andrey

Путь к Файлу: /Методички и справочные материалы / Менеджмент организации / Организационное поведение / SAMPO.DOC

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   09.01.2015
Размер:   81.0 КБ
СКАЧАТЬ

 

Министерство общего и профессионального образования РФ

 

Тульский государственный университет

 

 

 

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

 

 

 

 

КУРС

 

«Организационное поведение»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельному изучению дисциплины

для студентов направления 521500 специальности 061100 “Менеджмент” всех форм обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула   1997

 

 

Автор

 

 

______________________ (подпись, дата)

 

О.В.Булавкина, асс., канд. экон. наук

 

 

Зав. кафедрой

 

______________________

(подпись, дата)

 

 

Е.А.Федорова, канд. экон. наук, профессор

 

Редактор

 

 

______________________

(подпись, дата)

 

 

 

 

 

Регистратор УМУ

 

 

______________________

(подпись, дата)

 

 

 

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью изучения дисциплины “Организационное поведение” является дальнейшее расширение и углубление знаний, полученных студентами в результате изучения курсов “Психология и педагогика”, “Менеджмент”, “Управление персоналом”. Эти знания необходимы будущему менеджеру в практической деятельности для управления группой людей в рамках конкретной организации.

Основная задача изучения данной дисциплины - знакомство с последними достижениями ведущих ученых Запада и России, других государств в области поведения людей в организации, а также в области поведения самих организаций при различных воздействиях внешней среды.

В результате изучения дисциплины  “Организационное поведение” специалист - менеджер должен уметь:

-  управлять поведением отдельных групп и поведением организации в целом;

-  создавать такую психологическую среду в организации, которая являлась бы проводником организационных изменений и нововведений;

-  работать с новейшими гуманитарными технологиями, уметь их оценивать и отбирать для внедрения наиболее эффективные;

-  уметь применять гуманитарные технологии на практике;

-  конструировать организации с желаемыми свойствами;

-  владеть основами коммуникативного поведения в организации;

-  управлять поведением неформальных групп для достижения целей организации;

-  применять на практике классические и новейшие модели, относящиеся к сфере организационного поведения;

-  выявлять мотивацию персонала и эффективно использовать ее в процессе управления организацией.


 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И КРАТКОЕ ИХ СОДЕРЖАНИЕ С

УКАЗАНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение. Личность и организация

1.1.Индивидуально - психологические качества личности. Понятия “человек”, “личность”, “индивидуальность”. Индивидуально - психологические качества личности: темперамент, эмоции, чувства, способности, характер, мыслительная деятельность, воля. Связь профессиональной деятельности с преобладающим видом памяти - зрительной, слуховой, двигательной и комбинаторной. Творческое воображение.

 

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются основные различия понятий “человек”, “личность”, “индивидуальность”?

2. Какие типы темперамента принято различать?

3. Что принято понимать под характером человека?

4. Какие виды деятельности вы посоветовали бы выбрать человеку, у которого слабая зрительная память?

 

1.2.Общественно - психологические качества личности

Факторы, влияющие на общественно-психологические качества личности. Социальные чувства, ценностные ориентации, социальная установка, притязания - ожидания, стереотипы, духовное ядро (мировоззрение). Функции оптимального управления: сохранение здоровья персонала, сохранение природной среды, сплочение коллектива, социальная мотивация, профессиональная подготовка. Организация как социально - психологическая общность личностей.

 

Контрольные вопросы

1.Что понимается под социальными чувствами? Назовите какие - нибудь из них.

2. Что понимается под социальной установкой? Приведите примеры каких - нибудь социальных установок.

3. Объясните, что такое “стереотип”? Приведите примеры стереотипов поведения или восприятия.

4. Перечислите социально - психологические процессы, которые происходят в организациях.

 

Основная литература

1. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). - М.: Финансы и статистика, 1992. - С. 51 - 59.

 

Дополнительная литература

1.Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика. 1984. - С. 9 - 38.

 

Тема1. Функция мотивации как психологический аспект стимулирования труда в организации

Понятия “потребность” и “вознаграждение”. Первичные  и вторичные потребности. Побуждение. Внешнее и внутреннее вознаграждение. Содержательные теории мотивации и процессуальные; поведенческие. Теория ожидания Виктора Врума: понятие ожиданий; взаимосвязи “затраты труда - результаты”, “результаты - вознаграждение”; понятие “валентность”; формула мотивации. Теория справедливости: дисбаланс вознаграждения и усилий; виды несправедливого отношения к работающим в организации. Модель Портера - Лоулера. Мотивация и компенсация - связь мотивации и результативности работы в организации; условия, при которых рост заработной платы стимулирует рост производительности труда. Три компоненты заработной платы по Лоулеру. Компенсация и вознаграждение.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите первичные  и вторичные потребности человека. В чем состоит их принципиальное отличие?

2. В чем отличие внешнего вознаграждения от внутреннего? Приведите примеры внутренних и внешних вознаграждений.

3. Изобразите “пирамиду потребностей” А. Маслоу. В чем состоит суть его теории?

4. В чем заключается принципиальное отличие содержательных теорий мотивации от процессуальных?

5. Напишите и объясните формулу мотивации В.Врума.

6. Назовите известные вам формы несправедливого отношения к персоналу в организации.

7.  Чем отличается компенсация за труд от вознаграждения за труд?

8. Перечислите условия, при которых рост заработной платы с большей вероятностью будет стимулировать рост производительности труда персонала в организации.

 

Основная литература

1. Бизнес и менеджер / Сост.: И.С. Дараховский, И.П. Черноиванов, Т.В. Прехул. - М.: Азимут - центр, 1992. - С. 38 -43, 60 - 62, 232 - 235.

2. Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело,1993. - С. 69 -103.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело,1994. - С. 362 -366, 367 - 368, 376 - 385.

4. 

 

Дополнительная литература

1. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послеслов. В.А. Приписнов. - М.: Экономика,1991. - С. 102 - 106.

2. Роджеро Ф.Дм. “ИБМ”. Взгляд изнутри. Человек, фирма, маркетинг : Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 278 с.

 

 

Тема 2. Организационные коммуникации

2.1. Роль коммуникации в организационной деятельности

Коммуникация как связующий процесс в организации. Внутриорганизационные коммуникации и коммуникации с субъектами внешней среды. Горизонтальные и вертикальные коммуникации, вербальное и невербальное общение. Формальные и неформальные коммуникации. Виды информации, передаваемой по каналам неформальной коммуникации. Виды информации, передаваемой по формальным каналам. Межличностная неформальная коммуникация в организации.

 

Контрольные вопросы

1. Какие виды организационных коммуникаций вы знаете?

2. Что представляют собой каналы неформальных коммуникаций? Какие виды информации передаются по этим каналам?

3. Что представляют собой формальные коммуникации?

4. Что представляет собой межличностная неформальная коммуникация в организации?

 

2.2. Коммуникационный процесс

Проблема эффективности коммуникаций в организациях. Схема передачи информации в организации. Понятие информационного канала. Кодирование и декодирование информации. Дублирование информации. Понятие шумов, виды шумов в организационных коммуникациях. Причины шумов, обусловленных восприятием; причины семантических шумов, невербальных шумов и плохой обратной связи.

 

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете схемы передачи информации в организациях?

2. Что такое “информационный шум? Назовите известные вам виды информационных шумов.

3. Назовите причины информационных шумов  в организации.

4. В чем состоит процесс кодирования и декодирования информации?

5. Что представляет собой информационный канал?

 

2.3.Особенности организационных коммуникаций

Особенности межличностных коммуникаций в организации. Преграды в организационных коммуникациях: искажение информации, информационные перегрузки, неэффективная структура организации. Причины преград в организационных коммуникациях. Схема процесса получения информации и ее элементы; понятие физической пропускной способности; тезаурус; прагматический фильтр. Связь информационной и организационной структур фирмы.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите возможные причины искажения информации в организации.

2. Что такое информационные перегрузки? В чем их причины? Как они влияют на качество коммуникаций и каковы пути их устранения?

3. Что понимается под “физической информационной пропускной способностью” объекта или субъекта?

4. Объясните понятие “тезаурус”.

5. Что такое “прагматический фильтр”?

6. Как влияет организационная структура управления организацией на организационные коммуникации?

 

2.4.Совершенствование коммуникаций в организациях

Характеристики шести основных направлений совершенствования коммуникаций в организациях; регулирование информационных потоков; совершенствование управленческих воздействий; совершенствование системы обратной связи; развитие системы сбора предложений; публикации информационных бюллетеней; применение современных организационных технологий.

 

Контрольные вопросы

1.Каким способом можно регулировать информационные потоки?

2. Как можно усовершенствовать обратную связь в организациях?

3. Что представляет собой система сбора предложений и как она функционирует? В каких странах это направление получило наибольшее развитие?

4. Какие современные организационно - информационные технологии вы знаете? В чем их достоинства?

 

Основная литература

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело ЛТД,1994. - С. 166 -170, 172 -191.

2. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). - М.: Финансы и статистика, 1992. - С.109 - 123.

 

Дополнительная литература

1. Иствуд А Я вас слушаю... :Пер. с англ. - М.: Знание,1984. - 156 с.

2. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послес. В.А. Приписнов. - М.: Экономика,1991. - С. 55 - 58.

3. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С. 92 - 110.

 

Тема 3. Управление поведением групп

Понятие группы, виды групп в организации. Виды формальных групп: соподчиненная, целевая, комитет. Хоторнский  эффект. Характеристики неформальных групп; причины их образования. Характеристика понятий: принадлежность, помощь, защита, общение, тесное общение и симпатия. Характеристики неформальных организаций: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры, групповое мышление. Способы воздействия на группу. Стадии нравственного развития коллектива.

 

 

 

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой формальные группы и для чего они создаются?

2. Какую группу в организации называют неформальной?

3. В чем состоит Хоторнский эффект?

4. В каких случаях неформальная группа будет оказывать сопротивление переменам в организации? Как это можно предотвратить?

5. Что понимается под социальным контролем в неформальной группе?

6. Назовите возможные функции неформального лидера в группе.

7. Назовите положительные и отрицательные стороны неформальных групп.

Основная литература

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика . Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1994. - С. 172 - 176.

2. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С.115 - 128.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело ЛТД,1994. - С.435 - 446.

4. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). - М.: Финансы и статистика, 1992. - С.69 - 71, 76 - 77.

 

 

Тема 4. Анализ и конструирование организации

Три совокупности ключевых элементов организации. Содержание понятий миссия, конкурентные преимущества, организация бизнеса , продукция, рынки, ресурсы, структурные и функциональные изменения, программа развития, культура, компетентность управления. Содержание понятий : характер основной коммерческой деятельности, общее экономическое положение, связанные группы, этап развития организации, структура организации, атмосфера в  организации, ресурсы, руководители. Соотношение элементов организации в схеме “ 7 - С “ компании “Маккинси”: схема как инструмент анализа организации. Признаки эффективной организации. Схема конструирования организации.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под миссией организации? Сформулируйте миссию для фирмы, осуществляющей перевозку грузов наземным транспортом; для коммерческого банка; для компании, производящей химические неорганические удобрения.

2. Опишите, каким образом соотносятся элементы организации в схеме “ 7 - С “ компании “Маккинси”.

3. Какими признаками можно охарактеризовать эффективную организацию?

4. Перечислите, из каких этапов состоит программа создания коллектива.

5. Определите свою способность формировать коллектив на основе теста (1, с.265 - 266).


 

Основная литература

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика . Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1994. - С. 245 - 267.

2. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С.79 - 89.

 

 

Тема 5. Руководство: власть и личное влияние

Лидер и лидерство. Понятие власти и влияния. Баланс задачи руководителей и подчиненных. Формы власти и влияния по Френчу и Рейвену. Власть, основанная на принуждении: слабые стороны метода влияния через страх. Власть, основанная на вознаграждении: недостатки положительного подкрепления. Законная власть; понятие традиции. Недостатки традиционной власти. Власть примера, харизма. Власть эксперта, недостатки экспертной власти. Влияние путем убеждения и влияние через участие, диапазон эффективного использования этих методов.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите известные вам виды власти и личного влияния.

2. Назовите слабые стороны метода влияния через страх.

3. Какие недостатки присущи экспертной власти и традиционной власти?

4. Что представляет собой влияние через участие?

 

Основная литература

1. Бизнес и менеджер / Сост.: И.С. Дараховский, И.П. Черноиванов, Т.В. Прехул. - М.: Азимут - центр, 1992. - С. 396 - 405.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика . Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1994. - С. 158 -176, 201 - 222.

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 215 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело ЛТД,1994. - С.463 - 485.

 

Дополнительная литература

1. Тачи Н., Дованн М.А. Лидеры реорганизации. Из опыта американских корпораций: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. - 204 с.

2. Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Реандзи. - М.: Политиздат, 1987. - 386 с.

3. Я кокка   Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 318 с.

 

6. Лидерство в организации

Три существующих подхода к теории лидерства. Поведенческие теории лидерства. Теории “Х” и “Y”. Теория “Z”. Демократический, авторитарный и либеральный стили руководства. Четыре системы лидерства Лайкерта, их характеристики. Двумерная трактовка стилей лидерства: “управленческая решетка” Блейка и Мутона. Соотношение удовлетворенности, стиля руководства и производительности. Ситуационные теории лидерства: ситуационная модель Фидлера; подход “путь - цель” Митчела и Хауса; теория жизненного цикла Херси - Бланшера; модель Врума - Йеттона. Понятие адаптивного руководства.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте стили руководства, предложенные Лайкертом. Какой из них наиболее приемлем для вас?

2. В чем состоит различие между личностными, поведенческими и ситуационными теориями лидерства?

3. Какой основной вклад в теорию лидерства внесли модели, относящиеся к поведенческим теориям лидерства?

4. В чем состоит основной вклад в теорию лидерства ситуационных моделей лидерства?

5. В чем заключается особенность двумерных моделей, описывающих стили лидерства?

6. Назовите основные элементы модели Фидлера. Каким образом можно использовать эту модель на практике?

7. В чем состоит суть модели принятия решений Врума - Йеттона? Как ею пользоваться на практике?

 

Основная литература

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело ЛТД,1994. - С.489 - 513.

 

Дополнительная литература

1.  Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С.10 - 22.

 

Тема 7. Изменения в организациях

7.1.Природа организационных изменений

Организации приростного и предпринимательского типа, их сравнительные характеристики ( цели, пути достижения целей, организация, система поощрения и взыскания; информация; характер проблемы, решаемой фирмой; стиль руководства; организационная структура управления; отношение к риску). Основные направления изменений в организациях: цели, структура, технологии и задачи, люди. Подход к теории изменений Р. Уотермена: “ схема 7 - С”, “ схема 7 - К “, “ кольцо обновления”.


 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите 5 - 6 сравнительных характеристик организаций приростного и предпринимательского типа.

2. В чем состоит главное отличие организаций приростного типа от организаций  предпринимательского типа?

3. Назовите элементы, из которых складывается “ кольцо обновления “ Р. Уотермена.

4. Какие основные направления изменений в организациях вы знаете?

 

7.2.Управление нововведениями

Причины организационного сопротивления переменам: технические , политические, культорологические. Создание мотивирующего видения. Мобилизация приверженности. Институционализация изменений. Модель успешного проведения изменений по Грейнеру. Три способа распределения власти по Грейнеру. Личные причины сопротивления переменам и методы устранения сопротивления нововведениям.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите этапы успешного проведения организационных изменений.

2. Какие вам известны три основные причины сопротивления переменам?

3. Какие основные методы преодоления сопротивления переменам вам известны? Назовите области их эффективного применения.

4. Приведите примеры сопротивления переменам в организации по политическим и культурологическим причинам.

5. Что представляет собой модель успешного проведения организационных изменений  Грейнера?

6. 

 

Основная литература

1. Бизнес и менеджер / Сост.: И.С. Дараховский, И.П. Черноиванов, Т.В. Прехул. - М.: Азимут - центр, 1992. - С.22 - 25, 75 - 108, 111 - 182.

2. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С.48 - 62.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело ЛТД,1994. - С.527 - 539.

 

Дополнительная литература

1.  Тачи Н., Дованн М.А. Лидеры реорганизации. Из опыта американских корпораций: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. - 204 с.

2. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентноспособность лучшие компании: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 366 с.

 

 

Тема 8. Элементы организационного развития

Понятие организационного развития. Предпосылки и ценности организационного развития. Перечень факторов, влияющих на культуру корпорации, их характеристика. Классификация культурных аспектов организации по Хофштеде. Понятие зоны власти; мужественность и женственность организаций. Объекты воздействия организационного развития. Характеристика видов участия в организационном развитии: диагностических мероприятий, мер по использованию результатов обследования, мер по изменению техноструктуры или оргструктуры, консультирования по процессам в группе, консультирования по формированию групп, консультирования по межгрупповому развитию. Персональное развитие в организации.


 

 

Контрольные вопросы

1. Что принято понимать под организационным развитием?

2. Какие факторы оказывают влияние на культуру организации?

3. В чем состоит различие между организациями “мужественного” и “женственного” типов?

4. Объясните понятие “зона власти”.

5. Назовите условия, при которых мероприятия по организационному развитию будут успешными.

6. Какие этапы рекомендуется включать в личный план действий для персонального развития менеджера?

 

Основная литература

1. Бизнес и менеджер / Сост.: И.С. Дараховский, И.П. Черноиванов, Т.В. Прехул. - М.: Азимут - центр, 1992. - С. 436 - 442.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика . Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1994. - С. 311 -318.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело ЛТД,1994. - С.533 - 545.

 

Дополнительная литература

1. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С. 62 - 65, 107 - 128, 151 - 162.

 

Тема 9. Поведенческий маркетинг и формирование имиджа 

Понятие субъекта внешнеэкономической деятельности. Конкурентная модель наций Портера: национальные конкурентные преимущества, предпринимательская стратегия, структура и конкуренция; случай, факторные условия, условия опроса, родственные и помогающие отрасли, государство. Динамика “алмаза” Портера. Организационная реклама. Работа по связям с общественностью. Миссия организации как элемент поведенческого маркетинга. Связь поведения организации с ее доходами.

 

Контрольные вопросы

1. Из каких элементов состоит “алмаз” Портера? Объясните взаимосвязь элементов данной модели.

2. Для каких целей используется поведенческий маркетинг?

3. Как влияет формулировка миссии организации на восприятие поведения этой организации общественностью? Какие формулировки миссий известных корпораций вы можете привести?

 

Основная литература

1. Бизнес и менеджер / Сост.: И.С. Дараховский, И.П. Черноиванов, Т.В. Прехул. - М.: Азимут - центр, 1992. - С. 218 - 219.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1993. - С. 643 -644.

3. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело ЛТД,1994. - С. 131 - 132, 145 - 154.

 

Дополнительная литература

1. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С.159 -170.


 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ИНФОРМАЦИЯ

Для закрепления полученных знаний на практике рекомендуется выполнить цикл практических работ по дисциплине “Организационное поведение” с использованием следующей работы:

Организационное поведение: Метод. Указания с вариантами заданий и тестами к практическим занятиям  для студентов направления 521500 специальности 061100 “Менеджмент” всех форм обучения / Сост. О.В. Булавкина, Э.И. Сафиева. - Тула: ТулГУ, 1996. - 30 с.

В процессе изучения дисциплины предусмотрено выполнение студентами контрольно-курсовой работы на тему “Проектирование организационных гуманитарных технологий”. Она выполняется на основе следующей работы:

Проектирование организационных гуманитарных технологий: Метод. указания по выполнению контрольно-курсовой работы по дисциплине “Организационное поведение” для студентов специальности  061100 “Менеджмент” дневного и вечернего обучения / Сост. О.В. Булавкина - Тула: ТулГУ, 1995. - 12 с.

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика