andrey

Путь к Файлу: /Методички и справочные материалы / Менеджмент организации / Организационное поведение / RPDEN.DOC

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   09.01.2015
Размер:   71.5 КБ
СКАЧАТЬ

 

Министерство общего и профессионального образования РФ

 

Тульский государственный университет

 

 

 

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

                                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                         декан экономического факультета

                                                                         _________________ Е.А.Федорова                                                                 

                                                                           «_____»__________________ 1998г.

 

 

 

Рабочая программа

по дисциплине «Организационное поведение»

для студентов направления 521500 специальности

061100 «Менеджмент» дневного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 1997

 

 

 

Автор

 

 

______________________ (подпись, дата)

 

О.В.Булавкина, асс., канд. экон. наук

 

 

Зав. кафедрой

 

______________________

(подпись, дата)

 

 

Е.А.Федорова, канд. экон. наук, профессор

 

Редактор

 

 

______________________

(подпись, дата)

 

 

 

 

 

Регистратор УМУ

 

 

______________________

(подпись, дата)

 

 

 


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью изучения дисциплины “Организационное поведение” является дальнейшее расширение и углубление знаний, полученных студентами в результате изучения курсов “Психология и педагогика”, “Менеджмент”, “Управление персоналом”, “Социология”. Эти знания необходимы будущему менеджеру в практической деятельности для управления конкретным коллективом людей.

Основная задача изучения данной дисциплины - знакомство с последними достижениями ведущих ученых Запада и России, других государств в области поведения людей в организации, а также в области поведения самих организаций при различных воздействиях внешней среды.

В результате изучения дисциплины  “Организационное поведение” специалист - менеджер должен уметь:

-  управлять поведением  организации в целом как единой системой;

-  создавать такую психологическую среду в организации, которая бы являлась проводником организационных изменений и нововведений;

-  работать с новейшими гуманитарологическими технологиями, уметь их оценивать и отбирать для внедрения наиболее эффективные; уметь внедрять гуманитарологические технологии на практике;

-  конструировать организации с желаемыми свойствами;

-  владеть основами коммуникативного поведения в организации;

-  управлять поведением неформальных групп для достижения целей организации;

-  применять классические и новейшие модели, относящиеся к сфере организационного поведения, на практике;

-  выявлять мотивы, влияющие на эффективность работы организации.

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СЕМЕСТРАМ И

ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

 

Семестр

Количество аудиторных часов

Самостоя-

тельная

Вид

отчетности

 

лекции

практич.

ККР,

ч/чел

итого

работа

 

7

34

17

0.5

51

39

зачет

Итого

34

17

 

51

39

 

 

3. 
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ С УКАЗАНИЕМ АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ

 

Блок 0. Введение - 1 час.

Понятия “человек”, “личность”, “индивидуальность”. Индивидуально - психологические качества личности: темперамент, эмоции, чувства, способности, характер, мыслительная деятельность, воля. Связь профессиональной деятельности с преобладающим видом памяти - зрительной, слуховой, двигательной и комбинаторной. Творческое воображение.

Факторы, влияющие на общественно - психологические качества личности. Социальные чувства, ценностные ориентации, социальная установка, притязания - ожидания, стереотипы, духовное ядро (мировоззрение). Функции оптимального управления: сохранение здоровья персонала, сохранение природной среды, сплочение коллектива, социальная мотивация, профессиональная подготовка. Организация как социально - психологическая общность личностей.

 

Блок 1. Функция мотивации как психологический аспект стимулирования труда в организации - 4 часов.

Понятия “потребность” и “вознаграждение”. Первичные  и вторичные потребности. Побуждение. Внешнее и внутреннее вознаграждение. Содержательные теории мотивации и процессуальные; поведенческие. Теория ожидания Виктора Врума: понятие ожиданий; взаимосвязи “затраты труда - результаты”, “результаты - вознаграждение”; понятие “валентность”; формула мотивации. Теория справедливости: дисбаланс вознаграждения и усилий; виды несправедливого отношения к работающим в организации. Модель Портера - Лоулера. Мотивация и компенсация - связь мотивации и результативности работы в организации; условия, при которых рост заработной платы стимулирует рост производительности труда. Три компоненты заработной платы по Лоулеру. Компенсация и вознаграждение.

 

Блок 2. Роль коммуникации в организационной деятельности - 2 часа.

Коммуникация как связующий процесс в организации. Внутриорганизационные коммуникации и коммуникации с субъектами внешней среды. Горизонтальные и вертикальные коммуникации, вербальное и невербальное общение. Формальные и неформальные коммуникации. Виды информации, передаваемой по каналам неформальной коммуникации. Виды информации, передаваемой по формальным каналам. Межличностная неформальная коммуникация в организации.

 

Блок 3. Коммуникационный процесс - 3 часа.

Проблема эффективности коммуникаций в организациях. Схема передачи информации в организации. Понятие информационного канала. Кодирование и декодирование информации. Дублирование информации. Понятие шумов, виды шумов в организационных коммуникациях. Причины шумов, обусловленных восприятием; причины семантических шумов, невербальных шумов и плохой обратной связи.

 

Блок 4. Особенности организационных коммуникаций - 2 часа.

Особенности межличностных коммуникаций в организации. Преграды в организационных коммуникациях: искажение информации, информационные перегрузки, неэффективная структура организации. Причины преград в организационных коммуникациях. Схема процесса получения информации и ее элементы; понятие физической пропускной способности; тезаурус; прагматический фильтр. Связь информационной и организационной структур фирмы.

 

Блок 5. Совершенствование коммуникаций в организациях - 3 часа.

Характеристики шести основных направлений совершенствования коммуникаций в организациях; регулирование информационных потоков; совершенствование управленческих воздействий; совершенствование системы обратной связи; развитие системы сбора предложений; публикации информационных бюллетеней; применение современных организационных технологий.

 

Блок 6. Управление поведением групп - 2 часа.

Понятие группы, виды групп в организации. Виды формальных групп: соподчиненная, целевая, комитет. Хоторнский  эффект. Характеристики неформальных групп; причины их образования. Характеристика понятий: принадлежность, помощь, защита, общение, тесное общение и симпатия. Характеристики неформальных организаций: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры, групповое мышление. Способы воздействия на группу. Стадии нравственного развития коллектива.

 

Блок 7. Анализ и конструирование организации - 3 часа.

Три совокупности ключевых элементов организации. Содержание понятий миссия, конкурентные преимущества, организация бизнеса , продукция, рынки, ресурсы, структурные и функциональные изменения, программа развития, культура, компетентность управления. Содержание понятий : характер основной коммерческой деятельности, общее экономическое положение, связанные группы, этап развития организации, структура организации, атмосфера в  организации, ресурсы, руководители. Соотношение элементов организации в схеме “ 7 - С “ компании “Маккинси”: схема как инструмент анализа организации. Признаки эффективной организации. Схема конструирования организации.

 

Блок 8. Руководство: власть и личное влияние - 4 часа.

Лидер и лидерство. Понятие власти и влияния. Баланс задачи руководителей и подчиненных. Формы власти и влияния по Френчу и Рейвену. Власть, основанная на принуждении: слабые стороны метода влияния через страх. Власть, основанная на вознаграждении: недостатки положительного подкрепления. Законная власть; понятие традиции. Недостатки традиционной власти. Власть примера, харизма. Власть эксперта, недостатки экспертной власти. Влияние путем убеждения и влияние через участие, диапазон эффективного использования этих методов.

 

Блок 9. Лидерство в организации - 2 часа.

Три существующих подхода к теории лидерства. Поведенческие теории лидерства. Теории “Х” и “Y”. Теория “Z”. Демократический, авторитарный и либеральный стили руководства. Четыре системы лидерства Лайкерта, их характеристики. Двумерная трактовка стилей лидерства: “управленческая решетка” Блейка и Мутона. Соотношение удовлетворенности, стиля руководства и производительности. Ситуационные теории лидерства: ситуационная модель Фидлера; подход “путь - цель” Митчела и Хауса; теория жизненного цикла Херси - Бланшера; модель Врума - Йеттона. Понятие адаптивного руководства.

 

Блок 10. Природа организационных изменений - 3 часа.

Организации приростного и предпринимательского типа, их сравнительные характеристики ( цели, пути достижения целей, организация, система поощрения и взыскания; информация; характер проблемы, решаемой фирмой; стиль руководства; организационная структура управления; отношение к риску). Основные направления изменений в организациях: цели, структура, технологии и задачи, люди. Подход к теории изменений Р. Уотермена: “ схема 7 - С”, “ схема 7 - К “, “ кольцо обновления”.

 

Блок 11. Управление нововведениями - 1 час.

Причины организационного сопротивления переменам: технические , политические, культорологические. Создание мотивирующего видения. Мобилизация приверженности. Институционализация изменений. Модель успешного проведения изменений по Грейнеру. Три способа распределения власти по Грейнеру. Личные причины сопротивления переменам и методы устранения сопротивления нововведениям.

 

Блок 12. Элементы организационного развития - 2 часа.

Понятие организационного развития. Предпосылки и ценности организационного развития. Перечень факторов, влияющих на культуру корпорации, их характеристика. Классификация культурных аспектов организации по Хофштеде. Понятие зоны власти; мужественность и женственность организаций. Объекты воздействия организационного развития. Характеристика видов участия в организационном развитии: диагностических мероприятий, мер по использованию результатов обследования, мер по изменению техноструктуры или оргструктуры, консультирования по процессам в группе, консультирования по формированию групп, консультирования по межгрупповому развитию. Персональное развитие в организации.

 

Блок 13. Поведенческий маркетинг и формирование имиджа - 2 часа.

Понятие субъекта внешнеэкономической деятельности. Конкурентная модель наций Портера: национальные конкурентные преимущества, предпринимательская стратегия, структура и конкуренция; случай, факторные условия, условия опроса, родственные и помогающие отрасли, государство. Динамика “алмаза” Портера. Организационная реклама. Работа по связям с общественностью. Миссия организации как элемент поведенческого маркетинга. Связь поведения организации с ее доходами.

 

4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМАТИКИ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ

 

Тема занятия

Количество часов

 

аудиторная работа

самостоятельная работа

1.Личные качества и способность управлять: тесты «Профессиональная ориентация», «Оценка пригодности к работе менеджера»

 

2

 

-

2. Стиль и методы руководства: тесты «Лидер», «Производственные ситуации»

2

-

3. Стиль и методы руководства: двумерные модели. Управленческая решетка

3

2

4. Стиль и методы руководства. Ситуационные модели лидерства: модель Фидлера и модель принятия решений руководителем Врума - Йеттона (3 управленческие ситуации)

 

4

 

4

5. Проектирование гуманитарной технологии по развитию личного обаяния сотрудников коллектива

 

4

 

10

6. Организационные коммуникации: анализ эффективности коммуникаций и разработка рациональной схемы передачи информации в организации

 

2

 

4

 

Итого часов

17

20

 

5. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНО-КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В седьмом семестре предусмотрено выполнение студентами ККР на тему: “Проектирование  организационных гуманитарных технологий”. Работа выполняется на основе методических указаний Булавкиной О.В. “Проектирование  организационных гуманитарных технологий”, которые предусматривают проектирование по одному из 75 вариантов, предложенных преподавателем. Целью ККР  является анализ преподавателем глубины усвоения студентами теоретических знаний и практических навыков, полученных ими в результате изучения дисциплины “Организационное поведение”.

 

 

 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М., 1990.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М., 1985.

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально - психологический климат коллектива и личность. - М., 1983.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ. - М.:  1991.

5. Грачев М.В. Суперкадры. - М., 1993. - с.10-103.

6. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - Л.,1990.

7. Иствуд А. Я Вас слушаю... Пер. с англ. - М., 1990.

8. Монден Я. “Тоета”: методы эффективного управления. Пер. с англ. - М., 1989.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: М., 1992.

10. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. - М., 1986.

11. Тачи Н., Деванн М.А. Лидеры реорганизации. Пер. с англ. - М., 1990.

12. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992.

13. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентно способность лучшие компании. Пер. с англ. - М., 1991.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

2. Бизнес и менеджер. Сост. И.С. Дараховский, И.П. Черноиванов, Т.В. Прехул. - М., 1992.

3. Нововведения: стимулы и препятствия. - М., 1989.

4. Социально - психологические проблемы производственного коллектива. Отв. ред. Шорохова Е.В., Кузьмин Е.С. и др. - М., 1983.

5. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1884.

6. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М., 1993.

7. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1990.

8. Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология научног коллектива // “Наука и человечество” - междунар.ежегодник. - М., 1989, с. 43-51.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика