andrey

Путь к Файлу: /Лесохозяйственный / Метод.ук.-ОНИ-УМКД.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   andrey
Добавлен:   11.01.2015
Размер:   426.8 КБ
СКАЧАТЬ

 

 
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

 

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ

НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

В ЛЕСНОМ

ХОЗЯЙСТВЕ

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 260400

ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2005

 


Пчелинцев, В. И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Методические указания к проведению лабораторных работ для студентов специальности 260400 всех форм обучения / В. И. Пчелинцев. – Красноярск – СибГТУ, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: к.с.-х.н., доц. В.И. Пчелинцев

 

 

Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским центром

СибГТУ 29 ноября 2005 г.

 

Рецензент: к.с.-х.н., доц. М.В. Репях (методический совет КГТА).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2005


С0ДеРжАНИЕ

 

Введение ........................................………………………………………………          4

Лабораторная работа I. Подготовка  исходных  данных  для  выполнения

   анализа ствола .......…....………………………………………………………. 5

Лабораторная работа 2. Ход роста древесного ствола по высоте ...............….       6

Лабораторная работа 3. Построение графика продольного сечения

   древесного ствола ..........................……………………………………………          7

Лабораторная работа 4. Ход роста древесного ствола по диаметру и

   площади поперечного сечения ...............……….…………………………….          7

Лабораторная работа 5. Ход роста древесного отвода по объему ..............….       8

Лабораторная работа 6. Общий анализ выполненных работ и выводы ......…       9

Контрольные вопросы ..........................…………………………………….…...     10

Библиографический список ...........................…………………………………..          11

Приложение А Площадь сечения в см2 по диаметру ствола в см и мм ..........          12

Приложение Б Объем вершины стволов по диаметру основания (dо.в.)

   и длине вершины ……………………………………………………………...  14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно действующим учебным планам каждый студент лесохозяйственного факультета должен ознакомиться с организационными и методологическими основами познания процессов роста деревьев и древостоев, причинами, влияющими на рост; рассмотреть с научной точки зрения закономерности строения и формирования насаждений, изменения их структуры; уметь оценить влияние внешних и внутренних факторов на продуктивность фитоценозов.

Полученные знания могут оказать пользу студентам при освоении специальных дисциплин, как в учебном процессе, так и в процессе прохождения учебных практик, выполнении курсовых и дипломных работ, связанных со сбором и камеральной обработкой экспериментальных данных, и, наконец, при проведении научно-исследовательской работы любого масштаба.

Интенсификация ведения лесозаготовок в течение последних 20 лет привела к истощению лесосырьевой базы в центральных и южных районах Сибири, что остро высветило проблему восстановления лесов на вырубках. Известно, что возобновление лесосек естественным путем приводит к формированию низкопродуктивных, как правило, малоценных насаждений с преобладанием лиственных пород, поэтому специалист лесного хозяйства должен иметь четкое представление о динамике лесообразоватального процесса. Цель, к которой лесоводу необходимо стремиться, – иметь наиболее полное представление о лесах, чтобы принимаемые хозяйственные решения приводили к повышению продуктивности лесов, а не наоборот.

Быстро изменяющиеся экономические условия в лесной отрасли нацеливают на обновление и усовершенствование познаний, и при необходимости специалисты-лесоводы могут самостоятельно применить методологические основы на практике.

По дисциплине «Основы научных исследований в лесном хозяйстве» намечено 18 часов лекций, 18 часов лабораторных занятий и 8 часов самостоятельной работы студентов. По окончании курса – зачет.

Формой текущей отчетности студентов является предоставление и защита лабораторных работ, выполненных в рабочей тетради. Выявленные в работах ошибки и недостатки исправляются и устраняются.

На зачете студент защищает окончательный, исправленный вариант выполнения лабораторных работ и делает общий анализ полученных результатов.

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Подготовка исходных данных для выполнения анализа ствола

 

Цель работы. ознакомление с методикой разметки и обмера древесного ствола, занесение исходных данных в специальный бланк, анализ данных и устранение ошибок.

Содержание работы. Каждому студенту выдается вариант исходных данных, включающих общие сведения (местопроизрастание дерева, характеристика ствола и характеристика дерева) и непосредственно цифровой материал по обмеру древесного ствола.

Сведения о местопроизрастании дерева включают в себя: область, район, лесхоз, лесничество, квартал, и номер пробной площади, состав насаждения, возраст насаждения, относительную полноту, класс бонитета, класс товарности, особенности насаждения, живой напочвенный покров, характеристику почвы, положение, сведения о четырех соседних деревьях.

Характеристика ствола имеет следующие показатели: породу, диаметр на высоте груди в см, высоту ствола в м, возраст, класс морфологического развития.

Характеристика дерева включает следующие сведения: диаметр кроны с севера на юг и с востока на запад в м, протяженность кроны в м и %% от всей высоты, высоту первого мертвого сучка в м и %% от всей высоты, схему расположения модельного дерева по отношению к ближайшим четырем соседям с нанесением проекций кроны.

Цифровой материал заносится в специальный бланк в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1 – Данные замера диаметров

Высота сечения, м

число слоев

на этом сечении

Диаметр, см

Диаметр ствола (см) по 10-летиям

в/к

б/к

140

130

120

···

20

10

0/146

61,2

52,3

50,6

48,4

45,8

···

···

1,7

1,3/134

48,8

44,1

42,9

40,4

38,0

···

···

1,2

1/136

46,6

43,2

42,6

40,9

38,6

···

3,4

-

3,0/129

44,3

42,0

40,8

38,6

36,6

···

2,1

-

···

···

···

···

···

···

···

···

-

25/40

4,7

4,3

4,0

3,1

2,0

···

-

-

26/19

1,6

1,4

1,2

0,4

-

-

-

-

 

После заполнения таблицы 1 данные визуально анализируют по принципу: в горизонтальной строке диаметр уменьшается с уменьшением возраста, а в вертикальной колонке уменьшение толщины идет с увеличением высоты сечения. При выявлении ошибок последние корректируют и в таблицу вносят исправленные данные.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. Ход роста древесного ствола по высоте

 

Цель работы. получить навыки вычисления высоты дерева в разном возрасте. Научиться графическим методом приводить высоту в соответствие с возрастом по 10-летиям.

Содержание работы. Возраст дерева, в котором оно достигло той или иной высоты, рассчитывается как разность числа годичных слоев на пне и соответствующей высоте сечения. Например, из таблицы 1 находим, что высоты 25 м дерево достигло в возрасте 106 лет (число годичных слоев на высоте 25 м равно 40, а на пне 146, разность составит 146-40 = 106 лет). Таким методом рассчитывают возраст достижения деревом всех высот, на которых были взяты образцы древесины. После этого строят график: по оси "X" откладывают возраст (лет), по оси "Y" – высоту (м) Последней откладывается точка, соответствующая полной высоте древесного ствола и возрасту, равное числу годичных слоев на пне. После выравнивания с выравнивающей кривой снимают значения высот, соответствующие возрастам дерева по 10-летиям. результаты вычислений заносят в таблицу 2.

Таблица 2 – Ход роста по высоте

Высота сечения, м

0

1,3

1,0

3,0

···

25,0

26,0

27,3

Число слоев на этом сечении

146

134

136

129

···

40

19

0

Ствол достиг высоты этого сечения в возрасте, лет

0

12

10

17

···

106

127

146

Высота ствола была в возрасте по 10-летиям, м

10

20

30

···

120

130

140

-

Сним

ается

с

граф

ика

 

 

-

В заключение проводится расчет среднего и текущего приростов по высоте с занесением результатов в таблицу 3. Расчетные данные наносят на график и снимают с него выровненные значения приростов.

Таблица 3 – Средний и текущий прирост по высоте

Возраст, лет

Высота, м

Средний прирост, м

Текущий прирост, м

расчетный

выровненный

расчетный

выровненный

0

···

···

···

10

···

···

30

···

···

···

···

···

···

···

140

···

···

···

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. Построение графика продольного сечения древесного ствола

 

Цель работы. Построение образующих древесного ствола по 10-летиям. Выявление и устранение ошибок.

Содержание работы. Для данной работы берется лист миллиметровой бумаги размером 210×297 мм, на котором поочередно строятся графики продольного сечения ствола. Сначала строится образующая в коре, затем все остальные без коры. На продольной оси графика откладывается высота сечения, на поперечной – диаметр. Для удобства графопостроения диаметр откладывают асимметрично относительно продольной оси. Начало исчисления высоты на графике отодвигается от начала координат на I см, а освободившееся пространство используется для выполнения сопроводительной надписи о возрасте, которому соответствуют образующие (рисунок 1).

 

  Метод.ук.-ОНИ-УМКД

Рисунок 1 – График продольного сечения ствола

При мелком масштабе графика сопроводительная надпись о возрасте может быть нанесена через одну или большее число образующих.

Чтобы график образующей древесного ствола принял окончательный вид, необходимо недостающую часть высоты (вершину) снять с ранее построенного графика. Иногда, вследствие выравнивания, размер вершины приобретает искаженный вид (неестественно короткий или наоборот, вытянутый), в этом случае окончание образующей корректируют, взяв в качестве маяка вышерасположенную образующую.

Наличие пересечений графиков продольного сечения ствола смежных возрастов свидетельствует об ошибках в исходных данных по замеру диаметров. Такие участки образующих исправляют графически, приводя в гармонию с соответствующими маяками, и после этого исправления вносят в таблицу 1.

 

ЛАБ0РАТОРНАЯ РАБ0ТА № 4. Ход роста древесного ствола по диаметру и площади поперечного сечения

 

Цель работы. Познание особенностей роста древесного ствола в толщину на разных возрастных этапах жизни дерева. Выявление последствий воздействия положительных и отрицательных факторов роста.

Содержание работы. Используя замеры диаметров на высоте груди, помещенные в таблице 1, строят график хода роста, на котором по оси «Х» откладывают возраст, по оси «Y» – диаметр в см. С графика снимают выровненные диаметры и заносят в таблицу 4. По исходным диаметрам рассчитывают средний и текущие приросты, которые также наносят на график и выравнивают, занося полученные результаты в таблицу 4.

Таблица 4 – Ход роста по диаметру и приросты

Возраст, лет

Диаметр, см

Средний прирост, см

Текущий прирост, см

расчетный

выровненный

расчетный

выровненный

0

···

···

···

10

···

···

···

30

···

···

···

···

···

···

···

140

···

···

···

По исходным диаметрам вычисляют площади поперечного сечения, строят график хода роста по площади поперечного сечения, снимают с него выровненные значения по десятилетиям, рассчитывают приросты, для которых также строят графики на этом же листе миллиметровки. Результаты вносят аналогичную таблицу (таблица 4). Для вычисления площади поперечного сечения используют приложение I.

 

ЛАБ0РAT0РНАЯ РАБОТА № 5. Ход роста древесного ствола по объему

 

Цель работы. Установление периодов активного нарастания и замедления в ходе роста по объему. Установление возраста количественной спелости.

Содержание работы. Для дерева в абсолютном возрасте без коры и в последующих возрастах по десятилетиям вычисляют объем. При: этом используются приложения 2 и 3. По результатам вычислений строится график хода роста по объему: по оси «Х» – возраст, по оси «Y» – объем в куб. м. С графика снимают выровненные объемы. На этом же листе строят графики приростов по объему, которые также выравнивают. Итоги заносят в таблицу 5.

Последним этапом выполняют расчет процента текущего прироста по объему с использованием формулы Пресслера

Метод.ук.-ОНИ-УМКД,

где    PV – процент текущего прироста по объему;

          Va – объем ствола, м3, в возрасте, лет;

          Va-n – объем ствола, м3, в возрасте n лет назад;

          n – величина возрастного периода, лет.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6. Общий анализ выполненных работ и выводы

 

Цель работы. Получить навыки по выполнению комплексной оценки хода роста древесного ствола. Получить выводы, аргументированные расчетами.

Содержание работы. Используя расчеты и графики, устанавливают и обосновывают следующие особенности хода роста дерева:

1. Возраст максимального среднего и текущего приростов по высоте, диаметру, площади поперечного сечения и объему.

2. Возраст, в котором средний и текущий приросты по рассмотренным показателям сближаются.

3. Этапы в жизни дерева по интенсивности роста.

4. Экстремумы в текущем и среднем приростах.

5. Степень выполаживания графиков хода роста.

6. Характер дерева по интенсивности роста (быстрорастущее или медленнорастущее; свободнорастущее или в сомкнутом насаждении).

7. Перспективы роста дерева.

В заключение на основании особенностей я перспектив роста анализируемого дерева делают хозяйственное распоряжение, в котором указывают рекомендуемые мероприятия (рубки ухода, рубки главного пользования, использование арборицидов, пестицидов, удобрений и др.). Для выбора хозяйственных мероприятий руководствуются специальными знаниями, полученными в процессе обучения на предыдущих курсах.

 


контрольные ВОПРОСы

 

Контрольные вопросы по лабораторной работе № 1

1 Методика разметки и обмера древесного ствола, предназначенного для анализа.

2 Особенности разметки кружков древесины на нулевом и других сечениях.

3 Правила внесения исправлений в исходные данные.

 

Контрольные вопросы по лабораторной работе № 2

1 Получение данных для построения графика хода роста в высоту.

2 Методика расчета среднего и текущего приростов по высоте.

3 Правила выравнивания графика хода роста по высоте.

4 Как найти высоту дерева по 10-летиям?

 

Контрольные вопросы по лабораторной работе № 3

1 Правила графического выравнивания графиков среднего и текущего приростов по диаметру.

2 Закономерности соотношения среднего и текущего приростов по диаметру.

3 С какой целью последней на графике хода роста откладывается точка, соответствующая абсолютному возрасту дерева?

 

Контрольные вопросы по лабораторной работе № 4

1 Способы вычисления площади поперечного сечения древесного ствола на высоте груди.

2 Закономерности соотношения среднего и текущего приростов по площади поперечного сечения на высоте груди.

3 Сущность графического выравнивания методом наименьших квадратов.

 

Контрольные вопросы по лабораторной работе № 5

1 Методика расчета объема древесного ствола по секциям.

2 Расчет процента текущего прироста по объему.

3 О чем можно судить по точке пересечения графиков среднего и текущего приростов по объему?

 

Контрольные вопросы по лабораторной работе № 6

1 О чем свидетельствуют участки графиков хода роста, приближенные к прямой линии?

2 Системы рубок главного пользования в лесах Восточной Сибири.

3 Виды рубок ухода и особенности их проведения.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Кузьмичёв, В. В. Закономерности роста древостоев [Текст] /. В. В. Кузьмичёв. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1977. – 160 с.

2. Анучин, н. п. Лесная таксация [Текст]: учебник дня вузов. 5-е изд. доп. / н. п. Анучин. – М.: Лесн. пром-сть, 1982. – 552 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отв. редактор проф.    В.В. Кузьмичёв

Редактор РИЦ              Л.М. Буторина

Технический редактор           Т.П. Попова

 

Подписано в печать                            Сдано в производство

Формат 60*84 1/16.                                                               Бумага типографская

Печать офсетная.                          Усл. печ.л. 1,0.                            Уч.-изд.д. 1,0

Изд. №                                      Тираж                                    Заказ №

Лицензия №

 

Редакционно-издательский центр СибГТУ

660649, г. Красноярск, пр. Мира, 82, типография СибГТУ

Приложение А

(обязательное)

Площадь сечения в см2 по диаметру ствола в см и мм

 

Диаметр в сантиметрах и десятых долях

см

0,0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

1

1

1

1

2

2

2

3

3

3

2

3

3

4

4

5

5

5

6

6

7

3

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

4

13

13

14

15

15

16

17

17

18

19

5

20

20

21

22

23

24

25

26

26

27

6

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

7

38

40

41

42

43

44

45

46

48

49

8

50

52

52

54

55

57

58

59

61

62

9

64

65

65

68

69

70

72

74

75

77

10

78

80

80

83

85

86

88

90

92

93

11

95

97

98

100

102

104

106

108

109

111

12

113

115

117

119

121

123

125

127

129

131

13

133

135

137

139

141

143

145

147

150

152

14

154

156

158

161

163

165

167

170

172

174

15

177

179

182

184

186

189

191

194

196

199

16

201

204

206

209

211

214

216

219

222

224

17

227

230

232

235

238

240

243

246

249

252

18

254

257

260

263

266

269

272

275

278

280

19

284

286

290

292

296

299

302

305

308

311

20

314

317

320

324

327

330

333

336

340

343

21

346

350

353

356

360

363

366

370

373

377

22

380

384

387

391

394

398

401

405

408

412

23

416

419

423

426

430

434

437

441

445

449

24

452

456

460

464

468

471

475

479

483

487

25

491

495

499

503

507

511

515

519

523

527

26

531

535

539

543

547

552

556

560

564

568

27

573

577

581

585

590

594

598

603

607

611

28

616

620

625

629

634

638

642

647

651

656

29

660

665

670

674

679

684

688

693

698

702

30

707

712

716

721

726

731

735

740

745

750

 


Продолжение приложения А

 

 

Диаметр в сантиметрах и десятых долях

 

см

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

31

755

760

764

769

774

779

784

789

794

799

 

32

804

809

814

819

824

830

834

840

845

850

 

33

855

860

866

871

876

881

887

892

897

903

 

34

908

913

919

924

929

935

940

946

951

957

 

35

962

968

973

979

984

990

995

1001

1007

1012

 

36

1018

1023

1029

1035

1041

1046

1052

1058

1064

1069

 

37

1075

1081

1087

1093

1099

1104

1110

1116

1122

1128

 

38

1134

1140

1146

1152

1158

1164

1170

1176

1182

1188

 

39

1195

1201

1207

1213

1219

1225

1232

1238

1244

1250

 

40

1257

1263

1269

1276

1282

1288

1295

1301

1307

1314

 

 

41

1320

1327

1333

1340

1346

1353

1359

1366

1372

1379

 

42

1452

1392

1399

1405

1412

1419

1425

1432

1439

1445

 

43

1452

1459

1466

1473

1479

1486

1493

1500

1507

1514

 

44

1521

1527

1534

1541

1548

1555

1562

1569

1576

1583

 

45

1590

1598

1605

1612

1619

1626

1633

1640

1647

1655

 

46

1662

1669

1676

1684

1691

1698

1706

1713

1720

1728

 

47

1735

1742

1750

1757

1765

1772

1780

1787

1795

1802

 

48

1810

1817

1825

1832

1840

1847

1855

1863

1870

1878

 

49

1886

1893

1901

1909

1917

1924

1932

1940

1948

1956

 

50

1963

1971

1979

1987

1995

2003

2011

2019

2027

2035

 

51

2043

2051

2059

2067

2075

2083

2091

2099

2107

2116

 

52

2124

2132

2140

2148

2157

2165

2173

2181

2190

2198

 

53

2206

2215

2223

2231

2240

2248

2256

2265

2273

2282

 

54

2290

2299

2307

2316

2324

2333

2341

2350

2359

2367

 

55

2376

2384

2393

2402

2411

2419

2428

2437

2445

2454

 

56

2463

2472

2481

2489

2498

2507

2516

2525

2534

2543

 

57

2552

2561

2570

2579

2588

2597

2606

2615

2624

2633

 

58

2642

2651

2660

2669

2679

2688

2697

2706

2715

2725

 

59

2734

2743

2753

2762

2771

2781

2790

2799

2809

2818

 

60

2827

2837

2846

2856

2865

2875

2884

2894

2903

2913

 

 


Приложение Б

(обязательное)

Объем вершины стволов по диаметру основания (dо.в.) и длине вершины

 

dо.в.,

см

Объем вершины стволов (м3) при длине вершины (м)

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

5,5

2,5

0,0005

0,0007

0,0010

0,0012

0,0015

0,0017

0,0020

0,0022

0,0025

0,0027

3,0

0,0007

0,0011

0,0014

0,0018

0,0021

0,0025

0,0028

0,0032

0,0035

0,0039

3,5

0,0010

0,0014

0,0019

0,0024

0,0029

0,0034

0,0038

0,0043

0,0048

0,0053

4,0

0,0013

0,0019

0,0025

0,0031

0,0038

0,0044

0,0050

0,0057

0,0063

0,0069

4,5

0,0016

0,0024

0,0032

0,0040

0,0048

0,0056

0,0064

0,0072

0,0079

0,0087

5,0

0,0020

0,0029

0,0039

0,0049

0,0059

0,0069

0,0079

0,0088

0,0098

0,0108

5,5

0,0024

0,0036

0,0047

0,0059

0,0071

0,0083

0,0095

0,0107

0,0119

0,0131

6,0

0,0028

0,0042

0,0057

0,0071

0,0085

0,0099

0,0113

0,0127

0,0141

0,0155

6,5

0,0033

0,0050

0,0066

0,0083

0,0099

0,0116

0,0133

0,0149

0,0166

0,0182

7,0

0,0038

0,0058

0,0077

0,0096

0,0115

0,0135

0,0154

0,0173

0,0192

0,0212

7,5

0,0044

0,0066

0,0088

0,0110

0,0132

0,0155

0,0177

0,0199

0,0221

0,0243

8,0

0,0050

0,0075

0,0100

0,0126

0,0151

0,0176

0,0201

0,0226

0,0251

0,0276

8,5

0,0057

0,0085

0,0113

0,0142

0,0170

0,0199

0,0227

0,0255

0,0284

0,0312

9,0

0,0064

0,0095

0,0127

0,0159

0,0191

0,0223

0,0254

0,0286

0,0318

0,0350

9,5

0,0071

0,0106

0,0142

0,0177

0,0213

0,0248

0,0283

0,0319

0,0354

0,0390

10,0

0,0079

0,0118

0,0157

0,0196

0,0236

0,0275

0,0314

0,0353

0,0393

0,0432

10,5

0,0087

0,0130

0,0173

0,0216

0,0260

0,0303

0,0346

0,0389

0,0433

0,0476

11,0

0,0095

0,0142

0,0190

0,0237

0,0285

0,0332

0,0380

0,0427

0,0475

0,0522

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика