andrey

Путь к Файлу: /Административне право обработанное / 2. Нормы и источники АП..docx

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   14.01.2015
Размер:   26.8 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция №2.

Нормы и источники АП.

 

План:

1. Понятия, особенности, структура норм АП.

2. Виды норм.

3. Способы (формы) реализации норм АП.

4. Действие норм АП.

5. Понятие и виды источников АП.

Нормативные акты по теме:

ФЗ от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания».

Указ Президента РФ от 23.05.1996 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)».

 

Понятие, особенности и структура норм АП.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью механизма правового регулирования (он включает в себя следующие элементы: юридические нормы, правоотношения, акты толкования, акты реализации, принципы права, правовая культура).

Административно-правовая норма в общем виде – общеобязательное правило поведения, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления.

По функциям в механизме правового регулирования выделяют нормы отправные, закрепляющие устои, отправные начала отрасли (ст. 1.2 – Задачи законодательства), нормы-принципы, закрепляющие принципы административного права (ст. 1.4. КоАП, закрепляющая принцип презумпции невиновности), нормы дефиниции, содержащие определения, понятия, категории (ст. 2.1. КоАП дает понятие административного правонарушения), нормы и правила поведения.

Особенности административно-правовых норм:

1. Вторичны, производны от конституционно-правовых норм и законодательных норм. Большинство норма административного права содержатся в подзаконных актах.

2. Регулируют отношения внутриаппаратные и внеаппаратные.

3. Регулируют общественные отношения, одним из участником которых обязательно должен быть властный субъект – лицо, наделенное государственно-властными полномочиями. Между гражданами таких отношений не возникают.

4. Носят императивный, властный характер. Нормы содержат одностороннее властное волеизъявление и адресат, его мнение может и не учитываться.

5. Большинство административных норм – нормы-правила поведения.

Структура нормы.

 Идеальная структура отличается от реальной – трехэлементная: гипотеза, диспозиция, санкция. Очень редко содержатся все три элемента. Диспозиция не всегда содержит правило поведения: возможен запрет или позволение.

Виды норм.

По назначению:               Регулятивные – там, где нет споров, конфликтов (госслужба)

                                               Охранительные – возникают, когда совершено правонарушение.

По содержанию:             Материальные – определяют правовой статус органов, граждан, субъектов в административных правоотношениях.

Процессуальные – определяют процедуру деятельности государственных органов. Делятся на процедурные (нормальная, позитивная деятельность государственных органов: прием и расстановка кадров, поощрение, аттестация) и юрисдикционные (порядок привлечения ответственности, разрешения споров: подача и рассмотрение жалобы).

По форме предписания:              императивные, диспозитивные, рекомендательные.

По  способу воздействия на поведение участника:  управомачивающие (диспозитивные), обязывающие, запрещающие, поощряющие.

По действию во времени: срочные и бессрочные.

По действию в пространстве: федеральные, субъектов, местные, локальные.

По уровню обобщенности: общие и специальные – обладающие равной юридической силой, но при конкуренции норм действует специальная (например, в ст. 14.15 КоАП установлена административная ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, а в ст. 14.16 КоАП установлена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

По месту нахождения части нормы: ссылочные (к др. статье), бланкетные (к др. НПА).

Способы и формы реализации норм права.

Практическая реализация административно-правовых норм осуществляется в следующих формах:

1. Соблюдение – характеризуется добровольным подчинением субъектов права требованиям административно-правовой нормы. Субъекту, к которому адресована данная норма, необходимо воздержаться от запрещенных действий.

2. Применение – когда правонарушение уже совершено, государственными органами в установленном процессуальном порядке назначается наказание. Реализуется путем издания индивидуального акта (например, постановление о назначении наказания).

3. Исполнение – состоит в точном и неуклонном следовании предписаниям, содержащимся в норме (активное поведение).

4. Использование – добровольное, по усмотрению гражданина, совершение правовомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в государственном управлении (право на труд, на жилище, избирательное право).

Действие административно-правовой нормы.

Чтобы применить норму, нужно четко определить временные рамки ее действия (выяснить, когда она начала действовать, и когда ее действие прекратилось):

1. По общему правилу ФКЗ и ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования

2. Нормы, содержащиеся в актах Президента и Правительства по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после официального опубликования в «Собрании законодательства» или в «Российской газете», если в акте не указан иной срок. Иные акты вступают в силу со дня подписания.

3. Нормативные акты ФОИВ, затрагивающие права, свободы, законные интересы граждан, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и официальному опубликованию в «Бюллетене нормативных актов ФОИВ», «Российской газете». Данные нормативные акты ФОИВ вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самим актом не установлен иной порядок.

4. Пределы действия нормы:

a. Перспективное действие: распространяется на отношения, возникшие после ее вступления в силу. Например, норма, устанавливающая административную ответственность, вновь устанавливаемая. Например, криминализация хищения от 100 рублей стоимости похищенного (с августа 2007).

b. Немедленное действие: распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты ее вступления в силу. Такое действие имеют процессуальные нормы. Изменения в порядок производства по делам об административных правонарушениях.

c. Действие с обратной силой. Распространяется на вновь возникшие отношения и правоотношения, которые возникли до вступления ее в силу с более ранней даты. Это как правило нормы, смягчающие административную ответственность, устраняющие наказание.

Статья 7 КоАП описывает три вида пределов действия норм.

5. Прекращение действия нормы:

a. Прямая отмена (преимущественно для бессрочных норм). Должна быть четко указана дата отмены. 30.12.2001 принят новый КоАП. Закон о введении говорил о четком сроке введения в действие норм нового кодекса и одновременную отмену норм старого КоАП.

b. Косвенная отмена (преимущественно для бессрочных норм): принятие новой нормы и со дня вступления в силу новой нормы прекращает действие старая норма.

Срочная норма утрачивает силу по истечении срока ее действия, установленного заранее.

Понятие и виды источников норм АП.

Источники – внешнее выражение норм права. Источниками АП являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. АП характеризуется разнообразием и множеством источников норм права.

По юридической силе источники АП можно расположить так:

1. Нормативные акты РФ:

a. КРФ,

b. ФКЗ,

c. ФЗ,

d. кодексы,

e. указы Президента (не распоряжения),

f. постановления Правительства (не распоряжения),

g. НПА ФОИВ (приказы, инструкции, правила). НПА по общему правилу издают только министерства.

h. НПА  органа исполнительной власти субъекта (губернатор, министерства)

i. Нормативные акты органов местного самоуправления.

По Д. Н. Бахраху после федеральных законов расположены уставы, конституции, законы субъектов. Но они приняты законодательными органами субъектов и распространяются только на территорию этого субъекта. Но даже приказ федерального министра распространяется на всю территорию РФ.

j. Конституции, уставы, законы субъектов (мэр, администрация).

2. Акты бывшего СССР: действуют при соблюдении двух условий:

a. Правоотношения не урегулированы законодательством РФ. Например, до 2006 года порядок подачи и рассмотрения жалоб граждан  рассматривался в соответствии с указом Президиума ВС СССР 1961 года.

b. Акты приняты до октября 1991 года.

Примеры актов: о медицинских вытрезвителях.

3. Международные договоры. Условия:

a. Присоединение РФ к одностороннему или двустороннему договору;

b. Ратификация договора на территории РФ законодательным органом (принятие в качестве ФЗ).

4. В науке АП – административные договоры. АП заключается между двумя органами государственной власти, органом и госслужащим.

5. В науке АП - акты правосудия. Это источники «с минусом». Например, постановление КС РФ о признании нормы неконституционной.

ВЫВОД: Все источники АП образуют целостную систему.

1. Нормы АП содержатся не только в законах, но и в подзаконных актах.

2. Согласно п.к ст.72 КРФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (субъекты РФ могут принимать НПА: закон об АП Свердловской области).

В систему источников АП входит множество различных видов источников: федеральные НПА, НПА субъектов, внутриаппаратные и внеаппаратные акты, выполняющие как регулятивные, так и охранительные функции. Следует заметить, что система источников АП находится в развитии. Нередко вносятся дополнения в существующие акты, принимаются новые акты. С момента принятия КоАП 2001 года почти каждый месяц вносятся изменения. Уже в июле 2007 года внесено множество нововведений. При этом источники АП не систематизированы, так как административные правоотношения очень разнообразны.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика