взаимодействия. В разделе делается акцент на практику мелкого и среднего бизнеса, поскольку эта отрасль менеджмента – наиболее вероятный случай будущего практического применения материала учащимися.

Изучаются показатели в области ликвидности, эффективности, рентабельности, управления персоналом, оборота и т.д.

 

5. Итоговое занятие.

Тематика : единая система знаний менеджера на международном рынке. Комбинативность мышления и анализа.

 

Одна из характерных черт профессионала-менеджера – способность объединять информацию в систему и эффективно управлять ею. Материал практических занятий по курсу «Международный менеджмент» подобран так, чтобы итогом его изучения явилось создание чёткой информационной системы. Это умение – цель и конечный итог изучения курса.

 

 

 

Организационные сведения

 

Курс практических занятий рассчитан на учебный семестр, в расчёте на одно занятие в неделю. Материал носит характер лекционных и самостоятельных занятий и допускает изучение как в одной, так и в нескольких учебных группах одновременно.

Материал курса практических занятий может гибко группироваться по темам и аудиторным часам в соответствии со специальностью, степенью интереса и способностью усвоения аудитории. Например, для учебных групп специальности «Бухгалтерский учёт и аудит», а также «Финансовый менеджмент», наибольший интерес и пользу принесёт изучение третьего раздела, для специальности «Менеджмент» и «Информационные системы в экономике» - изучение второго раздела, а для специальности «Мировая экономика» – материал первого раздела курса.

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика