Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   14.01.2015
Размер:   109.5 КБ
СКАЧАТЬ

Содержание.

 

 

Глава 1: Понятие и структура экологических прав граждан

 

Глава 2:Значения признания экологических прав граждан, гарантии и защита экологических прав человека

 

2.1: Защита экологических прав человека в административном порядке и в судах общей юрисдикции.

 

2.2:Защита экологических прав граждан в Конституционном суде РФ.

 

2.3:Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека.

 

2.4: Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека.

 

Глава 3: Судебная практика по делам о защите экологических прав граждан.

 

Заключение:

 

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одним из наиболее существенных достижений экологического права и важнейшая тенденция его развития на современном этапе является признание и законодательное, в том числе конституционное, установление экологических прав индивида. Совокупность норм, регулирующих экологические права, обоснованно оценивается как один из центральных институтов экологического права.

В теории и в практике нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности вопрос о правах человека – важнейший. Гражданин - один из  основных субъектов экологического права . Человек, его права и свободы в соответствии со ст.2 Конституции РФ являются высшей ценностью.

Относительно экологических прав, затрагивающих коренные, жизненно важнейшие каждого человека, в доктрине нашей отрасли пока отсутствует их единообразное понимание.

Что мы понимаем под экологическими правами и их защитой? Каковы конституционные основы развития института экологических прав человека? Какое место занимают эти права в системе признанных прав человека? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Понятие и структура экологических прав человека в РФ.

 

Рассмотрим этот вопрос с учетом положения общей теории права о правах человека.

«Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.

Объем этих благ исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага, которыми наделялся индивид, условно могут быть названы правами человека .» [1]

Представляется, что правом является не само благо, а притязания на него. Причем не просто притязание, а узаконенное, признанное законом или иным нормативным правовым актом. В сфере взаимодействия человека и природы таким материальным благом является вся природа ( окружающая среда ), отдельные комплексы и ресурсы.  В Конституции -,это к примеру, благоприятная окружающая среда. Соответственно, под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы ), связанные с удовлетворением ( или возможным удовлетворением ), его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспеченьем такого удовлетворения.

Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав  , т.е прав человека на природу или связанные с природой, показывает, что функционально назначение их различно. При этом можно объединить их в следующие группы:

1.Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет природных ресурсов. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование.

2. Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека на 80% определяется экологическими факторами. К этой разновидности прав можно отнести конституционное право на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих безопасности (ст.37), а также на радиационную безопасность.

3. Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Эта разновидность прав достаточно многочисленна. В нее входят права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и д.р.

4. Право собственности на природные ресурсы. В отношении граждан это право справедливо регулируется в ограниченных размерах. Эта разновидность прав чрезвычайно важна. Установление права частной собственности на природные ресурсы, прежде всего на землю, создает правовые предпосылки для развития рыночной экономики. Согласно ст.36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.

Гражданину принадлежит также на праве собственности древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено Федеральным законом. ( ст.20 Лесного кодекса РФ).

 Согласно ст.40 Водного кодекса РФ в собственности граждан и юридических лиц могут находиться водные обособленные объекты (замкнутые водоемы)- небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

5. Экологические права будущих поколений. Права будущих поколений вытекают из концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Эта разновидность экологических прав еще не оформлена должным образом в российском законодательстве.

Права будущих поколений на радиационную безопасность косвенно предусматриваются ФЗ « О радиационной безопасности населения «. Радиационная безопасность населения определяется этим законом как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (ст.1)

.Такие права презюмируются и ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с преамбулой он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

При этом выделяются гражданские (личные), политические, культурные, социальные и экономические права. Очевидно, это экологическая составляющая проявляется в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и д.р.), установления контроля за властью (путем судебного обжалованья решения и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан) .

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических факторов, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

Наличие экологической составляющей в каждом из названных видов прав свидетельствует об особом характере экологических прав.[2]

Экологические права связаны со сферой взаимодействия общества и природ. Такие права расцениваются как инструмент не только удовлетворения индивидуальных экологических интересов их обладателя, но и, что весьма важно, служат инструментом сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды как публичного блага. О значении окружающей среды для человека и общества говорится даже в Конституции РФ: она является основой жизни и деятельности. Это обстоятельство предопределяет и самостоятельное место таких прав в системе прав человека.

 

Глава 2: Значение признание экологических прав человека, гарантии и защита экологических прав человека.

Признав экологические права граждан, Российское государство сделало первый шаг в направлении создания правового государства, подтвердило намерение построить его. Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации власти. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В тоже время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.

Юридическое значение признания экологических прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права. Так, обладание правом для соответствующего субъекта означает:

- свободу поведения индивида в границах, установленной нормой права;

- возможность для индивида пользования определенным социальным благом;

- полномочия совершать определенные действия и требовать совершать соответствующие действия от других лиц;

- возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Признав экологические права, государство может надеяться на активность граждан в их реализации. Тем самым граждане будут объективно способствовать решению задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Обладая правами и стараясь их реализовать, граждане становятся активными союзниками государства в достижении целей экологического права, связанными прежде всего с сохранением благоприятного состояния окружающей среды или восстановлением его. Таким образом, при последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления для благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.

Гарантии и защита экологических прав человека:

В Конституции РФ предусмотрена система юридических гарантий экологических прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может  осуществляться охрана таких прав:

- судебная защита прав и свобод;

- право обжалования в суд решений и действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

- право на получение квалифицированной юридической помощи;

- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями, (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц;

- право обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч 3 ст 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч 2 ст 45) .

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан – необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан. Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.[3]

 

2. 1: Защита экологических прав человека в административном порядке и в судах общей юрисдикции.

Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы.

Нормативные основы регулирования защиты установлены в основном законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате чего нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой либо ответственности .

Закон предоставляет возможность истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права . Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу . Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, обязаны в соответствии с законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч 1 ст 46) . Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск -один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Закона РСФСР «Об охране природной окружающей среды» граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. Право граждан на предъявление исковых требований в суд было предусмотрено также в ст 91 этого закона и касалось прекращения экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. В действующем ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, правда, лишь право граждан предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среды (ст 11).

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но ив конечном счете всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией  и злоупотребление властью.

Порядок судебного обжалования регулируется законом об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан.

Гражданин вправе обжаловать как названные мною ранее действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

В соответствии с вышеназванным Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем парой трудно доказать, что явно незаконное решение или действия (бездействия) нарушает экологические права истца.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также- по просьбе гражданина – надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Закон предоставляет гражданам выбор суда, в которой они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана в суд по месту его жительства или в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права. Закон определяет также сроки обращения в суд с жалобой. Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа,   

Объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение об обжалованных действиях  (решениях) и их последствиях.

Отличительной чертой рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений) .гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст 6) . Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшие к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.

Важным является вопрос о том, могут ли суды не только отклонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей  решение должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и решений и их отмене в случае обоснованности жалобы.

2. 2: Защита экологических прав граждан в Конституционном суде РФ.

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других нормативно правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст .18), Конституции должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею должны быть приведены все действующие акты.

Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный суд РФ. Это- федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов РФ; не вступившие в силу международные договоры РФ. Конституционный суд РФ осуществляет проверку конституционных указанных актов, однако не по собственной инициативе, а по запросам. Право на обращение в Конституционный суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ,  Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» допускает запрос о проверки конституционности законов и иных нормативных актов РФ договора между органами государственной власти, если заявитель считает их неподлежащими действию из-за не конституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Федерации или их должностных лиц об отказе принять их как не соответствующих Конституции РФ (ст 85) . Что касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. «д» ст 72 Основного закона охрана окружающей среды и законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного ведения.

Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующим Конституции РФ влечет отмены не только данного акта, но и является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на акте, признанным не конституционным.

При обращении в Конституционный суд РФ должны быть, в частности, указаны конкретные основания для обращения, определенные, ст 36 закона О конституционном Суде РФ; позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; требование, обращения в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду.

В соответствии со ст 93 Закона о Конституционном Суде РФ правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в ФЗ.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а так же если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

 Наряду с другими документами к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при решении конкретного дела.

Приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет, однако, приостановления производства по делу, хотя приостановлено по воле суда или органа.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующих Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, это дело подлежит пересмотру в обычном порядке.

2. 3: Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в РФ.

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и уполномоченным по правам человека в РФ. Эта должность в РФ учреждена в соответствии со ст 103 Конституции в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Учреждения должности уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.    

К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. ФКЗ «Об Уполномоченным по правам человека в РФ» устанавливает, что уполномоченный не рассматривает жалобы на решение палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст16). Закон оговаривает условия подачи жалобы относительно сроков. Она должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушениях.

Согласно ст 20 Уполномоченный получив, вправе:

- принять жалобу к рассмотрению;

- разъяснить заявителю средства, которые то может использовать для защиты своих прав и свобод;

- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

- отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, рган местного самоуправления или должностное лицо, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Для эффективного выполнения своих функций Уполномоченный наделен рядом существенных прав. При проведении проверки по жалобе он вправе:

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации, предприятия и учреждения независимо от  организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

-поручать компетентным государственным учреждениям проведения экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично или через представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

- обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

- обращаться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Юридическое, организационное, научно- аналитическое, информационно- справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет рабочий аппарат.

2.4: Защита экологических прав и Европейский Суд по правам человека.

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский Суд по правам человека. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о  приемленности жалоб решаются комитетами судей.

Заявитель может направить обращение либо через адвоката. В обращении указывается имя заявителя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены.Кроме того, он должен представить документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генерального Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. Дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитеты министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.   

Глава 4: Судебная практика по делам о защите экологических прав граждан.

В ноябре 1998 года к Костромскому межрайонному природоохранному прокурору обратилась сопредседатель регионального общественного, экологического движения « Во имя жизни» в связи с тем, что председатель комитета по охране окружающей среды области отказался предоставить ей экологическую информацию, необходимую в связи с осуществлением общественной работы. Свой отказ он мотивировал тем, что указанная информация предназначена для служебного пользования.

Природоохранный прокурор обратился с иском в Ленинский районный суд Костромы в интересах общественного экологического движения к комитету по охране окружающей среды в области.

В обоснование своих требовании прокурор сослался на то, что ст. 42 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Это право конкретизировано в ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», согласно которой граждане имеют право требовать от соответствующих органов предоставление своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Суд требования прокурора удовлетворил и обязал руководство комитета выполнить все действия по восстановлению нарушенных прав граждан. Определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда кассационная жалоба председателя комитета оставлена без удовлетворения, а решение районного суда без изменения.[4]

      

Заключение.

Человек - составная часть природы. Конечная цель охраны окружающей природной среды - сохранение человека как биологического и социального существа. Без человека именно в этом соединении нет никакого смысла охранять природу и ее богатства. Охрана человека, его экологических прав рассматривается как итог развития всей экологической системы через ее малые и большие звенья. Постепенный переход от охраны окружающей природной среды к рациональному использованию природных ресурсов делает человека непосредственным объектом охраны.

В отличие от природных объектов предметом охраны выступает на сам человек, а его права и интересы, точнее, экологические права и интересы и их защита.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1. С. А. Боголюбов «Экологическое право», М; 1999 г.

2. М. М. Бринчук «Экологическое право» М, 2005г.

3. М. М. Бринчук  Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право, 2004 г, №5

4. Е. А. Лукашева «Общая теория прав человека», М, 1996г.

5.А. В. Николаев «Основы экологического права и проблемы экологии», С-П, 2001г.

6. В. В. Петров «Экологическое право России», М, 1995г.

7. Д. А. Ястребов Некоторые вопросы судебной защиты экологических прав граждан // Экологическое право, 2001г.

8.»Информация о деле» Отказ в предоставлении гражданину информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране неправомерен и нарушает права, гарантируемы ст. 42 Конституции РФ // Законность, 2000г, №7.

 

Нормативные акты.

 

1. Конституция РФ.

2. Лесной кодекс РФ от 29. 01. 1997г. № 22- ФЗ в ред, от 31. 12. 2005г.

3. Водный кодекс РФ от 16. 11. 1995г. № 167- ФЗ в ред, от 31. 12. 2005г.

4. ФЗ от 10. 01. 2002г. №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды» в ред. 31. 12. 2005г.

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среда» от 19. 12. 1991г. № 2060-1

6. ФЗ от 09. 01. 1996 «О радиационной безопасности населения» №3- ФЗ в ред, от 22. 08. 2004г.

7. ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в ред, 14. 14. 1995г.

8. ФКЗ от 21. 07. 1994г. №1- ФКЗ «о Конституционном Суде РФ» в ред, от 05. 04. 2005г.

9. ФКЗ от 26. 02. 1997г. №1- ФКЗ «об уполномоченном по правам человека в РФ». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры

Кафедра земельного и экологического права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По предмету: Экологическое право.   

На тему: Защита экологических прав граждан.

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

                                                                    

                                                                        Выполнил: студент гр.300-Б           

    

                                                                        Инкин. А.В                                                                       

 

 

 

Екатеринбург

2007 г.

 


[1] Е.А .Лукашева »Общая теория прав человека», М;1996. стр.2

[2] М. М .Бринчук Теоретические основы экологических прав человека //Государство и право, 2004г. №5, стр.11

[3] М. М. Бринчук «Экологическое право» М, 2005, стр, 128

[4]« Информация о деле»отказ в предоставлении гражданину информации о сотоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране неправомерен и нарушает права, гарантируемые ст. 42Конституции РФ//»Законность» , 2000г, №7,стр. 15.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика