andrey

Путь к Файлу: /3 курс / КПЗС / КПЗС 1 / КП ЗС (особенная часть)1.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   14.01.2015
Размер:   287.5 КБ
СКАЧАТЬ

Основы конституционного права США

Партийная система

В США действует двухпартийная система, т.к. у власти находятся 2 партии:

1) республиканская (северная партия, или партия Севера)

2) демократическая партия (партия Юга)

Обе эти партии – правые. Поэтому эти партии называют близнецами.

Политика и идеология правых партий – см. раньше

Обе эти ведущие партии организационно не оформлены (есть только центральные органы, нет ни территориальных органов, ни членских взносов, ни длительной программы).

Это партии-машины. Работают эти партии в основном во время избирательной кампании. В это время создаются партийные комитеты (избирательных участков, графства, городов, штатов, общенациональные). Тысячи профессиональных чиновников начинают во время избирательной кампании работать с гражданами.

После окончания избирательной кампании партийные комитеты распускаются.

В США при голосовании на выборах избирателей спрашивают об их отношении к партиям – так выявляют количество сторонников каждой партии (выявляют именно сторонников: избиратель может на одних выборах проголосовать за представителя республиканской партии, а через 2 года – демократической партии).

В США существует ещё ряд политических партий:

ü социал-демократическая партия

ü социалистическая партия труда                                               Эти партии не играют особой

ü международная партия зелёных                                               роли в осуществлении гос. власти

ü американская независимая партия

ü противдионистская партия (против употребления алкоголя)

ü партия любителей пива  и др.

Конституция

Американская конституция 1787 г. явилась первой писаной конституцией.

Изначально 13 колоний объединились в конфедерацию (насчитывалось 4 млн. человек, сейчас – 280 млн. человек). Был издан документ «Статьи конфедерации», который предусматривал вольный союз штатов. В 1776 г. появилась «Декларация независимости». В Конституции почти нет статей о правах и свободах человека, они содержатся в Декларации. В период с 1776 по 1780 г. в 11-и штатах были приняты конституции, многие положения из которых вошли в федеральную конституцию.

Для подготовки текста конституции было создано Учредительное собрание (Конвент).

В 1787 г. Конституция была принята Конвентом.

Позже для утверждения конституции во всех штатах были созданы конвенты.

Руководство страны решило, что если 9 из 13 штатов утвердят конституцию, она будет принята; утвердили 11 штатов из 13. Некоторые из штатов утвердили (ратифицировали) конституцию с оговоркой: в ближайшее время должен был быть принят закон о правах и свободах граждан.

Всего было принято 10 поправок – «Билль о правах». До настоящего времени всего принято 27 поправок.

Особенность: конституция США принята не Парламентом, а Конвентом (Учредительным собранием).

Однако конституция предусматривает возможность принятия новой конституции, внесения в конституцию изменений и дополнений 2/3 обеих палат Парламента (поправки к конституции могут быть утверждены 2/3 парламентов штатов).

Ратификация должна быть 38 из 50 штатов.

Жёсткий путь принятия изменений и дополнений (как и принятия самой конституции). Конституция США жёсткая.

Структура конституции

Конституция США состоит из 7 статей, часть статей состоят из разделов.

Первая статья (о том, что законодательная власть принадлежит Конгрессу) состоит из 10 разделов, вторая статья (исполнительная власть принадлежит Президенту) – из 4 разделов, третья – из 3-х, четвёртая – из 4-х.

Всего поправок к конституции 27. Первые 10 поправок (билль о правах) были приняты в первые 2 года.

В Билле о правах основное внимание уделялось естественным личным правам, присутствуют также политические права.

Верховный суд может расширить Конституцию путём толкования, объяснения, восполнения судебными прецедентами. Поэтому американскую конституцию называют «живой».

В 13 поправке к Конституции бывшие рабы – негры – признаются американскими гражданами, в 14 поправке провозглашается расовой национальное равенство, в 19 поправке избирательные права предоставлены женщинам.

 

Высшие органы федерации

Согласно ст.1 Конституции США законодательная власть принадлежит Конгрессу.

 

КП ЗС (особенная часть)1КП ЗС (особенная часть)1Конгресс

 


нижняя палата (Палата представителей)

верхняя палата (Сенат)


 

Избирать в Конгресс могут все граждане США, достигшие 18-летнего возраста (они обладают активным избирательным правом).

Избранными в Конгресс могут быть: в нижнюю палату – все американские граждане с 25 лет, в верхнюю – с 30 лет (пассивное избирательное право). Ценз проживания (ценз оседлости): 2–3 месяца (3 месяца проживать в округе необходимо для кандидата в Конгресс, 1 месяц – для кандидата в президенты).

Кандидатов выдвигают:

1) партии

2) избиратели

3) самовыдвижение

От кандидата требуется внести избирательный залог в 1000 $.

 

 

 

 

 

Палаты Конгресса

 

нижняя палата (Палата представителей)

Выборы в нижнюю палату проводятся в каждый первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого чётного года (т.е. выборы проводятся каждые 2 года).

Выборы Президента проводятся в каждый первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года (т.е. выборы проводятся каждые 4 года).

Конгресс избирается населением прямым путём сроком на 2 года.

Ценз гражданства составляет 7 лет.

Палата представителей состоит из 435 депутатов (от количества конгрессменов зависит число выборщиков президента). Увеличение числа депутатов запрещено.

Однако рост населения имеет место => каждые 10 лет перераспределяются места в Конгрессе (так, чтобы каждый депутат представлял (избирательные округа) по 600 тыс. человек).

На первой организационной сессии из состава депутатов выбирают спикера, а также создаются постоянные комитеты, партийные фракции.

 

Сенат – верхняя палата Конгресса

Избранным в Сенат может быть лицо, достигшее 30 лет, и не менее 9 лет находящееся в гражданстве. Избираются в Сенат прямым путём, сроком на 6 лет.

Периодически состав Сената обновляется: каждые 2 года на 1/3.

Т.о., Сенат работает постоянно – по мнению учёных, это обеспечивает преемственность, сохранение опыта и выработанной уже практики.  

На первой организационной сессии состав Сената подразделяется на 3 группа: одна группа работает 2 года, другая – 4 года, третья – 6 лет.

Численный состав Сената – 100 человек.

На первой сессии избираются постоянные комиссии, создаются партийные фракции.

Спикер не избирается, руководит работой Сената вице-президент страны. Однако вице-президент не участвует в голосовании (исключение: только в случае, если голоса сенаторов при голосовании по какому-либо вопросу разделились поровну, и голос вице-президента будет решающим). 

Палаты Конгресс заседают раздельно. Однако при необходимости они могут собираться вместе.

Правовой статус конгрессмена

 

Конгрессмены имеют свободный мандат, пользуются иммунитетом и индемнитетом, работают на профессиональной основе.

Свободный мандат – т.е. депутаты полностью независимы.

Иммунитет – неприкосновенность личности. Уголовное преследование депутата невозможно без согласия на то палаты, в которой он работает. Иммунитет распространяется только на время сессии и дороги туда и обратно. Иммунитет снимается в случае совершения депутатом тяжкого преступления, тяжкого государственного преступления или нарушения им общественного порядка.

Индемнитет – это 1) депутат не несёт ответственности за голосование и выступления в связи с депутатской деятельностью и 2) оплата труда депутата (двойное жалование).

Депутаты не могут совмещать депутатскую деятельность с любой другой государственной службой.

У каждого депутата есть ряд помощников – референтов.

Каждая палата создаёт комитеты. Если 2 палаты не приходят к одному мнению (согласию) по какому-либо вопросу, создаётся Согласительный комитет (в него входят по 10 человек из обеих палат).

Для предварительной проработки (обсуждения) каких-либо особо значимых вопросов возможно превратить палату в комитет (вице-президент объявляет, что сегодня палата заседает как комитет).

Компетенция Парламента

 

КП ЗС (особенная часть)1КП ЗС (особенная часть)1компетенция парламента

 


общая компетенция обеих палат


специализированная компетенция

каждой палаты


Общие полномочия обеих палат:

- законодательная деятельность – принятие законов; бюджет; финансовые билли, подаваемые президентом; вносят изменения и дополнения в конституцию

- решение экономического вопроса

- решение вопросов обороны                          Помимо полномочий внутри страны, палаты

- внешняя политика                                    имеют также ряд внешних полномочий.

 

Собственные полномочия палат:

 

Палата представителей:

 

1) возбуждение импичмента президенту

2) избрание президента США (если выборщики не избирали президента абсолютным большинством голосов). Голосование в палате происходит по штатам, каждый штат

имеет 1 голос.

3) вопросы, связанные с государственными ассигнованиями

4) большей частью эта палата решает вопросы по финансовым биллям, подаваемым президентом.

Сенат:

 

1) утверждение международных договоров

2) даёт согласие на назначение президентом ряда должностных лиц  (президент формирует Правительство и Верховный суд – с согласия Сената; назначает дипломатические представительства – с согласия Сената)

3) судит президента в случае импичмента.

 

Законодательный процесс в США

Субъекты законодательной инициативы – только депутаты.

Президент вносит проект бюджета, финансовые билли.

Президент реализует свои полномочия:

ש через депутатов своей партии и

ש через послания.

Предусмотрено 3 чтения законов.

На первом чтении происходит знакомство с общими принципами законопроекта. Это формальное ознакомление с законопроектом.

Потом проект передаётся в заинтересованную комиссию.

Проводится заседание комиссии: сначала выступает субъект инициативы – автор проекта, потом заслушиваются эксперты и специалисты в данной отрасли, затем происходит обсуждение проекта комиссией. Комиссия может поступать с проектом как угодно: дополнять, изменять, может принять в изначальном виде или отклонить (исключение: Великобритания и Индия – там комиссия не вправе отклонить проект).

По результатам обсуждения комиссия готовит заключение.

До второго чтения (не менее чем за 1 – 2 суток) текст законопроекта (желательно с заключением комиссии) должен быть предоставлен депутатам для ознакомления. 

Второе чтение: сначала выступает с докладом автор законопроекта, потом слово предоставляется председателю комиссии, потом  начинаются дебаты. Происходит постатейное обсуждение проекта. Выступать, вносить предложения может любой депутат.

Третье чтение: происходит обсуждение законопроекта в целом, оглашение окончательного текста и общее голосование (принятие). Поправки на этом этапе могут вноситься только коллективные (т.е. от группы депутатов).

Потом законопроект передаётся в Сенат, где снова проводятся 3 чтения и принятие.

Если законопроект принимается верхней палатой, он передаётся на подпись президенту. Президенту для ознакомления и подписание законопроекта даётся     

10 дней. Президент подписывает и опубликовывает законопроект.

Президент может:

1) подписать закон и опубликовать его

2) вернуть закон на доработку со своим особым мнением

3) наложить вето

вето

 


абсолютное

(это отклонение закона)


отлагательное

(для корректирования закона)


«карманное»

(если на подписание проекта президенту дано меньше времени, чем предусмотрено официальным сроком)


 

Особенность: если в течение 10 дней президент не подписал законопроект и не наложил вето, законопроект автоматически становится законом. 

Полномочия парламента

1) главная задача парламента – законодательная деятельность

2) Конгресс может проводить расследование с целью сбора информации:

- относительно необходимости принятия новых законов

- относительно эффективности действующего законодательства

- для проверки должностных лиц и подготовки материалов для привлечения должностных лиц к ответственности (если должностное лицо совершает какое-либо преступление)

3) Конгресс имеет право проводить надзор (контроль) – это

- вопросы депутатов

- работа комитетов

- консультации с президентом

Сенат даёт президенту советы при назначении членов Верховного суда, советников (членов Правительства)

- Палата представителей вправе привлекать к ответственности должностных лиц

- Комитеты могут встречаться с представителями исполнительной власти.

Конгрессмены могут включаться в состав правительственных комитетов и комиссий.

4) внешнеполитические полномочия Конгресса:

- визиты

- контакты

- обращения к парламентариям других стран

- ратификация и денонсация международных договоров

- решение вопросов войны и мира.

Исполнительная власть

Исполнительная власть в США принадлежит президенту, т.к. США – это президентская республика => президент одновременно является главой государства и главой правительства.

Избрание президента

Президент избирает косвенным путём (через выборщиков).

Требования к кандидату:

- возрастной ценз – не моложе 35 лет

- ценз оседлости – должен проживать в стране не менее 14 лет до момента проведения этих выборов

- ценз гражданства – кандидат должен быть американским гражданином по крови (не натурализованным).

Лицо может избираться на должность президента не более 2-х сроков подряд.

Выдвижение кандидатов происходит на съездах партий (сначала на уровне штатов, потом на общенациональном уровне).

Праймериз – каждая партия выдвигает несколько человек и обращается к народу с просьбой выбрать из них кандидата, которого партия и выдвинет на общенациональном уровне.

В ноябре-месяце каждого високосного года граждане (сторонники определённой партии) избирают выборщиков. Выборщики собираются в декабре в столице и голосуют за президента.

Президент избирается абсолютным большинством голосов.

Всего 538 выборщиков (535 выборщиков в Конгрессе (435 в нижней палате + 100 в верхней палате) + при избрании президента округ Колумбия направляет 3-х выборщиков).

Бюллетени вкладываются в конверты, запечатываются и направляются в Сенат.

В декабре проводится общее заседание обеих палат Конгресса, где вице-президент в присутствии обеих палат вскрывает конверты и считает голоса, поданные за кандидатов.

Для победы кандидат должен набрать не менее 270 голосов.

Инаугурация проводится в январе.

Обычно большинство выборщиков принадлежит к одной партии. Поэтому заранее можно предсказать из состава какой партии будет избран президент. 

Особенность: если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, право назначения президента переходит к палате представителей.

В американской истории такие ситуации дважды имели место: в 1820 и в 1824 гг.

В бюллетень включаются 2 – 3 кандидата, получившие наибольшее число голосов.

Голосование в Палате представителей происходит по штатам – каждый штат имеет только 1 голос (независимо от того, сколько человек представляет штат в палате).

Избрание президента в нижней палате проводится тоже абсолютным большинством голосов. Для победы кандидат должен набрать не менее 26 голосов.

Вице-президент

Особенность: одновременно с президентом выборщики избирают

вице-президента.

В случае отстранения президента от должности, его смерти, отставки – президента замещает вице-президент (т.е. вице-президент становится президентом).

Если вакантной оказывается должность вице-президента – замещающего её назначает президент с согласия Конгресса (большинство голосов обеих палат).

Полномочия президента

По конституции президент имеет довольно мало полномочий.

1) президент является гарантом конституции, законов и существующего строя

2) защищает интересы народа

3) выдвигает политические инициативы

4) мобилизует народ в поддержку существующего режима, строя

5) направляет (регулирует) социально-экономическое развитие страны

6) назначает ряд должностных лиц и определяет их полномочия

7) президент назначает членов Верховного суда

8) ведёт переговоры

9) осуществляет помилование

10)  в определённых случаях президент имеет право амнистии

11)  президент является лидером партии

12)  осуществляет контроль

13)  поддерживает отношения с членами партии в парламенте => может влиять на

парламент

14)  президент является главнокомандующим вооружёнными силами

15)  производит назначение офицерского корпуса (высшего командного состава)

16)  принимает решение о боевых действиях

17)  президент возглавляет Правительство

18)  назначает советников (членов правительства) из состава своей партии –

с согласия Сената – и увольняет их

19)  президент представляет своё государство в международных отношениях

20)  ратифицирует международные договоры

21)  принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов

22)  назначает дипломатических представителей

Полномочия президента в законодательной сфере:

ü бюджет

ü финансовые билли

ü президент участвует в законодательном процессе через послания.

Президент обращается с посланием 3 раза в год:

1) послание о состоянии Союза

2) экономический доклад

3) доклад по бюджету.

В каждом послании есть раздел о законодательной программе.

ü Президент подписывает законы и имеет право налагать вето.

ü Президент обладает правом созыва специализированной (чрезвычайной) сессии

одной или обеих палат.

В американской истории было 3 случая импичмента:

1) 1868 г. – в отношении президента Джонсона (для его импичмента не хватило одного голоса)

2) 1874 г. – в отношении президента Никсона (не дожидаясь импичмента, он досрочно ушёл в отставку)

3) 1998 г. – в отношении президента Клинтона.

Судебная власть в США

Особенность: в США по вертикали существует 2 судебные системы:

1) федеральная судебная система и

2) судебная система штатов

Такая ситуация объясняется тем, что до создания федеральной судебной системы  уже были созданы судебные системы в штатах.

 

федеральная судебная система

судебная система штатов

федеральный Верховный суд

Верховный суд штата

апелляционные суды – их 13

апелляционные суды штатов

федеральные окружные суды – их 94

суды первой инстанции

(в графствах, городах)

Существуют также суды специализированной компетенции:

ü Федеральный суд по вопросам

международной торговли

ü Федеральный претензионный суд

ü Налоговый суд

ü Суд по делам военнослужащих. 

 

мировые судьи (в штатах)

 

Федеральная судебная система

В федеральную судебную систему входит 3 звена:

1) федеральный Верховный суд

2) апелляционные суды – их 13

3) федеральные окружные суды – их 94.

Судебная власть федерации распространяется:

ü на дела по спорам, возникшим на основе федеральных законов (т.е. конституции,

законов Конгресса, международных договоров)

ü если дело касается послов, дипломатов

ü споры между штатами

ü споры, где одной из сторон выступает Правительство.

Рассматриваются и гражданские, и уголовные дела.

Не слушаются здесь дела о спорах, возникших на основе конституций или других законов штатов.

Иногда встречаются дела, «подпадающие» под юрисдикцию обоих судов (они могут рассматриваться в обоих судах).

федеральный Верховный суд

Назначается президентом с согласия Сената.

Численный состав – 9 человек (8 судей и 1 председатель). Назначаются пожизненно.

Это высший судебный орган, предусмотренный конституцией.

Члены суда осуществляют судебные функции и конституционный контроль.

Особенность Верховного суда: в нём нет коллегий, дела рассматриваются с участием всех судей.

апелляционные суды

Это второй уровень судов. Их количество – 13.

Численный состав – 10–15 человек.

Пересматривают решения окружных судов. Могут рассматривать дела по первой инстанции.


федеральные окружные суды

Их количество – 94.

Они есть во всех 50 штатах.

Численный состав – от 5 до 24 человек.

Существуют также суды специализированной компетенции:

ü Федеральный суд по вопросам международной торговли

ü Федеральный претензионный суд (решает вопросы незаконного присвоения

собственности и т.д.)

ü Налоговый суд

ü Суд по делам военнослужащих.

 

Судебная система штатов

1) в штатах действуют мировые судьи – это низовое звено.

Они избираются на 2 – 3 года (в зависимости от штата).

2) суды первой инстанции (в графствах, городах)

3) апелляционные суды штатов

Могут назначаться губернатором или избираться населением (в зависимости от штата)

4) Высший (Верховный) суд штата

Назначается губернатором.

Численный состав – 3–6 человек.

Может рассматривать дела:

- по первой инстанции

- как апелляционный суд – относительно решений нижестоящих судов.

Верховный суд осуществляет конституционный контроль на территории штата, т.е. это контроль на предмет соответствия законов конституции штата.

 

Американский федерализм

Территория США состоит из территорий штатов и островных территорий.

Федеральные законы действуют и на всех заморских территориях США.

Эти территории не избирают Конгресс. От них должен быть один представитель (резидент) с совещательным голосом в Конгрессе.    

Эти территории не платят налоги. Они не хотят преобразовываться в штаты.

Способ образования государства – конституционная федерация.

Федерация носит открытый характер, т.е. можно присоединяться.

Отмечается преимущество (примат) федерального законодательства над законодательством штатов.

 

Распределение компетенции

между федерацией и субъектами федерации

В конституции закреплены только полномочия Союза. Всё, что не принадлежит Союзу, принадлежит штатам и народу (это остаточный принцип).

Штаты имеют свои:

- конституция

- гражданство

- система высших органов

- правовая система.

Парламент штата – легислатура

Из 50 штатов в 49 – двухпалатный парламент, в штате Небраска – однопалатный.

Нижняя палата избирается на 2 года, верхняя – на 4 года.

Компетенция:

- принимают конституцию, законы, бюджет

- назначают ряд должностных лиц или должны согласовать кандидатуру с губернатором

- могут объявить импичмент губернатору.

На первом заседании легислатуры формируются её внутренние органы:

1) оформляются постоянные комиссии

2) избирается спикер (председатель)

3) создаются партийные фракции.

 

Исполнительная власть в штате – губернатор

Избирается народом на 2 – 4 года (в зависимости от штата).

Требования к кандидату:

- возрастной ценз: не моложе 30 лет

- ценз проживания: перед выборами необходимо прожить в штате 5 – 7 лет.

Полномочия губернатора

Губернатор обладает очень широкими полномочиями:

1) разработка бюджета и его исполнение

2) губернатор выступает как гарант конституции штата и законов (он контролирует

их исполнение)

3) назначает ряд высших должностных лиц – судей Верховного суда штата

4) подписывает законы, принятые парламентом штата, может наложить вето

5) ежегодно обращается с посланием к парламенту штата

6) является главнокомандующим национальной гвардией штата

7) поддерживает связь с федеральными органами

8) Губернатором избирается лидер партии => губернатор оказывает влияние на

парламент через членов своей партии.

 

Заместитель губернатора – это лейтенант-губернатор. Избирается народом вместе с губернатором.

Округ Колумбия

В округе Колумбия действуют Совет и мэр.

В Конгрессе созданы постоянные комитеты (комиссии) по округу Колумбия при обеих палатах, которые помогают управлять столицей.

Жители округа Колумбия не представлены в Конгрессе. Однако при избрании Президента они направляют 3-х выборщиков.

Должностные лица

Существует также ряд должностных лиц, избираемых в штатах прямым путём (народом):

ü шериф – начальник полиции

ü атторней – должностное лицо, ответственное за расследование преступлений

ü коронёр – должностное лицо по расследованию убийств.

Островные территории

Избирают:

- свой парламент, который называется Законодательное собрание

- своего губернатора, который подчиняется федеральной власти.

 

Пуэрто-Рико

Это ассоциированное государство.

Налоги не платят.

У них есть:

- своя конституция (принята парламентом и утверждена Конгрессом США)

- свой парламент.

штаты

 

графства

 

города

 

Графства:

 представительный орган – Совет графства (избирается народом на 2, 3, 4 года)

 исполнительный орган – администратор (избирается Советом).

Города:

1) крупные города:

 мэр – исполнительный орган, сильный. Избирается народом

 Совет – представительный орган. Избирается народом

2) города среднего уровня (по численности населения):

 Совет – избирается народом

 мэр – избирается Советом

3) маленькие города (их примерно 10%) – комиссионная система органов:

Население избирает комиссию (из 3 – 5 человек), которая осуществляет законодательную и исполнительную власть. Каждый член комиссии контролирует какую-либо отрасль.

 

Выделяются также такие административные единицы тауны и таншипы.

Тауны – это объединения нескольких мелких городов.

Таншипы – это группа посёлков. Несколько таншипов могут избирать Советы, а Совет назначает администратора.  

 

Местные органы – однопалатные.

Их численный состав зависит от размера территории и численности населения.

Формы деятельности:

1) сессии

2) работа постоянных комиссий.

Депутаты работают на общественной основе.

 

Округ

Округи могут быть школьные, противопожарные, экологические.

Округ образуется, когда несколько территорий, имеющих свои органы, объединяются и ставят перед собой общую задачу.

Округ не является административно-территориальной единицей.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Федеративная Республика Германия (ФРГ)

 

Партийная система

Многопартийная система без какой-либо одной господствующей партии.

Основные партии:

1) христианско-демократический союз (ХДС)

2) христианско-социальный союз (ХСС)

Обе эти партии правые. На выборы они обычно идут в блоке (вместе). Это партии клерикального типа, изначально основывались на религии, сейчас религиозный момент утратил значение. Это крупные партии, они представляют большую часть зажиточного населения. Созданы в 1945 г.

Христианско-демократический союз (ХДС) – это общегосударственная партия, христианско-социальный союз (ХСС) – это региональная партия (в Баварии).

Идеология и политика

См. раньше

Ставят перед собой следующие задачи:

- развитие крупного капитала

- экономика должна находиться в руках частного сектора

- охрана частной собственности

- снижение налогов с крупного капитала.

Обе эти партии организационно оформлены (т.е. у них есть центральные и территориальные органы, долгосрочная программа, членские взносы,  жёсткая партийная дисциплина).

2) социал-демократическая партия Германии (СДПГ)

Это левая партия. Возникла ещё в 1869 г. Пользуется довольно высоким авторитетом.

Обычно СДПГ в парламенте чередуется с блоком ХДС и ХСС.

В настоящее время СДПГ имеет 48% депутатских мест в нижней палате парламента. Чтобы получить парламентское большинство СДПГ во главе с Герхардом Шрёдером объединилась (образовала блок) с партией зелёных.

Эта партия организационно оформлена.

3) партия демократического социализма (это бывшая коммунистическая партия ГДР)

Это левая партия. Особым авторитетом не пользуется. Однако поддерживается землями ГДР. Эта партия организационно оформлена.

4) свободно-демократическая партия Германии (СДПГ)

Центристская партия. Либеральная партия.

Задачи:

- выступают за частную собственность

- поддержание мира

- укрепление государства

- защита интересов трудящихся.

Часто эта партия варьирует между правыми и левыми.

5) партия зелёных

Была создана для охраны окружающей среды.

С 1983 г. представлена в парламенте.

6) партии неофашистского типа – национал-демократическая партия Германии (НДПГ)

- пытается снять с Германии ответственность за начало второй мировой войны

- выступает против миграции

- за передел границ.

Конституция

Конституция в Германии принята в 1949 г.

Германия как федеративное государство возникла на основе конституции 1871 г. Германская империя, по этой конституции, состояла из 25 земель и государств.

После поражения во второй мировой войне Германия была оккупирована антигитлеровской коалицией и на несколько лет лишилась своей государственности.

Территориально Германия была разделена на 2 части: западную и восточную.

В западной части были представители США, Великобритании, Франции; в восточной части – Советского союза.

В западной части ФРГ в мае 1949 г. был принят «Основной закон ФРГ». Документ назвали основным законом, а не конституцией, т.к. не думали, что он будет действовать долгое время, впоследствии планировалось принять конституцию.     

В восточной части в октябре 1949 г. была принята Конституция. Основана она была на социалистических принципах, принята при поддержке Советского союза.

23 августа 1990 г. Парламент ГДР принял решение о вступлении ГДР в сферу действия «Основного закона ФРГ» на основании ст.23 этого документа (в ст.23 фиксировалось, что Основной закон действует на всей территории Германии). Т.е. произошло воссоединение частей Германии. После воссоединения ст.23 была отменена (заменена другим содержанием), т.к. своё действие она уже выполнила.

В развитие этого решения был заключён Договор о восстановлении единства Германии 1990 г.

Действие этого договора было дополнено Договором об окончательном урегулировании отношений между Германией и США, Великобританией, Францией и др. государствами от 12 сентября 1990 г.

Возвращено единое германское гражданство.

Основной закон распространяется на все земли (11 земель ФРГ + 5 земель ГДР = 16 земель).

Принятие конституции ФРГ 1949 г.

Эта конституция была принята в обстановке оккупации.

Для принятия конституции был создан специальный орган – Парламентский совет (это учредительный орган, состоящий из 66 представителей земель + 5 человек от Берлина).     

После одобрения оккупационными властями конституция была утверждена парламентами земель.

Изменения и дополнения в конституцию могут вноситься при согласии 2/3 обеих палат Парламента + они должны быть утверждены парламентами земель.

В период с 1949 по 1990 гг. было дополнено и изменено около 70 статей, введено 30 новых статей, 3 раздела. После объединения (в сентябре 1990 г.) до начала 2003 г. в конституцию было внесено около 60 изменений (в том числе отменена ст.23).

Содержание конституции

Конституция содержит преамбулу и 14 разделов. Порядковая нумерация – 146 (однако всего статей насчитывается 186).

Особенность: Конституция 1949 г. включает в себя 5 статей из Конституции Германской империи 1919 г. (они связаны в основном с религией).

Основные черты (основополагающие принципы) Конституции 1949 г.

- Особое внимание уделяется правам и свободам человека. Подчёркивается неприкосновенность достоинства личности, гарантируются права и свободы и т.д.

- Германия – это демократическая республика

- Форма правления – парламентская республика

- Форма гос. устройства – федеративное государство

- Подчёркивается также социальный характер германского государства.

- Закрепляется экономическая система хозяйствования

- Закрепляется система высших органов.

 

Парламент

В Германии двухпалатный парламент.

Парламент состоит из 2-х палат: нижняя (бундестаг) и верхняя (бундесрат).

Нижняя палата (бундестаг) избирается прямым путём (т.е. непосредственно гражданами) по смешанной избирательной системе, симметричной (т.е. половина членов избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной).

Активным избирательным правом обладают все германские граждане с 18 лет.

Пассивное избирательное право имеют германские граждане с 21 года, причём на момент выборов в гражданстве ФРГ нужно состоять не менее 1 года.  

При пропорциональной избирательной системе  для партий установлен заградительный барьер (5%), т.е. для того чтобы участвовать в распределении мандатов партия должна набрать не менее 5% голосов избирателей.

Верхняя палата (бундесрат) выбирается непрямым путём, она формируется правительствами земель.

 

Некоторые учёные поэтому называют верхнюю палату правительственной коллегией, а германский парламент считают однопалатным – это мнение неверно.

 

Каждая земля (их всего 16) должна быть представлена в бундесрате не менее 3-х человек, в землях свыше 2 млн. населения – 4 представителя, в землях свыше 6 млн. населения – 5 человек.

Правовой статус депутатов

Правовой статус депутатов бундестага – традиционный (работают на профессиональной основе, имеют свободный мандат, полностью независимы, не могут совмещать депутатскую деятельность с какой-либо другой гос. службой).

Правовой статус депутатов бундесрата – особенность состоит в том, что депутаты имеют императивный мандат (это право тех, кто избрал (в данном случае – правительств земель), отозвать депутата).

Обе палаты на своей первой (организационной) сессии:

- избирают председателя

- назначаются постоянные комиссии

- партийные фракции (только в бундестаге!)

Полномочия Парламента

i. Парламент – это законодательный орган.

Законодательная инициатива принадлежит:

1) депутатам (предусмотрена групповая инициатива, не менее 15 человек)

2) Правительствам

Президент реализует данные полномочия через послания и Правительство.

Особенность: все правительственные законопроекты подаются сначала в верхнюю палату и только после её одобрения передаются на рассмотрение в нижнюю палату.

 

Депутатские проекты законов: нижняя палата à верхняя палата

Правительственные проекты законов: верхняя палата à нижняя палата à верхняя палата.

Предусмотрено 3 чтения законов.

На первом чтении происходит знакомство с общими принципами законопроекта. Это формальное ознакомление с законопроектом.

Потом проект передаётся в заинтересованную комиссию.

Проводится заседание комиссии: сначала выступает субъект инициативы – автор проекта, заслушиваются эксперты и специалисты в данной отрасли, происходит обсуждение проекта комиссией. Комиссия может поступать с проектом как угодно: дополнять, изменять, может принять в изначальном виде или отклонить (исключение: Великобритания и Индия – там комиссия не вправе отклонить проект).

По результатам обсуждения комиссия готовит заключение.

До второго чтения (не менее чем за 1 – 2 суток) текст законопроекта (желательно с заключением комиссии) должен быть предоставлен депутатам для ознакомления. 

Второе чтение: сначала выступает с докладом автор законопроекта, потом слово предоставляется председателю комиссии, потом  начинаются дебаты. Происходит постатейное обсуждение проекта. Выступать, вносить предложения может любой депутат.

Третье чтение: происходит обсуждение законопроекта в целом и принятие. Поправки на этом этапе могут вноситься только группой депутатов.

Потом законопроект передаётся в верхнюю палату. Снова 3 чтения и принятие.

Если законопроект принимается верхней палатой, он передаётся на подпись президенту.

Если верхняя палата не согласна, то создаётся Согласительная комиссия. После работы Согласительной комиссии происходит вторичное рассмотрение проекта в нижней палате.

Особенность: если бундесрат после работы Согласительной комиссии и вторичного рассмотрения проекта в бундестаге всё же не согласен (не принимает законопроект), то бундестаг вправе принять законопроект простым большинством (в обход бундесрата).

Бундесрат тоже может принять закон (только обычный) без бундестага

Принятие федеральных и конституционных законов без бундестага невозможно.

Верхняя палата принимает активное участие в законодательной сфере.

Если бундестаг отказывается принимать какой-либо проект, а правительству он очень нужен. По требованию Правительства Президент может объявить состояние законодательной необходимости. В этом случае для принятия закона достаточно голосования бундесрата. Даже если правительство (канцлер) поставит вопрос о доверии.

Полномочия бундесрата:

- может сам принимать законы (если президент объявит состояние законодательной необходимости)

- имеет серьёзные полномочия относительно исполнительной власти. В любое время может проверить правительственные акты (постановления, распоряжения). Многие правительственные акты нуждаются в одобрении бундесрата, чтобы они могли вступить в силу.

- Бундесрат имеет право контроля (надзора) за исполнительной властью земель.

 

Бундесрат – это сильная или слабая палата?

Вопрос спорный. С одной стороны – слабая (т.к. бундестаг может принять закон в обход бундесрата), с другой стороны – сильная (т.к. бундесрат может и сам принимать законы).  

II. контрольные функции

Германия – это парламентская республика => Правительство формируется Парламентом, который осуществляет контроль над ним.

Формы парламентского контроля: заслушивание ежегодных отчётов правительства, вопросы парламента (письменные и устные), депутатские запросы (простые и сложные), комиссии, уполномоченный по правам человека.

Парламент формирует ряд высших гос. органов:

- Парламент утверждает Правительство по предложению Президента

- избирает федеральный Конституционный суд

- Нижняя палата участвует в избрании президента (входит в состав избирательной комиссии).

III. внешнеполитические полномочия

- объявляет состояние войны и мира

- ратифицирует и денонсирует международные договоры

- даёт согласие на назначение президентом дипломатов, послов.

 

Президент в ФРГ

Президент не входит в исполнительную власть. Он выведен за пределы всех трёх ветвей власти и является арбитром над всеми органами.

Избрание президента

Президент избирается Федеральным Собранием – это избирательная коллегия, в состав которой входит нижняя палата парламента + представитель земель (избираются правительствами земель). Верхняя палата в избирательную комиссию не включается!

Президент избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютным большинством голосов.

Особенность: если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, то проводится второй тур выборов (для победы кандидат должен набрать тоже абсолютное большинство голосов), если и второй тур не определил президента – проводится третий тур выборов (для победы в нм достаточно набрать простое большинство голосов).

Требования к кандидату:  

1) гражданство Германии

2) возраст не моложе 40 лет

Избрание на должность президента возможно не более 2-х сроков подряд.

Полномочия Президента

Первое место в Германии занимает канцлер, президент находится в тени.

1) представляет страну в международных отношениях

2) аккредитует дипломатических представителей

3) созывает на сессию бундестаг

4) имеет права роспуска бундестага

5) решает вопрос о состоянии обороны, может объявлять состояние войны

(с согласия канцлера)

6) подписывает законы. Права вето у президента Германии нет.

7) может обратиться в орган конституционного контроля – Конституционный суд

8) предлагает Парламенту кандидатуру канцлера

9) по совету канцлера назначает министров

10)  назначает судей и других федеральных должностных лиц

11)  обладает правом помилования

12)  награждает орденами и медалями

13)  является главнокомандующим

14)  издаёт собственные акты, большинство из которых контрассигнуется

(подписывается премьер-министром или отдельными министрами).

Президент неприкосновенен.

Не может совмещать работу на должности президента с другой гос. службой.

 

федеральное Правительство

Президенту предлагает кандидата на должность канцлера парламентское большинство à Президент предлагает канцлера Парламенту à Парламент утверждает эту кандидатуру без обсуждения.

Министры назначаются Президентом по совету канцлера.

Порядок назначения правительства и канцлера

Особенность: если парламент не утвердит предложенную президентом кандидатуру канцлера, то следующую кандидатуру предлагает сам парламент; если не утвердят – следующую (третью) кандидатуру предлагает опять президент; если не будет утверждён и этот кандидат, президент имеет право распустить парламент.    

Полномочия Правительства

В области внутренней политики:

- Правительство разрабатывает внутреннюю и внешнюю политику (разрабатывает политический курс страны, программу)

- руководит всеми сферами общественной жизни: образование, здравоохранение, соц. обеспечение и т.д.

- обеспечивает безопасность государства, поддержание правопорядка в стране, соблюдение прав и свобод граждан.

Внешнеполитические:

- ФРГ входит в Европейский Союз

- подписание международных документов

Высшее звено чиновников включаются в состав международных комитетов.

Правительство принимает собственные акты (постановления и распоряжения) – они носят подзаконный характер.

Особенность: в ФРГ политической ответственности перед Парламентом подвергается только канцлер, а не всё правительство.

Конструктивный вотум – это значит, что вместе с выражением недоверия канцлеру необходимо предложить новую кандидатуру (в противном случае вопрос о недоверии рассматриваться не будет).

 

Конституционный контроль

Конституционный контроль в ФРГ осуществляет федеральный Конституционный суд. Действуют также конституционные суды земель.

федеральный Конституционный суд

Численный состав – 16 человек.

Федеральный Конституционный суд состоит из 2-х палат (сенатов) по 8 человек.

Судьи избираются сроком на 12 лет.

Это юристы (научные работники и юристы-практики).

Для судей предусмотрен возрастной предел – 68 лет.

Повторное избрание не разрешено.

Члены федерального Конституционного суда избираются парламентом страны:

ש половину избирает нижняя палата (точнее: нижняя палата выбирает 12 выборщиков,

которые затем избирают судей)

ש половину избирает верхняя палата (квалифицированным большинством в 2/3).

Парламентом назначаются председатель и заместитель федерального Конституционного суда. После того, как парламент назначил, происходит их утверждение президентом.  

Президент удовлетворяет просьбу судьи федерального Конституционного суда об отставке.

Полномочия:

1) следит за соответствием всех актов, издаваемых в стране, конституции

2) рассматривает крайне важные уголовные дела

3) даёт заключения по импичменту президента

4) рассматривает дела о деятельности партий (проверяет её законность)

5) рассматривает дела о смещении федеральных судей (если обвинение выдвигает

парламент)

6) даёт толкование конституционным нормам

7) разрешает споры по компетенции между органами

8) рассматривает конституционные жалобы граждан

9) рассматривает жалобы депутатов на неправильное лишение их мандата

(это особенность ФРГ, т.к. в других странах решение парламента о лишении какого-либо депутата мандата является окончательным).

 

Виды конституционного контроля:

1) предварительный контроль – это проверка проекта закона.

Проверка не обязательна – она осуществляется лишь в случаях, если кто-либо обратится.

2) последующий контроль – это проверка действующего закона.

3) формальный контроль – это проверка процедуры принятия закона.

4) материальный контроль – это проверка содержания закона.

5) абстрактный контроль

Осуществляется независимо от правоприменения или наличия жалобы. Он не связан с конкретным делом. К нему можно отнести толкование норм.

6) конкретный контроль

проводится при поступлении жалобы по конкретному делу.

7) решающий контроль

В этом случае решение Конституционного суда по данному вопросу обязательно.

8) консультативный контроль

В этом случае заключение Конституционного суда носит консультативный характер.

С какого момента акт признаётся неконституционным? С момента вынесения решения Конституционным судом.

Конституционный контроль направлен на:

1) обеспечение конституционности и законности

2) защиту прав и свобод граждан.

Германский федерализм

ФРГ – это федерация.

Способ образования – Германская федерация возникла на основе конституции.

До 1990 года было 11 земель, после стало 16.

 

Основной закон Германии (май 1949 г.) принимался во время оккупации Германии. Его не назвали конституцией, т.к. надеялись на скорое объединение ФРГ и ГДР.

Основной закон принимался Парламентским Советом, в который вошли 65 делегатов из парламентов 11-и земель ФРГ («за» проголосовали 53 человека, «против» - 12).

После принятия Основной закон был передан военным губернаторам (комиссарам) для просмотра и одобрения. Бавария не одобрила.

В октябре 1949 г. была принята Конституция ГДР.

2 октября 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.

В настоящее время Германия состоит из 16 субъектов (земель) – это 11 земель ФРГ + 5 земель ГДР.

В Основной закон ФРГ были внесены изменения: ст.23 изъяли, и в настоящее время она посвящена Европейскому Союзу.

Земли

ФРГ – это симметричная федерация (субъекты обладают равными правами).

ש Субъекты имеют свои конституции

ש Субъекты имеют свои представительные органы – это парламенты (ландтаги). 

Во всех землях парламенты однопалатные, в Баварии – двухпалатный парламент.

Формы деятельности (порядок работы):

1) сессии

2) работа постоянных комиссий

3) работа депутатов.

Внутренние органы палат парламента:

1) председатель

2) комиссии

3) партийные фракции.

Полномочия:

1) принятие собственных конституций земель, законов

2) контроль за их исполнением

3) парламент формирует ряд                                             т.к. ФРГ – это парламентская

государственных органов: Правительство                      республика

4) парламент контролирует правительство                                                       

 

Депутаты работают на профессиональной основе, они неприкосновенны, имеют депутатский иммунитет и индемнитет.

 

ש Субъекты имеют свои представительные органы – это правительства земель.

На первой (организационной) сессии парламентом формируется правительство, возглавляемое премьер-министром. Правительство контролируется парламентом.

Члены правительства должны принести присягу перед народом.

 

Полномочия правительства:

1) разработка программы внутренней и внешней политики

2) управление всеми сферами общественной жизни:

ü разработка бюджета и его исполнение

ü руководит хозяйством, экономикой

ü отвечает за безопасность государства

ü обеспечивает правопорядок

ü обеспечение прав и свобод граждан

ü образование, здравоохранение, промышленность, экология

 

 

ü контроль за местными органами

ФРГ – это централизованная федерация.

Во все административно-территориальные единицы (в действующие на их территории местные органы) правительствами земель направляются должностные лица.

3) полномочия в законодательной сфере - это законодательная инициатива.

Правительство является активным субъектом законодательной инициативы.

Правительство издаёт собственные акты – постановления и распоряжения – они носят подзаконных характер, принимаются на основе и во исполнение законов парламента.

Правительство занимается исполнением законов, принятых парламентом.

С согласия ландтага правительство может принимать акты, имеющие силу закона. Однако в ближайшее время принятый закон должен быть утверждён на заседании парламента.

 

ש Субъекты имеют свои судебные органы – Конституционные, Верховные суды земель.

 

Местные органы

Территория земель делится на округа, уезды и общины.

В округах земель

 выборных органов нет (кроме Баварии, где действуют представительные органы –

Окружное собрание)

 Власть находится в руках должностного лица, назначаемого правительствами

земель – президент округа. У него есть своя администрация.

В уезде

 есть выборные органы – уездное собрание

 исполнительный орган – уездный директор (назначаемый Собранием).

Исполнительная власть (уездный директор) ответственен перед Собранием и перед президентом округа. 

В общине   действуют сельские и городские местные органы

В сёлах 

 избирается Совет

 исполнительный орган – староста

В городах

 Городской совет (избирается населением)

 исполнительный орган:

- единоличный – бургомистр – избирается Советом или населением (в зависимости от земли) на 12 лет

- коллегиальный – Совет (избирается народом) + магистрат (избирается Советом).

 

Полномочия местных органов власти фиксируются:

1) в конституциях земель

2) в специальных законах о местном самоуправлении.

 

Компетенция:

1) финансово-экономические полномочия:

- принятие местного бюджета

- планирование

- местные налоги (налоги на землю, хозяйственные сооружения, недвижимость,

налог с продаж, различные сборы)

- регулируют муниципальное хозяйство (руководство предприятиями, учреждениями …)

- коммунальное обслуживание населения

- благоустройство

- охрана окружающей среды

- транспорт

- дорожное движение

- санитарное состояние

Материальная база для исполнения местными органами этих полномочий: сборы, налоги, дотации из государственного бюджета (в разных странах 15 – 60%),

гос. субсидии.

гос. субсидии

 


общие – перечисляются регулярно

целевые – по случаю, для выполнения какого-либо проекта


2) полномочия в социальной сфере

- строительство жилья, школ, детских садов, больниц, библиотек, спортивных сооружений

- здравоохранение

- образование

- помощь малоимущим

3) охрана общественного порядка

- имеют право устанавливать правила поведения в общественных местах

- контролируют проведение митингов, манифестаций, шествий и т.п.

- имеют право создавать местную полицию

4) управление муниципальной собственностью

- строительство новых предприятий

- открытие и содержание магазинов

- контроль за их деятельностью

- контроль за предприятиями центрального подчинения (эти предприятия должны оказывать помощь и поддержку местным органам).

полномочия

 


обязательные

(имеют общегосударственное значение)

80 – 90%

факультативные – это полномочия, осуществляемые по усмотрению самого местного органа

Например: строительство новых библиотек, оформление парков, посадка деревьев, скверов.


 


 

Индия

Индия находится на юге Азии.

По численности населения Индия находится на втором месте после Китая

(900 млн. человек).

До 1947 года Индия была колонией Великобритании, после получила независимость.

Индия выбрала для развития путь западных государств.

 

Партийная система

В Индии многопартийная система без какой-либо одной доминирующей партии.

Основные партии:

1) Индийский национальный конгресс

С 1947 по 1977 гг. эта партия имела больше всего мандатов (хотя и не имела парламентского большинства). Лидер этой партии возглавлял правительство.

В 1978 г. эта партия потерпела поражение, Индира Ганди выбрала из состава этой партии своих сторонников и создала свою партию – Индийский национальный конгресс Индиры.

2) Индийский национальный конгресс (И)

Это национал-реформистская партия. Выступают за переход к рыночным отношениям, к рыночной экономике; решают национальный вопрос и др.

3) Бхаратия Джаната парти – партия индийского народа

Это правая партия, находится в оппозиции к Индийскому национальному конгрессу (И). В основе создания этой партии лежит индуистская религия. Крупный капитал и религиозный оттенок.

4) Джаната парти – партия народа

Это пёстрая социальная партия (объединяла консервативно настроенных граждан, сторонников либерализма, демократично настроенных и прочих).

5) Коммунистическая партия Индии (КПИ)

6) КПИ (марксистская)

7) Лок-Дал – это партия либерального типа. Ближе к крестьянской партии. Варьирует между другими партиями.

Борьба в основном происходит между Индийским национальным конгрессом (И) и Джаната партии (они попеременно получают большее количество депутатских мандатов в парламенте).

Конституция

Конституция Индии была принята в 1949 г. Учредительным собранием.

Изменения и дополнения в конституцию вносятся парламентом (2/3 голосов).

Это жёсткая конституция.

В конституции закреплено, что Индия является суверенной социалистической светской демократической республикой.

В Индии многонациональное общество, есть ряд религий, ряд кастовых различий.

Конституция Индии – традиционная. Основные черты:

1) закрепляется принадлежность власти народу (принцип народного суверенитета)

2) закреплена система хозяйствования и её экономическая основа – собственность

(виды собственности)

3) закреплён принцип разделения властей

4) закреплена форма правления – республика

5) закреплена форма государственного устройства – федерация (союз)

6) есть раздел о правах и свободах человека и гражданина

7) закреплена система государственных органов, демократичные принципы их

организации и деятельности.    

После освобождения Индия осталась в Сообществе (главой Сообщества является Елизавета II, членами являются 46 государств).

Существует точка зрения, что конституция Индии частично жёсткая, а

частично – гибкая. Жесткая, потому что для внесения в конституцию изменений и дополнений по определённому ряду вопросов (права штатов, федеральное устройство, основные права и свободы граждан) требуется квалифицированное большинство (2/3) парламента; по другим вопросам (гражданство, образование новых штатов) – достаточно абсолютного большинства => конституция гибкая.

 

Конституция Индии очень громоздкая, она содержит 426 статей.

Способ распределения вопросов ведения: конституция содержит 3 статьи, регламентирующие отдельно полномочия Союза, полномочия субъектов и совместные полномочия. Этот способ неудобный, т.к. постоянно возникают новые отношения, вопросы ведения, появляются новые полномочия => приходится вносить в конституцию изменения и дополнения.

Текст дополнений:

- может включаться в текст конституции

- может прилагаться к конституции в виде поправок.

 

Если бы конституцию в Индии принимали сегодня – она была бы принята 2/3 обеих палат парламента.

 

Высшие органы государственной власти

 

Парламент

В Индии двухпалатный парламент.

Парламент в Индии – это триединый орган: две палаты + президент.

В этом Индия повторила Великобританию.

Нижняя палата – Народная палата

Избирается гражданами прямым путём на 5 лет.

Возрастной ценз для депутатов – 25 лет.

Численный состав палаты: 525 человек + 2 человека, назначаемых президентом.

Избирательный залог для депутатов – 500 рупий (это примерно 550 $).

В Индии используется мажоритарная избирательная система относительного большинства (также как и в Великобритании).

Верхняя палата – Совет штатов

Избирается на 6 лет и каждые 2 года обновляется на 1/3.

Возрастной ценз для депутатов – 30 лет.

В верхнюю палату президент назначает 12 человек.

 

Формы деятельности (порядок работы):

1) сессии

2) работа постоянных комиссий

3) работа депутатов.

Внутренние органы палат парламента:

1) спикер

2) комитеты

3) партийные фракции.

Полномочия парламента:

1) парламент принимает конституцию (вносит в неё изменения и дополнения), законы, бюджет

Субъекты законодательной инициативы:

1) депутаты

2) президент

3) правительство

Обсуждение законопроектов проходит в 3 чтения.

Особенность финансовых законопроектов – после рассмотрения в нижней палате финансовые законопроекты передаются в верхнюю палату на 14 дней.

Обычные законы рассматриваются в верхней палате до 4-х месяцев. Если на протяжении 6-и месяцев верхняя палата не принимает закон, то он передаётся на подпись президенту в редакции нижней палаты.

2) контрольные полномочия парламента

Индия – это парламентская республика =>

ü парламент контролирует исполнительную власть

ü формирование государственных органов:

парламент формирует правительство, назначает ряд должностных лиц, даёт согласие президенту на назначение ряда должностных лиц

3) внешнеполитические полномочия:

ü контакты

ü визиты

ü обращения

ü подписание международных договоров (их ратификация и денонсация)

ü Парламент принимает решение о вхождении в военные и экономические союзы

ü решает вопрос ассигнований на оборону

ü решает вопросы войны и мира.

 

Президент

Избирается на 5 лет косвенным путём: президента избирает Избирательная коллегия, в которую входят обе палаты + представители всех штатов.

Требования к кандидату:

v гражданство

v возраст не моложе 35 лет.

Полномочия президента:

1) он является частью парламента

2) президент представляет исполнительную власть страны

3) назначает депутатов

4) назначает губернаторов штатов

5) назначает председателя (главного судью) Верховного суда

и по его совету – членов Верховного суда

6) назначает судей Высших (Высоких) судов штатов

7) назначает генерального прокурора федерации

8) имеет право созывать сессии парламента

9) может досрочно распустить нижнюю палату

10)  обладает законодательной инициативой

11)  подписывает законы и имеет право вето

12)  осуществляет право помилования

13)  выступает как гарант конституции и законов

14)  представляет страну в международных отношениях

15)  назначает дипломатов

16)  в период между сессиями может принимать акты (ордонансы), имеющие силу

закона, которые следует утвердить на ближайшей сессии

17)  президент является главнокомандующим вооружёнными силами страны

18)  наделён полномочиями при чрезвычайных обстоятельствах:

ü может ввести чрезвычайное положение

ü может отстранить от должности губернатора штатов и направить в штат

представителя для выполнения этих функций

ü может ввести на территории субъекта президентское правление.

 

До того, как в Индии была установлена республика, Президент применял свои чрезвычайные полномочия более 100 раз.

 

Вице-президент

Вице-президент избирается вместе с президентом сроком на 5 лет.

Вице-президент председательствует на заседании совета штатов (верхней палаты).

 

Правительство

Правительство в Индии называется Совет министров.

Особенность: в правительство включены все, кто относится к органам центральной администрации. Это около 100 человек. Постоянно собирать такое количество затруднительно => создали Кабинет (в него входят премьер-министр, его заместители и министры). Кабинет действует наряду с Советом министров.

Правительство – это исполнительный орган.

Компетенция правительства:

1) разработка и исполнение бюджета

2) правительство является основным, наиболее активным субъектом

законодательной инициативы

3) разрабатывает программу внутренней и внешней политики государства

4) управление всеми сферами общественной жизни:

ü руководит хозяйством, экономикой

ü отвечает за безопасность государства

ü обеспечивает правопорядок

ü обеспечение прав и свобод граждан

ü образование, здравоохранение, промышленность, экология

ü контроль за местными органами.

 

В Правительстве есть внутренние вспомогательные органы, возглавляемые министрами.

Особенность: практикуется делегированное законодательство (началась такая практика с Великобритании, Индия позаимствовала): правительство обращается к парламенту с просьбой разрешить ему принимать акты, имеющие силу закона. При положительном решении этого вопроса Парламент принимает специальный закон, в котором указывается, что правительству на определённый срок по определённым вопросам разрешается принимать акты, имеющие силу закона.   

 

Правительство Индии называется Совет министров.

Особенности:

1) наряду с Советом министров действует Кабинет.

Численный состав правительства превышает 100 человек, т.к. в правительство включены все, кто относится к органам центральной администрации (премьер-министр, его заместители, министры, руководители комитетов, министерств, ведомств, управлений и др.). Постоянно собирать такое количество затруднительно => создали Кабинет (в него входят премьер-министр, его заместители и министры).

2) допускается совместительство: министры могут быть членами парламента => они активно участвуют в законодательной деятельности. Правительство является активным субъектом законодательной инициативы.

В Великобритании члены Кабинета должны быть депутатами.

В процессе деятельности правительство издаёт постановления и распоряжения (это подзаконные акты). Правительство издаёт свои акты в развитие законов, принятых парламентом.

По общему правилу, законы может принимать только парламент.

Парламент может принять рамочный закон. Рамочный закон не может быть реализован без определённых актов правительства (например: закон о льготах – парламент закрепляет общие положения, а правительство устанавливает категории льготников, размеры льгот и т.п.). Рамочный закон – это конструкция, Правительство своими актами наполняет её содержанием. Наличие таких рамочных законов позволяет правительству работать оперативно. Акты правительства в данном случае всё равно имеют подзаконный характер (несмотря на то, что в данном случае они не нуждаются в утверждении парламента).

3) практикуется делегированное законодательство правительства.

 

Индия – это парламентская республика => правительство формируется из партии парламентского большинства. Парламентское большинство предлагает главе государства кандидатуру премьер-министра à глава государства утверждает его à и по совету премьер-министра назначает членов правительства. Парламент утверждает программу, разработанную правительством, и контролирует его деятельность.

 

Правительство

 


это исполнительная власть,

т.к. следит за исполнением законов, принятых парламентом.


это орган общей компетенции,

т.к. для правительства нет территориальных границ власти по руководству всеми сферами общественной жизни. Правительство осуществляет полномочия по внешней политике (может подписывать международные соглашения, договоры, а некоторые из них – и ратифицировать).


 


Индийский федерализм

 

Способ образования федерации Индии – конституционный.

 

Способы образования федерации:

1) на основе договора между независимыми субъектами (Малайзия)

2) на основе принятия конституции (Индия, Германия, Мексика, Пакистан, США)

3) за счёт повышения статуса прежних территорий (Бельгия)

4) переход из конфедерации в федерацию (Швейцария, ОАЭ)

 

Основные признаки образования федерации:

1) национально-территориальный

2) территориальный

3) лингвистический (языковой) принцип – в Индии.

 

Основные признаки федерации:

1) территория федерации состоит из территорий субъектов

2) субъекты обладают учредительной властью: они могут принимать свою конституцию и свои законы. Однако федеральное законодательство имеет преимущество (США, Германия)

Можно встретить субъекты федерации, не имеющие учредительной властью. Например: в Индии лишь один штат из 25-и обладает учредительной властью.   

3) субъекты имеют свою судебную систему: одновременно действуют федеральный Верховный суд и Верховный суд субъекта. Образование судебных органов определяется как союзной конституцией, так и конституциями субъектов.

4) субъекты имеют своё гражданство.

Исключение: Индия (единое федеральное гражданство).

5) отличительной особенностью является двухпалатная структура федерального Парламента: нижняя палата избирается по всей стране, верхняя палата – это представительство субъектов.

Представительство субъектов может быть равным или неравным.

6) право субъектов вступать в международные отношения (только с разрешения центра).

Например: Франция и канадская провинция Квебек, Договор об охране природы Альп (Швейцария и провинция Германии – Бавария).

7) в случае нарушения союзного законодательства или конституции центральная власть имеет право применения принудительных мер.

 

Основные признаки федерации:

- Индийская федерация состоит из 26 штатов и 6 союзных территорий.

Территория штата может быть изменена без согласия штата => Индия – это централизованная федерация.

- Субъекты обладают учредительной властью только по принятию законов. Субъекты не имеют своих конституций, живут по федеральной. Исключение составляет один штат – Джамму и Кашмир – там действует конституция штата.

- Субъекты не имеют своего гражданства. Единое федеральное гражданство. Исключение: штат Джамму и Кашмир.

- Субъекты имеют свою систему высших органов (представительных, исполнительных, судебных).

Индийская федерация – асимметричная (т.е. субъекты не равны по правовому статусу). В конституции (принята в декабре 1949 г., вступила в силу в 1950 г.) говорится о том, что субъекты равны. Однако, прослеживая полномочия можно сделать вывод, что у одних групп штатов полномочий больше, у других – меньше.

Позже был издан закон, в котором все субъекты признаются равными.

 

Способы разграничения полномочий:

1) перечислены только полномочия Союза (одна статья). Например, США. Это самый удобный вариант.

2) есть две статьи: в одной перечисляются полномочия федерации, в другой – совместные (конкурирующие) полномочия => все остальные полномочия принадлежат землям. Например, Германия.

3) есть три  статьи: 1) полномочия Союза, 2) штатов, 3) совместные. Например, Индия. Этот вариант неудобный, т.к. по мере изменения ситуации и появления новых полномочий приходится принимать поправки и дополнения ко всем статьям. 

Поправки в конституцию вносятся:

1) непосредственно в текст статьи (в конституцию)

2) могут прилагаться отдельно.

Большое количество поправок и изменений к конституции делают конституцию Индии очень громоздкой, объёмной. Конституция содержит 426 статей + поправки.

 

Основные полномочия Союза:

1) регулирование междуштатной и внешней политики                      

2) чеканка монет (денежное (валютное) обращение)                

3) оборона и руководство вооружёнными силами                               

4) установление границ и таможенное дело                                          

5) единая система мер и весов

6) федеральные финансы и налоги

7) почта, телеграф, телефон

8) паспортное дело

9) эмиграция и иммиграция. Въезд, выезд, поселение, пребывание иностранцев на территории страны.

10) федеральный железнодорожный, воздушный, водный транспорт

11) учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов

12) авторское, патентное и изобретательное право

13) поддержание порядка и безопасности государства

14) объявление войны и мира

15) банковская деятельность, страхование

16) производство, приобретение и продажа оружия.

Совместные полномочия:

1) гражданское, уголовное, трудовое, земельное право                       

2) социальное обеспечение                                                                                  

3) налоги                                                                                                                

4) промышленность                                                                                              

5) биржевое дело                                                                                                   

6) транспорт и пути сообщения (за исключением федеральных)

7) образование

8) культура                                                                         

9) здравоохранение                                                

10) охрана окружающей среды

Основные полномочия субъектов:

1) организация местных органов власти

2) полиция

3) внутриземельная (внутриштатная) торговля

4) управление экономикой, хозяйством

5) местные налоги

6) общественный порядок

7) образование

8) культура

9) здравоохранение

10) коммунальное обслуживание

11) охрана окружающей среды.

Субъекты федерации (штаты)

У субъектов есть своя система высших органов.

 

Законодательная власть – парламент (легислатура)

У 7-и штатов двухпалатные парламенты, у остальных – однопалатные.

Парламент называется легислатура.

Наряду с палатами в парламент входит губернатор.

 

парламент

 


нижняя палата –

Законодательное собрание

верхняя палата –

Законодательный совет


 


Избирается прямым путём на 5 лет. Предусмотрен ценз – 25 лет.

Используется мажоритарная избирательная система относительного большинства.


Избирается на 6 лет.

Каждые 2 года обновляется на 1/3. Предусмотрен ценз – 30 лет.

Способ образования:

1/3 избирается нижней палатой

1/3 – местными (муниципальными) органами штата

1/12 избирается лицами, имеющими высшее образование

1/12 – преподавателями высшей и средней школы со стажем работы не менее 3-х лет

1/6 назначается губернатором штата (из числа лиц, имеющих особые заслуги в области культуры, науки, искусства).


 

Легислатура – это законодательный орган штата.

Если парламент двухпалатный законодательный процесс обычный.

Верхняя палата слаба. Если нижняя палата приняла закон à верхняя не согласилась и вернула закон à нижняя палата вторично рассматривает этот закон и направляет его сразу на подпись губернатору.

 

Исполнительная власть – губернатор

Губернатор является главой администрации штата.

Губернатор назначается президентом на 5 лет.

Требования:

- гражданство

- возраст не ниже 35 лет

Права губернатора:

1) созывает и закрывает сессии парламента

2) обладает правом роспуска парламента

3) ежегодно выступает перед депутатами с посланием 

4) назначает судей окружных судов

5) обладает законодательной инициативой, участвует в законодательном процессе

6) подписывает законы. Может наложить вето (отлагательное)

7) губернатору и правительству штата принадлежит

исполнительная власть в штате.

 

 

Исполнительная власть – правительство штата

Губернатор в состав правительства штата не входит (губернатор входит только в состав парламента).

Правительство назначается парламентом.

Численный состав: 6 – 12 человек.

В состав правительства входят: премьер-министр и его министры.

В формировании правительства участвует также и губернатор

(Индия – это парламентская республика => парламентское большинство предлагает губернатору кандидатуру премьер-министра à губернатор назначает à премьер-министр предлагает состав членов правительства).

 

 


 

Китайская Народная Республика (КНР)

Занимает первое место в Азии по территории, и второе место в мире по численности населения.

Партийная система

Партийная система КНР включает 9 партий. Однако выделяется одна господствующая, руководящая партия – коммунистическая партия – в неё входят более 40 млн. человек => в КНР действует не многопартийная система. Остальные партии – союзнические.

Конституция

Конституция КНР была принята в 1982 году.

Конституция состоит из преамбулы и 4-х глав (138 статей).

В преамбуле даётся краткая характеристика пройденного КНР пути от народной демократии к социализму. Сначала строили народную демократию, достигли цели, сейчас строят социализм. Отмечается, что строительство социализма продлится не менее 100 лет. 

В конституции закрепляется национальное равенство. КНР – многонациональное государство. В КНР создаются национальные автономии.

Особенности конституции КНР:

1) ставится задача строительства социализма

2) конституция содержит раздел «Внешняя политика», в котором перечислены 5 принципов внешней политики (они закреплены в международных документах, в том числе в Уставе ООН), на сновании которых КНР взаимодействует с другими государствами:

1) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности

2) взаимное ненападение

3) невмешательство во внутренние дела друг друга

4) равенство и взаимная выгода

5) мирное сосуществование.

3) государство обеспечивает социалистическую законность в стране, которую должны соблюдать все государственные органы, должностные лица и граждане

4) в конституции говорится о территориальной незавершённости КНР. Тайвань является частью материкового Китая. Воссоединение Родины является священным долгом всего китайского народа.

Общие черты конституции:

1) конституция закрепляет экономическую систему хозяйствования – социалистическую и её экономическую основу – государственную собственность. 

В 1983 г. был принят закон о частной собственности в Китае. Принятие этого закона свидетельствует о появлении многоукладности в экономике Китая. Создали несколько новых экономических районов (зон), разрешили зарубежным странам инвестировать предприятия.

2) закреплены широкие права и свободы граждан

3) закреплена система высших органов и демократичные принципы их избрания

4) форма правления – республика (не указано какая именно, но по признакам – парламентская республика)

5) форма государственного устройства – унитарное государство с огромным количеством автономий.

 

Особенности конституции КНР:

1) в Китае установлено единовластие – вся власть принадлежит народу в лице представительных органов. Разделения властей нет.

2) предусмотрена демократическая диктатура народа.

 

Конституция КНР принимается квалифицированным большинством (2/3 парламента), изменения и дополнения в неё вносятся тоже 2/3 парламента.

 

Система высших органов

 

Парламент

 

Парламент КНР официально называется Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).

Парламент однопалатный.

Избирается на 5 лет.

Численный состав – около 3 тысяч человек (в зависимости от численности населения).

Избирается ВСНП непрямым путём, здесь многостепенные выборы.

 

ВСНП

                                               

СНД провинций и автономных районов

 

СНД уездов

 

СНП волостей (избирается народом)

 

Возможен двойной мандат. Депутат нижестоящего органа может одновременно быть депутатом вышестоящего органа.

Депутаты нижестоящих органов выбирают из своего состава депутатов вышестоящих органов + допускается избрание на 50% людей со стороны.

 

ВСНП насчитывает около 3000 человек.

Перед выборами территория делится на избирательные округа.

Используется мажоритарная система абсолютного большинства.  

Поскольку преобладает сельское население, то соотношение сельского и городского представительства применяется 1:8 на уровне парламента и 1:4 на уровне провинций.

Парламент работает на общественной основе => каждый депутат работает на своём рабочем месте (где работал ещё до избрания) и приезжает на сессию

на 2 – 3 недели в год. 

В период между сессиями ВСНП работает Постоянный комитет ВСНП.

Мандат императивный => есть институт отзыва и институт наказа.

Основная форма деятельности парламента – сессии.

 

сессии

 


очередные

Проводятся 1 раз в год,

длятся 2 – 3 недели. 


внеочередные

Могут созываться по инициативе

1/5 депутатов ВСНП или Постоянного комитета.


 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика