andrey

Путь к Файлу: /Административне право обработанное / 6. Организации как субъекты АП.docx

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   14.01.2015
Размер:   50.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция №6.

Организации как субъекты АП.

Нормативные акты к теме:

1. ФКЗ «О Правительстве РФ»

2. ГК (ст. 49-51!)

3. ФЗ от 8.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»

4. ФЗ от 14.07.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, надзора»

Особенностью АП является то, что его коллективным субъектом признается не только юридическое лицо, а также и иные виды организаций, как, например, трудовые, студенческие коллективы, филиалы, представительства.

Виды организаций:

1. Государственные (государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия);

2. Негосударственные. Основной их вид – юридические лица. Также это филиалы, представительства, структурные подразделения (кафедра, студенческая группа, цех, отдел и т.п.). Т.о., в самом широком смысле организация – это объединение физических лиц любой численности, возглавляемое органами управления, имеющая обособленное имущество, необходимое для производства материальных и духовных ценностей, а также для реализации иных потребностей членов организации.

Субъектами АП признаются различные организации, в том числе и не обладающие правами юридического лица. Например, это Правительство РФ.  Основным негосударственным субъектом АП является юридическое лицо.  Под административно-правовым статусом юридического лица понимается правовое положение юридического лица в его отношениях с субъектами исполнительной власти, государственной администрацией, урегулированная нормами АП.  Административно-правовой статус является составной частью его правового статуса. АПС ЮЛ регулируется ГК и в других актах (его права и обязанности, правоотношения).

Структура АПС ЮЛ включает в себя административную правосубъектность, реальные права и обязанности, закрепленные нормами права, и компетенцию.

Согласно ч.3 ст.49 ГК РФ, правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания.

Согласно ч.2 ст.51 ГК, ЮЛ считается созданным с момента его государственной регистрации. Данные государственной регистрации в единый государственный реестр ЮЛ. Правоспособность ЮЛ прекращается в момент завершения его ликвидации. С момента создания у ЮЛ кроме правоспособности возникает также административная дееспособность и деликтоспособность. В соответствии с абз.2. ч.1 ст.49 ГК, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Т.о., юридические лица с момента своего создания обладают административной правосубъектностью и общим административно-правовым статусом. Специальный АПС юридическое лицо может получить, вступая как в регулятивные административные правоотношения (получить лицензию на осуществление банковской деятельности), либо совершив административное правонарушение или иное противоправное деяние.

Компетенция – это возможность властвования. В отличие от государственных органов, компетенция ЮЛ проявляется только в отношении со внутренними подразделениями юридического лица и администрацией. Таким образом, в рамках любого ЮЛ осуществляется управление. Это элемент административно-правового статуса юридического лица.

………………..

1. Государственно-властные полномочия состоят в праве органа издавать правовые акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы.

2. Также органы власти могут принять меры принуждения, в случае неисполнения юридического акта.

3. Все эти признаки можно дополнить еще одним: органы исполнительной власти специально созданы для осуществления повседневного государственного управления социально-политической, культурной, хозяйственной и другими сферами жизни в императивном порядке.

Органы ИВ образуются путем избрания или назначения. Например, Губернатор Свердловской области представляет орган власти.

Органы ИВ – это коллективные самостоятельные образования со своей внутренней структурой: Центральный аппарат и территориальные органы  исполнительной власти (федеральные и субъектов). Также существуют управления, отделы, должности. В федеральных службах и агентствах создаются департаменты, отделы, должности.

Структура может быть примерной, типовой, индивидуальной. Каждый орган имеет штатное расписание – перечень структурных подразделений и должностей.

Исходя из всего вышесказанного, орган исполнительной власти – это целостное, структурно оформленное, самостоятельное специальное образование, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность для решения задач, возложенных на государство.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубектностью. Они наделены правом распорядительства, правом издавать подзаконные юридические акты В то же самое время они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам государственной власти. В то же время они наделены оперативной самостоятельностью в рамках своей компетенции.

Компетенция органов ИВ:

1. Направление деятельности

2. Властные полномочия

Виды органов ИВ.

1. По основаниям образования:

a. Образование которых предусмотрено конституциями и уставами (Правительство);

b. Органы, создаваемые на основе текущего законодательства (подзаконных актов).

2. По порядку образования:

a. Избираемые;

b. Назначаемые или создаваемые приказом указом.

3. По характеру компетенции:

a. Органы общей компетенции, осуществляющие управление по всем вопросам (Правительство РФ);

b. Органы отраслевой компетенции, осуществляющие государственное управление в отдельной сфере жизни (Министерство образования и науки, Министерство обороны и т.д.);

c. Органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое управление в виде надзорно-контрольной деятельности (санитарные врачи, ФС гос. статистики собирают отчеты);

4. В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

a. Коллегиальные, в которых решения принимается простым или квалифицированным большинством от общего состава (Президиум Правителства);

b. Единоначальные, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, федеральные службы);

5. По территориальным масштабам деятельности:

a. Центральные федеральные органы исполнительной власти (МВД РФ);

b. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ГУВД по Свердловской области, городское и районное УВД). Они нужны для эффективного государственного управления, непосредственных функций;

c. Органы исполнительной власти субъектов РФ (министерства республик);

d. Территориальные органы органов ИВ субъектов РФ (ЗАГСы);

e. Органы местного самоуправления (городская администрация);

f. Территориальные органы органов местного самоуправления (администрации районов города).

6. По содержанию властных полномочий, компетенции:

a. Органы, осуществляющие выработку государственной политики: принятие подзаконных актов в соответствии с их компетенцией (федеральные министерства);

b. Органы исполнительной власти, исполняющие надзорно-контрольные функции управления, а также правоохранительную деятельность (федеральные службы);

c. Органы, осуществляющие управление государственной собственностью, с предоставление государственных услуг (образовательные учреждения);

d. С 24.09.2007 Государственные комитеты, например, по делам молодежи, по рыболовству (собственность, управление, контроль и т.д.)

 

I. АПСс Органа исполнительной власти:

Статус определяется характером назначения и местом данного органа в общей системе органов государственной власти. АПСс включает:

1. официальное название органа,

2. порядок и способы его формирования,

3. территория деятельности,

4. цели, задачи, функции,

5. объем и характер властных полномочий,

6. компетенция – основные направления деятельности, причем в рамках властных полномочий,

7. формы и методы деятельности,

8. ответственность,

9. порядок разрешения в органе подведомственных споров,

10. наличие или отсутствие прав юридического лица. Органы ИВ не являются юридическими лицами в понятии Гражданского Кодекса. Органы ИВ создаются, реорганизуются, ликвидируются иначе, чем другие юридические лица. Статус юридического лица необходим для вступления в гражданско-правовые отношения в качестве государственного управления,

11. источник финансирования (Федеральное, Субъектов, с дофинансированием),

12. внутренняя структура – построение органа,

13. право и обязанность пользоваться государственными символами – герб и флаг. Плюс возможность создавать свой герб и флаг.

АПСс очень динамичен, подвержен частым изменениям. Каждый год принимаются новые правовые акты, меняющие устройство и структуру. Статус органов ИВ регулируется различными правовыми актами, основным€ является Положение об этом органе, утверждаемом, в зависимости от подчиненности, Президентом или Правительством.

 

Полномочия Президента РФ в сфере ИВ:

ПРОПУЩЕННЫЙ СПИСОК.

· Назначает и освобождает от должности руководство вооруженных сил

· Является верховным главнокомандующим, с правом вводить особое положение (при обязательном сообщении ФС РФ). Только в этом статусе он имеет право издавать приказы (это написано в ФЗ «Об обороне», в КРФ – только указы и распоряжения».

· Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер, также указами оформляется назначение на должность федеральных министров. Распоряжения носят индивидуальный характер.

· Указы и распоряжения не должны противоречит конституции и ФЗ.

· Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства а также приостанавливать действие актов органов ИВ субъектов РФ,  также приостанавливать действие актов субъектов РФ до решения суда по этим вопросам.

ВСЕ ЭТО УТОЧНИТЬ.

 

Состав, полномочия, организационно-правовые формы деятельности Правительства.

Исполнительную власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство РФ. Это орган ИВ общей компетенции. Все вопросы во всех отраслях государственной жизни разрешает правительство.

Правовое положение Правительства РФ закреплено:

Ø ст. 110-117 КРФ,

Ø ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997,

Ø Регламентом Правительства РФ, утвержденным Правительством РФ от 1.06.2004. № 260. Последнее изменение от 31.07.2007.

Согласно ст.1 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство – высший исполнительный орган; но не говорится, что он возглавляет ИВ  он только ее осуществляет. РАРОГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

6. Организации как субъекты АППравительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему ИВ в РФ.

Состав Правительства:

· Председатель (глава) Правительства

· 5 Заместителей с 28.09.2007: два первых и три простых. Четвертый министр – всегда министр финансов.

· Федеральные министры

Для обеспечения деятельности Правительства создается Аппарат Правительства, возглавляемый заместителем Председателя Правительства. К составу он не относится. Аппарат выполняет организационные функции. Есть положение «Об аппарате Правительства» от 1.06.2004 №260.

Состав Правительства регулируется не только ФЗ, но и указом Президента РФ от 24.09.2007 г. «Вопросы структуры ФОИВ».

Председатель Правительства имеет 5 заместителей, в том числе 2 Первых заместителей.  Руководитель аппарата Правительства является заместителем Председателя Правительства. Министр финансов – четвертый заместитель Председателя правительства. Пятый – просто заместитель.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД РФ. Остальные члены Правительства назначаются тоже Президентом РФ, но по представлению Председателя Правительства РФ. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства.

Полномочия Председателя Правительства закреплены в статье 24 ФКЗ «О Правительстве»:

1. Возглавляет правительство

2. Определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу

3. Представляет Правительство за пределами РФ

4. Ведет заседание Правительства

5. Подписывает акты Правительства

6. Предлагает кандидатуры заместителей председателя Правительства и федеральных министров для назначения или освобождения от должности Президенты РФ.

7. Распределяет обязанности между заместителями.

8. Информирует Президента о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства (ст. 25 ФКЗ «О Правительстве»):

· Участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства

· Участвуют в подготовке актов Правительства

· Дают поручения ФОИВ

· ЧТЕНИЕ НА НОЧЬ.

Федеральные министры (ст. 26 ФКЗ «О Правительстве»):

· Участвуют в заседаниях Правительства с правом решающего голоса;

· Принимают участие а принятии актов ФОИВ, обеспечивают их исполнение

· ЧТЕНИЕ В ТУАЛЕТЕ.

Полномочия Правительства (ст. 114 КРФ)

· Разрабатывает и представляет ГД РФ проект Федерального Бюджета (ФЗ);

· Обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД РФ.

· Обеспечивает проведение в Стране единой кредитной финансовой и денежной политике;

· Обеспечивает проведение диной государственной политике в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения.

· Управляет федеральной государственной собственностью

· Осуществляет меры по обеспечению законности

· Издает распоряжения и постановления. Постановления носят нормативный характер. Распоряжения издаются по индивидуальным вопросам.

Организационно-правовые формы деятельности Правительства.

Организационно-правовая форма деятельности – это внешнее выражение деятельности Правительства – не умественная работа, а проявляющаяся вовне:

v Заседания Правительства

v Президиумы Правительства

v Издание актов Правительства (правотворческая деятельность)

Заседание Правительства:

· Они проводятся не реже раза в месяц по четвергам.

· Они бывают очередные и внеочередные

· Они могут быть открытыми и закрытыми

Все, кто входит в состав Правительства, лично участвуют в заседаниях. Иные, кто в состав Правительства не входит, имеют право участвовать, но без права решающего голоса. Очередные заседания проводятся по заранее утвержденному плану не реже раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по решению Председателя Правительства, а в его отсутствие по решению заместителя.

Проект повестки заседания формирует руководитель аппарата Правительства по согласованию с заместителем Председателя Правительства. Проект повестки дня рассылается участникам заседания не позднее чем за 5 дней до даты проведения заседания. Лица,  участвующие в заседании, регистрируются аппаратом Правительства. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства. Председательствует на заседании Председатель Правительства, в его отсутствие заместитель, также возможно присутствие Президента. Выступают с докладами члены Правительства или иные приглашенные. Установлен также и регламент в пределах 15, 10, 5 минут. Ведется протокол заседания Правительств, который оформляется в течение 24 часов аппаратом Правительства.

Президиум Правительства.

Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума. Правительство вправе отменить любое решение Президиума. Заседания  Президиума может решать только те вопросы, которые не отнесены к исключительному обсуждению на заседаниях Правительства (ст. 8).

Акты Правительства.

В ст. 23 ФКЗ «О Правительстве» говорится, что Правительство издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Все они подписываются Председателем Правительства РФ.

 

Система ФОИВ.

Система и структура ФОИ реугулируется Указом президента от 9.03.2004 и постановленим правительства от 19.01. .. Правовое положение конкретного органа ИВ регулируется положением об этом органе, которое утверждается Президентом и в звисимости от подведомственности. Выделяют федеральные министерства

 

Выработка госполитики путем издания самостоятельногоНАПА и аонроеуктов. Разработка нПА в установленной сфере еятельности. А также в зависимости от сфер ыдеятельности.

Это ОИВ, осуществляющие функции по выаботке гос политике и норм-пр регул в устан сфере деятельности.

ФС – ФОИВ, которые разрабатывают

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика