andrey

Путь к Файлу: /Административне право обработанное / 1. Понятие, предмет и метод, система административного права..docx

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   14.01.2015
Размер:   27.1 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция №1.

Понятие, предмет и метод, система административного права.

Вопросы лекции:

1. Понятие административного права и его особенности.

2. Предмет административного права.

3. Метод административного права.

4. Система административного права.

5. Принципы административного права.

6. Соотношение административного права с другими отраслями российской правовой системы (др. отраслями права РФ).

Понятие АП и его особенности.

Административное право рассматривается в трех аспектах:

А) Как наука

Б) Как учебная дисциплина

В) Как отрасль права.

 

Наука – система научных взглядов, представлений, знаний, теоретических предположений о закономерностях, существующих в сфере административного права. Наука АП изучает административные правоотношения, административно-правовые категории, практику органов исполнительной власти и историю развития АП.

 

Учебная дисциплина – изучение на лекциях и семинарских занятиях основных правовых

институтов, законодательства и решения на основе этого практических задач.

 

Отрасль права – совокупность норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

 

АП представляет собой самостоятельную отрасль российской правовой системы, так как у данной отрасли есть собственный предмет, метод правового регулирования, субъекты правоотношений (со своим статусом), собственные источники права  и т.д.

Предмет АП.

Определение предмета АП

Предметом АП является совокупность общественных отношений, которые урегулированы нормами АП, и складывающихся при осуществлении публичной исполнительной власти. Обязательно участником АП является орган исполнительной власти или его должностное лицо. Некоторые авторы (представители науки АП) утверждают, что в административных правоотношениях принимает участие не только орган или лицо, а публичная администрация (например, судья при лишении прав, комиссия по делам несовершеннолетних при привлечении к ответственности). Но не всегда публичная администрация участвует в разрешении административных правонарушений  (международные организации, исполнение уголовных наказаний в местах лишения свободы –  здесь уже другие отрасли). 

 

Характер правоотношений:

Предмет АП – круг разнообразных общественных отношений, которые могут быть как регулятивными, так и охранительными: уголовное право регулирует только охранительные отношения, связанные с привлечением к уголовной ответственности, гражданское право регулирует спорные отношения, а административное право – это как регулятивные отношения, так и охранительные. Но объединяет эти два вида отношений в АП то, что в них реализуются государственно-властные полномочия, с участием публичной администрации, органов исполнительной власти.

 

Административные правоотношения могут быть как материальными, так и процессуальными (состав, статус, категории, определения + порядок реализации административных материальных норм).

2 классификации:

Ю. М. Козлов утверждает, что в предмет административного права входят следующие группы правоотношений:

o Правоотношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти.

o Внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной, судебной власти, органов прокуратуры.

o Возникающие с участием субъектов местного самоуправления. По мнению некоторых правоведов, муниципальная власти – целая отрасль права.

Габричидзе Б. Н. включает в предмет административного права отношения, возникающие в ходе реализации судебной власти судьями. Более того, новое направление разрабатывает отдельный административный кодекс, а не КоАП – административную юстицию.

По мнению Бельского К. С., предмет АП составляют:

1. Государственно-управленческие отношения,

2. Полицейские отношения: судебные (?), надзорно-контрольные отношения, административно-принудительные.

В настоящее время наметилась тенденция к сужению предмета АП, так как сокращается вмешательство государства в деятельность организаций, муниципальных организаций, сокращается число государственных предприятий и учреждений, эти отношения входят в сферу регулирования гражданского, муниципального, таможенного, предпринимательского, налогового права и т.д.

Метод АП.

Метод АП – совокупность правовых средств, способов воздействия на поведения участников правоотношений с помощью норм права. Существуют три основных средства правового регулирования:

А) Предписание,

Б) Запрет,

В) Дозволение.

 

В АП наиболее часто используются предписания, на втором месте запреты. Дозволения используются в меньшей степени. Таким образом, можно говорить об императивном, или административно-правовом, методе. Он характеризуется также юридическим неравенством участников правоотношений: один участник – властный субъект, другой – обычно невластный субъект. Гражданско-правовой, или диспозитивный метод характеризуется юридическим равенством сторон. Административно-правовой метод характеризуется односторонностью волеизъявления одного из участников правоотношения: отношения возникают по инициативе одной из сторон – властного субъекта.

Система АП.

АП – целостная система правовых норм и институтов. В систему их объединяет единый предмет, метод, принципы. Внутри отрасли существует субординация, иерархия норм различной юридической силы – общих и специальных. Система подразделяется на общую и особенную часть. В общую часть входят нормы и институты, регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для государственного управления. В особенную часть входят нормы, регулирующие отношения в отдельной сфере государственного управления. В общую часть входят следующие административно-правовые институты (группы норм, регулирующих однородные общественные отношения.):

1. Закрепляющие принципы государственного управления, исполнительной деятельности.

2. Регулирующие правовой статус граждан в А-П отношениях.

3. Регулирующие правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления, иных органов, реализующих административную власть.

4. Нормы, регулирующие государственную службу, административно-правовой статус государственного служащего.

5. Регулирующие правовой статус негосударственных организаций.

6. Формы и методы государственного управления. Основная форма – издание актов государственной администрации. Методы – принуждения и убеждение.

7. Административно-правовое принуждение (?).

8. Административная ответственность.

9. Производство по делам об административных правонарушениях.

10. Законность в государственном управлении.

Особенная часть включает в себя нормы и институты, регулирующие государственное управление:

1. В социально-политической сфере (например, управление образованием),

2. В сфере безопасности (оборона, внутренние дела),

3. В социально культурной сфере,

4. В хозяйственной сфере (с/х, ж/д…)

5. Межотраслевое управление (санитарные врачи).

Принципы административного права.

Принципы – основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права.

1. Демократизм нормотворчества и реализации права. Проявляется в участии граждан, организации в совершенствовании и реализации административно-правовых норм и заключается в предоставлении гражданам права участвовать в управлении делами государства (активное и пассивное избирательное право.

2. Равенство граждан перед законом и правоприменителем. Выражается в том, что граждане, независимо от их национальности, имущественного положения, религиозной принадлежности, имеют равные права и обязанности в сфере государственного управления.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности заключается в том, что государство и личность связаны взаимной ответственностью.

В ст. 1069, 1070 закреплено право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц в отношении граждан.

4. Федерализм. Заключается в закреплении административно-правовой компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

5. Принцип гуманизма. Состоит в закреплении административно-правовыми нормами отношений между государством и гражданином на основе уважения достоинства личности и создания условий для нормальной жизнедеятельности людей. Например, в ст. 27 КоАП говорится, что при личном досмотре нужно уважать достоинство человека.

6. Принцип законности заключается в том, что нормы АП выражаются в законах и подзаконных актах. В ст. 1.1 КоАП – по законам федеральным или субъектов.

В науке АП нет единого мнения по вопросу выделения единых принципов для всего административного права, т.к. административные правоотношения неоднородны: государственная служба, административная ответственность. Некоторые ученые считают, что принципы АП складываются из принципов отдельных подотраслей и институтов отрасли: принципов государственной службы, административной ответственности и т.д.

Соотношение административного права с другими отраслями.

1. Конституционное право: КП закрепляет основные права и свободы личности, значительная часть которых практически реализуется с помощью административно-правовых норм.

2. Гражданское право: в части третьей статье 2 ГК указывается, что имущественные отношения, основанные на административном и ином властном подчинении одной стороны другой нормами гражданского права не регулируются. Но на основании властных правоотношений могут возникать гражданские правоотношения (договор найма помещения, обязательная регистрация юридического лица).

3. Трудовое право: служебное и трудовое похожи, но служебное регулирует служебные отношения, осуществляемые государственными служащими – субъектами, наделенных государственно-властными полномочиями. Лица, осуществляющие трудовой деятельностью, не наделены государственно-властными полномочиями. На таможне 3 типа служащих, из них только одни – по трудовому договору. При этом, если какой-то вопрос службы специально не урегулирован в административном праве, отношение регулируется на основе Трудового Кодекса.

4. Уголовное право: часто есть смежные составы преступлений: в мае 2007 – УО за мелкое хищение при стоимости похищенного от 100 рублей. Отличие по степени общественной опасности.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика